О форме, назначении и символике крестов

Вадим Гарин
Размышления у живописного полотна. Часть 3

Предыдущая часть:  http://www.proza.ru/2014/06/10/1572

Коллаж Натальи Ковалёвой

Фото крестов автора из книги: Шейнина Е.А. «Энциклопедия символов» ISBN 5-17-010659-9 ООО Изд. АСТ 2006 г, стр. 591, стр.28.

1.Греческий. 2. Латинский.3. Бургундский. 4. Патриарший. 5. Лотарингский. 6. Папский. 7. Православный. 8. Египетский. 8а Литовский. 9. Андреевский. 10. Библейский. 11. Антониевский. 12. Иерусалимский. 13. Румынский. 14. Пизанский. 15. Мальтийский 16. Австрийский армейский. 17. Марии-Терезии. 18. Леопольда. 19. Рупперта. 20.Стреловидный богемский. 21. Лилейный. 22. Клеверный. 23. Якорный. 23а. Армянский. 23б Армянский расщепленный. 24. Гельветический. 25. Кельтский. 26. Солнечный или нордический. 27. Античная свастика (Тетраскеле). 28. Свастика германская. 29. Свастика Индии и Индокитая.
                И это далеко не полный список крестов. Формы крестов бесчисленны.


                Пусть моего читателя не смущает, что мои размышления отрываются от сюжета картины А. ИвАнова и скачут сами по себе по своим законам. У меня не было цели исследовать творчество художника, этим занимались и продолжают заниматься искусствоведы и критики, литераторы и политики! Я самый обыкновенный человек… Смотрел и размышлял. Смотрел долго и не один раз.
                На ум пришло сравнение картины «Явление Христа народу», написанное мне в рецензии коллегой по Прозе.ру художником и писателем Виталием Валсамаки: «В  литературе эту картину можно сравнить с романом «Война и мир! Л.Толстого». Как это верно! Метко и точно!
                Я сразу вспомнил, что когда читал роман в юности, меня занимали батальные и любовные сцены, а философские рассуждения Толстого пропускал. Описание дуба и размышления князя Андрея мне казались нудными и лишними. Позже я зачитывался именно этими местами, а уже в пожилом возрасте осмысливал непростую философию великого писателя…

                В разное время моё внимание всегда привлекал сам сюжет картины. Я старался понять её глубинный, философский смысл. Но целое всегда состоит из деталей. Предлагаю читателю обратимся сегодня именно к деталям, вернее, к одной из них. Крест в руках Иоанна – символ христианства. Поэтому, всё, что с ним связано, будоражило мое воображение, заставляло рыться в доступной мне информации. Я, как скупой рыцарь, всё тащил и тащил. Тащил в свой рассказ, в свои размышления, несмотря на то, что текст разбухал не по дням, а по часам. И натащил… Если Вам это покажется скучным, - пролистайте его…

                Крест называют «знак знаков» |1|.  Он с доисторических времен служил религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира.
Крест использовался в различных формах языческого поклонения силам природы задолго до появления христианства, это подтверждают археологические находки на территории Европы, Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке и Новой Зеландии.
                А.А. Нейхард в книге «Происхождение креста» |2| пишет: «Известный путешественник капитан Джеймс Кук был поражён обычаем туземцев Новой Зеландии, ставить на могилах кресты. Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия»!
                В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх (сrux ansata), символ жизни и богов. Он отображал стилизованное соединение мужского фаллоса в виде буквы «Т» с женским началом в виде буквы «О», которая соединялась сверху в середине перекладины.
                В книге «Краткая история фаллических культов» |3|, на которую ссылается С. Иванов в статье «Крест: святыня или заблуждение» |4| мы находим такое заключение:
                «Кресты различной формы повсюду встречаются на египетских монументах и гробницах. Многие специалисты считают их символами либо фаллоса, либо совокупления. В египетских гробницах crux ansata соседствует с фаллосом.

                На многих древнеегипетских рисунках современники могут заметить соответствующие изображения знатных египтян с крестами в   руках. По этому поводу в одном исследовании делается замечание: «Крест, называемый crux ansata (крукс ансата - крест с петлей или ушком наверху) держали в руках египетские жрецы, а также цари, которые в то же время были верховными жрецами. Он служил символом их власти, как представителей бога солнца, и назывался „знаком жизни“» |5|.
                Кроме того анх понимался как ключ, которым открываются врата к божественному знанию (Т-образная часть символически связывалась с мудростью, а кружок — с вечным началом). В более поздний период анх связывался с образом Тифона (Сет)* в цепях. Анх изготавливали в виде амулета вешали на шею больному.  Считалось, что амулет возрождает жизненную силу; анх прикреплялся и к мумиям, чтобы обуздать врагов и обеспечить бессмертие.
 

                *Тифон (более позднее имя Сет) в древнегреческой мифологии могущественный великан, сын Тартара и Геи - олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями (имя Тифон одного корня с глаголом,  означающим «дымить, чадить»). Превосходил всех существ ростом и силой. Чудовище обладает невероятной силой рук и ног и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами; из пастей его раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах.
                Тифон мог бы сделаться властелином над богами и смертными, но Зевс вступил с ним в борьбу, от которой земля сотряслась до оснований, суша, море и небо загорелись, и даже обитатели подземного царства затрепетали. Наконец, меткий удар молнии прекратил неистовство Тифона, который был низвергнут в Тартар, его пламя забило из расселин Этны. И здесь он ещё не может вполне успокоиться: когда он шевелится, происходят землетрясения и дуют знойные ветры |6|.
   

                В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.
                «У американских индейцев этот крест представлял как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра |7|.
                Из книги Дж. С. Купера «Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов» узнаём, что северный конец креста символизировал северный ветер, самый мощный, всепобеждающий; а также голову и интеллект. Южный конец означал южный ветер; огонь и чувство, а также плавление и сгорание. Восточный представлял восточный ветер, сердце - источник любви и жизни. Западный конец символизировал мягкий западный ветер из страны духов; дыхание смерти и ожидающие каждого путешествия в неизвестность.
                Скандинавы изображали молот Тора, их бога грозы и войны, в виде Т-образного креста; он символизировал грозу, молнию, ураган и дождь».
                Для алхимиков крест был символом четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды. Встречались также такие трактовки символа креста, как "здоровье", "плодородие", "жизнь", "бессмертие", "союз земли и неба", "духа и материи", "солнца и звезд"».

                Таким образом, древнее языческое происхождение креста несомненно и доказано. В музее Каира – пишет Инна Смирнова |9| собрана впечатляющая коллекция крестов разных форм, размеров и рисунков. Многие предметы, с которых в качестве примера воспроизводятся кресты, датируются периодом XIX династии  1350-1200 гг. до н.э!


                2. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА "КРЕСТ"

                Изучая доступную информацию о форме, назначении и символике крестов, у меня не мог не возникнуть интерес к происхождению самого слова «Крест». И, несмотря на то, что интерес и фантазии, возникшие у живописного полотна А. Иванова, уводили всё дальше и дальше вглубь философии религии и богословия, я не удержался  хотя бы от поверхностного ознакомления с проблемой. Какова этимология слова «крест»? Откуда оно берёт начало?
                «В Словаре латинского языка Льюиса и Шорта даётся основное значение слова «crux» - крукс —это «дерево, виселица или другие деревянные орудия казни, к которым прибивали гвоздями или на которых вешали преступников». А сrux simplex (крукс си;мплекс) – означал одиночный столб. Лишь со временем слово крукс стало означать «крест». Правда, оно не встречалось в древних библейских текстах, написанных на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках.
                В библии для обозначения креста используется слово  стаурос - в классическом греческом языке оно означает вертикальный столб, кол, сваю. Иногда применяют родственное ему по смыслу греческое выражение «ксилон», буквально означающее бревно, палку, дерево. |10|


                Изучая происхождение слова «крест» я нашёл в интернете интересующее меня исследование |11|, где утверждается, что в этом слове налицо префигированная (Лат. Особенность негрской группы языков, характеризующаяся развитием префексов, то есть минимальная часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новые значения) основа "рост", то есть крест это по-рост.
                "К" превратилась из "п" в силу известного чередования p—>kw, это чередование широко известный факт.
А в пользу "роста" говорят германские формы, которые были заменены словом cross, Kreuz и так далее.
                Древне-английское «roоd» - крест произошло из прагерманского «rodo» - крест, а также древнее - шведское «ruoda» - крест, древне-фризское «rode», средненемецкое «roede», древневерхненемецкое «ruota», все со значением "крест", ну, и современное немецкое «Rute» - палка, крест.
                Тут же можно отметить английское слово «root» - корень, то есть, то, что растёт, которое из лат. «radix» - корень. Все они содержат в себе праславянский "РОД". В том числе и лат. «crescere» - расти. Ну, как тут не вспомнить М. Задорнова с его выступлением о происхождении слов!

