Живи-1. Глава 11. Луки, стрелы и мишени

Мария Сошникова Мари Рош
В начало http://www.proza.ru/2014/09/08/1719


За регулярными тренировками пролетели два месяца. Новых учеников у Майкла так и не появилось, и, слава Богу, – мне хотелось, чтобы он занимался только мной. Вот такая эгоистичная ревность.

И вот однажды Майкл торжественно объявил, что я готова к первой тренировке с луком. Я была вне себя от радости и первым делом с визгом обняла своего наставника. Он уже привык к неожиданным проявлениям моей детской непосредственности и подыграл, похлопав меня по спине, как гордый отец.

Тренировка была запланирована в помещении. Передо мной стояло несколько столов. На одном из них лежали луки, на другом – колчаны со стрелами, на третьем – куча разных дополнительных приспособлений и аксессуаров. Майкл подвел меня к лукам и произнес:

- Итак, приступим. Я предлагаю попробовать три основных типа луков, чтобы ты сама могла выбрать наиболее удобный. До мишени – пять метров, начнем с минимума. Первый выстрел – самостоятельный, после чего будет разбор ошибок.

Я уже отлично знала теорию, и уверенность в успехе пёрла через край – мне казалось, что на этот раз на практике не должно возникнуть никаких проблем.

Сначала была небольшая разминка ног и рук: без этого Майкл не хотел допускать меня до луков. После этого я наконец получила то, ради чего, собственно, и задумывалась эта тренировка.

Первым я выбрала традиционный лук. Самый простой из деревянных, который только возможен. Взяла со стола колчан с легкими стрелами, крагу и напальчник. Заняла исходную изготовку и натянула тетиву. На этот раз она далась легко, но по непонятной причине до конца я ее не натянула. Прицеливалась долго, но выпущенная стрела, к моему ужасу, сорвалась с лука и не полетела… а поскакала! Я покраснела и опустила лук. А мне так хотелось считать, что в прошлой жизни я была лучницей… От досады мне хотелось расплакаться.

- Ты заколдовала стрелу? – усмехнулся Майкл. – Почему она у тебя превратилась в лягушку?

Я пожала плечами и стыдливо опустила глаза. Представление «корова на льду» удалось на славу.

- Маша, уверенность и самоуверенность – это разные вещи, - Майкл покачал головой и указал на ошибки.

Оказывается, гордиться было нечем. И положение туловища неправильное, и хват слишком высокий, и захват никуда не годится, а стрелы были выбраны для стрельбы на улице. Майкл успокоил, что после череды тренировок я приноровлюсь натягивать тетиву до конца и время на прицеливание сократится.

Вторая попытка была более оптимистичной. Я взяла колчан с тяжелыми алюминиевыми стрелами и заняла изготовку.

- Не отклоняйся назад, спина должна быть прямой, - Майкл подошел ко мне и исправил положение моего туловища и головы.
- Так зачем вы меня тогда вперед прогнули?! – изумилась я.
- Тебе кажется. Сейчас ты стоишь прямо, – спокойно ответил он и кивнул, чтоб я продолжала.

Я достала стрелу и уже хотела поставить ее на тетиву, как растерялась. Стрела выскользнула. Майкл мгновенно ее поймал, не дав упасть на пол, и протянул мне.

- Тебе нужно восстановить дыхание. Сосредоточься на каждом своем движении, - я вновь услышала голос своего учителя. – Бери стрелы ближе к оперению, зажимай хвостовик между указательным и средним пальцами.

Итак, стрела установлена, тетива натянута.

- Максимум три пальца на тетиве, - тихо сказал Майкл, подойдя ближе и убрав мой четвертый палец. Таким же легким движением он отвел мою руку, натягивающую тетиву, от уха под подбородок. И откуда у него столько терпения? Я бы уже взорвалась.

Я прицелилась и снова услышала голос:

- Необязательно закрывать левый глаз. Попробуй держать открытыми оба глаза, так они будут меньше уставать.

Разлепив веко, направила стрелу в сторону мишени. Начали уставать руки. Майкл прижался ко мне, чтобы помочь правильно прицелиться. Он был выше меня почти на целую голову, поэтому ему пришлось пригнуться.

- Бери немного левее, не целься в центр мишени, - он слегка отвел в сторону мою руку со стрелой. Я ощущала его дыхание рядом, а от его прикосновений теряла разум.
- Полет стрелы зависит от четкости твоих движений, но для начала нужно собраться, - произнес он. – Думай только о стрельбе. Сейчас не должно существовать ничего и никого, кроме тебя и мишени.

