Подземный флот античной Пизы

Галина Остякова
Любопытную картину можно наблюдать из окна железнодорожного вагона неподалеку от вокзала Сан-Россор итальянского города Пиза. Внизу насыпи металлической сеткой огорожена территория около тысячи квадратных метров. Леса из стальных труб с натянутыми на них зеленого цвета защитными непрозрачными сетками скрывают от человеческих глаз удивительные находки археологов: остатки четырех кораблей античного Рима. Всего же около железнодорожного вокзала Сан-Россор найдено восемнадцать кораблей, довольно хорошо сохранившихся в глиняной почве этой местности.
Эта сенсационная находка была сделана археологом Барбарой Феррини в декабре 1998 года после того, как рабочие, копавшие котлован, обнаружили куски дерева странной формы.  Оказалось, что в Пизе на глубине пяти мет ров под землей находится целый флот!   
Удивительное же это местечко - Пиза! Оно известно всему миру тем, что здесь находится знаменитая падающая башня, да еще тем, что в университете этого городка учился Галилей. Сейчас же здесь ведутся раскопки старинного речного порта, случайно найденного при прокладке железнодорожной ветки к Альпам. Эта неожиданная находка позволяет по-новому взглянуть на древнюю ис¬торию Пизы.
Стоит августовская жара, нечем дышать из-за смога. Так и хочется, чтобы поскорее пошел дождь. Однако, как выясняется, освежающий дождь необходим не только изнывающим на солнце археологам, но и деревянным старинным ко¬раблям. Палящие лучи солнца очень опасны для этих исторических раритетов, поэтому специалисты создали специальную ирригационную систему, позволяю¬щую два раза в день орошать творения античности. Она позволяет избежать вы¬ыхания древесины.
Здесь же трудится и Шарлотта Бигагли - археолог подводного мира, как ее здесь называют. Она специализируется на амфорах. В Пизе она занимается классификацией найденных амфор на месте бывшего порта этого города. Вместе с коллегами Шарлотта работает в громадном ангаре в пригороде Пизы, куда свозятся все находки. А количество амфор, обнаруженных в этом месте, уже перевалило за тысячу.
Попадаются среди этих амфор и настоящие шедевры. Например, был найден черепок, на котором изображена сцена пребывания Геракла в рабстве у царицы Лидии Омфалы. Это изображение рас-сказывает о том, как за невольное убийство Геракл был продан в рабство царице Лидии Омфале. Никогда еще не испытывал Геракл таких невзгод, как на службе у гордой лидийской царицы. Величайший из героев терпел от нее постоянные унижения. Казалось, что Омфала наслаждается, издеваясь над сыном Зевса. Нарядив Геракла в женские одежды, она заставляла его прясть и ткать вместе со своими служанками. Герой, который поразил своей тяжелой палицей лернейскую гидру, герой, приведший из царства Аида ужасного Цербера, задушивший руками немейского льва и державший на плечах своих тяжесть небесного свода, герой, при одном имени которого трепетали враги, должен был сидеть, согнувшись за ткацким станком, или прясть шерсть руками, привыкшими владеть острым мечом, натягивать тетиву тугого лука и разить врагов палицей.
Открытие археологов взбудоражило всю Пизу. Им на помощь пришли и власти города. В результате был расширен район раскопок. Директор по научным разработкам администрации Флоренции Стефано Бруни поделился с журналистами: «В то, что в Пизе располагался порт, поначалу никто не поверил. А ведь когда-то Пиза была похожа на Венецию. Город и море связывал десятикилометровый канал. Легенда рассказывает, что две реки, которые протекают и сей¬час в Пизе, - это след двух влюбленных, оставленных ими, когда они бежали к морю. И порт в Пизе действительно был...»
Специалисты подтвердили: примерно с 300 года до нашей эры по VI век нашей эры Пиза была морским городом. Найденные же сейчас остатки кораблей относятся к концу первого века до нашей эры. По непонятным причинам они были затоплены, но прекрасно сохранились до наших дней в наносных песках и глине. Ученые полагают, что это были корабли, пришедшие из средиземноморских стран. Пиза поддерживала тесные торговые связи с Испанией, Францией и Егип¬том, откуда корабли везли злаковые куль¬туры, вино и оливки. Из Пизы затем эти товары поступали в Рим. То есть именно Пиза обеспечивала снабжение Древнего Рима.
После Пунических войн (II -1 века до н.э.), когда роль Карфагена была значительно уменьшена, Пиза стала римской морской базой стратегичес¬кого значения. Благодаря этой базе Пиза имела статус вольного города. Тогдашний правитель Рима построил в Пизе театры, дворцы и другие грандиозные здания. Пиза  процветала. Однако всему приходит конец...
В V веке нашей эры Рим стал слабеть, а вместе с ним и Пиза. Порт уже не был нужен. И находки археологов как раз от¬носятся к тому периоду. Осколки горшков, фрагменты мозаики и фресок, обломки мраморных колонн - всем этим буквально усыпана земля в месте раскопок, которые могут продлиться еще несколько лет. Ведь здесь работает лишь горстка археологов. Сейчас разгорелась даже дискуссия на тему: а стоит ли извлекать из фунта все обнаруженные корабли? Ведь при контакте с агрессивной окружающей   средой корпуса этих судов начинают портиться.
Однако в Италии ученые придумали несколько способов консервации драгоценных находок. Можно нанести на деревянные конструкции полиэтиленогликоль. Но это очень длительный и дорогостоящий способ, к тому же при его применении дерево чернеет. Можно быстро заморозить дерево в особой пустотелой конструкции и превратить лед затем в пар. В этом случае дерево со-хранит свой естественный цвет и не будет дальше разрушаться. А можно обработать деревянные конструкции кораблей крахмалом, который усилит структуру клеток древесины. Это наиболее дешевый способ сохранения кораблей. Его и приняли на вооружение музейные работники.
Сейчас остовы древних кораблей изучаются и с помощью электронных микроскопов, чтобы определить состав древесины, а по ней и деревья, из которых строились эти корабли. Выяснилось уже, что применялся дуб, который очень стоек к насекомым, разъедающим другие породы деревьев. Применялось также и фиговое дерево для придания конструкции корабля гибкости и «мягкости». Еще при строительстве этих судов использовался вяз.
В старом арсенале Пизы сейчас устраивают выставку предметов, найденных в античном порту. Фабио Фьезоли проводит антифибковую обработку всех экспонатов. Кожа, веревки, дерево - все проходит через его руки в специальной лаборатории, А экспонаты уникальны, и они уже стали не менее знамениты, чем Пизанская башня. В арсенале уже выставлены женские скульптуры времен Пунических войн, стеклянные графины, сделанные стеклодувами в I веке до нашей эры, глиняный кубок с изображением Геракла на колеснице, статуя конца IV века, привезенная из Туниса, скелет человека, возможно, моряка, масляные лампы и разнообразные амфоры...
Каждый месяц музей пополняется новыми экспонатами, а ведь еще три года назад практически никто и не догадывался, что Пиза была морским городом.

Галина Остякова,
Вячеслав Орлов