                И уже заканчивая эту часть раздела, перелопатив огромное количество достаточно сложной информации неожиданно для себя рядом, в родном литературном портале наткнулся на публикацию коллеги по Прозе.ру Н.П. Кормакова |12|, который привёл наиболее верную, так мне показалось, славянскую версию происхождения слова «крест». Она настолько любопытна, что я решил с его одобрения привести её полностью:

                «Привожу две самые аргументированные версии происхождения слова "Крест": древнее славянское слово "Рис" (видимо от него произошло слово «рисовать». Зам. автора) означает отрезок прямой линии, начерченный на осматриваемом предмете. Слово "Крес" ("к рису", "е" - тут преобразованное "и", означало ребро, край, границу какого-либо предмета, а "Крест" - соединение двух предметов их краями в форме буквы "Х" или знака "+". Отсюда и до сих пор сохранившееся слово "окрест", "окрестность", что значит: около "креста", т.е. область, окружающая точку пересечения "рисов". Глагол "скрестить", поэтому означал соединять два предмета в виде "Х", а "крестить" - значит ударять их друг о друга краями, высекая огненные искры, что использовалось для разжигания огня - отсюда и слово "кресало" - камень, ударением о который другим твердым предметом легко высекались искры. Поэтому первоначальное слово "Крещение" означало зажигание огня посредством высекания искр, "загорение"; а "Воскресение" - возгорание огня, произведенное с помощью "загорания", т.е. высекания искр, "крещения", т.е. значит "Возгорение", "Воспламенение»
                Таким образом мы еще раз убеждаемся емкости древнего славянского языка и его очень точной смысловой символики.
"Крещение", как Таинство, есть, высекание огня Духа Святого ударением о твердое "каменное сердце" человека, рождающее вместо "каменного сердца" у человека новое "плотяное" сердце, загорающееся огнем любви к Богу;
а "Воскресение", как действие Духа Святого, есть возгорание этого огня любви к Богу, делающего его уже постоянным источником тепла и света, возможным для пользования им других людей и возгорания и их сердец таким огнем.

                Трактовка эта полагает, что слова "Крест" и "Христос" оказались просто созвучны. Очень интересная мысль – я об этом ранее размышлял. Позже я попробую развить её.

                Другие же полагают, что слово "Крест" (преобразованное "Христ") произошло от слова "Христос", как орудие Его смерти.
В этом случае "Крещение", т.е. "Христщение", значит воХристосовление, т.е. Таинство соединения со Христом, когда душа человека как бы становится Его супругой, проходя через смерть крещения, как и писал то ап.Павел ("крещением мы умерли с Ним", "в смерть Его крестились" ).
                Тогда "Воскресение" это восХристение, т.е. соединение с воскресшим Христом ("если крещением нашим, мы умерли с Ним для греха, то Воскресением Его мы возрождены к жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем") .
                Трактовка очень гармонична смыслу. В этом случае слова "Рис" и "Кресало" следует признать либо просто созвучными слову "Крест" и "Христос", либо его производными, что неубедительно т.к. добывать огонь славяне умели задолго до того, как узнали об Иисусе Христе; разве что изменили самое слово, соединив в своем понятии "огонь" со "светом", словом, которым в Евангелии Иисус Христос называет Себя».


                3. ИСТОРИЯ КРЕСТА, КАК ЧАСТИ ЦЕРКОВНОЙ ОБРЯДНОСТИ

                Чтобы мы не говорили о происхождении креста, его символике, для нас крест в первую очередь это - символ Христа, христианской веры и Церкви. Где бы христианство не утверждалось, как религия, крест становился не только неотъемлемой частью церковной обрядности, а также и главным символом в искусстве, архитектуре и многих других областях, включая флаги и геральдику, где зафиксировано более 400 форм креста.
                У христиан крест далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии.
                Первые христиане не поклонялись кресту. А если так, то, каким же образом произошло, что он проник в сферу «христианских» богослужений? Какова фактологическая база поклонения христианами кресту?

                Сергей Иванов в своём исследовании |13| пишет, опираясь на мнение Голубцовой Н.И. |14|: «У христиан этот знак далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуций Феликс** писал: «что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты»»

 

                ** Марк Минуций Феликс - римский адвокат, известный апологией христианства в форме диалога «Октавий» , написанного вероятно в 180-192 гг. Это произведение второго века – есть словесное состязание между язычником Цецилием и христианином Октавием, где сам Минуций выполняет роль арбитра. |15|

               
                Крест атрибутом Церкви не являлся. Старейшим символом Христа была рыба (II столетие); на древнейших пещерных могилах Христос изображается как добрый пастырь (III столетие)», а в кресте первые христиане скорее видели в нём «проклятое дерево», орудие смерти и «позора»
                Об этом же упоминает и Инна Смирнова |9|:   «Крест почитался христианами не всегда… Поскольку в Римской империи казнь на кресте считалась позорной, христиане крест ненавидели».
                Такое же признание делается и в «Новой Католической Энциклопедии», где утверждается следующее: «В первые века христианства в символическом искусстве не изображалась жертвенная смерть Христа на Голгофе. Первые христиане, находившиеся под влиянием ветхозаветной заповеди, которая запрещала делать идолов, не хотели изображать даже орудие страстей Господних». |16|
                Каким же образом и когда произошла подмена понятий в сознании христиан, и крест как символ проник в церковь?
                Преподобный Александр Хислоп (1807-1865) - служитель шотландской церкви Викторианской эпохи |17| пишет: « По всей видимости, этот языческий символ впервые появился в Христианской Церкви в Египте, как и в Африке в целом».
                Тертуллиан (Квинт Септи;мий Фло;ренс Тертуллиа;н (155/165, Карфаген — 220/240, Карфоген) — один из наиболее выдающихся ранних христианских писателей и теологов, автор сорока трактатов, из которых сохранился тридцать один. отмечал в своих сочинениях, как сильно карфагенская церковь была заражена пережитками язычества. Особенно был поражен языческим символом креста Египет, который никогда не был до конца евангелизирован.

                Первоначальная форма того, что называется "Христианский Крест", была найдена в Египте на христианском памятнике и недвусмысленно является языческим "Тау", или египетским "Знаком Жизни". Этот знак не имеет ничего общего с орудием казни Мессии и является простым заимствованием древнего и очень популярного языческого символа, так сильно живучего среди тех, кто, называя себя христианином, в сердце и уме фактически является язычником. Это, и только это, есть источником поклонения "кресту". Все вышесказанное, вне сомнения, может показаться очень странным и невероятным для тех, кто читал историю церкви с подачи Рима, как случилось с большинством людей, даже с протестантами».

                Рассмотрев эти факты, Александр Хислоп, вынужден сделать печальное заключение: «то, что когда-то имело совершенно другое значение - Тау, знак креста, неоспоримый знак Таммуза***, лживого мессии, полностью растворилось в новом учении. Так, посредством "знака креста" Мессия был опять распят теми, кто называл себя Его учениками».



