О трилогии Кассандры Клэр Орудия смерти

Лилия Внукова
О ТРИЛОГИИ КАССАНДРЫ КЛЭР "ОРУДИЯ СМЕРТИ", И ИДУЩЕЙ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНОВ.

В связи с идущей экранизацией нынче стала ещё более популярна трилогия Кассандры Клэр «Орудия смерти». Но, если бы не участие Лены Хиди, Джонатана Рис Майерса, Лили Коллинз, и других популярных актёров в этой работе – некоторые книголюбы, вероятно, никогда бы и не подумали взяться за книги Кассандры. Просто не обратила бы внимание.

Конечно, трилогия Кассандры это атмосфера нео-готики, сказочная и динамичная история о подростках, красочный яркий мир самых разнообразных волшебных персонажей, и юмор (что немаловажно). А Валентин (роль Джонатана Рис Майерса), о!, это серый кардинал, персонаж о котором все говорят, и все знают, но его никто не видит (на протяжение долгого времени).

 Сюжет книги и красочность персонажей, и сама нео-готическая (американская, и чисто-городская) атмосфера, конечно, увлекают. Это, так сказать, «последний писк моды» мира фэнтэзи. Авентюрное повествование, в большей степени, для подростков. И всё же, невозможно не признать того, что это книги на одно прочтение, для пары-другой приятных вечеров за книжкой в уютном кресле -- для развлечения. Впрочем, такая литература тоже нужна. Но не всякий книголюб купит трилогию Клэр в личную библиотеку, и вряд ли поставит на полку (даже) рядом с Сапковским и Кингом (не говоря уж о Петронии и Вергилии, на которого автор нередко ссылается ). И, конечно, вряд ли станет перечитывать книги Кассандры.

Поначалу книга заинтересовывает динамикой сюжета. Но, чем дальше  читаешь, тем больше вязнешь – в ненужных диалоговых длиннотах, и (уж простите за выражение!) других розовых соплях. Как, например, затянувшаяся любовь брата к сестре, до-олгое страдание по сему поводу.

Ну что ж... Джону (Рис Майерсу), вероятно, как-то уж традиционно, после «Тюдоров»!,  досталась роль злодея, плохиша. Причём злодея идейного, концептуального и властного. "Моргенштерн" -- утренняя звезда, падающая звезда, Люцифер. Кассандра не раз говорит об этих аллюзиях.

Но Валентин Моргенштерн так же и нефилим, то есть полуангел-получеловек, и сражается против демонов, и ещё -- является мощной организующей фигурой всего действия. Не будь Валентина, не с кем было бы сражаться, не за что бороться... В итоге (для Сумеречных Охотников, воинов по натуре, от рождения) незачем было б жить. Роль Джонатана, Валентин -- это мощная фигура Отца-Хтоноса, пожирающего своих детей, именно для того, чтобы дети научились бороться и стали сильнее.

Ведь самое грустное во всей истории (и самое основное) это гордиев узел семейных отношений Валентина! Жену Валентина, Джоселин, будет играть очень  харизматичная актриса  Лена Хиди, известная любителям фэнтэзи по «Играм Престолов», роль властной, умной королевы Серсеи. Два таких красивых и сильных человека, как Джоселин и Валентин (ну, или нефилима, кому как угодно) живут в ссоре, в разладе, более того -- в НЕПРИМИРИМОЙ вражде. У них прекрасные дети, обладающие редкими дарами (не в последнюю очередь – благодаря экспериментам Валентина!). А вся жизнь их родителей это борьба друг с другом... ненависть, ссора и разлад. Мальчиков воспитывает ТОЛЬКО отец, девочку воспитывает ТОЛЬКО мать (сведём к минимуму влияние оборотня-Люка, безнадёжно и почти по-собачьи влюблённого в полуангела-получеловека воительницу Джоселин).

 Ни в чём нет компромисса, полутонов. Валентин бескомпромиссный бунтарь. Джоселин бескомпромиссная сильная, современная женщина. Их борьба друг с другом ведь это вечная борьба Зевса и Геры. Борьба главенства только женского -- или только мужского доминирования. Потому что, несмотря на все поблажки (в книге) в сторону нетрадиционных отношений, всё-таки чего-то усреднённого не получается. Женщина (даже очень волевая и сильная) остаётся женщиной, мужчина остаётся мужчиной. Усреднённый вариант (хоть с ним и мирятся, и не презирают), но всё же остаётся вне нормы.

И в книге показаны очень печальные результаты такой непримиримой борьбы. Мальчики растут в жёстких условиях, не смягчённых материнской любовью "просто за то что ты есть" -- они всегда вынуждены быть готовы к борьбе. Один из детей, Джейс, переживает страшную трагедию -- смерть своего отца. Мальчиков слишком погружают в реальность и жестокость окружающего мира. В то время как девочку, напротив, слишком ограждают от реальности (и в этом отец Клэр, Валентин, прав).
 
