О происхождении и толковании слова крест

Николай Павлович Кормаков
       Дорогой друг!

       Ты пишешь.
       "Читаю Библию и столкнулся с тем, что я не понимаю, почему Иоанн Креститель называется именно Крестителем и крестит людей водою. Ведь Креста ещё не было в то время! Думаю, что в слово "крещение" вкладывали другой смысл, чем сейчас. А почему тогда оно называлось именно крещение (нисхождение на человека Духа Святого)? И был ли какой-то сакральный смысл в том, что Христос был распят именно на кресте? Очень любят всякие эзотеристы выискивать корни в египетских учениях, всяких там тау-крестах и прочем, связывать с астрологией и звездами. Почему именно Крест, и была ли предсказана именно такая гибель Иисусу пророками Ветхого Завета? По-моему просто говорилось о том, что Господа убьют, не поверив ему".


       Привожу две самые аргументированные версии происхождения слова "Крест".

       1) Древнее славянское слово "Рис" означает отрезок прямой линии, начерченный на осматриваемом предмете. Слово "Крес" ("к рису", "е" - тут преобразованное "и"), означало ребро, край, границу какого-либо предмета, а "Крест" - соединение двух предметов их краями в форме буквы "Х" или знака "+". Отсюда и до сих пор сохранившееся слово "окрест", "окрестность", что значит: около "креста", т.е. область, окружающая точку пересечения "рисов". Глагол "скрестить", поэтому означал соединять два предмета в виде "Х", а "крестить" - значит ударять их друг о друга краями, высекая огненные искры, что использовалось для разжигания огня - отсюда и слово "кресало" - камень, ударением о который другим твердым предметом легко высекались искры. Поэтому первоначальное слово "Крещение" означало зажигание огня посредством высекания искр, "загорение"; а "Воскресение" - возгорание огня, произведенное с помощью "загорания", т.е. высекания искр, "крещения", т.е. значит "Возгорение", "Воспламенение".
Т.о. мы еще раз убеждаемся емкости древнего славянского языка и его очень точной смысловой символики.
"Крещение", как Таинство, есть, т.о., высекание огня Духа Святого ударением о твердое "каменное сердце" человека, рождающее вместо "каменного сердца" у человека новое "плотяное" сердце, загорающееся огнем любви к Богу;
а "Воскресение", как действие Духа Святого, есть возгорание этого огня любви к Богу, делающего его уже постоянным источником тепла и света, возможным для пользования им других людей и возгорания и их сердец таким огнем.

Трактовка эта полагает, что слова "Крест" и "Христос" оказались просто созвучны.

       2) Другие же полагают, что слово "Крест" (преобразованное "Христ") произошло от слова "Христос", как орудие Его смерти.
В этом случае "Крещение", т.е. "Христщение", значит воХристосовление, т.е. Таинство соединения со Христом, когда душа человека как бы становится Его супругой, проходя через смерть крещения, как и писал то ап.Павел ("крещением мы умерли с Ним", "в смерть Его крестились" ).
Тогда "Воскресение" это восХристение, т.е. соединение с воскресшим Христом ("если крещением нашим, мы умерли с Ним для греха, то Воскресением Его мы возрождены к жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем") .
Трактовка очень гармонична смыслу. В этом случае слова "Рис" и "Кресало" следует признать либо просто созвучными слову "Крест" и "Христос", либо его производными, что неубедительно т.к. добывать огонь славяне умели задолго до того, как узнали об Иисусе Христе; разве что изменили самое слово, соединив в своем понятии "огонь" со "светом", словом, которым в Евангелии Иисус Христос называет Себя.


       О псевдотолкованиях знака креста.

       Дорогой мой, возможно, ты знаешь, что египетский "символ жизни" вовсе не означает никакого "Креста", а является лишь стилизацией (т.е. упрощенным изображением) соединения мужских половых органов, изображаемых в виде буквы "Т", с женским половым органом, изображаемым в виде буквы "о", соединенной с "Т" сверху посредине перекладины. Выражал он, как и все их иероглифы, в символической форме некоторое их представление, а именно: представление о том, что начало жизни находится в соединении мужского и женского начала.

       Не вижу тут никакого сакрального смысла и никакой сакральной тайны, скорее стремление некоторых современных толкователей "показать из мухи слона".