                ***(Таммуз - евр., арам, Думузи - шумер, Дуузу – аккад.) У ряда народов Передней Азии божество с отчётливо выраженными чертами бога плодородия. Согласно шумерским мифологическим текстам (известным уже с 3-го тыс. до н. э.), бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Инанны, отданный ею в подземное царство как «замена» её самой; но Думузи проводит каждый год под землёй лишь полгода, а затем возвращается на землю Он умирающий и, воскресающий бог. |18|

 
                Как раз в этой связи, Инна Смирнова |9| замечает:  «Знаменитый богослов Тертуллиан отвечал, что культ поклонения кресту был внушён язычникам дьяволом, дабы привести в замешательство христиан и помешать распространению христианской веры. Остроумное возражение одного из отцов Церкви возымело своё обратное действие: крест стал постепенно завоёвывать христианский мир. 
                Приняв за символ веры языческий крест, христиане переосмыслили его в соответствии со своими воззрениями, однако некоторый языческий налёт ещё сохранился»


                4. КТО УЗАКОНИЛ КРЕСТ КАК СИМВОЛ ХРИСТИАНСТВА


                Крест, как символ христианства окончательно внедрил император Константин (Фла;вий Вале;рий Авре;лий Константи;н, I, Константи;н Вели;кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император., имевший огромное влияние на христианскую церковь. Язычник, провозглашённый в Риме старшим августом и великим понтификом (лат. Pontifex Maximus), то есть верховным жрецом империи, до конца своей жизни оставался почитателем обожествлённого Солнца. Только на смертном одре принял он христианство.
                Мотивы его поступка очевидны:
                - А вдруг христианский бог действительно существует? –предположительно подумал Константин, - не будет лишним принять его веру с надеждой оказаться в царствии небесном за заслуги перед христианами!
                Список его грехов огромен. Заповедь «Не убий» нарушал с лёгкостью многократно как, впрочем, и все римские императоры.
                Образ Константина со времени стал для христиан глянцевым, стараниями Евсевия Кесарийского (ок. 263-340) римского историка, создателя «Церковной истории», которого Император Константин Великий высоко ценил и уважал. Евсевий со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования). Православная Церковь провозгласила Константина равноапостольным за Миланский эдикт, и он стал одним из наиболее почитаемых святых! Интересно, что римско-католическая церковь отнеслась к императору более сурово: она даже не включила его в список своих святых, хотя, возможно, им более понятен их император и римская история.
                Широко известна предистория мотивов появления креста как символа. Из книги А. Каждана  |19| узнаём, что современник событий христианский писатель Лактанций, воспитатель одного из сыновей Константина описал вещий его сон, накануне битвы у Мильвийского моста с войсками западного кесаря Максенция, правителя Италии и Африки, оспаривавшего у Константина власть над западной половиной Римской империи. Во сне ему было приказано изобразить на щитах его воинства знак креста и кесарь-язычник повиновался: на щитах нарисовали букву Х – первую букву имени Христос. Таким образом, по словам Лактанция, 28 октября 312 года христианский бог даровал Константину победу в сражении.

                Позже Евсевий Памфил, епископ Кесарийский фантазировал, что Константин, еще только собираясь в поход, задумался, кому обратить свои молитвы о победе: то ли языческим богам или единому христианскому богу? Сам Кесарь якобы говорил Евсевию, что видел знамение:
                - « Был полдень, солнце едва начало склоняться к западу, как вдруг на ясном небе явился сияющий знак креста с нодписью: «Сим победивши» (т.е. с крестом победишь!). По Евсевию не только Константин, но и всё войско увидело крест и было охвачено ужасом, не понимая, что может означать чудесное видение». |19|. Никакого подтверждения в исторических документах это видение не нашло. Таким образом, Лактанций упоминает, что император видел только сон, а Евсевий утверждает, что и сон и знамение! Да ещё со всем войском!
                Бог с ними – этими противоречиями. В 315 году в Риме воздвигнута триумфальная арка в честь Константина Великого. Надпись на ней гласила, что победа дарована императору по воле божества римлян – непобедимого солнца Гелиоса, изображение которого чеканилось на монетах Константина всё его правление.

                Меня больше заинтересовало и удивляло то, что Константин не являясь христианином, не только кардинально влиял на принятие сугубо богословских христианских решений, был, по сути, верховным судьёй в разрешении богословских споров. Константин фактически руководил  всем епископатом. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос.
                Здесь требуются хотя бы краткие пояснения: к моменту правления Константина христианская религия, несмотря на гонения, практически уже завоевала беднейшие слои населения. Постоянные войны, проводимые Римом, приносили ощутимые потери легионов, которые оплакивали не только в бедных семьях, но и в кругах зажиточных горожан и даже аристократии.
                Христанская религия утешала их тем, что родные и близкие встретятся на небе, в царстве божьем, где нет войн и несчастий.

                Время язычества исторически было обречено и императоры Рима это понимали. Однако язычество уступать не хотело. Его влияние на жизнь империи было велико. Первый закон, допускающий христианское богослужение издан ещё до Константина августом Галерием в 311 году, за год до Мильвийской битвы. Текст закона включён в церковную историю Евсевия. Таким образом первый эдикт, признающий христианство издан не Константином, а Галерием.
                А разбитый Константином правитель Рима Максенций не только принял эдикт Галерия, но и возвратил имущество христиан, конфискованное во времена гонений.
                Так называемый Миланский эдикт, который приписывают Константину, требует пристального рассмотрения. Например, А. Каждан отмечает, что документ эдиктом не являлся. Текст Миланского «эдикта» написан в виде письма-рескрипта. Оно адресовано правителю Никомедии и у Лактанция фигурирует за подписью одного Ликиния, соправителя Константина |19|. Но даже если это письмо, именуемое в дальнейшем Миланским эдиктом и было бы подписано двумя императорами Константином и Ликинием, существа вопроса это не меняет: первый закон, разрешающий христианские богослужения издан императором Галерием и этого опровергнуть невозможно, то есть главная заслуга равноапостольного императора Константина перед христианством оказалась сомнительной, я бы сказал ложной.
               
                Константин, понимая бессмысленность гонений на христиан, постарался взять их под свой контроль, что ему блестяще удалось. Он использовал христианство для достижения своих политических целей. Используя свой, как бы сейчас сказали, административный ресурс, Константин стал руководить всеми процессами в христианской церкви. Он соединил христианскую церковь с Римским государством, и церковь стала государственным органом, руководимой императором.

                Приведу наиболее яркий пример: в 325 году в городе Никее в Вифании (в нынешнее время территория Турции) на первом вселенском соборе всех христиан (участвовало 318 епископов со всех концов мира), который созвал сам император Константин. В церкви возникал раскол по основным догматам христианства. (Межцерковный спор между Александрийским священником Арием и епископом Александром, имеющим впоследствии длительное и серьёзное противостояние****). Константин активно вмешался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (всеобщей) церкви как условия единства империи и выступил арбитром в споре.

 
                **** Арий учил о неравенстве Сына Божия с Богом-Отцом. |21|. После долгих споров на вселенском соборе в Никее (325 г.) и в Константинополе (381) был установлен церковный догмат о единосущии Бога-Отца и Сына и составлен символ веры. Арий еще в 318 г., после собора в Александрии, был лишен сана и отлучен от церкви епископом Александром, но у него уже было много последователей в народе; среди же епископов он пользовался сочувствием Евсевия Никомидского и Евсевия Кесарийского, тем не менее, на Вселенском соборе в Никее (325) они подписали установленный догмат, и ересь Ария была осуждена, но с этих же пор начинается продолжительная борьба обеих партии, просуществовавшая вплоть до 1666 г. (особенно в Польше).  Учение Ария живо и по сей день.

                Историк церкви Евсевий, также присутствовавший на этом соборе, пишет: "Цвет духовенства от бесчисленных общин Европы, Африки и Азии находился теперь в сборе". Собрались они во дворце в Никее, и сам император Константин председательствует на их собрании! Объясняя это он заявил епископам: -  «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел»
                Тот факт, что председательское место на соборе занимал император, говорит о полном подчинении христианской церкви римскому императору. Участник этого собора историк Евсевий пишет, что все епископы, пресвитеры и диаконы, затаив дыхание, ждали появления императора. Наконец он вошел в зал. Его одежда была украшена золотом и драгоценными камнями. Все собрание поднялось с мест при его входе. Он подошел к золотому, приготовленному для него креслу. После того, как пропели хвалебную песнь императору, он начал свою речь. Собор продолжался больше двух месяцев, и Константин присутствовал на большей части заседаний, а также лично знакомился с многими епископами.
                Это поразительно, но именно язычник утвердил, основной «постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении», утвердил время празднования Пасхи и определял другие важные решения христиан.
                Но если вы думаете, что Константин вдруг возлюбил христианство, то ошибётесь: когда в Карфагене вспыхнуло восстание христиан Донатистов (последователей епископа Доната)*****, Константин подавил его с такой жестокостью, которая превзошла все суровые гонения на христиан в прежние времена.


