11. Заложники и стрелочники из Минобороны

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/533



        Вопросы социальной зашиты военнослужащих в условиях экономического кризиса в стране, перехода к рыночной экономике, безудержного роста цен – находились на первом месте среди проблем, решаемых Министерством обороны. Среди них главным стоял вопрос стимулирования воинского труда.

        Достаточно сказать, что «шоковая терапия», проводимая командой Е.Гайдара, А.Чубайса и других, повлекла за собой, прежде всего, скачок инфляции в стране. Цены выросли в 1991 году более чем в 2,6 раза, в 1992 году – в 26 раз, в 1993 году – в 9,4 раза, в 1994 году – в 3,1 раза, в 1995 году – в 2,3 раза.

        Чтобы защитить денежное содержание военнослужащих и поддержать его достойный уровень в условиях обвала цен, Главным управлением военного бюджета и финансирования были приняты все возможные меры в нахождении основания для адекватного изменения уровня денежного довольствия. Вначале была сделана привязка его к минимальному прожиточному уровню, пересматриваемому в стране ежеквартально, а в последующем, с принятием в 1993 году Закона РФ «О статусе военнослужащих» - к минимальному размеру оплаты труда, как более гибкому показателю. Было достигнуто также введение ряда дополнительных выплат и надбавок к окладам, которые также повысили уровень денежного довольствия военнослужащих.

        Генерал В.В.Воробьев в своём труде написал:

        «Справедливости ради необходимо отметить, что результаты постоянной борьбы Министерства обороны за выполнение Закона «О статусе военнослужащих», с учетом исключительно трудных экономических условий страны и Вооруженных Сил, нужно объективно считать значительными. Многие установленные Законом льготы, нормы выплат, с большим трудом, но удавалось реализовать. За 1991-1995 гг. оклады денежного содержания военнослужащим повышались 14 раз, в том числе три раза – в 1991 г., четыре раза – в 1992 г., три раза в 1993 г., и по два раза в 1994 и 1995 гг.».В этот же период были приняты меры по защите военных пенсионеров, в результате чего военные пенсии возросли в 1,3 – 1,5 раза.

        Этими усилиями было практически предотвращено обвальное увольнение из Вооруженных Сил молодых офицеров, чего не удалось сделать в последующие годы. Для этого руководство Минобороны не прекращало стучаться во все высокие государственные инстанции: от Президента РФ до Председателя Правительства и председателей обеих палат Федерального собрания РФ. За эти годы за подписью Министра обороны было направлено более трех десятков писем.

        Однако, по словам В.В.Воробьева, хотя по этим обращениям и давались соответствующие поручения разным органам власти, их фактическое выполнение сводилось к подготовке докладов, отражающих сугубо ведомственные интересы, вместо принятия конкретных мер к нормализации обстановки. Проблемы с финансированием Министерства обороны освещались в средствах массовой информации, на станицах печати со своими оценками выступал и генерал В.В.Воробьев («Красная Звезда» от 12 марта 1994 г., «Аргументы и факты» № 8 за 1994 г. и др.).

        Такая независимая и принципиальная позиция в отстаивании интересов Армии не могла понравиться «либералам», находящимся у государственного руля. Требовалось найти виновного. Им и сделали генерал-полковника В.В.Воробьева. Формальный повод нашелся – декабрьским (1994 г.) Постановлением Правительства РФ вводились увеличение должностных окладов, а также ряд надбавок и выплат, однако затем поступило распоряжение Правительства о приостановлении реализации этого постановления в связи с фактическим не выделением Минфином в течение 1995 года ассигнований на эти цели. Фактически же произвести приостановку не было возможности, так как выплаты в войсках в течение 1995 года уже начали производиться.

        Заинтересованными лицами в Правительстве РФ (председатель Правительства В.С.Черномырдин, первый заместитель по  вопросам экономической и финансовой политики А.Б.Чубайс), в обход Министра обороны, был подготовлен  проект указа Президента РФ об освобождении В.В.Воробьева от должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования, с мотивировкой «за грубые финансовые нарушения, неудовлетворительное выполнение постановления Правительства РФ» (Указ от 23 ноября 1995 года № 1175).
 
