Роберт Лофт. Авиакатастрофа из-за лампочки

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в ноябре 2023 г.

Катастрофа самолета «Локхид L-1011 — Трайстар»

29 декабря 1972 года над Национальным парком Эверглейдс во Флориде потерпел катастрофу «Локхид L-1011 - Трайстар» авиакомпании «Истерн». Погибли 100 человек.

29 декабря 1972 года открылась ещё одна мрачная страница в истории гражданской авиации США. Впервые на территории страны потерпел катастрофу широкофюзеляжный самолёт.

«Локхид L-1011 - Трайстар» (бортовой номер N310ЕА), лайнер авиакомпании «Истерн», взлетевший из аэропорта имени Дж. Кеннеди, через два часа, в 23.15, вышел на связь с диспетчером международного аэропорта Майами. Самолёт приступал к маневру снижения и захода на посадку.

На борту «Трайстара» находились 168 пассажиров и 9 членов экипажа. В рейсе 401 левое место командира занимал капитан Роберт Лофт, налетавший в общей сложности 30 тысяч часов. На «Трайстаре» он работал с момента появления самолёта на пассажирских линиях. В кабине также находились второй пилот Альберт Стокстилл и бортинженер Дон Репо. Именно пилотам суждено стать «героями дня».

В 23.29 экипаж получил необходимые сведения для захода на полосу 9L. Перед тем как выйти на посадочную прямую, капитан Лофт связался с диспетчером и отдал распоряжение выпустить шасси. Бортинженер перевёл кран выпуска и уборки шасси в положение «выпущено». Две лампочки, информировавшие пилотов о выпуске основных стоек шасси, зажглись, а третья, сигнализирующая о выпуске носового шасси, нет. «Внимание, у меня только две зелёные!» - встревожился бортинженер.

Подобная ситуация не является аварийной. В инструкции говорится: если экипаж не уверен, что одна из стоек шасси вышла из ниши или встала на замок, он должен прекратить снижение, сообщить о возникшей неисправности диспетчеру, а затем попытаться определить истинное положение дел. В случае, если механизм выпуска шасси действительно неисправен, застрявшую «ногу» можно довыпустить вручную или просто отключить гидравлику и позволить ей выпасть из ниши под действием собственного веса.

Командир «Трайстара» уверился, что все стойки шасси выпустились и встали на замки, и только неисправность лампочки не позволяет экипажу утверждать это наверняка. В 23.34.05 «Истерн 401» сообщил о проблеме диспетчеру. С «башни» потребовали прервать заход, набрать высоту 2000 футов (600 м) и отправиться в зону ожидания, к западу от аэропорта.

Стокстилл ввёл новые данные в автопилот, и лайнер пошел в сторону зоны ожидания. Репо заметил, что вся проблема в дефектной лампочке. Капитан Лофт также подключился к дискуссии. Экипаж безуспешно пытался заставить гореть лампочку, хотя никакой необходимости в этом не было. В азарте бортинженер перегнулся через центральную консоль и, втиснувшись между пилотами, попытался извлечь упрямую лампочку из гнезда.

Рёв трёх мощных двигателей «Роллс Ройс» сотрясал ночное небо над знаменитым Национальным парком Эверглейдс. Поскольку лампочка по-прежнему не поддавалась, было принято решение вскрыть люк в полу пилотской кабины и визуально определить положение носовой стойки. В тот момент, когда Репо с энтузиазмом принялся выполнять поручение, в наушниках пилотов раздался звуковой сигнал. Это радиовысотомер предупреждал: самолёт покинул заданный эшелон и снизился до высоты 500 м.

Но раздражение, вызванное необъяснимым поведением лампочки, оказалось столь велико, что никто из членов экипажа не обратил внимания на сигнал тревоги. Все по-прежнему считали, что автопилот продолжает контролировать ситуацию; на самом деле уже несколько десятков секунд лайнер снижался. Через несколько секунд Репо сообщил, что не смог определить, выпущено ли носовое шасси.

Автопилот на «Трайстаре» отключается несколькими способами. Любой лётчик может перейти на ручное управление при помощи кнопки отключения автопилота, расположенной прямо на штурвале. Бортинженер имеет специальный тумблер на центральной консоли. Кроме того, в экстренной ситуации автопилот отключается автоматически, если на любой из органов управления самолётом (педали или штурвал) прикладывается усилие 15 фунтов (около 7,8 кг). Пытаясь дотянуться до лампочки, капитан Лофт непроизвольно нажал на колонку штурвала с силой 20 футов, и этого оказалось достаточно, чтобы выключить автоматику.

