Ладья отчаяния 6

Владимир Короткевич
Начало "Ладья отчаяния 1" http://www.proza.ru/2014/11/04/422
    Предыдущая часть "Ладья отчаяния 5" http://www.proza.ru/2014/11/19/1495


 Он погладил ее па голове и подумал одно только слово - «жаль». А потом подмигнул людям наглым левым глазом и, безоружный, без цветка, направился в смертельную комнату.

 Комната была высокая, как костел, и острые своды терялись во тьме, а за стрельчатыми окнами лежал вечный мрак. И комната была пустой - только стол, и два стула, и шахматная доска на столе.

 Стены были все обтянуты серым пыльным сукном. Прямо перед Выливахой, в дальней стене, были низкие темные двери, самые последние, которые существовали и в мире Памяти и в мире Забвения. Всю ту стену и двери заткала паутина. Как черные блестящие лучи, бежали во все стороны нити толщиною с руку. И, как безобразное черное солнце, сидел в истоке этих лучей косматый исполинский паук с серебряным крестом на спине - Арахна, ткущая паутину вечности.

 А за столом на одном из стульев сидела и молчала Смерть.

 - Добрый вечер в дом, - сказал Выливаха.

 - Ты что же это, Гервасий? - сказала наконец Смерть. - За всю мою доброту, за цветок, за последний глоток вина, какой я разрешила тебе, ты взбунтовал ладью Отчаяния.

 Выливахе вдруг стала смешно.

 - Ты вроде нашего великого Канцлера, - сказал он. - Сдирает последнюю шкуру и еще требует, чтобы ему за это кричали «спасибо!». Начальство, видимо, везде одинаковое.

 - А ты что, не читал Экклезиаста? Что было, то будет, и нет ничего нового под солнцем.

 - Меня он как-то не интересовал. У меня не так много было времени, чтобы расходовать его на разную чушь.

 - А бунтовать ладью? А бесчестить Перевозчика и Канцлера? А разгонять мою стражу? А осквернять ворота Ужаса?

 - Мы - люди, - сказал Выливаха.

 Смерть улыбалась:

 - Много ты теперь успеешь со своим людством... Ну, как тебе твоя соседка? Видишь, я нарочно не хотела тебе мешать. Сама добиралась к месту.

 В наглых и веселых глазах Выливахи вдруг появилось ужасное презрение.

 - Доныне я думал, что издеваться может только жизнь. И это было единственным оправданием того, что ты существуешь, Смерть.

 - Видишь, могу и я.

 - Вижу. И потому вспоминаю жизнь с еще большей нежностью... Достаточно. Говори, куда идти?

 Смерть показала глазами на двери за паутиной.

 - Арахна, - позвала она.

 Паук шевельнулся и стал спускаться ниже.

 - Она выпьет из тебя жизнь и память. Не пугайся, это быстро.

 - Когда это я чего-то пугался?.. Только... я бы на твоем месте обновил свое хозяйство. Паука оставил бы для господ, которые высасывают кровь из народа и выступают за старину. А для бедных людей сделал бы молот и подвел бы к нему лотком воду, как на мельнице. Им столько раз в жизни приходилось подставлять свою голову под обух... Ну, прощай.

 - Подожди, - сказала Смерть. - Ты и теперь хотел бы жить? Зная, что тебя ждет? Получив малюсенькую отсрочку?

 - Даже на дыбе, - сказал Выливаха. - Повсюду, где нет тебя.

 Смерть грустно склонила голову, но сразу вскинула ее так, что лязгнули зубы.

 - Хорошо! Какой ты странный! Ты игрок, но тебе нужны рабыни. Так, может, ты сыграешь в шахматы с наивеличайшей владычицей вселенной, игрок? Ставка - жизнь.

 Выливаха пожал плечами:

 - Давай.

 - Хочешь, я дам тебе визиря вперед?

 - Чтобы потом говорили, что я воспользовался слабостью?

 Доска лежала между ними. Гервасий взял за белый шлем маленького, но невероятно тяжелого латника и открыл дорогу своему визирю... Арахна заинтересовано дышала над головой... И вдруг Смерть рассмеялась:

 - Ты опять попался...

 - Почему? Я знаю: ты никогда не проиграешь.

 - Так зачем ты сел, дурак рогачёвец, слабенький человечек?

 - Какая ты иногда жалкая. Нич-чего не понимаешь. Я - человек... Я - игрок. Неужели ты думаешь, я, даже безоружный, даже когда на меня напали бы впятером, на минуту задумался бы: пустить в ход мне зубы или нет?

 - Смот-три, - сказала Смерть.

 За какие-то двадцать минут она сделала брешь в защите Гервасия, взломала ее и бросилась уничтожать разбросанные островки отчаянного сопротивления.

 И тут Выливаха увидел, какой нечеловеческий ум играет с ним, какая рассчитанная на сто ходов вперед предусмотрительность вяжет его па рукам и ногам, как никому, никогда не удастся выиграть у этого высшего и холодного существа.

 Латники его шли вперед и гибли один за другим. Правый фланг костяной белой армии прогибался под неистовым напором черных так неуклонно, как неуклонно входят в трясину колени человека, который поднял непосильную тяжесть.

 С мужеством отчаяния визирь Выливахи бросился вперед, сбил вражеского латника, который выходил на линию «Трон визиря», сбросил боевого слона и сразу засуетился между двумя ладьями Смерти. Гуляй-города на спинах ладей хищно оскаливали свои зубцы.

 Визирь сбил еще одного латника и сложил голову, окружённый черной армией.

 И тогда рука Смерти протянулась и сняла с головы короля корону.

 - Аминь, - сказала она.

 - Я могу гордиться, - сказал Выливаха. - Не каждый играет со Смертью.

 - Ты неплохо бился. Смотри, почти час. На других достаточно и десяти минут.

 - Ничего удивительного. Это была самая волнующая партия в моей жизни.

 - Все окончено, бунтарь. Стражник, приведи остальных.



   (1) Выливаха - белая цапля.
   (2) Сом.
   (3) Карась.
   (4) Рыбец.
   (5) Архивист, нотариус.
   (6) «Сігіз. - кар. - польск.» - Сигизмунд король польский.
   (7) Доска для счёта. Прообраз современных счетчиков.

Продолжение "Ладья отчаяния 7" http://www.proza.ru/2014/11/19/1485