Письма старой учительницы. Эликсир и эпоха

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/08/30/1194)



                «ПИСЬМО – ЭТО ЭЛИКСИР ДЛЯ ДУШИ И СТИМУЛ ЖИЗНИ».


        ...Письма – непростое дело! Это же эпистолярное письмо, целая наука, хотя нам его не преподавали...
        (Из письма от 5 ноября 2007 г.).

        …Почему многие не любят писать? Потому, что не умеют, потому что это не простая «работа»… Письма – своеобразные сочинения, … письмо характеризует человека…
        (Из письма от 16 июля 2009 г.).

        …Действительно, люди стали ленивее на письма, беднее интеллектуально, и это даже считается модным, пропагандируется и поощряется. Твои письма я читала не один раз, а второе письмо даже с карандашом в руке – в нём есть о чём подумать. Мне близок и понятен дух этих писем…
        (Из письма от 21 апреля 2007г.).

        ...Письма помогают жить… Мои соседи завидуют, видя, как я расписываюсь у почтальона за письмо…
        (Из письма от 25 апреля 2008 г.).

        …Вести из России, из Хабаровска… в письмах – стали частью моей жизни.
        (Из письма от 22 августа 2011 г.).



                40 И 45 лет – ЭПОХА!


                «40 и 45 лет! Ведь это же целая эпоха,
                поколение моих учеников!» (1).


        ...Очень часто бывают такие встречи, я благодарю и прошу прощения, что не узнала. Бывшие дети взрослеют, и я их не узнаю. Бывают даже курьёзные встречи, вроде того, что в троллейбусе очень громко скажут: «Прошло 30 лет, а вы не изменились!». Конечно же, пассажиры оглядываются. Нет, я изменилась! Просто одни люди очень изменяются, а другие узнаются с детства до старости. Много бывает встреч, часто фотографируют, а фото нет или такие, что без «микроскопа не разглядишь»…
        (Из письма от 21.04.2007г.).

        …А школа наша не центральная, но хорошая, честная. Я была в комиссии по проверке сочинений медалистов и видела, какие сочинения приносят из «хвалёных школ». Традиции нашей школы продолжает Лицей имени Нечуя-Левицкого, украинского писателя, так как  Лицей русско-украинский. Директор школы Семухина Наталья Петровна – очень инициативный человек. У неё стало традицией отмечать юбилей школы и День учителя. Так, отмечалось 40-летие школы, а в этом году (2006-м) – 45-летие.

        Она умеет сплотить коллектив, привлечь спонсоров, шефов и т.д. Под видом Дня учителя она фактически организует День ветеранов школы. Ежегодно мы празднуем: цветы, концерт и угощение, богатое угощение… Ведь наши ряды с каждым годом редеют… По сути дела, Наталья Петровна и коллектив школы для нас, пенсионеров-ветеранов, создают, словами А.С.Пушкина, «приют спокойствия… и вдохновенья», конечно, не поэтического, а жизненного. Чтобы в наши годы жить, тоже нужно вдохновение! Будем жить!..
        (Из письма от 09.11.2006г.).

        …Когда я ещё работала и получала от учеников и от друзей или родственников письма с описанием природы, достопримечательностей, и другие, достойные внимания, моменты, я читала выдержки ученикам, считала это поучительным. Сейчас это не берётся на вооружение в школе: и в школу проник бизнес…
        (Из письма от 21.04.2007г.).

        …В нашей школе учились братья Кралькины – Виктор и Юрий. Я у них не преподавала. Виктор одновременно с вами заканчивал школу (2). Ни одного из них я не знала.
 
        Познакомилась с Виктором в те «лихие» годы, когда распался Союз, поменяли деньги: 1000 рублей на 1 молдавский лей, за который не купить сейчас и пучка укропа.

        На Боюканах (3) появился «толчок». Я понесла плейер с наушниками, новый. Кралькин Виктор узнал меня, разговорились. Он продавал за прилавком… турецкие и другие вещи. Он предложил мне помощь – продать плейер.
То меня не было в Кишиневе, то он уезжал за товаром, то вещь «не продавалась», то он её «забыл дома». Прошло больше года, и однажды он сказал мне: «Я отдал тебе аппарат, отстань от меня!». Даже его «собратья»-торгаши опустили головы.

        Прошло ещё два или три года, и мы почти столкнулись на улице. Он что-то лепетал о своей вине, я не поднимала головы: мне было стыдно за него. Попросил мой телефон, обещал позвонить и отдать деньги.

        И вот два года назад в троллейбусе рядом сел «старичок» со связкой рулонов обоев. Я, не глядя, спросила, почём они. Оказалось, что это Кралькин. Прошло ещё две-три минуты, и он мне протянут 40 леев (4), спросив: «Хватит? Не обижаетесь?». Больше мы не говорили. Он вышел раньше. Такая эпопея, больше десяти лет!

        При случае я рассказала одному единственному человеку. Его соученице, которая воскликнула: «Есть же Бог!». Уверена, что она никому не расскажет. Потом случайно я узнала, что несчастья его преследовали одно за другим. Кто-то пьяный оставил окурок, произошёл пожар, задохнулась в дыму и погибла больная мать. Наверно обои он вёз для ремонта…
        (Из письма от 25 апреля 2008 г.).
 
        5 октября,  День Учителя мы отмечали в нашей школе. Сначала традиционный детский концерт, а потом скромное застолье, но с шампанским.
Каждый год ряды ветеранов, естественно, редеют по разным причинам -  болезнь, выезд и т.д. Как  меняются люди! И не только внешний облик (что вполне естественно), но и внутренний. Последнее меня очень удивляет и огорчает. Ведь это не просто люди, человеки, а бывшие учителя.

        Какая-то пригноблённость, бездуховность, безразличие, мелочные интересы, анекдоты (были бы хотя бы остроумные), какое-то «списывание» себя со счёта гражданина. Возможно, я слишком строга! Думаю об этом. Может, не стоит забивать себе голову – держать в голове то, что было и, тем более, что-то приобретать, заучивать наизусть, интересоваться - где и что происходит? Думаю!..
        (Из письма от 07 октября 2010 г.).

(1) – В 2006 году были две юбилейные даты: 45-летие образования школы и 40-летие выпуска нашего класса.
(2) - он, видимо, учился классом ниже, так как в 1966 году был двойной выпуск:  11-й и 10-й классы одновременно.
(3) - один из районов Кишинёва, где мы все тогда жили и учились.
(4) - В 2006 г. 1 молдавский лей по курсу продавался за 2 рубля.

Продолжение:http://www.proza.ru/2014/08/31/1289