Интересно, что он имел в виду? Неужели у меня на лицо написано, что его присутствие вызывает массу эмоций? Из ниоткуда вновь подул свежий ветерок, промыв мозги, и самообладание вернулось. Я сконцентрировалась, задержала дыхание на полувыдохе, как учил наставник, и выстрелила. Стрела вонзилась неподалеку от центра мишени. Я взвизгнула, как самый счастливый поросенок на свете и даже изобразила жалкую пародию на танец Траволты из «Криминального Чтива». Меня распирало от восторга, хотя моей заслуги почти не было – Майкл управлял моим телом, не я. Мой наставник, конечно, не поскупился на аплодисменты, но и не удержался от замечания.

- В следующий раз не опускай лук сразу, подожди, сосчитай до трех. И не меняй позу – пусть твое тело запомнит правильную изготовку и технику стрельбы.

В общем, намекнул на то, что танцы с тренировками несовместимы. Внезапно я вспомнила о странном успокаивающем ветерке. Откуда в закрытом помещении взяться ветру?! Но я решила поговорить об этом с Майклом позже и полностью переключилась на тренировку.

Меня поглотил азарт, и я вновь заняла изготовку. Однако Майкл сообщил, что перед следующим выстрелом нужно восстановиться, и дал минуту. За это время, не меняя позы, я должна была проанализировать свой предыдущий выстрел, найти причину ошибки и не допустить ее вновь. Наставник посоветовал долго не целиться – так я быстрее устану, а рука, держащая лук, начнет дрожать.

Через десять минут упражнений я наловчилась, даже что-то путное стало выходить. Конечно, первые несколько попыток все равно были жалким зрелищем, но я старалась учитывать все ошибки, на которые указывал Майкл, и с каждым выстрелом чувствовала себя увереннее.

Наставник похвалил меня и предложил перейти к следующему типу лука. Я взяла классический. К моей великой радости, лук уже был собран. Снабжен прицелом, полочкой для фиксации стрелы, плунжером для регулировки выброса стрелы и кликером, который своим щелчком уж точно не даст мне пропустить момент окончания тяги.

За время пятиминутной стрельбы Майкл ни разу меня не поправил. Тем самым дал ощутить разницу в сравнении с предыдущим луком. Этот выглядел намного навороченнее и сложнее. Более современным, в общем. Но отличий в стрельбе я почти не заметила – куда мне, новичку. Ну, может, точности прибавилось, а уж нормально натягивать и удерживать стрелу можно и самой научиться.

Наконец, настал черед блочного лука. В нем тетива оттягивалась уже не пальцами, а специальным приспособлением – релизом. Чтобы ее натянуть, мне потребовалась помощь Майкла. Отличная идея – хочешь, чтобы наставник всегда был рядом, выбери блочный лук! Но разум вовремя напомнил, что я на тренировке, а не на свидании. В целом, если не брать в расчет сложность натяжения, он показался более удобным.

Натянутый лук оказался не так тяжел, поэтому для удержания больших усилий не требовалось. Мне проще было целиться: стрела летела довольно устойчиво, и мне удалось поразить мишень с первого раза. Особенно шокировала мощность лука! Стрелы вылетали, как ракеты, и так крепко вонзались в мишень, что вытаскивала я их с трудом (ну просто лук для убийства!). А еще здесь был стабилизатор, который уменьшал колебания лука при выстреле, хотя Майкл сказал, что его можно установить и на классический лук.

Настало время определяться. Я взвесила еще раз все за и против, проанализировав советы наставника. Меня тянуло к блочному луку: его навороты облегчили бы жизнь, и мастерство здесь не играло бы важной роли. Но надо ли мне это? Я не готовилась к Олимпиаде и не планировала выезжать на охоту. Это в спорте важна стабильность, а мне просто нужна защита. Лук должен стать частью моего тела. Мне надо развивать ловкость, гибкость и быстроту, чтоб опережать своих врагов. Я хочу стрелять рефлекторно и чувствовать каждый выстрел. Мой выбор – традиционный лук.

Майкл вздохнул с облегчением:

- Добро пожаловать в ряды ценителей интуитивной стрельбы! А теперь отдых.

Едва я переступила порог комнаты отдыха, как обессиленно плюхнулась на диван. Вот это я понимаю – стрелять на адреналине! Несмотря на хорошую физическую подготовку, мышцы устали. Я ощущала нагрузку на шейный отдел, плечи и руки. А еще меня так и подмывало похвастаться, да перед кем, кроме Майкла?.. Как жаль, что своему учителю не наплетешь с три короба. Но у Майкла, к моей радости и гордости, уже сложилось свое мнение.

- Ты молодец, - воодушевленно сказал он, - первую тренировку можно считать успешной. Я рад, что ты научилась слушать и стараешься не допускать старых ошибок. А боль пройдет. До и после тренировок мы будем выполнять корригирующие упражнения и, конечно, продолжим заниматься бегом и плаванием. Возможно, добавим теннис. Это хорошая профилактика травм и заболеваний осанки.
- Я правда научусь стрелять так же метко, как и вы? – с надеждой спросила я.

Майкл усмехнулся, сложив на груди руки.

