Ч. 90 Положились на русское авось и волю Божью

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/02/10/2001

Ч.90  Положились на «русское «авось» и волю Божью…»

Обер-квартирмейстер был сыном генерал-лейтенанта Аполлона Степановича Жемчужникова. Когда после смерти генерала Сухтелена Перовского назначили военным губернатором Оренбурга и командиром Отдельного Оренбургского корпуса, Жемчужникова, судя по всему, задело это назначение. Он с 1819 года служил в Оренбурге начальником 29-й пехотной дивизии, и, без сомнения, Аполлон Степанович надеялся занять освободившееся место.

Самолюбие генерала ранили настолько сильно, что он не представился новому начальнику. Реакция из Петербурга за нарушение воинской субординации последовала незамедлительно – Жемчужникову приказали немедленно подать в отставку. Видимо, Перовский, в какой-то степени перенёс отношение с отца на сына. Одна болтовня, что сын за отца не отвечает.

Полковник Жемчужников изъездил за годы службы в Оренбургском крае всю степь вдоль и поперёк, но Перовский послал его искать новое место для постройки укрепления только после неудачной командировки Геке. Такое место полковник обнаружил на правом берегу реки Аты-Якши, там, где она впадает в Эмбу. Но ему со своими подчинёнными из-за нехватки времени уже не удалось заготовить достаточного количества сена для верблюдов.

Собрать потребное для похода число вьючных животных оказалось чрезвычайно непростой задачей. К 1-му ноября, на радость горожанам, в Оренбург пригнали девять тысяч пятьсот, как их когда-то любили называть журналисты, кораблей пустыни, которые украсили отходами своей жизнедеятельности все улицы города, и без того не сверкавшие чистотой. Перовский обязал кочевников также поставить и погонщиков верблюдов.

 После долгих переговоров со старейшинами родов те выделили две тысячи девяносто погонщиков, каждому из которых предстояло вести 4 – 5 верблюдов, следить в пути за животными, кормить их и поить. Написал «поить» и сразу вспомнил старый анекдот: идут по пустыне два верблюда. Один говорит другому: «Что бы о нас ни рассказывали, а пить всё же хочется».

Верблюдов, если можно так выразиться, арендовали, или получили, как военную технику в годы второй мировой войны, по лизингу, с обещанием вернуть их владельцам и заплатить за каждое животное по 10 рублей серебром.

Нельзя сказать, что подготовка к походу проходила в спокойной обстановке. Из укрепления на Эмбе  ночью в августе угнали триста девяносто восемь лошадей. Удалось отбить только шестьдесят, остальных похитители под покровом темноты угнали в неизвестном направлении.

В сентябре, тоже ночью, бандиты угнали более трёх десятков лошадей из Ак-Булакского укрепления. На Эмбе успокоились, решили, что грабители второй раз не сунутся, и напрасно - утром 18-го октября обнаружили, что сто восемьдесят быков, которые мирно паслись около укрепления, как сквозь землю провалились. Известные искусники по угону, цыгане, могли бы отдыхать - в степи оказались специалисты более высокого класса.

Бандиты никого и ничего не боялись. Удалось установить, что похищениями скота занималась шайка некого Магомета Утямисова. Перовский приказал снарядить карательную экспедицию под командой полковника Геке в селение, где скрывался бандит со своими сообщниками.

Утямисова схватить не удалось, но десяток членов его шайки удалось схватить. Когда читаешь о многих экспедициях и мероприятиях, которые проводились в царское время, то неизбежно приходишь к мысли, что они строились на трёх неизменных основах: авось, небось, да как-нибудь. Этим мы отличаемся от тех, кто тщательно просчитывает риски и выбирает наиболее оптимальный вариант.

Без сомнения, все открытия на Земле совершали авантюристы, но есть разница, когда в авантюру пускается отдельный человек или с группой сподвижников, и когда это делается на государственном уровне. Я имел в виду как раз последний вариант. Словом, как написал дореволюционный военный историк, выступая в поход, положились на «русское «авось» и волю Божью…».

По распоряжению Перовского в укрепления по пути будущего следования войск направили под сильной охраной караваны с продовольствием и припасами. Отряды охранения должны были остаться в укреплениях как гарнизоны. Вроде, всё разумно.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/02/14/1963

Фотография реки Эмбы - из интернета