Письма старой учительницы. Письмо 1

Виталий Голышев
                Моим одноклассникам – посвящается.



                ПИСЬМА СТАРОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ.

                (Эпистолярный жанр-I).



                «Доныне гордый наш язык
                К почтовой прозе не привык».

                (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»)


                "Чтобы в наши годы жить,
                тоже нужно вдохновение"
               
                (Из письма Евгении Макаровны
                Бересток от 9.12.2006 г.)               

               


                ПИСЬМО № 1.


                Добрый день, Виталий Юрьевич!


        Большое спасибо за письмо, тронута таким вниманием. Это эликсир для души и стимул жизни. Боюсь, что моё «сочинение» не будет так образно и интересно. Но «Вера, Надежда и Любовь» (*)  побудили меня написать о том, что «на сердце у меня».

        Сорок и Сорок пять лет! Ведь это целая эпоха, поколение моих учеников!

        Конечно, были у меня выпуски до вашего и позже. Но ваш выпуск, как первая любовь. Завуч… часто говорил: «Даже на подходе у нас нет такого класса, каким был этот». Почти во всех мероприятиях занимал первое место. Многие были спортсмены-разрядники, читали больше, чем я. Поэтому многие диспуты, классные часы, стенгазеты были всегда интересные. Помню диспут на тему: «Что такое счастье?». И описание этого диспута кто-то похитил с учительской выставки. Завуч очень сокрушался и просил меня воспроизвести, чего я не смогла сделать.

        А поездки к морю! Даже ночные купания по лунным дорожкам моря среди светлячков!.. А ведь мы ездили три года подряд!.. После десятого класса на море у нас был общий вечер с учащимися десятого класса Московской школы, где завуч и организатор поездки был Герой Советского Союза…

        …Пишу тебе как коллеге. Офицеры тоже воспитатели. Очень хорошо, что последовал примеру отца (**). Поэтому и не зачерствел душой, и стремишься к друзьям-товарищам, разыскиваешь их, чтишь прошлое. А прошлое славно не только памятью молодости, а и тем, что было достигнуто большим трудом…  И хорошо, что состоялась встреча одноклассников, заставившая задуматься над этим. Хотя, мне кажется, не все это понимают. Отсюда формальные отписки, краткие телефонные общения.

        Конечно, развал СССР – это катастрофа…

        ...Когда у меня спрашивают, как я живу, ответ такой: «Как живут люди, попавшие  под колесо, да ещё «колесо истории» (***). Сбережения пропали, пенсии мизерны, цены высокие, особенно тяжёлым бременем являются коммунальные платежи. И самое страшное – нет тепла, дорогое тепло. Отсюда холод в квартире, болезни…  Будем считать, что я тебе этого не писала, а так, просто вырвалось.

        А самое тяжёлое то, что «за державу обидно». Почему попрано всё хорошее? Ведь была дружба народов, было преимущество коренной нации при поступлении в учебные заведения.

        …Бывают встречи и с другими моими выпускниками: в честь десятилетия, двадцатилетия окончания ими школы. А семидесятилетие моё широко организовали сначала в кафе, а потом у меня дома. И сейчас не забывают. Так, 26 ноября этого года (мне 79 лет) был особенным днём. Я читала твоё письмо и сочинение. И это было самым приятным «угощением»…

        …Очень жаль, что нам не пришлось встретиться. Ведь я живу в пяти минутах ходьбы от места вашей встречи…  На посёлке многие знают меня, так как учились в нашей школе. А школа наша не центральная, но хорошая, честная…
Традиции нашей школы продолжает Теоретический Лицей имени И.С.Нечуя-Левицкого, украинского писателя, так как Лицей русско-украинский. Директор Лицея, Семухина Наталья Петровна, очень инициативный человек. У неё стало традицией отмечать юбилеи школы и Дня Учителя. Так отмечалось сорокалетие школы, а в этом году – сорокапятилетие.

        Она умеет сплотить коллектив, привлечь спонсоров, шефов… Под видом Дня Учителя она фактически организует День ветеранов школы. Ежегодно мы празднуем: цветы, концерт и угощение, богатое угощение. Думаю, что она заслужила, и ей будет приятно, если кто-то из бывших выпускников напишет в благодарность тёплые слова за такое внимание к ветеранам…

        …Я по своей натуре турист. И много путешествовала. Шесть раз побывала в Англии, гостила в Польше, проездом наблюдала и Германию, и Бельгию, и Голландию. Ради этого ездила поездом, а не летала. Мечтала таким же образом посмотреть на Францию. Но заветная моя мечта – побывать в Сибири, Забайкалье, где погиб мой брат. Конечно, теперь этой мечте не сбыться. Но Россию, где я тоже побывала туристкой, я очень люблю, а заочно и Дальний Восток. Украинка из запорожских казаков, если бы мне предложили проголосовать за Украину или Россию, и было бы у меня четыре руки, я бы всеми четырьмя голосовала за Россию.

        И жить в России, а тем более на Дальнем Востоке, - это и есть счастье. И я с гордостью читаю на конверте адрес России. Это не фразы, а действительно выражение своих чувств. Как-то полушутя сказал мне наш один учитель: «Ну, как теперь твой «великий… и могучий»? И почему-то всегда выбрасывают из контекста «правдивый и свободный». Думаю, что специально, так как это очень важные слова.

        Теперь коротко расскажу о вечере в честь сорокапятилетия школы (****). Актовый зал, два ряда. Учащиеся приветствуют гостей и прикрепляют эмблему вечера – колокольчик. На передних местах правого ряда – гости – начальство…  На передних местах правого ряда – ветераны, приглашённые. Зал красиво наряжен. Примечательно, что нет традиционного стола с президиумом. Сцена оставлена для приветствующих и самодеятельности. С короткой речью и иллюстрациями видеозаписей выступает Наталья Петровна и рассказывает об истории школы, её успехах и задачах. Потом – выступления первоклассников 1961 и 2006 годов. Краткие речи гостей с подарками школе, говорят учителя – выпускники этой школы, представитель ветеранов. Замечательная художественная самодеятельность…

        Потом был фуршет в столовой… Ветераны сидели, играла музыка…  По сути дела Наталья Петровна и коллектив школы для нас, пенсионеров-ветеранов, создают, говоря словами Пушкина, «приют спокойствия… и вдохновенья», конечно, не поэтического, а жизненного. Чтобы в наши годы жить, тоже нужно вдохновение.

        Будем жить!..

        Большой вам привет из солнечного Кишинёва! А сегодня очень яркий, тёплый день. И вообще в этом году осень по-настоящему молдавская, тёплая.
Здоровья, благополучия и счастья вашей семье!

                Евгения Макаровна Бересток.
                г. Кишинев. 9 декабря 2006 года.

(*) – Название моего стихотворения, посвященного школе и одноклассникам.
(**) – Я, как и мой отец, кадровый военный. Отец в годы моей учёбы, все пять лет был частым гостем в нашем классе, являясь членом родительского комитета.
(***) – Евгения Макаровна Бересток после развала СССР осталась в Молдове и там же ушла на пенсию.
(****) – Наша школа № 18 открылась в 1961 году. Я и мои одноклассники проходили учёбу в ней с 7 по 11 класс, выпустившись в 1966 году. Все эти годы Евгения Макаровна Бересток – преподаватель русского языка и литературы - была нашим бессменным  классным руководителем.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/08/30/1182).