10. Жильё-моё!..

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/517



        Наиболее острое положение в эти годы сложилась с самым насущным армейским вопросом - обеспечением жильем военнослужащих. Нынешняя кризисная ситуация и огромное количество бесквартирных военнослужащих берёт своё начало именно в 90-х годах.

        Динамика этого процесса весьма неоднозначна и многопланова, на её результаты оказывало влияние множество самых различных факторов, главными их которых являлись: значительные рост, а затем сокращение численности Вооруженных Сил СССР и резко возросшее число военных пенсионеров; потребность срочного обеспечения жильем семей военнослужащих, выводимых из стран Восточной Европы и бывших союзных республик; ликвидация собственной системы военных строительно-квартирных органов Минобороны и катастрофическое сокращение объемов финансирования жилья в смете Минобороны; систематическое невыполнение других государственных программ обеспечения жильём Минобороны и ряд других.

        О том, что военнослужащие, на фоне остального населения, имеют ряд преимуществ, шла нескончаемая полемика в прессе в конце 80-х годов, о чём упоминалось выше. Так, на выпады академика Г.Арбатова, прозвучавшие в журнале «Огонёк», доктор технических наук генерал-майор В.Медведев в ответной статье «Армия страны, армия народа» (№ 9 за 1990 г.) написал следующее:

        «Военные не только не имеют преимуществ в социальных благах, но по ряду показателей находятся на нижнем уровне их потребления. Остро стоит вопрос с обеспечением жильем. На 1 января 1990 года число бескартирных семей военнослужащих составило около 180 тысяч. И этот показатель не только не снижается, но и ежегодно будет возрастать… Упрек в адрес товарищей Язова, Моисеева, Чернавина и других военных руководителей за такое положение просто некорректен… Жилищная проблема является общегосударственной и решаться должна, прежде всего, советскими органами, которые недодали Министерству обороны за четыре года текущей пятилетки около 100 тысяч квартир».

        А вот что через 20 лет (17 ноября 2011 г.) заявил на заседании Общественной палаты России, с присущими ему безаппеляционностью и оптимизмом, недавний начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Н.Макаров (текст приведен по размещенным в Интернете «Тезисам выступления»):

        «К началу реформы у нас было 90,7 тыс. бесквартирных. Понимая бесперспективность получения жилья офицерами, уволенными до 2005 года, в муниципальных органах, мы включили их в списки очередников Министерства обороны. Численность бесквартирных составила 175,6 тысяч. Это несколько увеличило запланированные сроки, но в 2013 году мы эту работу завершим».

        Не правда ли, с какой поразительной точностью прозвучали эти две, такие похожие друг на друга, цифры – 100 и 180 тысяч? Словно и не было этих двух десятков лет позади. Как говорят у нас в России: «А воз и ныне там!».


        Маршал С.Ф.Ахромеев в своём «Открытом письме» так отреагировал на голословные обвинения в провале строительства жилья:

        «Министерство обороны делает очень много, старается построить больше квартир офицерам. Но возможности его ограничены фондами на капитальные вложения (цемент, металл, сантехизделия, лес и т.д.), которые для этого выделяются правительством централизованно. Возможности их выделения ограничены».


        С наступлением финансового кризиса в «демократической» России это ограничение коснулось не только фондов, но и самого финансирования расходов на оборону, а в их числе и капитальных вложений, объемы которых начали катастрофически снижаться. На смену представителям второй древнейшей профессии, с их нападками на Армию, в дело вступили холодные прагматики из экономического блока нового «демократического» правительства, возглавляемого «отцами шоковой терапии» Е.Гайдаром и А.Чубайсом, которые, не мучаясь угрызениями совести и сомнениями, вмиг познали все тонкости вопросов обороноспособности страны и нашли единственно возможный выход из положения.
 
        Вот как об этом пишет А.А.Нечаев, который в течение четырех месяцев (с ноября 1991 по февраль 1992 гг.) пребывал в должности первого заместителя министра экономики и финансов, а затем в течение года был министром экономики. В своих воспоминаниях «Сокращение военной нагрузки на бюджет» (http://ru-90.ru/node/1226) он позиционирует себя, ни много ни мало, как очень компетентного специалиста в области обороноспособности и главного идеолога сокращения численности Вооруженных Сил. Судите сами:

        «…Выяснилось, что армия в значительной степени небоеспособна и является заложницей собственных вооружений, во многом занимаясь охраной накопленного оружия… Армия была огромной, но сотни тысяч человек… были заняты в разнообразных… вспомогательных частях – строительных, дорожных, госпиталях… Несмотря на огромный запас оружия, его продолжали выпускать непонятно зачем и для кого.

        С самого начала мне было ясно, что такую армию Россия содержать не может и не должна. Наверно я иначе, чем мои предшественники – министры экономики, понимал, что такое обороноспособность и на какие жертвы страна может пойти во имя постоянной подготовки к войне…, не может быть действительно мощным и защищенным государство, которое разрушает собственную экономику и финансы ради содержания второй в мире по численности армии...».

        Вот такая психология возобладала в среде «либерального» руководства финансово-экономическим блоком, которое пыталось оказать влияние на Президента РФ.

