Профит заменил совесть

Николай Львович Матвеев
В продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/07/2024

 Проект И. Уткина по возведению офисно-жилого комплекса в 401 квартале г. Москвы в объединённой охранной зоне Кремля и памятников Кадашевской слободы (их там - три), среди которых Комплекс храма Воскресения Христова в Кадашах, не является регенерацией исторической среды памятников. Это — проект нового строительства. Поэтому, он противоречит:
 — международным принципам сохранения культурного наследия;
 — действующему законодательству (законам РФ и Москвы);
 — этическим нормам (надо уважать архитекторов — своих предшественников, построивших эти памятники).

 Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента Культурного наследия г. Москвы Кибовский А.В. писал: «Департаментом в феврале 2013 г. согласовано в части своей компетенции архитектурно-градостроительное решение по регенерации застройки части квартала № 401 для размещения жилого комплекса».

 Я  ему в ответ указывал, что на самом деле никакой «регенерации застройки», то есть возведении зданий стилистически однотипных утраченным историческим, на том же их месте, в высотах и объёмах, не превышающих высоты и объемы утраченных исторических зданий, нет, что посадка проектируемых зданий не соответсвует площадкам исторических строений, так что, слова о "регенерации" - лукавый камуфляж реального сиюминутного профита от нового строительства... в охранной зоне памятников и на территории самого памятника!

См:
http://www.proza.ru/2013/06/18/997

 «В результате мой проект устроил всех экспертов. Я показывал свое предложение и отцу Александру, который тоже благосклонно отнесся к моему творчеству.» — пишет И. Уткин.
Сущая ложь! Профит заменил совесть, а слава Герострата не даёт покоя.

 Отец Александр стоял и стоит на позиции строгого соблюдения законности: в охранной зоне памятников недопустимо новое строительство, возможна только регенерация исторической среды памятников.

 Экспертиза, при которой не публикуются имена экспертов (анонимная), которые не декларируют ситуацию конфликта интересов и не несут уголовной ответственности за возникновение такой ситуации, во всём мире (кроме некоторых стран СНГ и Африки) признаётся коррупционной.

 Принципиально нельзя было начинать разрабатывать проект до утверждения индивидуальных охранных зон памятников данной территории. Они же до сих пор не утверждены. ГЗК и ГПЗУ приняты... по разработанному проекту, postfactum!

 Для данной территории необходимо возрождение (регенерация) именно усадебной застройки на середину 19 века (дату последнего изменения главного памятника «Кадашевской слободы» — КОМПЛЕКСА храма Воскресения Христова в Кадашах. Это если следовать принципам сохранения объектов культурного наследия, а не интересам рвачей.

 «Опасения нет, что подземная часть нового строительства повлияет на исторические фундаменты окружающих зданий,» — совершенно безответственно заявляет Уткин.
Геологическая экспертиза в отношении памятников НЕ проводилась!

 Кроме того, к сожалению, у автора проекта отсутствует понимание, что такое историческая среда памятника.

***********
 Инвестор уже поспешил разрушить историческую застройку квартала.

 Дурацкое выражение "восстановление утраченного", от лукавого.
 "Умерла так умерла": утраченное - утрачено навсегда.
 Если бы можно было "восстановить утраченное", то никакой трагедии не было бы в утратах: разрушили, затем, - восстановили, затем, - опять разрушили... Не жалко! Ведь можно до бесконечности "восстанавливать утраченное", "если сохранились чертежи". Китайцы же так делают каждые четверть века со своими "памятниками"...
 "Восстановить утраченное" равно "совершить чудо", а это - прерогатива Бога. Кто из архитекторов скажет про себя, что он - Бог или святой?

 Регенерация исторической среды и не подразумевает "восстановление утраченого", как считают многие, введённые в заблуждение неудачным заимствованием термина из биологии.

 Утраченного не вернуть, однако структура застройки, городской ландшафт, функциональное и эстетическое наполнение окружающей среды памятника должны ему соответствовать.

 Есть такое понятие - genius loci ("дух места"), - то, что обеспечивает интеллектуальную, духовную, эмоциональную связь с материальной средой.   

 Застройка должна гармонировать или по крайней мере, не нарушать восприятие памятника. Памятник без своей соответствующей окружающей среды - экспонат,недоступный для восприятия и, часто, плохо хранимый.

 Лучшее решение - ничего не строить на этом месте, а засадить плодовыми деревьями, - рекреационных мест в Москве нехватка.

 А то, что всё же целесообразно построить точно по месту и не более размеров утраченного, будет, независимо от стилей, - новым, построенным здесь и сейчас.

 "Историзмы" - худший вид подделки. Не нужно подделок.