                ***** Донати;зм (греч. ;;;;;;;;;;) — церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века и сохранявшийся до мусульманского завоевания. . Главным действующим лицом на начальном этапе был епископ Нумидийский Донат. 
Донатисты учили, что главным признаком истинной церкви является святость, проявляющаяся в личном совершенстве её служителей, и что действительны только те таинства, которые совершаются праведным епископом; кроме того, по учению донатистов, совершённые таинства теряют свою силу, если совершивший их священнослужитель впоследствии провинился против Церкви. В 314 году донатизм был объявлен ересью.|20|

                Тем не менее, именно Константин инициировал введение креста в «христианство». Константин решил «узаконить» в своей империи «христианство», поставив его на уровень традиционной религии. Главным символом этой имперской религии Константин сделал крест.
                С. Иванов |13| пишет: « Константин был очень осторожным и дальновидным политиком, искавшим все возможности для упрочнения своей империи, которую составляли представители самых разных культур и воззрений. К подобным выводам пришли многие историки, исследовавшие вопросы религиозных реформ Константина. Например, в книге «Strange Survivals» о Константине |22| говорится так: «Нет сомнения, его поведение свидетельствовало о хитрости; символ креста, который он ввел, с одной стороны, радовал христиан в его войске, с другой же стороны — языческих галлов... Для последних, это был залог благосклонности их солнечного божества», тем более, что введённая Константином «христианская» монограмма, как и крест, не была чем-то новым для его империи, но представляла собой привычный языческий символ . «The Companion Bible» в своём приложении отмечает: «Эти кресты использовались как символы вавилонского бога солнца. Они встречаются на монетах, впервые на монете Юлия Цезаря (100—44 до н. э)».

                Есть ещё одна сторона активного вмешательства Константина в дела церкви, которая, как правило, не выпячиваются: именно с его подачи начался процесс «оязычивания» христианства. Хотя в целом это объективный процесс.  С одной стороны, видим отрадную картину: христиане выпущены из .тюрем, гонений на них больше нет, но, с другой стороны христианские храмы заполняются людьми, весьма далекими от Христа, люди, внутренне остающиеся язычниками. Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников.
 
                И не надо думать, что крест сразу же вошёл в быт. Прошло ещё половина столетия после смерти Константина и в 431 году кресты стали входить в употребление в церквах и прочих заведениях, хотя использование крестов, в качестве шпилей на крышах не наблюдалось до 586 года. Образ распятия был окончательно утвержден католической церковью только в шестом столетии, но уже после Вселенского собора в Эфесе требовалось, чтобы в частных домах были кресты.


               5. СЕМЬ САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ КРЕСТОВ В России
 
                Вы можете спросить: почему автор остановился на семи крестах при таком их многообразии? Во-первых потому, что в быту чаще всего упоминаются именно эти кресты, а во вторых, нельзя же превращать размышление в трактат!
                В обыденной жизни мне довольно часто приходилось слышать вопрос:
                - А что это за крест? Ах! Какой красивый! Интересно, что он отображает? Что это на нём изображено? А можно ли такой носить? А то мне подруга сказала, что можно только православный, а это какой? Мама сказала, что латинский! Мне его подарил молодой человек. А как церковь относится к тому, что у меня на шее латинский крест?
                Именно после услышанного я и решил, что читателей заинтересует назначение и символика наиболее востребованных с моей точки зрения семи крестов. Ведь не обнимешь необъятное!
         
 5.1. Равноконечный крест (1-ый на фото) – греческий. Разновидностью греческого креста является Андреевский крест в виде буквы «Х»

                Это символ солнца, бога Дождя. Символизирует элементы, из которых создан мир: воздух, земля, огонь, вода.
                В раннем христианстве равноконечный крест символизировал Иисуса Христа. Именно такой крест перед сражением явился римскому императору Востока Константину. Поэтому его часто называют «знамением победы». Во времена преследования христианства такой крест изображали в катакомбах. Поэтому он носит ещё одно название «катакомбный». Разновидностью этого креста является Крест Греческий. Форма такая же, только на всех четырёх концах расширение в виде трапеции. Равенство концов означает гармонию небесного и земного мира, «ко кресту Христову призываются все стороны света». Крест традиционен для Византии. Он же считается древнейшим русским крестом. Князь Владимир крестился именно таким крестом в г. Корсуни (Византия), вывез оттуда его и установил на берегу Днепра в Киеве. Поэтому его ещё на Руси называют Корсунским.
                Андреевский крест обязан своим названием одному из апостолов Святому Андрею, проповедовавшему христианство балканским и причерноморским народам, за что и распяли его в греческом городе Патры около 69 г. н.э. именно на Х-образном кресте. На коллаже справа внизу представлена картина художника Франца Франкена Младшего "распятие апостола Андрея". Останки его хранились 300 лет, и были перевезены в Шотландию одним из монахов.
                В Шотландии Святой Андрей считается небесным покровителем. С ним связан и национальный флаг страны – косой крест на синем полотнище.
                А в Патрах хранится, как реликвия деревянный косой крест, на котором был якобы распят апостол. Этот крест был вывезен после захвата Византии крестоносцами в 1250 г. и хранился в храме св. Виктора в Марселе. В 1980 г. крест возвращен в Грецию.
                Андрей, брат Симона (Пётр) стал первым из призванных учеников Христа, поэтому его часто называют Первозванным. (Евангелие от Иоанна 1-40)
                В Православной традиции считается, что Апостол Андрей совершал поломничество в земли, на которых потом возникла Киевская Русь. Поэтому Андрея считают покровителем и Русской Православной церкви.
                Особыми мистическими свойствами наделял Андреевский крест ученик Сократа Платон. Согласно его истолкованию, Х-образный крест подразумевал Божественную силу. А в России Пётр 1 поместил изображение Андреевского креста на государственном гербе. Потом и на своей печати и на военно-морском флаге. Пётр говорил, что «от сего апостола приняла Россия святое крещение» и для символики военно-морского флота важнейшим являлось то, что Святой Андрей являлся рыбаком. Голубой цвет креста указывал на связь с морскими мотивами.
Правда некоторые исследователи считают, что Пётр 1 утвердил этот знак под шотландским влиянием. Трудно сказать, кто из них прав.
                В 1698 г. Пётр 1 учредил в качестве высшей награды Российской империи орден Св. Апостола Андрея Первозванного. Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из собственно знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации, и серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди, на золотой, покрытой разноцветными эмалями фигурной цепи  Единственный из всех русских орденов, который имел цепь. Орден просуществовал до 1917 г, а в 1998 г.  орден восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Первыми двумя награждёнными стали академик Дмитрий Лихачёв и Михаил Калашников.

                Форма буквы X вызывала ассоциации с написанием по-гречески имени Христа. В силу близости с римской X, Андреевский крест называется также crux decussata. (лат. крест перекрёстнопарный) В зависимости от цветовой семантики, крест символизировал разных святых: синий или белый — Андрея, золотой — первого британского великомученика Албана Первого, покровителя Англии, красный — покровителя Ирландии Патрика.


5.2. Латинский (2) четырехконечный крест. Сrux immissa (лат. - крест пересеченный)
 
                У него нижняя часть длиннее суммы двух боковых. Вертикальная - короче всех. Обычно римский крест делали невысоким для простоты изготовления, и в случае с Иисусом не было оснований отходить от традиции, но, взяв свидетельство Иоанна из Евангелия: "Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его" (Е. от И. 19; 29), решили, что губку поднимали на высоту копья.
( Иссо;п, или Си;ний зверобо;й (лат. Hyss;pus) — род мятных растений. Обладает горьковатым освежающим вкусом).
                В Евангелиях не сказано поили перед казнью Иисуса маковым настоем или нет. Обычно осуждённому давали опиумное питьё для облегчения страданий. Какая-то изуверская жалость!
Так же, в тексте Евангелия не указывается, каким образом  воины напоили распятого Христа. Держа губку, пропитанную уксусом с иссопом в руках или на копье. А если и на копье, то высота подъёма не была обозначена.
                Однако принято считать, что именно эта фраза доказывает, что губку нужно было довольно высоко поднять, чтобы достать до губ Христа. Именно это свидетельство побудило художников изображать Иисуса на высоком кресте.
                В статье  А.И. Ракитина «Распятие как способ казни…» |23| я нашёл подтверждение мнения о небольших размерах крестов, применяющихся для казни преступников в Римской империи:
                - «Римляне распинали смертников на перекрещивающихся деревянных брусьях, именовавшихся "крестами". Существовало три основных вида крестов : "тау"- образные ( Т ), "икс"-образные ( Х ) и "крестообразные" ( + ). Кресты изготавливались сравнительно небольшого размера, во всяком случае, много меньше того, какими их изображают на иконах либо в настенных росписях христианских церквей. Подавляющее большинство римских крестов имело длину около 3,3 м., лишь некоторые достигали 3,7 м. Если учесть, что часть креста уходила в землю при установке, а верхняя перекладина крепилась отнюдь не на самом верху столба ( кроме Т-образных крестов ), то получится, что ноги смертника находились всего на 0,5-0,8 м. от грунта. Кресты не имели подставок под ноги, которые иногда можно видеть на католических распятиях ; ноги смертника выворачивались таким образом, чтобы ступни его прилегали к вертикальной поверхности. Смертник не обязательно располагался на кресте головой вверх, вообще говоря, положение его тела могло быть произвольным, вплоть до того, что его прибивали головою вниз».