Удивительно, но перегоревшая лампочка настолько отвлекла внимание опытных лётчиков, что они не обратили внимания на погасшее табло «Автопилот включен».
Система, которая должна предупреждать лётчиков об опасном сближении с землёй с убранным шасси, не проявила себя, потому что все три «ноги», как и предполагал экипаж, выпущенные, стояли на замках. Самолёт снижался со скоростью 60 м/мин, и это осталось незамеченным - пилоты не следили за показаниями приборов.

Капитан вызвал диспетчера, чтобы он задал вектор для захода на посадку.

23.41.47. Диспетчер: «Истерн 401», разворот левый на курс 180 градусов.
23.41.50. Капитан: Какой?
23.41.51. Диспетчер: 180 градусов.
23.42.05. Второй пилот: Мы что-то сделали с высотой. Капитан: Что?
23.42.07. Второй пилот: Мы по-прежнему должны быть на высоте две тысячи?
23.42.09. Капитан: Эй, что здесь происходит?

Но времени для исправления роковой ошибки уже не оставалось.

В 23.42.12 «Трайстар» на скорости 360 км/ч ударился правым крылом о землю Национального парка Эверглейдс. Фюзеляж самолёта разломился на несколько частей, и людей со страшной силой выбросило наружу. К счастью, благодаря мягкому болотистому грунту удар смягчился, - вскоре среди обломков раздались стоны и крики уцелевших. Пилот другого лайнера, который находился в зоне ожидания вместе с «Трайстаром», оперативно сообщил диспетчеру, что видел на земле вспышку, а вслед за ней отсветы пожара. Диспетчер тут же вызвал спасателей.

Прибывшие из Майами спасательные вертолёты доставили в городские больницы 79 чудом уцелевших пассажиров «Локхида» в ужасном виде: все были в крови и болотной тине, полураздетые; после всего, что пришлось пережить в эту кошмарную ночь, многие в состоянии шока. Несколько человек получили опасные для жизни травмы; двое из них впоследствии скончались от ран. Таким образом, общее число жертв катастрофы составило 100 человек.

Национальное бюро безопасности на транспорте (НББТ - NTSB) США быстро установило причину трагедии. Потерпевший катастрофу «Трайстар», произведённый пять месяцев назад, успел налетать всего 1000 часов, совершить более 500 посадок. Однако этой нагрузки оказалось достаточно, чтобы лампочка, сигнализирующая о выпуске передней ноги шасси, перегорела. Последствия мелкой неисправности привели к фатальному исходу.

НББТ приняло решительные меры по предотвращению подобных катастроф в будущем. Все самолёты «Трайстар» были оборудованы системой звуковой и световой сигнализации автоматического отключения автопилота. Кроме того, активизировалась работа по созданию бортовой радиолокационной системы предотвращения столкновения с землёй.

darkgrot.ru›cult/momento-mori/aviakatastrofi-/

 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  нелепая  гибель  в  авиакатастрофе  командира  экипажа  «Локхид L-1011 — Трайстар»  РОБЕРТА  ЛОФТА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

    Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

     Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

   17    32    34   40    57   76         88   103  124  143
    Р     О     Б      Е     Р     Т          Л     О      Ф     Т 
 143  126  111  109  103   86         67    55    40    19

   12   27    48    67        84    99   101  107  124  143
   Л     О     Ф     Т          Р     О      Б     Е      Р     Т   
 143  131  116   95        76    59    44    42    36    19

                РОБЕРТ  ЛОФТ  =  143.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  143 = (не)Л(епая) (катастр)ОФ(а) (самолё)Т(а) + Р(оковая) О(шибка) + (ги)БЕ(ль) + (катаст)Р(офа) (самолё)Т(а).

  143 = ,,Л,,  ,,ОФ,,  ,,Т,, + Р,,  О,, + ,,БЕ,, + ,,Р,,  ,,Т,,.

 
Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ:  86-ДВАДЦАТЬ  +  86-ДЕВЯТОЕ  +  74-ДЕКАБРЯ  =  246.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  246 = (у)Д(ар) + (остано)В(к)А (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (у)Д(ар) + (чер)Е(пно-мозго)В(а)Я Т(равма) + (смертельн)ОЕ (повреж)ДЕ(ние) К(остей) (череп)А + (ги)Б(ель) + Р(азбилс)Я.

  246 = ,,Д,, + ,,В,,А  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,Д,, +,,Е,,В,,Я  Т,, + ,,ОЕ  ,,ДЕ,,  К,,  ,,А + ,,Б,, + Р,,Я.


         246-ДВАДЦАТЬ  ДЕВЯТОЕ  ДЕКАБРЯ  =  143-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  +  103-ПОГИБАЕТ  В  АВИАКА(тастрофе).