7. Лихие 90-е и реформы

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/487



        «Лихие 90-е»… Сколько написано о них, сколько копий сломано, какая безмерная и неудержимая поляризация мнений!.. А сколько же ещё времени и усилий потребуется, чтобы преодолеть последствия той дикой и разнузданной  «демократизации», грабительской «приватизации», обрушения экономики и обнищания народа, сколько нужно проделать очистительной работы по отмывке людского сознания от необузданной и дурно пахнущей «гласности», когда вместе с отжившей идеологией выплеснули и самого «ребёнка» - духовность и здравый смысл целого народа!..

        Россия «молодая» вступила в сплошную полосу реформ, которые, с потугами, с переменными успехами, длятся вот уже два десятка лет. Уровень охвата ими главных сторон жизни общества, степень их продуманности и продолжительности, качества и достигнутых результатов, вкупе с последствиями -  весьма наглядны, как не всегда лестны и оценки, даваемые им самими… жертвами, извините, «реформантами».

        Как же охарактеризовать те изменения, которые коснулись Вооруженных Сил? Назвать их «реформой»? Но это понятие отечественными энциклопедистами трактуется, как «новизна»; «усовершенствование»; «преобразование». Однако то, что происходило с Армией в период 1992-1999 гг. назвать иначе, чем «спасение», «сохранение», «поддержание», «выживание», - нельзя.

        Случилась парадоксальная вещь – Советская армия явилась не только самым последним государственным институтом, дольше других выдержавшим вызовы времени, но едва ли не единственной опорой рушащейся цивилизации и важной ипостасью растерянного и потерявшего нравственные ориентиры народа. Она сумела в эти нелегкие годы не просто сохранить своё основное ядро и предназначение, но в тяжелейших экономических и политических условиях развала СССР не допустить окончательного разрушения военно-промышленного комплекса и потенциала Вооруженных Сил, обеспечить проведение целой системы сложнейших мероприятий, и стала основой для создания Российской Армии.


        Нравится ли это кому-нибудь из наших «либералов», или нет, «…но надо честно сказать, что важным, а порой – последним бастионом борьбы за выживаемость Вооруженных Сил, за военный бюджет являлось само Министерство обороны России». Эта ключевая мысль принадлежит талантливому военному руководителю, доктору экономических наук, лауреату Государственной премии имени Г.К.Жукова, генерал-полковнику Василию Васильевичу Воробьеву, возглавлявшему Главное управление военного бюджета и финансирования Минобороны России в самые трудные годы становления Российских Вооруженных Сил (1991-1995 гг.).

        Этот известный в армии военный финансист прошёл большую школу жизни и службы на различных должностях в войсках Сибирского, Уральского и Дальневосточного военных округов, а также Южной группы войск. И везде его отличали не только глубокая порядочность, принципиальность и неподкупность, но также широкая эрудиция и кругозор, настойчивость и талант организатора и руководителя.
 
        Автору этих строк посчастливилось прослужить под началом В.В.Воробьева, возглавлявшего финансовую службу Дальневосточного военного округа в период с 1987 по 1990 годы, после чего началась его служба в центральном аппарате Министерства обороны СССР – вначале в должности первого заместителя начальника Центрального финансового управления Минобороны, а через год, в октябре 1991 года его твердая и разумная позиция не осталась незамеченной руководством Минобороны и предопределила назначение его на пост начальника ЦФУ (позднее переименованного в Главное управление военного бюджета и финансирования).

        В своём научном труде, под названием «Трансформация военно-финансовой политики в условиях перехода к рыночной экономике и безопасность России» (Издательство СПбГУЭФ, 1997г.), он пишет:

        «…Несмотря на слепое следование монетаристским установкам в управлении экономикой страны со стороны Министерства финансов и целого ряда других структур управления, удалось отстоять важнейшие льготы и преимущества, установленные для военнослужащих действующим законодательством, не допустить окончательного разрушения военно-промышленного комплекса и потенциала Вооруженных Сил России… Центр тяжести этой борьбы в Министерстве обороны пришелся на долю Главного управления военного бюджета и финансирования, игравшего ключевую роль в подготовке, обосновании и реализации важнейших военно-экономических мероприятий, в том числе в финансовом обеспечении обороноспособности ВС РФ».