                Церковь считает, что именно на латинском кресте распяли Иисуса Христа******, поэтому он известен ещё, как «Крест Распятия» и «Крест Страстей Господних». Такие кресты впервые появились в третьем веке в Римских катакомбах наравне с греческим крестом. Сейчас это наиболее распространенный крест на христианском Западе.


                Для почитания именно латинского креста послужило «обретение Животворящего Креста»  Еленой – матерью императора Константина, чьё воображение и вера решили, что она нашла среди большого количества останков крестов, в проведенных по её инициативе раскопках на месте постоянных Римских казней, именно те персональные кресты, на которых казнили Иисуса и двух разбойников. А как уж она отличила именно крест, на котором распяли Иисуса одному богу известно!
                Вот что сообщает Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона по этому поводу:
                - «Воздвижение креста Господня - церковный праздник, ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила в 326 году Святую землю, с целью найти место погребения Христа и самый крест, на котором он был распят. Это была задача весьма трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал совершенно завалить пещеру гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым самое место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой РАСКОПКИ увенчались успехом: пещера гроба Господня была найдена и неподалеку от нее ОТКРЫТЫ БЫЛИ ТРИ КРЕСТА и даже доска с надписью (!), которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться, который из трех крестов есть именно крест Иисуса Христа; окончательным в том удостоверением послужило исцеление больной посредством приложения креста. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого "животворящего" креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его, обделанная в серебро, положена была в главной иерусалимской церкви... Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество, увидеть великую святыню, епископ Макарий поднимал, или "воздвигал", крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия, или "воздвижения", и получил свое название самый праздник».

                В 326 году Елена приказала построить великолепный храм Гроба Господня, где и поместили большую часть креста, завернув его в богато украшенное покрывало. Позднее персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил и сжег город, а драгоценную реликвию забрал с собой. Из почтения к священному куску дерева Хосров оставил его в покрывале. Христианский император Ираклий пришел в Персию и победил Хосрова в ходе недолгой войны, а условием заключения мира поставил возвращение креста и освобождение рабов-христиан. Его требования были выполнены, и он с триумфом вернулся в Константинополь, после чего отправился в Иерусалим и вернул городу крест. Чтобы священная реликвия не смогла попасть в руки иноверцев, ее разделили на несколько частей, разослав во все христианские страны. Большой фрагмент отправили в Рим.

                Духовенство поспешило воспользоваться этой историей: множество легенд выросло вокруг креста, найденного Еленой. Эта история положила начало почитанию так называемых "священных предметов". Церкви стали состязаться одна с другой в приобретении священных реликвий. В ход пошли и гвозди, которыми якобы был пригвожден ко кресту Христос, и камешки от пещеры, в которой Он был погребен, и многое другое. Перед этими предметами люди преклоняли колени; язычники, ради выгоды, перешедшие в христианство, решили, что они эти предметы должны почитать вместо прежних идолов. Вожди церкви поощряли, а не останавливали эти языческие тенденции.

                За свой подвиг Елена получила от христианской церкви именование равноапостольной. (На Руси равноапостольными стали княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий. Что же касается находки Елены, думаю, что комментарии излишни – читатель сам определится, чьи кресты она нашла. От автора.)


                ****** По вопросу, на каком же кресте был распят Иисус Христос до сих пор «ломают копья» многочисленные исследователи.
                Правда тут ещё присутствуют сомнения некоторых учёных об историчности самого Мессии, основанные на слабой исторической, по их мнению фактологической базы, например, в одной из рецензий на мою работу http://www.proza.ru/rec_author.html?vagarin1yandex, коллега по порталу Проза.ру Михаил Беленкин написал:
- «Что же мы знаем об истинной истории крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем?
                Исторические свидетельства об этой эпохи, конечно сравнительно, нельзя назвать скудными. Столетия, последовавшие с начала христианской эры, времена Тиберия и Августа, были, фактически, лучше всего задокументированы в истории, чем многие другие. Например, римский историк при Августе, Ливий (59 до н.э.-17 н.э.), один составил 142 тома, более ста из которых были впоследствии уничтожены христианскими фальсификаторами. Однако, несмотря на этот факт, нет в основном никаких небиблейских ссылок на исторического Иисуса ни у одного известного историка того времени в течение и после предполагаемого его появления.
                Британский историк Кристофер Джей Уолкер писал: «Ни один литературный деятель того времени не упоминает его (Иисуса Христа) в своих трудах». Выдающийся еврейский эллинистический историк и философ Филон (20 до н.э.-50 н.э.), живший в предполагаемое время Иисуса, полностью проигнорировал великого еврейского чудотворца и возбудителя черни, который умиротворил гнев Рима и Иудеи. И при этом, Иисус и его последователи не упомянуты ни одним из примерно 40 других историков, которые писали в течение I и II столетий н.э., включая Плутарха, римского биографа, который жил в то же самое время (46-120 н.э.) и в том же самом месте (где, согласно утверждениям, было множество христиан) и который не оставил упоминаний ни о них, ни об их основателе, ни об их религии. Как говорится в «Циклопедии Теологической Литературы» МакКлинтока и Стронга: «После этих авторов осталось достаточное количество произведений, из которых можно составить целую библиотеку. И все же, в этой массе иудейской и языческой литературы, кроме двух поддельных пассажей в работах еврейского автора и двух спорных пассажей в работах римских писателей, отсутствуют упоминания об Иисусе Христе».

                Я далек от мысли, что Евангелистские описания соответствуют действительности, но в отличие от М. Беленкина считаю неоспоримой фигуру Иисуса Христа в истории, как и многие учёные мужи – не чета, мне! Другое дело её величина и деяния. Допускаю, что для упомянутых в рецензии историков, фигура странствующего проповедника Иисуса среди множества проповедников того времени не казалась, в то время такой значимой, чтобы писать о ней. Возможно, слава Его возрастала, обрастая легендами по мере укрепления христианской религии. Но в моей публикации вопрос историчности Иисуса Христа не рассматривается. По этой теме есть много интересной информации. Для рядового читателя, вроде меня, я бы посоветовал прочитать книги Давида Фридриха Штрауса  и Эрнста Ренана  с одноимённым названием Жизнь Иисуса» |24 и 25|.    
                Книгу Штрауса изучал и художник А. Иванов. Она оказала огромное влияние на живописца. Я буду обязательно об этом писать позже.
                Так на каком же кресте распяли Иисуса Христа? На латинском? Тут мнения разошлись. Христианская точка зрения известна. Есть и романтичные версии, если так можно сказать об орудии убийства.
                Некоторые отцы церкви сравнивали крест даже с птицею, которая летит с распростертыми крыльями, с плывущим или молящимся с раскинутыми руками человеком и даже с мачтою и реей корабля.  На горе Корковадо в Бразилии стоит величественная фигура Христа Искупителя с распростёртыми, благословляющими руками. (первоначальный эскиз художника Карлоса Освальда) Фигура выглядит  огромным крестом.
                Известны и другие разновидности креста, изображавшиеся художниками. Так, на протяжении столетий, начиная с VI века и вплоть до XIV века, обычный латинский крест превращался в ветви живого дерева - особенно много таких изображений в XII-XIII веках.
                Согласно утверждению святого Бонавентуры, (Джованни Фиданца, ок. 1218, Баньореджо, Папская область — 15 июля 1274, Лион, Франция) — средневековый теолог, генерал францисканского ордена и схоласт, один из величайших учителей церкви), это было древо познания, вновь расцветшее благодаря животворной крови Спасителя. Эта концепция - еще один пример выражения тесной связи между грехопадением Адама и распятием Христа, о которой говорили средневековые теологи.
                Думаю, что исследовать вопрос казни Иисуса Христа мне не по плечу, учитывая мой ограниченный в подвижности образ жизни, да и незачем. Поэтому постараюсь кратко донести своему терпеливому читателю уже имеющуюся информацию.


5.2.1. Казнь на кресте. Краткая история происхождения казни


                Прежде, чем раскрыть тему, приведу размышления профессора Принстонского университета Ральфа Вудроу  из публикации о Смерти Иисуса Христа |26|, которые будут, думаю, созвучны многим:
                «Кто-то может задать вопрос: Поскольку Иисус умер на кресте, то не делает ли это его христианским символом?  Для многих сейчас крест ассоциируется с Иисусом Христом. Но те, кто знает его историю и роль в суевериях прошлых веков, должны знать и о другой стороне медали. Возможно, это будет звучать грубо, но позвольте спросить: «Если бы Иисуса убили из ружья, то неужели бы это было основанием для того, чтобы носить ружье на шее или устанавливать на крышах церквей?» Все сводится к следующему: важно не что, а кто. Важно Кто умер, а не чем Его убили.
                Св. Амвросий******* сделал справедливое замечание, когда сказал: «Давайте будем поклоняться Христу, нашему Царю, который был распят на древе, а не самому древу».