        Реальной же подоплёкой данного дела послужил решительный отказ начальника ГУВБиФ использовать в качестве источника для покрытия финансовых средств, не выделенных в 1995 году Минфином на эти цели, кредитов в коммерческих банках. Указанная незаконная операция повлекла бы за собой дополнительные расходы на выплату не предусмотренных бюджетом процентов за пользование кредитом, размер которых составлял 120 млрд. рублей.

        О том, что попытки очернить деятельность генерала В.В.Воробьева были признаны несостоятельными, свидетельствовало официальное заключение Генеральной прокуратуры РФ по материалам проверок его служебной деятельности, проведенных Главной военной прокуратурой РФ с участием специалистов Минфина, Центробанка, Счетной палаты и других надзорных органов. Об этом, «скрепя зубами», вынуждены были признать и некоторые СМИ («Известия» от 19 июля 1996 г.).

                *    *    *

        Однако, с уходом с этого «расстрельного» поста такого принципиального, но, вместе с тем, такого неудобного для многих военного финансиста, и приходом на его место нового руководителя военного финансового ведомства генерал-полковника Г.С.Олейника, к сожалению, оказались утрачены многие из завоёванных с таким трудом позиций в сложных взаимоотношениях Министерства обороны с правительственными кругами страны.
 
        Так, в дальнейшем были снижены штатные категории для руководителей финансовых органов высшего звена, а из подчинения ГУВБиФ выведена финансовая инспекция, что значительно ослабило контролирующие функции в расходовании денежных средств; было принято решение о переводе финансирования Вооруженных Сил через органы федерального казначейства, что потребовало перевода войск с исторически оправданного, простого и удобного в военно-полевых условиях финансового учета на громоздкий бухгалтерский учет, что повлекло за собой неоправданное раздувание штатов финансовых органов; отменена привязка денежного содержания к минимальному размеру оплаты труда, являвшаяся правовой базой для поддержания уровня денежного довольствия, в результате чего за четыре последующих года оно было повышено только один раз, что обусловило кризисную обстановку и крайнюю нестабильность кадрового состава армии и флота.
 
        Но самым страшным испытанием стали регулярные и многомесячные задержки с выплатой денежного довольствия военнослужащим на всех уровнях – от отдельной воинской части до центрального аппарата Министерства обороны РФ, что вызвало настоящий шок в войсках и стало причиной массового упадка морального духа в Вооруженных Силах.

        В подтверждение этих слов нельзя не привести выдержку из известной  книги бывшего пресс-секретаря Министерства обороны России полковника В.Н.Баранца «Ельцин и его генералы» («Совершенно секретно», Москва, 1998г.), за издание которой он был уволен из армии и ныне является бессменным военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда»:

 
                «ЗИМА 96-го.

        Я голодный и очень злой. Сегодня опять ушел на службу задолго до того, как проснётся семья. Чтобы не смотреть в глаза жене, детям и догине Шерри. Уже который месяц живём без зарплаты. А моего офицерского пайка с осточертевшей говяжьей тушёнкой хватает на неделю. В домашнем холодильнике – пустынная зима. С некоторых пор я стал замечать, что семья каждый вечер встречает меня глазами моей вечно голодной собаки.

        Представляю, какой праздник будет, когда принесу домой свои несчастных полтора лимона, хотя к тому времени почти все эти деньги будут чужими – долги.

        В метро встретил сухую старуху. Она держала в руках плакатик: «Подайте Христа ради – хочу кушать». Такой же плакатик мне захотелось повесить на грудь поверх шинели. Я бы только добавил подпись – «Защитник Отечества»…».


        А вскоре Министерство обороны оказалось заложником в сложной и весьма неоднозначной игре, затеянной между Правительством и Минфином РФ, с одной стороны,  Правительством Украины и Промышленно-финансовой корпорацией «Единые энергетические системы Украины», с другой, в которой «стрелочником» оказался начальник ГУВБиФ МО РФ генерал-полковник Г.С.Олейник, на которого Генпрокуратура РФ возложила всю вину.

        Видимо, почувствовав собственную неуязвимость и безнаказанность с уходом генерала В.В.Воробьева со своего поста, должностные лица Минфина РФ решили провернуть финансовую аферу, связанную с взаимозачетами за поставки российского газа Украине в обмен на материально-технические ресурсы и стройматериалы для нужд Минобороны России.

