Ч. 91 Хвалиться было нечем

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/02/12/1269


Отправили пять караванов.  Погонщиками были башкиры. В охранении – часть войск, назначенных для похода. Пока добрались до укреплений, умерли от дизентерии 199 башкирских погонщиков.

Встречая в исторических источниках подобные цифры, невольно думаю: может начальники тех времен, тоже показывали лукавые цифры, как нынешние торгаши, чтобы не пугать цифрой 200, писали 199?

Сколько умерло солдат, неизвестно. На каждый караван назначили по одному фельдшеру. Но если знать, как  и из кого готовили тогда военных фельдшеров, то станет ясно, что эти медики могли помочь только поскорее отправиться на тот свет.

Но и это было не всё. Вспыхнула эпидемия сапа, которая распространилась и среди животных, и среди людей. Погибла почти треть лошадей – около девяти тысяч. Чтобы справиться с эпидемией трупы павших животных, телеги, сёдла, сбрую сжигали.

Когда же караваны пришли в укрепления, то там прибывших людей встретила безрадостная картина. Цинга, дизентерия и простудные заболевания косили людей и на Эмбе,  и в Ак-Булаке. Доложили обо всём Перовскому, но тот, после обещаний, данных царю, и в мыслях не держал отказаться от военного похода на Хиву.

По его приказу подготовили шестой караван, которым командовал подполковник Данилевский, служивший офицером для особых поручений при военном губернаторе. Подполковник был человеком решительным, смелым, имел опыт войсковых операций в степи.

Его отряд в количестве 5 офицеров и 357 солдат  на 1128 верблюдах доставил боеприпасы, снаряжение и четыре артиллерийских орудия в укрепление на Эмбе, пройдя пятьсот вёрст за двадцать два дня. Морозы были несильными, снег неглубокий, и верблюды легко выкапывали из него себе корм. Неизвестно, какие были при этом людские потери, но, судя по всему, успешный переход Данилевского подтолкнул военного губернатора к выступлению.

14-го ноября войска собрали на площади. Перед ними зачитали приказ Перовского, потом, как положено, троекратное «ура!», молебен и церемониальный марш мимо генерал-лейтенанта и свиты.

Первая колонна, не останавливаясь, сразу шла в поход. Ею командовал генерал-майор Циолковский. Если верить мемуарам и работам военных историков дореволюционного времени, это был редкостный садист и негодяй. За малейшую провинность нижних чинов по его приказу раздевали на морозе догола и жестоко пороли нагайками, зуботычины были в порядке вещей.

За глаза, не только солдаты, но и офицеры, с которыми он обращался по-хамски, называли его «живодёром». Кроме того, генерал был нечистоплотным в денежных делах. Если Перовский сквозь пальцы смотрел на его «воспитательные меры», то за денежные махинации при покупке верблюдов для похода, военный губернатор добился его увольнения. Но уволили Циолковского «по болезни».

Циолковского в 1842 году, уже, когда он был в отставке, убил крепостной повар. Ненависть крепостных к убитому барину была такой, что его труп дважды выкапывали и били плетьми. После второго раз родственники увезли тело генерала из села Спасского в Оренбург, и захоронили его там.

К слову, Константин Эдуардович Циолковский, считающийся у нас основоположником космонавтики, был внуком брата генерала Циолковского. Как видим, яблоки довольно далеко откатываются от яблони.

На следующий день после отправления отряда Циолковского вышел новый отряд под командованием полковника Кузьминского, ещё через день отряд генерал-лейтенанта Толмачёва и последним – отряд генерал-майора Молоствова.

Перовский со своим штабом следовал в этом  последнем отряде. Помимо офицеров штаба, военного губернатора сопровождали чиновники для особых поручений Владимир Иванович Даль, Эдуард Александрович Эверсман, Платон Александрович Чихачёв и Николай Владимирович Ханыков.

Все эти люди были выдающимися учёными, но никто из них не оставил подробного описания Хивинского похода 1839 года. Можно ломать голову, почему? Ладно, цели похода держались в глубоком секрете, а его подготовка проходила при умышленной дезинформации о, якобы, научной экспедиции, но они почти ничего не написали и впоследствии. Скорее всего, понимали, что хвалиться было нечем.

Продолжение http://proza.ru/2015/03/04/2218

Снимок из интернета