                ******* Амвро;сий О;птинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 21 или 23 ноября 1812 года — 10 октября 1891 г.) — священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах. Прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской православной церкви; почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». (Материал из Википедии).


                Действительно, поклонение орудию убийства более, чем странно, какой бы смысл в него не вкладывали! Любой инструментарий
для казни людей выглядит кощунственно в качестве объекта поклонения. Трудно себе представить виселицу, топор палача или удавку в алтаре!
                Думаю, что точнее и вернее Старца Амвросия не скажешь, однако же, проблема существует. Многих интересует, на чём же распяли Иисуса Христа?

                Распятие, как смертная казнь имеет древнюю историю. Её использовали для особо опасных преступников в Египте, Ассирии, Персии, Палестине, Карфагене, Греции, Риме… Так, что Рим далеко не первый кто применял казнь на кресте.
                Некоторые исследователи говорят, что римляне подсмотрели этот способ казни в Карфагене, карфагеняне в свою очередь взяли это у финикийцев. Другие видят греческий след. А.И.Ракитин |23| пишет, что «появилась эта чудовищная казнь в Малой Азии и во времена греко-персидских войн стала известна грекам. Мы знаем, что Александр Македонский велел распять на кресте врача, который оказался не в силах спасти жизнь его другу Гефестиону. Много позже - в 166 г. до н.э. - наместник селевкидов в г. Иерусалиме Позрет Ресит велел казнить посредством распятия грека Казолуя, еретика и чародея. Уже от греков распятие стало известно римлянам».
                Широко распространено ошибочное  мнение, что евреи никогда не применяли казнь на кресте.  А  некоторые исследователи считают, что иудеи применяли распятие во времена правления царя Ирода 1 Великого (ок. 73—74 гг. до н. э. — 4 до н. э.).  Однако я нашёл упоминание о казни на кресте и во времена иудейского царя Яная (126–76 до н. э.). По рассказу Флавия,  Янай при взятии города Бетоме (или Бемеселис) совершил неимоверную жестокость: он велел распять на городской площади около 800 пленников.
                Изобретение этого вида казни многие исследователи приписывают женщине, вавилонской царице Шаммурамат. В греческом варианте – Семирамида.
Она являлась исторической личностью, правила Ассирией в 810-806 гг. до н.э. в качестве опекунши своего сына Ададнерари III, под влиянием рассказов греческих историков Ктесия и Диодора она стала легендарной и почти мифической фигурой. Храбрая и отважная, она участвовала во многих сражениях, проявляя полководческий талант и жестокость к врагам. Завоевала Египет, Ливию, Эфиопию. Своих врагов она приказывала казнить на кресте.********

 
                ********  С именем Семирамиды связывают устройство висячих садов (седьмое чудо света) . Это не соответствует действительности.  Висячие сады приказал возвести Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э), для своей жены - дочери мидийского царя Амитис.
Семерамида здесь не при чём. Она жила двумя веками раньше. Это доказал немецкий археолог Роберт Иоганн Колдевей (10 сентября 1855, Бланкенбург — 4 февраля 1925, Берлин), раскопавший библейский Вавилон.

                Но если существование висячих садов – доказанный факт, то изобретение казни на кресте Семирамидой имеет, лишь косвенные доказательства.

                Римляне широко использовали казнь на кресте . Такая казнь считалась позорной и наиболее часто в массовом порядке применялась к мятежникам. Распинали обычно рабов, иногда – виновных в совершении особо тяжких преступлений, чтобы показательно их унизить. Широкому кругу читателей достаточно напомнить казнь побеждённых воинов Спартака. В 73 году до Р. Х. более шести тысяч мятежников приговорили к распятию. Кресты стояли вдоль всей дороги из Капуи до Рима. Римских граждан к распятию не приговаривали.

5.2.2. Как происходила казнь на кресте

                В Риме, Греции и на Востоке приговоренного к распятию сначала бичевали кнутом, а потом заставляли нести крест к месту казни. Точнее говоря, «он нес «патибулум» (patibulum) – верхнюю горизонтальную балку креста, тогда как «ствол» (stips) к приходу приговоренного и палачей уже торчал из земли. Бесчисленные картины, изображающие шествующего на Голгофу Христа с крестом на плечах, искажают реалии того времени.
                На месте казни осужденного привязывали к кресту веревками, но чаще прибивали гвоздями. В первом случае человеку разводили руки, крепили их к патибулуму, потом с помощью веревки и блока поднимали наверх и фиксировали. |28|
                Когда приговоренного прибивали гвоздями, действовали так же: сначала прибивали к патибулуму руки, затем подвешивали и прибивали ноги. Случалось, что казнимого прибивали к кресту, лежащему на земле, потом крест поднимали и вставляли в заранее приготовленную яму. Гвозди никогда не забивали в ладони – они бы разорвались под тяжестью тела. Их вгоняли в запястья.
                Ноги прибивали разными способами. Никакой опоры для ног, столь часто изображаемой на религиозных картинах, не было и в помине. Подобная опора противоречила бы самому смыслу казни. Ведь на кресте умирали не от голода и жажды, как думают многие, и не от потери крови, а от удушья. Распятый мог дышать, только если приподнимался на руках, но гвозди причиняли ему сильную боль, мышцы сводило судорогой, и он не мог выдохнуть воздух, наполнявший грудную клетку.
                Для смягчения казни на закате распятым ломали ноги, чтобы ускорить асфиксию, подносили осужденному питье, притупляющее чувствительность к боли.
В случае суда над осуждённым, как это было с Иисусом Христом, власти разрешали родственникам и друзьям казненного отдать ему последний долг после официальной констатации смерти. Удар копьем в бок, по римскому законодательству, служил подтверждением наступившей смерти. Вопреки расхожему мнению, этот удар никогда не добивал распятого и не усиливал его страданий». |28|.

                Все современные исследователи истории древнего мира считают, что число распятых жертв было огромным. Казнь на кресте отменил римский император Константин. С тех пор символ креста приобрел культовый характер, как в греческих, так и в латинских литургиях. Крест занял важное место во всех христианских ритуалах и церемониях. Крест, некогда бывший орудием казни, стал символом воскресения.

                Однако, если применение распятия к преступникам в Европе стало восприниматься как богохульство, но в Азии и на Востоке этот метод казни сохранялся ещё очень долго. В Японии, Бирме и Северной Африке приговаривали к распятию до конца девятнадцатого века.

                Мартин Монестье,  |27| писал:  «Случаи распятий были отмечены во время Вандейской войны во Франции: так поступали республиканские солдаты, наказывая жителей городов Машкуль и Сен-Флоран, давших сигнал к восстанию в 1793 году. Людей распинали и в Испании во время наполеоновской кампании. Даже в СССР нацисты казнили на кресте партизан и евреев.
                В семи странах, живущих по законам ислама, и сегодня можно на законном основании казнить людей на кресте, распиная их живыми. Речь идет о Судане и Северном Йемене, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране, Мавритании, Пакистане и Саудовской Аравии».


5.2.3. Так на каком же кресте распяли Иисуса Христа? На латинском?