- Все новички сразу хотят научиться точно стрелять. Но нашей главной задачей на начальном этапе будет не развитие меткости, а правильное положение тела во время стрельбы, удержание лука и техника дыхания. Когда ты с этим справишься, начнем выпускать стрелы. Наши тренировки будут проходить шесть раз в неделю. Как ты уже заметила, тренировочная база у нас великолепная. Необходимо много заниматься, чтобы отработать правильность методов стрельбы и довести все твои действия до автоматизма. Впоследствии каждый раз при стрельбе из лука твой мозг и тело будут использовать полученные знания, и ты не промахнешься, я уверен. У тебя есть все условия для того, чтобы стать хорошим стрелком. Заниматься будешь только со мной. Посторонних людей и других учеников, которые могут тебя отвлечь, мы на индивидуальные тренировки не пускаем.

Все, что обещал наставник, он исполнил. Теперь каждый прожитый день стал еще разнообразнее и увлекательнее. Для начала Майкл подобрал лук с подходящей длиной и силой натяжения. Теперь я держала его намного увереннее и могла легко натянуть тетиву до упора. При этом скорость полета стрелы все равно оставалась высокой.

- Сосредоточься на качестве тренировок, - говорил наставник. – Каждое движение должно быть идеальным, начиная с извлечения стрелы из колчана. Всегда стремись к достижению цели, но никогда не торопись, особенно если боишься или волнуешься. Лучше отпусти тетиву и сконцентрируйся. Тогда выстрелы будут уверенными и точными.

Майкл научил пользоваться шнурком-стрингером для натяжения и снятия тетивы – она может растягиваться и рваться. Поэтому тетиву нужно проверять перед каждой стрельбой. Рассказал и про глушители для тетивы. Многие луки после выстрела издают хорошо слышимую вибрацию, что может выдать меня в засаде. И если основной шум от выстрела помогут устранить тяжелые стрелы, то оставшийся шум поглотят глушители. Главное не использовать много глушителей – это приведет к снижению скорости выпущенной стрелы.

- Не изнуряй себя, - постоянно напоминал Майкл. – Особенно это касается наших с тобой тренировок. Усталость может сыграть злую шутку: например, не хватит сил натянуть тетиву до конца, и стрела будет лететь недолго и неточно. Здесь у тебя есть возможность остановиться и передохнуть.

Спустя неделю я научилась правильно занимать исходную и рабочую изготовки, отработала до автоматизма хват и захват. После чего заслуженно повесила колчан со стрелами на бедро, и Майкл поделился некоторыми секретами интуитивной стрельбы:

- Здесь нет мишеней, но есть цели. Это значит, что главное – лишить противника боеспособности, не стараясь поразить конкретный орган или часть тела. Когда нужно выстрелить, не должно существовать больше никого и ничего вокруг, кроме тебя и цели. Ты должна оставаться спокойной в любой ситуации, от тебя требуется абсолютная концентрация. Важно, чтобы ты видела и чувствовала цель, забыв про лук и стрелы. Вы должны стать с луком единым целым. Не думай о тетиве, когда ее натягиваешь, не думай о стреле, которую собираешься выпустить. Не целься, а сосредоточься на цели, и твой мозг сам рассчитает необходимую траекторию. Придет время, и стрелять ты будешь машинально, попадая в цель. Как я.

И особенно он любил напоминать о позитивном настрое, с которым я должна приходить на каждую тренировку.

- Стрелять нужно как можно чаще, чтоб закреплять навык. Я имею в виду не количество выпущенных стрел, а качество исполнения. От тебя желателен хороший настрой, тогда наши занятия будут наиболее эффективны. Если что-то не будет получаться или даже раздражать, не утаивай. Если не сможешь успокоиться, выпусти пар на меня. Мы прервем тренировку и перенесем ее на другой день. Злость и подавленность опасны: ты не только нарушишь весь процесс обучения, но и под влиянием негативных факторов можешь совершить неосознанное злодеяние.
- Например, застрелить кого-то из лука? – недоверчиво спросила я.
- Вряд ли. В таком настроении стрелы, скорее всего, пролетят мимо. А вот твои магические способности могут навредить и тебе самой, и всем, кто попадется под горячую руку. Так что, пожалуйста, сохраняй самообладание, я помню твою вспыльчивость.

Он был прав, я очень быстро взрываюсь, хотя и перегораю с той же скоростью. Случалось, что в отчаянии я бросала лук на землю, но здравый смысл все же брал верх над эмоциями. Майкл поддерживал меня и старался не бранить. Он сразу меня раскусил – от критики я тут же опускаю руки. В итоге я настолько полюбила стрельбу, что каждую тренировку ждала с замиранием сердца. Очень уж старалась себе доказать, что из меня выйдет отличный стрелок. А еще больше мне хотелось не разочаровать наставника.


Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/16/135