        Вопрос вначале был решен на уровне двух Премьеров – В.Черномырдина и
П.Лазаренко. Вот как об этом писала газета «Московский комсомолец» в апреле-мае 2002 года в скандальной статье «Закон вазелина. Почему Генпрокуратура покрывает Черномырдина и Вавилова?»:

        «…96-й год. После выборов Ельцина новым министром обороны становится Игорь Родионов… От того, что творится в войсках, Родионов приходит в ужас. Армия разваливается на глазах. Деньги не платят по полгода. Доходит до того, что Родионов вместе со своей коллегией Минобороны едет в Белый дом и чуть ли не под дулом пистолета требует от Черномырдина ответа: когда бюджет начнет рассчитываться по долгам?!..

        …В чем суть соглашения? Обычная схема взаимозачетов. Все должны друг другу: «ЕЭС Украины» - «Газпрому», «Газпром» - бюджету, бюджет – Минобороны, но «живых» денег ни у кого нет, а посему на бумаге рисуется схема, похожая на игру в «пятнашки», все долги как бы переуступаются друг другу, и вместо денег из казны военные должны будут получить стройматериалы с Украины, каковые «ЕЭС Украины» возвращает в счет «газового» долга…».

        А далее, в ноябре 1996 года и в марте 1997 года семью сановниками, включая Министра обороны РФ И.Родионова и первого заместителя Министра финансов РФ А.П.Вавилова (которого все участники будущего судебного процесса единодушно назовут инициатором и вдохновителем этой махинации), подписываются эти соглашения. Цена вопроса – 250 и 200 млн. долларов соответственно.

        Далее «Московский комсомолец» пишет:

        «Зам. министра обороны (по финансово-экономической работе) Любовь Куделина, возглавлявшая в тот период оборонный Департамент Минфина, заявила, что ещё летом 96-го Вавилов приказывал ей проработать некое четырехстороннее соглашение, смысл которого полностью совпадает с уже известными нам документами: взаимозачеты, Украина, газ, стройматериалы. Куделина доложила тогда Вавилову, что проект противозаконен…

        А за день до прихода миллионов в Минобороны Вавилов даже позвонил по «кремлевке» Олейнику и требовал перевести их на Украину в кратчайшие сроки. (Далее – слова Г.Олейника) – ,,Он предупредил, что в случае задержки меня постигнет судьба моего предшественника, которого сняли за невыполнение решений правительства,,…».

        И генерал Г.Олейник подписывает один из платежных документов, что позднее ему будет поставлено в вину, как «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (часть 3 статьи 286 УК РФ)», а 29 апреля 2002 года он будет осужден, через три месяца амнистирован, а ещё через 15 месяцев полностью реабилитирован. Истинные же виновники этой сделки правоохранительными органами РФ были выведены из-под ответственности, несмотря на то, что реальный ущерб, причиненный стране, составил 327 млн. долларов, на которые Министерство обороны РФ так и не получило строительные материалы от Украины по сию пору.

        А сам «Украинский след» оказался наиболее грязным и запутанным в этой истории. «Московский комсомолец» об этом пишет следующее:

        «…Практически все деньги, вырученные Ю.Тимошенко от продажи российского газа, в «ЕЭС Украины» не задерживались. Их тут же переводили на счета многочисленных офшорных фирм, где они и растворялись. Соответственно, Тимошенко просто физически не могла вернуть долги Минобороны, денег у неё не было.

        Знал ли об этом украинский премьер Лазаренко? Не мог не знать. Хотя бы потому, что часть «газовых» миллионов найдут потом на его швейцарских счетах. А это значит, что Лазаренко предлагал Черномырдину изначально воровскую схему».


        Не в пример российскому правосудию, украинское, да и международное (в лице того же США) тоже, оказались более последовательными и принципиальными в своих усилиях по привлечению к ответственности виновных в этом и других подобных неблаговидных делах. Так, бывший Премьер Украины Павел Лазаренко с 1999 года пребывает в местах заключения в США, сменив за эти годы несколько американских тюрем. Дотянулась украинская Фемида и до Ю.Тимошенко, которая была осуждена на 7 лет и с августа 2011 года находится также в тюрьме. И только наши отечественные основные фигуранты чудесным образом избежали судебного преследования.

        А реабилитированный генерал-полковник Г.С.Олейник, словно в назидание, вдогонку стал фигурантом нового уголовного дела: в августе 2002 году был обвинен по делу о незаконной продаже облигаций валютного займа «Военбанку» по заниженной цене и осужден к пяти годам лишения свободы, из которых отбыл в заключении три года.

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/555