Заметка Виктора Ахинько «Небрежности Константина Паустовского», http://www.proza.ru/2013/11/09/1226 побудила меня порассуждать о природе гениальности, зависти и предательства.
Зависть толкает к предательству, а предательство - к убийству! Примеров тому и в современной жизни немало. Чем отличался Моцарт от Сальери? Отсутствием этой самой зависти.
Начав со штатных реверансов Паустовскому: "Его проза словно родниковая вода", Ахинько посчитал, что этого достаточно, чтобы затем всласть потоптаться по "забронзовевшему" классику:
"намеревался спросить знатока прозы, преподавателя Литературного института: как это понимать?"
Ни больше ни меньше! На ковёр! К ответу! Ой, что-то до боли знакомое...
Виктор, подсказываю - лучше спросить по всей строгости. В органах. Там разберутся! И не с таких бронзовых позолоту сдирали. Вместе с кожей.
"Такие стилистические небрежности встречаются у Паустовского довольно часто и огорчают меня".
"Довольно часто". Это приговор классику. Двоечник!
Ай да Виктор, ай да сукин сын!
Говорят Сальери признался в убийстве Моцарта в больнице для душевнобольных, где доживал последние дни. Это я так - к слову.
Но Виктор размахивает топором налево и направо, норовя порушить всех "бронзовых" авторитетов:
"Он торопился, как бедный Достоевский?"
Чёрт! Сколько эпитетов слышал я применительно к Достоевскому, но "бедным" его мог назвать только такой авторитет от литературы, бронзовый бюст которому должен быть повыше известного монумента вождю всех народов в Гори!
Вот так: Бедный торопыга Достоевский! И Паустовский ему под стать. Оба - неучи и терпилы!
Сальери, Сальери! Подавляемая зависть прорывается сквозь искривленные ею губы. Её не сдержать! И не нужно - подавление столь сильного чувства чревато психическим расстройством.
Ядовитые стрелы летят в классиков. Это публичная порка?! Во всяком случае - попытка оной. "Бедный Достоевский" и небрежный торопыга Паустовский, не владеющей элементарными знаниями построения "правильной литературной речи посрамлены:
"Ещё древние римляне считали такое «зияние» ("от"- "от") недопустимым.Звуки съедают друг друга…".
Как смеет располагать Паустовский рядом однокоренные слова и повторять трижды слово «вода» в смежных предложениях, если это противу правил?! - негодуете вы,Виктор.
И невдомёк Сальери, что вода у Паустовского каждый раз иная! Он любуется ею, разглядывая с разных ракурсов и удивляясь ей:
«Жёлтые пахучие листья отрываются от ветвей и слетают в воду. Вода так неподвижна, что видно, как от отражения осокоря отрывается в воде такой же лист».
В воду, вода, в воде...
Ваш вариант: "Легко же заменить: «слетают в речку, в старицу». А следующую «воду» назвать «Она», - уныл и до оскомины стандартен, и от любования водою Константина Георгиевича не осталось и следа!
Вам ещё расти и расти до этих строк и учиться слушать мелодию родной речи, уважаемый ниспровергатель авторитетов!
Сергей Эйзенштейн в 1940 году сокрушался: «Бедный пушкинский Сальери! Музыку он разъял, как труп…".
Искромсали и вы, Виктор, классика, но ничего подобного поэтическому слогу Паустовского не сумели произвести, увы.
Рафаэлю приписывают слова: «Я не могу сказать, почему изображения под моею рукою ложатся так, а не иначе. Заметят ту или другую красоту в моем изображении, а я с улыбкой смотрю на неё и сам удивляюсь, как удалось мне так хорошо сделать. Каждый должен иметь свой собственный вид искусства; мой дала мне природа; я нимало над ним не трудился; этому никакими усилиями научиться невозможно».
В основании кажущейся лёгкости и инстинктивности языка Паустовского - феноменальный слух на слово и острая наблюдательность сквозь толстые стёкла очков.
Не «бронзовел» он, говоря словами ваших рецензентов! В противном случае неукоснительно следовал бы предписаниям «древних римлян» и производил "правильные", но посредственные, а не бунтарские строки, нарушающие каноны классического посторения сочинений.
Кстати, каждое произведение Константин Георгиевич перед публикацией читал вслух узкой аудитории доверенных ценителей русской словесности, своих бескомпромиссных критиков.
Только пройдя этот фильтр и исправив замечания, выставлял очередное творение на суд читателей.
Так что строки, которые вы выхолостили, подправив завистливой рукой Сальери, чтобы они якобы соответствовали неким правилам, прошли в своё время тончайшее сито отбора!
И если вы не увидели незашоренным взглядом гармонию паустовской прозы и не услышали отсутствие фальшивых нот, в угоду древнеримским правилам, – Паустовского есть кому оценить и не дать в обиду! - смею вас уверить. :)