Орудия Смерти Город Костей Фильм

Лилия Внукова
"Орудия Смерти: Город Костей" (фильм)

Вчера посмотрела во второй раз (*после просмотра в кинотеатре) «Орудия Смерти:Город Костей».  Да, в кинопрокате фильм был урезан, и от этого – оказались не понятны некоторые моменты, и весь фильм превратился в мешанину ярких красок.  Но в полном , не кинопрокатном варианте, всё стало на свои места, стало понятно – все связи в истории. Хорошая, интересная сказка-фэнтази!... Очень красивая.  Цварт и вся его команда, художников, операторов и режиссёров, очень постарались. Цварт в полной мере сумел в кино воплотить яркий мир книг Кассандры. Мир городской, неоновый, нео-готический. Потрясающие монстры – демоны , осаждающие мир, который защищают воины- полуангелы, воины-нефилимы.

Прекрасные актёры.  Трогательные и красивые Джейми Бауэр и Лили Коллинз (Джесс и Клэри) ,  очень жизненно передавшие отношения молодых людей, чуть вышедших из проблем  подросткового возраста – к проблемам юности, основная из которых, конечно, любовь, поиск любимого человека в этом огромном мире. Эффектная Джемима Уэст, в роли девушки-нефилима – с серебристой плетью )). Верховный маг Бруклина, Магнус, в его шортах – и пиджаке ))),невозможно не запомнить. И, пожалуй то, что Кассандра настояла на том, что актёр должен быть азиат – очень хорошо, эффектно. Не приглаженные, страшные вампиры, в их запущенном жилище, так и чувствуется, что пахнущем плесенью и смертью. Совершенно необыкновенные Молчаливые Братья и их Склеп Нефилимов.
 
Перед просмотром фильма я читала книгу . И смотрела в кинотеатре фильм, помня книгу. Но теперь – я книгу уже подзабыла , и смотрела фильм независимо от книги. И это было лучше. В голове не было никаких невольных сравнений.  Конечно, спасибо Кассандре за созданный ею мир. Но мир фильма – создавал Цварт. Героям , их характерам – придали оттенки, и, можно сказать многоцветье, актёры.
 
Как  ярко сыграл своих героев старший кастинг фильма – Джонатан Рис Майерс, Лена Хиди и Эйдан Тёрнер!  ( Валентин, Джоселин и Люк ), на фоне юного любовного треугольника – любовный треугольник взрослых. Познающие Любовь – и уже познавшие Любовь, всю её сладость – и всю горечь. Печаль разрушенных семейных отношений, воспитание в одиночку ершистого подростка-дочери (Лена Хиди , отношения родителей и детей показала с большим чувством )) ). Подросток , конечно, ставит в центр мира себя, своё познание – открытие любви. И, конечно, ему как-то невдомёк , что взрослые (и старые )))) ) тоже могут, умеют любить, ещё не забыли этого.

Валентин Моргенштерн пружина всего действия. Он присутствует во всех разговорах, ещё до своего визуального появления, из Портала, в Институте (убежище) нефилимов. Валентин – разрушитель. Зло ли он? Падший ли он Ангел? Майерс играет его человеком, заблуждавшимся – и любящим. Играет его воином, готовым пойти на все жертвы – ради цели, которую он считает верной. Валентин остаётся нефилимом. В своей борьбе он переступает все границы законного. Законов сообщества нефилимов, сообщества, которого зритель пока что не видит! Зритель видит только этот величественный, но постепенно приходящий в запустение Институт, в котором  живут подростки, испуганные и напряжённые той миссией, которая выпала им – быть с детства воинами, отвечать за жизнь на земле.  И – жалкий Ходж... , вроде бы, нефилим, и учитель…  В своих действия Валентин  смел и безжалостен, как воин. Но он остаётся нефилимом, полуангелом – не полудемоном. Хотя та часть демонской крови, которую принял в себя Валентин, и с который вынужден (постоянно) бороться, иногда проявляется в его характере, в его поступках (внезапная, как  взрыв, жестокость) .

 Какой главный недостаток Валентина? Гордыня  нефилима – подобная гордыне нолдоров, из мира Средиземья Толкина. И в чём его ахиллесова пята? В любви, на самом деле. Любовь – и держит его в мире людей , и убивает. Валентин Моргенштерн – Ужасный Гессенец, Рыцарь преступивший все законы, но возвращающийся (из мира мёртвых) в мир людей (живых) за своей женой, которая может, должна быть только его. Как в немецких балладах. Но он герой, потому что он спускается в мир мёртвых (мир демонов) – и возвращается в мир людей, с целью защитить людей. По крайней мере , он хочет быть таким героем.
 
Разумеется, сам жанр, фэнтэзи, предполагает поп-культуру, не глубокую драму, не арт-хаус, или что-нибудь ещё, в таком духе.Фильм сделан под широкую аудиторию.  И некоторые сцены в фильме решены вполне традиционно. И напоминают ранее широко раскрученные фильмы. На мой взгляд, предполагалось, что «Орудия…»  заменят нео-готику «Поттера….». История о подростках, любовная история. Да и сама Кассандра начинала , как писатель, с продолжений Поттерианы. В её книге прямые параллели  семьи Моргенштерн – и семьи Малфоев (беловолосые). А так же экспериментирующий над собой Валентин – экспериментирующий над собой Волан Де Морт. Магическая школа Хогвартс – построенный на месте некоего чудесного источника Институт Нефилимов. Параллелей уже достаточно.
 