       Необходима ли была именно такая ужасная смерть Спасителя, смерть на Кресте? Нет. Бог ее пророчествовал по Своему всеведению, но никоим образом не манипулируя людьми, потому что так было нужно. Господь Иисус Христос же покорно склонил голову перед любым наказанием, какое только могут вымыслить люди, а они выбрали для Него Крест.
       Знак Креста давно был пророчествован. Так, например, Бог заповедал Моисею, чтобы евреи крестом отметили косяки своих дверей, используя кровь забитого агнца: увидев этот знак, Ангел смерти пройдет мимо, в то же время, зайдет в дверь каждого египтянина и умертвит его первенца. Крест движением жезла (посоха) сотворил Моисей, чтобы провести евреев через море: провел жезлом своим вертикально - и море расступилось; а чтобы вновь соединить море, преградив путь египтянам и утопив их - провел жезлом горизонтально. Затем знамение креста было пророчествовано буквой тау, когда знаменование этим символом означало оставление вины человеку Богом (описано это в книге "Второзаконие", что и взял в качестве символа для своей монашеской общины Франциск Асизский). Если интересуешься, можешь найти целую литературу о символике Креста в св.Писании, возможно, и в интернете.

       Бог знал, что Иисус, Сын Его будет распят на Кресте, потому и пророчествовал крест, как фигуру особенную, связанную с Тайной Спасения.

       Крест в древнее время был одним из самых страшных и позорных орудий казни. Как правило, к смертной казни на кресте присуждались люди за такие преступления, которые были крайне порицаемы в обществе, а потому и служили они в целях публичного устрашения. Как орудие казни, его широко стали применять римляне. Так, например, восстание Спартака (70-е годы до н.э.) завершилось распятием захваченных его участников: вдоль всей главной (Аппиевой) дороги, ведущей в Рим долгие годы стояли кресты с распятыми на них телами восставших рабов числом около шести тысяч.
        После распятия на кресте Иисуса Христа крест стал символом Его последователей, христиан, которые изображали его, как знамение победы Иисуса Христа над дьяволом, как знамение прощения Богом грехов именем распятого на нем Иисуса Христа, как знаменование Воскресения Его - победы жизни над смертью, как знамение мира и любви.
       Как геометрическая фигура, фигура креста особенная, можно было бы написать об этом целый трактат. Однако сакральной она становится только в связи с интенцией изобразившего ее человека. Интенция живого человека привлекает благодать Божью и изображение креста уже символизирует распятого на нем Иисуса Христа, соединяя его с Ним. Поэтому так опасно для человека, даже неверующего и воспринимающего его, как обыкновенный предмет, надругательство над Крестом Иисуса Христа. Много тому есть примеров из жизни. "Бог поругаем не бывает", - как утверждает то Дух Святой устами ап.Павла: "что человек посеет, то и пожнет".
       Под крестом же в житейском смысле понимают перенесение всякого рода жизненных неприятностей, понесенных за добро, творимое в мире. Этим понятием напоминается нам о нашем "сораспятии с Иисусом Христом", понесшим Крест для избавления мира.

         Иоанн Креститель так называется только в славянских языках. В других языках его имя звучит, как "погружающий в воду, окунающий в воду с целью омовения, т.е. омытия", что символизировало у евреев очищение от грехов и использовалось в религиозных обрядах.


       О форме православного креста.

       Ты говоришь: И со стыдом осознаю, что не понимаю до конца именно саму жертву Христа. Что такое: "взять на себя грехи"? Почему это искупается именно через смерть на кресте? Я слышал, что у иудеев были кровавые жертвы до Христа - заклание агнцев, всесожжение (что это такое?): Священник мне объяснял, что Христос воззвал в последнюю минуту: "Отче, почему Ты Меня оставил?", - именно потому, что за всё человечество понес груз отдаленности от Бога истинного, а не потому, что Сам был отделен от Отца хоть на минуту. Слышал также, что Христос умер на том же самом месте, где и Адам, поэтому внизу креста изображается череп. Кстати, а что это за поперечная планка внизу креста?


       Эта планка (у православных) символически указывает (правая ее сторона выше левой) на покаявшегося разбойника, отправившегося на небо по слову Господа Иисуса: "Сегодня же будешь со Мною в раю".
       Согласно тщательным научным исследованиям Туринской Плащаницы, руки Господа были пробиты в ладонях, ближе к сгибу у лучевой кости (гвоздь прошел между костей так, что при висении тела, опирался на них). Прибивавшие, видимо, имели опыт в подобных делах.
       Обе ноги Господа были прибиты одним гвоздем: левая стопа была сверху правой. Эксперты объясняют это тем, что левое колено Господа, согласно следов на Плащанице, было выбито, а потому сгиналась у Него только правая нога. Только с помощью правой ноги, упираясь ею о перекладину, Господу удавалось приподнять тело, чтобы вдохнуть воздуха. Только таким образом, вися на кресте, распятый человек мог дышать. Когда хотели его умертвить, ему перебивали мечем ноги у стоп: в этом случае он уже не мог приподнять тело, чтобы вдохнуть воздуха, и быстро умирал от удушья. Так, по сообщению Евангелия, и были умерщвелены два разбойника, висящие по разные стороны от Господа Иисуса Христа.