На самом деле, за феерической динамикой развивающихся событий, всё в книге построено, в первую очередь, на развитии этих семейных отношений. Борьба родителей друг с другом. Борьба детей против отца. Неприязнь сына к матери. В итоге даже борьба брата и сестры со своими чувствами.... Всё это напоминает историю какой-нибудь римской семьи очень знатных патрициев. Все эти страсти берут корни в истории Рима, воинственного и бескомпромиссного. Хотя украшено всё готическим и фэнтэзийным антуражем.

Когда мы читаем "Жизнеописания" Плутарха, мы видим эти истоки. Зло ли Калигула? ИЗНАЧАЛЬНО ли он был злом?... И кем, к концу своей ярчайшей (подобной падающей звезде) жизни стал великий Цезарь?....
Даже в самой пестроте и разнообразии описанного Города (на самом деле не важно, как он назван) -- а в книге описываются преимущественно городские пейзажи, с редкими вкраплениями городских парков, или оранжерей -- всё это по-сути картины пёстрого и многообразного Рима, города городов, центра мира, где можно было отыскать всё. Нефилимы же -- его стражи, и патриции.

И, в таком ключе, Валентин кажется не тем Люцифером, каким традиционно мы привыкли его видеть (в христианском понимании). Валентин борется против зажиревших (уже не воинов!) нефилимов-патрициев, погрязших в роскоши, в удобстве, в земном и обывательском бытии. Валентин – бескомпромиссный бунтарь, революционер. Да, в своей борьбе, он не брезгует никакими средствами. Но он считает своё дело правым. Хотя и осознаёт позже, что в чём-то допускал ошибки (как всякий живой человек, который может поддаться эмоциям, и как всякий учёный, идущий к открытию, порой, интуитивно, порой, на случайностях). И расплачивается за свои ошибки он сполна.

В книге Валентин однозначно назван монстром, мол, экспериментировал не только над нежитью (причём для мира К.Клэр «нежитью» в кавычках), но и над своими детьми, над своей женой. Однако ведь  и над собой тоже. И растил двух сыновей  в тот промежуток времени, когда несколько отошёл от дел революции.

 Ей-богу, в конце книги Валентину можно лишь посочувствовать. Жена и дочь его предали. От руки дочери, по сути, он и погиб. Пусть она никогда не видела его, но ведь вины Валентина в том нет, так захотела мать. И как бы Клэр не оправдывала свой поступок потом, мол, что это не она убила отца, это возмездие за его поступки, месть ангела. «Месть ангела»! -- уже звучит неубедительно (для христианской идеологии, которой, на самом деле, в книге нет). Ангел должен был бы простить Валентина, каким бы он ни был. Валентин принёс  в жертву идее сына, он так же любил первого ребёнка, как и второго.

Вообще Джоселин и Клэр мало симпатичны. Они из тех женщин, которые заставляют мужчин непременно ломаться под себя, всеми способами, какие только есть в их, женском, арсенале. Джоселин не пожелала даже поговорить с мужем, хотя знала, что Валентин продолжал любить её, и детей, и знала, что он будет изливать ЕЙ душу, пока она лежит, безмолвная, в коме (по собственной воле, а не по воле Валентина).  На протяжении всех этих лет Валентин стремился поговорить с женой, это она не давала ему ни малейшего шанса ни объяснить что-либо, ни, уж тем более, исправить ошибки.
 
Валентин-то как раз и был верным мужем и любящим отцом (на свой манер, так, как он считал нужным для воспитания мальчиков, будущих воинов). Возможно, Валентин в чём-то заблуждался. Но ведь не во всём! В конце концов, некому было указать, убедить, что он заблуждался. На протяжение всех этих лет (разлуки с женой) Валентин не завёл себе ни подружку, ни новую жену, и один воспитывал двух мальчиков в гордом (и, можно сказать, романтическом) одиночестве.  Жена, единственный человек, к кому он мог бы прислушаться, отдалилась от него.  И Валентин, действительно, воспитал двух воинов. И принёс в жертву своей идее лучшего. Это страшный, но ПОСТУПОК.
 
В конце книги дочь Валентина, Клэр, поставлена перед выбором: жизнь и дело отца, или жизнь возлюбленного. И она, без малейшего намёка на колебания, выбирает возлюбленного. Это – идеал девушки, женщины? За любовь к вожделенному мужчине пожертвую ВСЕМ?... Инстинкт самки – сильнее всего?...

Валентин -- революционер и доктор Фауст, учёный. То, что кажется Клэр беспощадным, для Валентина  опыты учёного над нежитью, подобием лягушки, или собаки Павлова. Как ни жестоко это звучит. Думается, что не случайно Кассандра Клэр выбрала этому герою русское имя, революционеру и бунтарю.