        «…Политика (государства) исходила из целенаправленных установок и требований, диктуемых Международным валютным фондом, что приводило к дальнейшему финансовому удушению Вооруженных Сил при активном участии Министерства финансов и молчаливом согласии Министерства экономики.

        Сегодня можно констатировать, что 1990-1991 гг. были последними бюджетными годами устойчивого финансирования армии и флота… Однако в последующие годы положение с их финансовым обеспечением значительно ухудшилось… Стало правилом, когда утвержденный Законом (военный) бюджет, даже в несколько раз урезанный от потребностей Минобороны, не выполнялся. Так процент утвержденных Законом средств на нужды обороны от испрашиваемых Минобороны сумм по годам составлял: 1992г. – 78%; 1993г. – 75%; 1994г. – 46%; 1995г. – 47%. Фактически же за эти годы Минфином было профинансировано от испрашиваемых сумм: 1992г. – 79%; 1993г. – 66%; 1994г. – 32%; 1995г. – 42%».

        В своей работе он отмечал, что тот кризис, который охватил все сферы жизнедеятельности, отрицательно отражался на строительстве Вооруженных Сил и на выработке военно-финансовой политики государства в целом. В качестве критерия для определения уровня расходов на национальную оборону в мире используется показатель удельного веса военного бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) за прошлый год. Для нашей страны в этот период нужно было дополнительно учесть ряд особенностей, в том числе: проводимое сокращение ВС в условиях сложных задач вывода войск из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР; необходимость проведения структурной перестройки самих ВС России; устойчивое падение объемов продукции военно-промышленного комплекса и ряд других.

        Приведенные в книге данные свидетельствуют о том, что в эти годы снижался не только сам объем ВВП, но и доля расходов в нем на оборону. Так, если в 1992 г. эта доля составляла 4,5%, то в принятом бюджете на 1996 г. она составила 3,7%, а сам объем ВВП за этот период снизился на 21% (в ценах 1992г.).

        Если продолжить эти данные за более поздние периоды, воспользовавшись другими источниками (журнал «Независимое военное обозрение», № 12 за 2001г.), то можно отметить продолжение указанной тенденции к снижению. Так, эта доля в 1997г. составила 3,1%, а в 2000г. – уже 2,6%. Чтобы предотвратить последствия хронического недофинансирования армии, Б.Н.Ельцин пытался законодательно зафиксировать минимальный ежегодный размер финансовых вливаний на её нужды, который должен был составлять не менее 3,5% от ВВП, Однако даже в относительно благополучном 2001 году, уже при В.В.Путине, он не превысил 2,77 процента.


        Проблемы с текущим финансированием усугублялись и накоплением долга Минобороны России перед военно-промышленным комплексом – предприятиями-поставщиками военной продукции, материальных средств и услуг, что вело к росту технологического отставания Вооруженных Сил России. В.В.Воробьев пишет о том, что в связи с ликвидацией в 1991-1993 гг. отраслевых министерств, занятых созданием вооружения и военной техники, Министерству обороны было передано финансирование всех НИОКР. Трудностей в расчетах добавил и перевод предприятий ВПК с прейскурантных на договорные цены в общих условиях их либерализации. Но главным оставалось катастрофическое положение с финансированием закупок вооружения и военной техники по остаточному принципу. Только в 1995 г. Минфином было выделено 10,1 трлн. руб., или менее 50% испрашиваемых средств на эти цели. 30% из них пошло на погашение долгов 1994 г., а общая сумма задолженности предприятиям ВПК к концу 1995 г. достигла 4,7 триллиона рублей.