                Для чего это нужно знать? Какое это имеет значение? Кто-то говорит об исторической грамотности. Дотошные люди считает, что все исторические события должны быть разложены по полочкам. А меня заставляет «копать и копать» простое любопытство. Ищу во всех доступных источниках: личной библиотеке, в областной, но в основном, конечно, в интернете.
                Оказалось, что рассматриваемый вопрос имеет фундаментальные исследования. Им занимались юристы, теологи, библеисты историки, писатели. Спорят в интернете, на страницах журналов, книгах.
                Версии казни Иисуса Христа три: на столбе мучений, на кресте в виде греческой буквы «Тау» и на латинском кресте.
                Большинство исследователей библии склоняются к мысли, что казнь происходила на так называемом столбе мучений. |29|
                В книге Хермана Фульды |30| утверждается, что часто для казни «использовали деревья, если, конечно, они были по - близости: «Не везде в местах, избираемых для публичной казни, можно было найти деревья. Поэтому в землю вкапывали обычное бревно. К нему привязывали или прибивали гвоздями преступников с поднятыми вверх руками, нередко привязывая или прибивая и ноги». Приведя немало доказательств, Фульда делает заключение: «Иисус умер на обычном столбе смерти, подтверждением чему служат: а) распространённый в то время на Востоке обычай использовать это орудие казни, б) косвенно сама история страданий Иисуса и в) многочисленные высказывания отцов ранней церкви»

                Шведский учёный, теолог из Готтенбургского университета Магистр богословия Гуннар Самуэльсон, преданный христианин, пастор, написавший 400-страничную диссертацию после изучения оригинальных текстов, отмечает:  «Проблема заключается в том, что в античной литературе вообще не существует описания распятия. |3|. Вероятнее всего переводчики Нового завета, написанного на диалекте греческого языка, неверно интерпретировали термины, относящиеся к казни Христа». Он также сообщил, что «древние тексты насыщены неточными формулировками, и некоторые понятия были сужены переводчиками.
                Полагаю, - продолжает Самуэльсон, - мы должны читать Библию такой, какая она есть, а не такой, как нам хочется.
                Какой вид имел крест, на котором умер Иисус? Некоторые верят, что это был просто столб для пыток без перекладины. Само слово «крест» означает два бревна, которые соединены друг с другом под каким-то углом. Но греческое слово «stauros», которое переводится, как «крест» в Новом Завете не обязательно имеет это значение. Само по себе это слово означает вертикально стоящий столб или бревно. Если таким был предмет, на котором умер Иисус, тогда это был вовсе не крест, как таковой! Все это говорит бессмысленности «христианских» крестов. Но мы не настаиваем на этом выводе.
                Упоминание Фомы о следах от гвоздей (множественное число) на руках Иисуса (Ин. 20:25), кажется, доказывает существование перекладины, потому что, если бы Иисус был прибит к одному столбу, то Его руки, по всей видимости, прибили бы только одним гвоздем. Учитывая, что должно было оставаться место над Его головой, для надписи (Лук. 23:28), напрашивается вывод, что все-таки это был латинский крест. Кресты типа «Т» или «Х», как варианты отпадают, поскольку они вряд ли позволили бы прибить надпись над Его головой».
                Совершенно очевидно, что Самуэльсон ошибается, говоря о невозможности прибить табличку с надписью. Достаточно посмотреть на полотно русского художника Фёдора Бронникова с сюжетом распятых рабов на коллаже слева внизу. На Т-образном кресте  увидим табличку с надписью.
               
                Профессор Базельского универсмтета Пауль Вильгельм Шмидт провёл тщательное исследование греческого слова «стауро;с» |32| Он отмечает: «стаурос" означает любой прямостоящий ствол дерева или столб» ( [staur;s] hei;t jeder aufrechtstehende Pfahl oder Baumstamm.).
                - «Кроме избиения плетью, - описывает Шмидт казнь Иисуса , - согласно евангельским повествованиям, в качестве наказания Иисуса возможен лишь самый простой способ распятия, какой был у римлян,— повешение раздетого тела на столбе, который к тому же Иисусу пришлось нести или волочить к месту казни, чтобы это позорное наказание было ещё невыносимее. Такая казнь не допускала ничего иного, кроме простого повешения, так как часто носила массовый характер, например, Иосиф Флавий упоминает о распятии двух тысяч человек за один раз (Иосиф Флавий, „Иудейские древности“ XVII 10. 10)»»
                Это мнение разделяет Уильям Эдви Вайн (1873, Блэндфорд Форум, Дорсет — 1949), более известный как У. Е. Вайн английский библеист, специалист по греческому языку, теолог и писатель.
                Известный римский историку Ливий (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.) писал, что выражение «крукс» (которое переводят, как крест) означает обычный «столб».
                «Даже у римлян слово crux, от которого произошло английское слово «крест», первоначально означало вертикальный столб» - поясняет «Имперский библейский словарь» |33|
                На различных старинных изображениях мы можем увидеть подобные примеры распятых на столбах людей, что служит дополнительным подтверждением такого вида практиковавшегося в древности наказания. (Рис. Из интернета на коллаже справа.)
                Таким образом, наиболее аргументированная точка зрения о казни Иисуса Христа, на мой взгляд, является распятием на столбе мучений, как это не непривычно для нас являлось. Утверждение, что казнь была проведена на латинском кресте, основана в большей степени на языческих традициях и ошибочном толковании значений известных греческих слов.
                Так, что классический вид христианского распятия, изображающего Спасителя на кресте, является весьма условным и сомнительным.
                Однако надо отметить, что упомянутые мной исследования в христианской литературе сделаны сравнительно недавно. Для классических толкователей Евангелия в первом тысячелетии, к примеру, для св. Иоанна Златоуста (IV столетие) и др. не было никаких сомнений в форме креста. Так, известно, что обычай креститься, то есть, осенять себя крестным знамением существовал как раз со времён четвёртого столетия.

                В завершении информации несколько слов о перевёрнутом латинском кресте. С четвёртого века такой крест носит название креста Св. Петра.
                Согласно легенде апостол умер на таком кресте в 65 г. во времена императора Нерона. Поджог Рима свалили на христианскую общину, членов которой стали хватать и сажать в тюрьмы.
                Петра, возглавлявшего христиан, уговорили спастись бегством, и ему удалось выйти из Рима. Идя по дороге, ему привиделся Иисус, направляющийся в Рим. На вопрос Петра, зачем он туда идет, тот ответил, что идет умирать на кресте и тут же исчез. Пётр вернулся и был немедленно арестован, посажен в каменный мешок в скале, а потом и казнён на кресте. По его просьбе – он считал себя недостойным умереть так же, как Иисус, его распяли верх ногами. Некоторые исследователи считают , что Пётр избрал себе такое наказание за прошлое тройное предательство им Христа. (Мф. 26. 69-75) На месте казни позже построили собор святого Петра в Риме.

                Возвращаясь к описанию наиболее распространенных в нашем быту крестов необходимо отметить разновидность латинского креста 5.3. Лорранский крест, его ещё называют Лоренским, Лотарингским, патриаршим. Именно такой крест изобразил Дорэ на своей гравюре, которая приведена у меня в коллаже второй части. Такой крест имеет широкое распространение на Западе.
                Лорранский шестиконечный крест, или крест Лоррана, имеет две поперечные линии. Происходит с нагрудного знака фамилии Гизов, которые правили герцогством Лорранским во Франции начала 16 века. Жанна д,Арк, которая родилась 6 января 1412 года в Домреми неподалеку от Лоррана, как утверждается, имела именно этот крест своей эмблемой. Эта форма креста была одобрена генералом Шарлем де Голлем в июне 1940 года как символ освобождения Франции от нацистских оккупантов, а также как символ организации "Свободная Франция".
                Лоренский крест получил употребление с середины I тыс. в Византии; Название патриаршего, он получил, так как был изображен на печати наместника византийского императора в городе Корсуни. Так его и восприняли в России (патриаршим), где крест имеет вид латинского креста с дополнительной перекладиной – титулусом (лат. titulus - титул, надпись) над поперечным брусом латинского креста. Часто используется в качестве символа православной церкви. Размеры боковой и верхней части креста одинаковы. В кресте две символические формы: одна изображает Бога – Творца, вторая – Бога, выходящего из состояния неподвижности.
                Крест снабжается надписями. «Пилат же написал, и подпись поставил на кресте: Иисус Назорей, Царь Иудейский». Подпись сделали на трёх языках: по-еврейски, по-гречески, по – римски. (Иоанн 19: 19-20). А для примера русской традиции можно привести большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского восемнадцатого века, отлитый по иконографическим образцам одиннадцатого века, хранимого в Музее имени Андрея Рублёва. |34|

                Двойной крест носил святой Русской православной церкви Авраамий Ростовский – архимандрит, основатель Богоявленского монастыря Ростовского, современника князя Владимира Святославовича. По преданию чудесным образом получил он жезл от почившего Иоанна Богослова и сокрушил им идола чудского каменного Вереса и на этом месте построил монастырь.
                В 1551 году Иван Грозный взял этот жезл в поход на покорение Казанского ханства.
Двойной церковный крест служил отличием патриархов и епископов, тройной крест – используется исключительно папой.
                Неприятие латинского креста определённой частью православных, в частности старообрядцами, не поощряется РПЦ. Святой Григорий Синаит святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу пресвятой кровью Которого обагрился». Однако наличие этих высказываний лучше всего говорит о том, что проблема восприятия православными латинского креста была и остаётся.