        Несмотря на это, в условиях роста инфляционных процессов, связанных со стихийным переходом к рынку, Главным управлением военного бюджета и финансирования Минобороны в 1992 году были приняты меры по приоритетному финансированию жилищного строительства и обустройства войск, выводимых из Европы, а также был подготовлен проект Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих», с подписанием которого давались поручения Правительству и исполнительным органам власти на местах о выделении ассигнований для ввода в строй в течение 1992 и первого полугодия 1993 года общей площади жилых домов для военнослужащих в объеме 5,5 млн. кв.м., а всего 92 тыс. квартир.

        Через год, в июле 1993 года, Постановлением Верховного Совета РФ была утверждена «Государственная программа обеспечения жильем военнослужащих в 1993-1995 гг.». В ней, пожалуй, впервые были озвучены те беспрецедентные размеры долгов по обеспечению жильем военнослужащих МО РФ, как существующие, так и ожидаемые в ближайшие год-два.

        Общий размер задолженности по жилью, с учётом уволенных, на начало 1993 года составлял 327 тыс. квартир. Кроме того, за счет предстоящего вывода войск, прибытия нового пополнения, предстоящего увольнения и т.д. - потребность в квартирах возрастала вдвое и составляла уже порядка 650 тыс. квартир. Самой программой для нужд Минобороны предусматривалось возведение только 400 тыс. квартир, а её конечная цель была сформулирована так:

        «…Намечаемые объемы… позволят к концу 1995 года ОСТАНОВИТЬ процесс увеличения количества бесквартирных и снизить его по сравнению с 1993 годом…».
 
        В решении этих задач планировалось задействовать, кроме подрядных организаций Минобороны, также подрядчиков других министерств и ведомств, муниципалитеты, а в качестве источников финансирования, кроме средств федерального бюджета, использовать также валютные средства ФРГ, внебюджетные средства от реализации имущества и собственные средства военнослужащих.

        Вот как объясняет порядок и степень реализации этой и других программ жилищного строительства генерал-полковник В.В.Воробьев в вышеназванном труде:

        «Ухудшающееся из года в год финансирование из федерального бюджета требовало постоянной корректировки утвержденных титульных списков, планов финансирования капитального строительства и планов капитальных вложений, дезорганизовывало работу организаций военно-строительного комплекса, приводило к разрыву договоров подряда с организациями народного хозяйства и, в конечном итоге, привело к срыву Государственной программы обеспечения жильем военнослужащих в 1993-1995 гг…

        …Всего за период 1991-1995 гг. Главным управлением и финансовой службой видов Вооруженных Сил, округов, флотов, группами финансирования капитального строительства профинансировано капитальных вложений (в ценах базисного, 1991 года) из бюджета: в 1991 г. – 6,8 млрд.руб., в 1992 г. – 4,5 млрд.руб., в 1993 г. – 3,7 млрд.руб., в 1994 г. – 2,9 млрд.руб., в 1995 г. – 2,8 млрд.руб…

        …Ограниченность выделяемых средств на финансирование строительства Министерства обороны в условиях рынка потребовали в корне изменить подходы в планировании капитальных вложений, добиться сокращения фронта строительства и количества строительных организаций, усиления договорной дисциплины».


        К этому можно добавить следующее. Автор этих строк в течение девяти лет (1990-1998 гг.) осуществлял финансирование капитального строительства военных объектов Дальневосточного военного округа, организациями строительного управления которого в начале 90-х годов ежегодно возводилось несколько десятков жилых домов для военнослужащих округа.

        Однако, в результате такого финансирования, военно-строительные органы начали сокращаться подобно шагреневой коже, а вместе с ними резко сократилось и само строительство жилья. За какие-нибудь 5-6 лет объемы строительства в округе сократились настолько, что в титульных списках 1997-1998 годов возведение жилья для военнослужащих уже вообще не предусматривалось.

        А вот как характеризует выполнение государственных программ обеспечения жильем военнослужащих в 90-е – начало 2000-х годов независимый источник: Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ Росстроя России. Её руководитель, А.В.Мишанов, в журнале «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» (№ 4 за 2004 год) даёт такую оценку:

        «…В 90-х гг. эта проблема решалась путем строительства жилья в рамках реализации Государственных программ обеспечения в 1993-95 и в 1996-97 гг. жильём военнослужащих… Этими программами предусматривалось обеспечить жильем порядка 409 тыс. семей военнослужащих и около 233 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы. Фактически за 5 лет жильё предоставлено 240 тыс. семей, что составило лишь 37% от заданий программ…

        Разработанная (в 1997 г.) Госстроем России концепция легла в основу федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», которая была утверждена… со сроком действия до 2002, а затем продлена до 2003 года… Предусматривалось обеспечить жильём… 210 тыс. семей, из них 160 уволенных с военной службы… Итого в рамках Программы были обеспечены жильем около 105 тыс. семей…».

        Как видим, реализация этой важной социальной задачи постоянно срывалась. И основной причиной эксперты называют именно «несвоевременное финансирование строящихся объектов». Не оправдали себя надежды, связанные с направлением на приобретение жилья средств, вырученных от продажи высвобождаемого военного имущества.

        Так, за 4,5 года (1993 - первое полугодие 1997 гг.) за счет указанного источника было приобретено всего 8,6 тыс. квартир или всего 1,3% от потребности в жилье, обозначенной Государственной программой 1993-1995 годов.

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/540