        В сборнике «Армия России: состояние и перспективы» (под ред. Р.Г.Яновского, Ю.И.Дерюгина. М., 1999г.) отмечено, что показателем острого дефицита средств и материальных ресурсов у Российской армии является резкое (до 8% сравнительно с соответствующим показателем 1990 г.) сокращение уровня военного производства, а загрузка производственных мощностей не превышает 15%. Ученые-эксперты, сотрудники Института социально-политических исследований РАН, проанализировав комплекс показателей, характеризующих состояние финансирования Российской армии по 1997 год включительно, пришли к неутешительному выводу: «Иллюзий по поводу той ситуации, которая сейчас сложилась в оборонно-промышленном комплексе, нет. Это абсолютно реальный системный кризис ОПК России».

        В завершение этой темы – очередная «околоармейская» статья, помещенная в «Московском комсомольце» в апреле 1999 г. под хлёстким названием «Победимая, нелегендарная». В ней автор, Сергей Ларионов, в традиционном «кавалерийском наскоке» на армию, среди прочего, приводит плачевные данные о перевооружении отечественной армии и флота. Он пишет:

        «…За последние три года российские ВВС получили только три новых самолёта. О флоте вообще отдельный разговор. Сегодня в боевом составе ВМФ 26 подводных ракетоносцев стратегического назначения. По… прогнозам американского Пентагона уже через 8-10 лет в России может остаться не более 10 подлодок. Остальные будут списаны. Замены им в ближайшее время не предвидится. В июле 1997-го Главком ВМФ заявлял, что у нас достраиваются две атомные субмарины – «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск». Но, судя по всему, на воду их спустят уже в будущем столетии».

        Увы! Он оказался прав. В результате развала отечественного ВПК и крайне скудного его финансирования крупнейшие военно-морские проекты РФ оказались «долгостроями», на реализацию которых стране потребовалось без малого 20 лет. Атомная подлодка «Северодвинск» была введена в строй в 2010 году, а «Юрий Долгорукий», вооруженный первой отечественной твердотопливной ракетой «Булава», был принят на вооружение  только 10 января 2013 года, уже в присутствии нового Министра обороны РФ С.К.Шойгу.

 
        Огромный пласт финансовых проблем, изложенный В.В.Воробьевым в своем научном труде, возник в связи с выводом войск из стран Восточной Европы и бывших союзных республик. Распад СССР и ликвидация Варшавского Договора повлекли за собой громадные дополнительные расходы, связанные с выводом войск с территории 13 стран мира, 45 тысяч единиц техники, огромного количества военного имущества и других материальных ценностей, которые не могли быть реализованы на месте, которые ложились дополнительным грузом на, и без того тощий, военный бюджет. В условиях принятия политическим руководством страны скоропалительных, популистских решений о скорейшем выводе войск, зачастую без учета реальных возможностей, определения новых мест дислокации, без должной проработки многочисленных международно-правовых и экономических вопросов, Главному управлению военного бюджета и финансирования приходилось принимать смелые, нестандартные решения по защите экономических интересов государства и одновременно обеспечивать бесперебойное финансирование выводимых войск.

        Особенно сложной была обстановка с выводом Западной группы войск, которая усугублялась рядом причин: объединением ГДР и ФРГ в 1990 году; недостаточной юридической проработкой заключенного в 1990 году Соглашения между Правительствами СССР и ФРГ о выделении последним валюты на расходы по содержанию и выводу войск; незаконным отвлечением Внешэкономбанком СССР полученной от ФРГ валюты на другие цели; нерешенностью вопросов возмещения экологического и морального ущерба, порядка реализации недвижимого имущества и некоторых других.

        И, тем не менее, в результате принятых жестких мер по эффективному использованию валютных средств Западной группой войск удалось получить 234,6 млн. марок внебюджетных средств, сократить расходы и сэкономить более 400 млн. марок, а размещение временно свободных средств под проценты в Цоссенском отделении «Дойче Банка» позволило дополнительно привлечь для финансирования потребностей войск более 100 млн. марок.

        «Вывод российских войск из стран Восточной Европы и Монголии осуществлен в течение четырех лет (Южная и Центральная группы войск – июнь 1991 г., Монголия – октябрь 1992 г., Северная группа войск – сентябрь 1993 г.) и завершен выводом на территорию России Западной группы войск 31 августа 1994 г.», - отметил в своей книге В.В.Воробьев.

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/511