 
5.4. Крест шестиконечный или «Русский крест», с косой нижней перекладиной вместо второй прямой, как у патриаршего креста. (На фото он отсутствует). Косая балка есть видоизменённая форма древне-византийского подножия креста. Датируется девятым – одиннадцатым веком. Косой брусок поднят правым концом вверх как противостояние рая и ада. Добра и зла. Как бы коромысло весов. Вверх смотрит правая сторона (по размещению тела на кресте) Наклон бруска в символическом смысле отражает поведение двух разбойников, распятых вместе с Христом. Один смеялся над Иисусом, второй искренне раскаялся в своих преступлениях.
                В храме крест ориентируется поднятым концом на север, так как у славян путь на север отождествлялся с путём на «тот свет». У старообрядцев только такой крест признаётся единственно каноническим.



                5.5. КРЕСТ ОСЬМИКОНЕЧНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ


(На фото под номером 7) или крест св. Лазаря. Считается у православных наиболее соответствующий достоверной форме креста, на котором был распят Иисус Христос. Считается, что подножье прибили по росту Иисуса, после распятия, а потом и малую перекладину для подписи.
                О символическом смысле осьмиконечного русского креста пишет Инна Смирнова:
                «Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов).
                Средняя длинная перекладина вмещает понятие обо всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце - как образ славы Божества, луна - как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все "начало быть" (Ин. 1 - 3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3 -17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет собою все - от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста». (9).

                5.6. ТАУ – КРЕСТ


                На коллаже(8), как современная буква Т в русском алфавите. Это крест ветхого завета, египетское его звучание повторяет иероглиф. Тау-крест назван по букве Т греческого алфавита, поскольку он имеет такую форму.
                «Греческая "тау" произошла от финикийской формы и означала "отметка, знак". Древние египтяне использовали знак Т как для обозначения плодородия, так и жизни. Объединенный с кругом - символом вечности, он становился "анхом" – символом вечной жизни. В библейские времена, поскольку этот символ был последней буквой еврейского письма, Т стал означать конец мира, а также служил знаком Каина, знаком спасения израильтян, стоящих в дверях, чтобы защитить свои дома, когда Ангел Смерти прошел по Египту, чтобы "уничтожить всех перворожденных в этой стране; это сделало знак общим знаком защиты. Альтернативными званиями этого креста являются "египетский крест", crux commissa, а в христианских церквях - крест святого Антония в честь основателя христианского монашества Антония. Согласно некоторым источникам, он жил 105 лет и 40 последних провел на горе Колзим неподалеку от Красного моря».
                Франциск Ассизский (26 сентября 1182 — 3 октября 1226 — католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена) сделал этот крест своей эмблемой в начале 13 века.

                Из-за сходства с виселицей, как ее делали в древности, его также называют "крестом виселицы". Некоторые исследователи полагают, что именно такой была форма креста, на котором распяли Христа. Убедительных доказательств, кроме того, что римляне использовали такой крест для распятия рабов я не нашёл.


5.7. Крест трилистниковый (22). Имеет на концах верхних перекладин и на стволе три полуокружности. В России употреблялись чаще других для изготовления напрестольных (алтарных) крестов. Такой крест использовался в государственных символах. Устанавливается на куполах храмов и колоколен. Узоры могут быть разнообразными.
                Концы перекладин – надглавники символизируют Живоначальную Троицу: Бога Отца, Бога Сына, и Бога Святого Духа. Применяется и в качестве нательного креста.


                Завершая эту публикацию, должен сказать, что, совершенно неожиданно для себя, заинтересовавшись формой креста на картинах великих мастеров, пришлось ближе познакомиться с информацией по этому вопросу, которой я и поделился с моими читателями.
                Могут спросить, так ли это важно, какой крест изображен на полотне? Для меня вопрос однозначен: - да, важно. Такой художник, как Иванов, образованный человек, изучивший огромное количество источников, написавший тысячи эскизов, этюдов, годами оттачивавший любую деталь, ничего просто так не помещал в свой сюжет. Каждый персонаж и деталь картины вызывает размышления, заставляет задуматься.
                Изображая в руках Иоанна Крестителя латинский крест, как символ христианства, художник соотносил его с временем евангелистского события.
Поэтому вопрос, почему не изображён православный крест отпал сам собой.
                А вот зачем Гюстав Доре на одной гравюре изобразил латинский крест, а на другой лоренский, - остаётся загадкой. Вполне возможно, что, не имея фундаментального образования, он просто не придал этому факту никакого значения, отдавая дань традиции. Судить трудно.

Автор благодарен за оказанную помощь в редактировании Наталье Ковалёвой и Владимиру Теняеву.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/19/461

Используемая литература и электронные источники информации:


1. http://www.blamag.ru/neob/257-kresty.html
2. А.А. Нейхард   «Происхождение креста»  М, Сов. Россия 1975 г. 56 стр. ББК 86.37 г.
3. Cutner H. A., Short History of Sex-Worship, Лондон, 1940, стр.16,17
4. http://jhwww.narod.ru/Stauros-1.html
5. «Colonel J. Garnier, The Worship of the Dead», Лондон, 1904, стр.226
6. Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. http://www.blamag.ru/neob/257-kresty.html
8. Дж. С. Купер «Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов», М, Ассоциация Духовного Единения "Золотой Век" ISBN: 5-900206-18-1, 1995 г, 441 стр.
9. Инна Смирнова «Тайная история креста». М, «Эксмо». 2007. стр.14,15
10. Евангелие от Мф.27:40; Мр.15:30; Лк.23:26 и «;;;;;» - кси;лон: Втор.21:22,23; Деян.5:30; 10:39; 13:29; Гал.3:13; 1Пет.2:24)
11. http://otvet.mail.ru/#question/70831330
12. Н.П. Кормаков «О происхождении и толковании слова «Крест» http://www.proza.ru/2011/03/02/159
13. Сергей Иванов «Крест: святыня или заблуждение» http://jhwww.narod.ru/Stauros-1.html
14. Голубцова Н.И. «У истоков христианской церкви» М, Наука, 1967 г. 143 стр.
15. https://ru.wikipedia.org/wiki/
16. New Catholic Encyclopedia, 1967, т. IV, стр. 486
17. Александр Хислоп «Два Вавилона, или папское поклонение». Глава V. Ритуалы и обряды. ЧастьVI http://www.bibleist.ru/biblio/011/008/twoBabylons.pdf
18. http://mythology.org.ua/
19. А Каждан « От Христа к Константину» М, Знание, 1965 г. 293 К 13, стр.302 , стр. 9, 10-11, 18
           20. https://ru.wikipedia.org/wiki/
 21. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/
22. Baring-Gould, S. «Strange Survivals», Изд. По треб, 2011г, ISBN 978-5-8789-6615-3,  340 стр. Яз-англ.
23. А.И. Ракитин «Распятие как способ казни…» http://www.murders.ru   2009 г.
          24. Давид Фридрих Штраус  Жизнь Иисуса. В двух томах ID 2753151
          Первое издание в России (Антикварное) Издательство книжного склада   Д. П. Ефимова, 1907 г.   Полный перевод М. Синявского. Под редакцией Н. М. Никольского.
          Наиболее известное издание: Издательство: Республика, 1992 г. Язык  русский, стр. 447.
          Электронный вариант: http://tululu.org/read81071/
         25. Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса», ББК 86,3 Р39, М, «Прометей»,   МГПИ им. В.И. Ленина, 1990 г. 321 стр. 7 ил.
         26. Ральф Вудроу  «Действительно ли Крест Христианский Символ»?
Опубликовано 10.03.2012      http://www.stepantsov.info/wp/?tag=yazychestvo
               27. Мартин Монестье  «Смертная казнь»
           28.                29. http://www.evangelie.ru/forum/t84931-16.html
           30. Херман Фульда (Hermann Fulda. Das Kreuz und die Kreuzigung, Eine antiquarischung.)  «Крест и распятие» Breslau, 1878. (стр. 109; 219, 220)
           31. http://www.mignews.com/print/270610_152331_32698.html
                32. Пауль Вильгельм Шмидт (Paul Wilhelm Schmidt) «История Иисуса»   Тюбинген—Лейпциг, 1904, ( стр. 386; 387-389).
http://www.synergia.itn.ru/iegova/bible/pnm/pr6.htm
            33. The Imperial Bible-Dictionary, издание П. Фэрбрейна, Лондон, 1874, (т. 1, стр. 376)
            34. Шейнина Е.Я. «Энциклопедия знаков и символов». М., АСТ, 2001, ISBN 5-17-010659-9, (стр. 591).