В фильме немного затянут текст, кое-где. Иной раз, чувствовалось, что актёрам трудно было оживлять текст. Сценарист (*журналистка Джесика Постиго) ориентировалась на книгу – а должна была, мысленно!, представлять себе актёров, их движение, их действия, их игру! Должна была представить Театр Кино.  Но мир получился яркий. Герои (не только главные, но и второстепенные – как та ведьма, превратившаяся в демона, которая попыталась отобрать у Клэри Кубок )) ) – очень яркие и запоминающиеся.  Поэтому – хочется увидеть продолжение этой истории. Интересной, конечно, и подросткам (*изначальная целевая аудитория фильма), но и взрослым тоже. У Джоан Роуллинг не было Валентина Моргенштерна. Её Волан Де Морт – не тот Валентин Моргенштерн, который сложился и из образа Кассандры (в книге), но и из игры Джонатана Рис Майерса тоже, из тех черт,которые он подчеркнул в своём герое.

Валентин Джонатана не стал монстром, как я уже написала выше – он остался нефилимом. Кроме того, поставленный в центр истории (*и фильма) Кубок, и карта Таро, в которую он был заключён – так же делают Валентина прямой противоположностью Волан Де Морта. Кубки Таро, особенно перевёрнутые Кубки Таро  -- это страсть. Страсть Валентина к  Жестокой Прекрасной Даме – своей жене, Джоселин. Их дети, словно пролившееся вино(кровь) из этого Кубка. В фильме подчёркнуто это, на карте Таро, когда Клэри снова вкладывает в неё Кубок.  И потому , когда Валентин заставляет Клэри пить из Кубка свою кровь – это означает и то, что он заставляет дочь принять его отцовство. От которого она отказывается. Жена , предавшая мужа. Дочь, предавшая отца… И, плюс к тому, друг предавший друга. Люк – был лучшим другом Валентина, пока не искусился его женой.

 В фильме показаны, кратко , эти сцены – что Джоселин очень волнуется за Люка. А Валентин именно наказыват Люка – за предательство, за то, что лучший друг позволил этому чувству поселиться в своём сердце, и плюс к тому пошёл на сговор за его спиной, на обман. Жестоко наказывает. Но такой он человек (*это его не оправдывает). Одна Джоселин могла бы смягчить и угасить эту жестокость, и  гордость, и страстность в Валентине, показать его дурные качества, и, может быть, да – заставить плакать. И с этого бы, возможно, началось очищение, и новая жизнь.  Но она не захотела этого сделать, и сама, в свою очередь, не смогла простить… Джоселин и Валентин – два отражения одного лица, в мужском и женском обличии.  Семейная история... И – сплошные, просто средневековые или даже древне-римские страсти !
 
И ведь стоит признать то, что жуткий эксперимент Валентина над собой (в первую очередь!) завершился успехом. Он искалечил – себя, но получил более совершенную породу нефилимов, в лице своей дочери,Клэри. И своего сына (*не буду предварять следующие серии). Ведь в конце фильма окончательно ясно: Клэри уникальный нефилим. Её способности превосходят способности всех нефилимов. И за это – она вобще-то должна благодарить своего отца, Валентина.
 
Джоселин же не смогла простить мужу того, что он без её позволения и ведома устроил этот рискованный эксперимент над нею, и её детьми. Но, разумеется, Валентин знал, что Джоселин , как женщина и мать, не дала бы своего согласия на такое. Вряд ли дала бы.

Мифологема же Волан Де Морта была совсем другой, как мы помним.

И, снова я повторюсь, не стоит искать в книге Кассандры Бога и Дьвола. В её мире Ангелы это не те библейские ангелы к которым мы привыкли. И Демоны стало быть тоже не те. Две силы, Тёмная и Светлая. Однако же это не одно и то же с Богом и Дьволом, и уж тем более с Добром и Злом. Нефилимы не безоговорочный свет, как мы видим это в лице Ходжа, совершенно сломленного и потерявшегося в этом мире учителя – старого мира нефилимов.

*О книгах Кассандры Клэр серии "Орудия Смерти"(трилогия -- потому, что в трёх книгах присутствует Валентин, они логически-законченны. Так-то книг больше) http://www.proza.ru/2012/08/26/1325
В 2015 (в начале 2015) обещают продолжение съёмок, которые были приостановлены для доработки сценария, как было официально заявлено. Плюс к тому прибавится новый персонаж -- Инквизитор (из мира нефилимов )) ), её сыграет Сигурни Уивер.    
*новости об "Орудиях...", об окончательном решении -- вызвали потрясение среди фанов телевизионного фильма! "Орудия..." решили сделать сериалом, по миру Кассандры Клэр. Об актёрах неизвестно пока ничего.И даже, поговаривают, что произойдёт кардинальная замена основного кастинга -- то есть, что всех основных актёров поменяют... Но официально об актёрском составе пока что молчат.