 Поквартальная усадебная застройка - естественная среда обитания памятника середины 19 века (дата последнего существенного изменения данного памятника). Всё остальное будет (здесь) - "пришей кобыле хвост".

 Сейчас надо обсуждать не проект (любой), а режимы и регламенты застройки, нынешние, - по приложениям к 775-ПП, - ненаучны и противозаконны (противоречат законам РФ и г. Москвы).
 И принимать новые, сначала отменив, как незаконные, постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 г № 264-ПП, от 21.03.2013 г № 172-ПП, и от 29.10.2002 г №889-ПП и приложения к постановлению Правительства Москвы от 19.12.2012 года № 775-ПП и разработав и утвердив индивидуальные охранные зоны памятников на данной территории.

 Проблема не в Уткине (он неплохой архитектор), и не в инвесторе (тот просто делает деньги, и ему они нужны здесь и сейчас, остальное ему - ...параллельно), а в общей методологии и политике по отношению к культурному наследию.
 Нужны:
- полная прозрачность управленческих решений и экспертиз, которые должны иметь конкретных авторов;
- персональная ответственность за принимаемые решения и экспертизы, уголовная ответственность за недеклариррование конфликта интересов;
- обязательный открытый конкурс на выполнение проекта с чёткими контролируемыми условиями;
- территория должна иметь чёткий научно обоснованный паспорт с подробнейшим описанием того что и с какими параметрами здесь может (и должно) быть .
И главное, для самого памятника, - подлинность - высшая ценность, как конкретное проявление истины.

 Пока же, так называемая реставрация памятников, особенно если они переданы в частное владение, оборачивается их фактическим уничтожением. И мы, традиционно, остаёмся Иванами, родства не помнящими. Потому (не только, но и) страну так и колбасит.

 И, конечно же, - профессиональная этика: любой (хороший) архитектор мечтает, чтобы его творения жили века. Но, почему-то лишь немногие отказываются уничтожать творения предшественников ради собственных изысков. Большинство, памятуя, что всё портится, готовы ускорить сей процесс порчи, особенно, если за это неплохо кормят.

***
 Здесь я согласен с Натальей Самовер: если нам нужны не муравейники для размещения "человеческого капитала" и "человеческого ресурса" (вы только вдумайтесь в эти обормоты речи!), духовные и моральные ценности должны быть выше сиюминутной выгоды.

 Однако, в Москве мы наблюдаем беснование вокруг элементарного благоустройства общественных пространств, нам предлагают петь осанну мэрии, за пешеходные зоны, велодорожки, цементную плитку и фонари.
Нам "делают красиво". Чем не ценности?

 Ликуйте, люди! В вашем свинарнике впервые за много лет убрались и законопатили сквозящее окно, так что, ваш святой долг теперь - ответить на заботу о вас ударной супоросностью, повышенными удоями и рекордной яйценоскостью. Ну, или, во всяком случае, правильно проголосовать на выборах.

 Тут нас элементарно дурачат, выдавая необходимые для современного города действия (кстати, весьма не оптимальные и не глубоко продуманные), за само совершенство.

 И в то же время продолжается уничтожение наследия и нарушение наших конституционных прав.

 Моральные ценности нельзя подменять утилитарными красотой и удобством, а человека сводить к потреблятству.

 Из всех земных тварей История есть только у человека, смысл существования которого не сводится к отправлению естественных нужд.

 Деонтология градостроительства далеко выходит за рамки охраны памятников. Что касается аксиологии памятников, то честные и умные специалисты, вроде профессора МАРХИ Натальи Олеговны Душкиной, твердят об этом десятилетиями и даже студентам, вроде бы, рассказывают. Но, как известно, от повторения слова "халва" во рту слаще не становится.
 Слова падают на каменистую почву, потому что жизнь бысто учит этих студентов совершенно другому.

 Но, я не согласен, что нельзя законодательно запретить вандализм и ввести всеобщее и повсеместное просвещение президентским указом.
 И тяжесть задачи не отменяет насущности её решения.

 А больше всего меня огорчает наше безучастное безразличие и почти поголовное неверие в собственные силы: "А что я могу? Власть всё равно меня не услышит".
 А что такое власть, если не способность заставить другого подчиниться твоей воле?
 И если источник власти - НАРОД, то где же она, ВАША воля?
 Или вы не часть НАРОДА?
 Или вы настолько зависимы и боитесь?
 Кого?
 Позорище...

11.09.2013 г.
© Copyright: Николай Львович Матвеев, 2013
 Свидетельство о публикации №213092301716

добавлено 24.09.2013 г.

В редакции от 19.12.2014 г.



---
Прошу поддержать:
http://goo.gl/hGyUba