  А в конце книги, единственно-сильного мужского персонажа (Валентина) окончательно подминает под себя женское, дионисийское доминирование. И, знаете, это как-то мало радует! Весь этот сказочный праздник, гулянье на костях в конце книги, и… и… радостное слияние ангелов с нежитью… Слова из уст ангела, что все твари одушевлены – и феи, и полудемоны, и русалки… Так и хотелось дописать – ну, кто там ещё есть в русском пантеоне нижних славянских божков? – ворующие младенцев из колыбелей  кикиморы, домовые…. Банники (от слова баня), которые в банях подглядывали за голыми бабами… Были ещё, между прочим, Жердяи….  А так же неупокоившиеся, некрещеные младенцы-егоши.  Лешии. Да и всякие разные, по областям, местные мелкие (проказливые, часто пакостные по мелочам, и не отличающиеся ни угрызениями совести, ни (уж тем более!) какой-то моралью) божки…
 
Особенно тяготит  длиннющий монолог Джейса о любви к Клэр (отцеубийце) в конце трилогии. Ну вот, укокошили папашку, и счастливы… И Джейс (на трёх страницах) признаётся Клэр в любви… И ручку подаёт, и чуть ли не ножкой шаркает. Подмяла, совершенно… И  все поклоняются счастливой Джоселин, которая, фактически в день смерти мужа, выходит замуж – не погоревав, и не вспомнив о нём, как будто совсем ничего хорошего и не было в их с Валентином совместной  жизни.

 Все эти страдания Джейса, и истеричные выпендрёжи Клэр – на протяжение трёх книг – всё больше вязнут на зубах (создавая неоправданные длинноты диалогов), и становятся всё неприятнее. Не может мужчина и воин так страдать. Здесь Кассандра Клэр выписала свою мечту  о страдающем, бледном (и, ахх!, ангелоподобном!) возлюбленном… Но НЕ правдоподобную. Единственный мужчина и воин во всей этой истории Валентин. И – его убивают. К сожалению. Мир Кассанры Клэр становится однополярным. Что вряд ли хорошо, несмотря на праздничное ликование (на свежих могилах, не только Валентина).

Да простят мне фанаты книги, но, несмотря на весь новомодный готический антураж, получается, что это ведь женский роман! Именно – женский (в итоге). И посему сие произведение, может быть, спасёт хорошая режиссура и хороший сценарист, и более глубокая игра актёров, особенно мужских персонажей (если всё это получится, и срастётся… Будем надеяться).

С главными  женскими персонажами в романе всё понятно, типично-истероидные и властные современные лэди (мечтающие о мужчинах-ангелах, почаще, лучше каждый день признающихся (хотя бы по полчаса в день) в любви своей избраннице, в качестве витамина-ё, как профилактика от хандры и скуки :))  ).
 
Но взрослые мужские персонажи прописаны очень слабо. Подростки ещё более-менее рельефно. Что касается мужчин, то почти все они не ярки, словно бы на одно лицо. Валентин нередко кажется просто схемой, введённой в повествование лишь для развития действия. Местами он совершенно картонный. И только хорошая актёрская игра смогла бы наполнить этот персонаж жизнью, более глубокими и разноплановыми эмоциями. Хотелось бы надеяться на это. Особенно в третьей книге, когда Валентин начнёт больше говорить,  и когда его (по сути) убъёт собственная дочка. Я надеюсь, в этой сцене зритель станет плакать о Валентине. Но – не всё в силах актёра, важен и сценарий.

Только сильный мужской персонаж (в противовес всему тому обилию женского, часто, истероидного, часто, жестокого доминирования) сможет сделать из сей женской истории хотя бы ПОДОБИЕ (подобие!) трагедии. Чтобы история эта (в итоге) не смотрелась так попсово.
Будем надеяться, что хороший сценарий, хорошая режиссура и сильный актёрский состав (который уже есть), сможет создать из предложенного материала что-то менее затянутое, менее плоское психологически, без излишних диалоговых длиннот (в принципе, характерных для поп-фэнтэзи). Поле для полёта фантазии есть: обширный красочный мир, динамичность событий. В этом Кассандре не откажешь. Сделать что-то лучшее, к примеру, из Уайльдовского «Дориана» -- невозможно, потому что книга Уайльда проверенный временем шедевр, гениальное произведение. Впрочем, сравнивать Уайльда и Клэр жестоко, и ни к чему. Они просто писали, изначально, о разном.  Но, как показывает практика на примере «Игр Престолов», современный кинематограф МОЖЕТ сделать из  средненькой книжки нечто лучшее. Будем ждать фильм. 

                26.08.2012      Лилия Внукова