8. Плюс милитаризация всей страны

Виталий Голышев
        Предыдущая:
http://www.proza.ru/2014/07/12/498




        Численность Вооруженных Сил СССР за 30 лет с момента окончания Хрущевской реформы начала 60-х годов до распада СССР выросла в два раза. Все эти годы сведения о численности и расходах на оборону были строго закрытой информацией, что раздражало отечественные СМИ. Впервые эти данные были озвучены 7 апреля 1989 г. в Лондоне М.Горбачевым, который сообщил, что численность Вооруженных Сил по состоянию на 7 января 1989 составляла 4258 тыс. человек, а чуть раньше, в декабре 1988 года на Генеральной Ассамблее ООН Советским Союзом было объявлено об их сокращении в период 1989-90 годов на полмиллиона человек. Таким образом, к моменту распада СССР её численность составляла 3,8 млн. человек.

        Казалось бы – парадоксальная ситуация. Какие процессы могли вызвать столь значительный рост численности? Здесь, пожалуй, можно выделить три основных фактора. Первый из них связан с резким ухудшением внешнеполитической обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов, потребовавшим значительного увеличения группировки войск в Дальневосточном и Забайкальском военных округах и прикрытия границы разворачивающимися вдоль неё соединениями, создания гарнизонов, строительства военных городков, вспомогательной инфраструктуры.

        Вторым фактором, без сомнения, явилась десятилетняя Афганская кампания, потребовавшая ввода на территорию приграничного государства войск 40 армии. Какова была её численность? Конечно же, по своей мощности она разительно отличалась от обычной армии, будучи значительно усиленной и подкреплённой дополнительными и вспомогательными формированиями, обеспечивающими её автономность. Командующим армией генералом Б.В.Громовым отмечалось, что «максимальное количество личного состава армии доходило до 120 тыс. солдат и офицеров» (Громов Б.В. «Ограниченный контингент», Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1994г.).

        И, наконец, самым спорным и неоднозначным, но, без сомнения, оказавшим важное, если не решающее влияние, фактором в росте численности Армии в эти годы, явилось создание при Министерстве обороны значительного числа вспомогательных структур и резкое увеличение числа призыва на срочную службу в эти вспомогательные подразделения Вооруженных Сил и, прежде всего, в военно-строительные органы.
 
        О том, что указанная проблема стояла остро в МО СССР ещё в послевоенный период, свидетельствует сохранившаяся в архиве одного из «архитекторов перестройки» А.Н.Яковлева «Докладная записка Г.К.Жукова и В.Д.Соколовского в ЦК КПСС о сокращении численности военно-строительных частей», датированная 18 января 1956 года, т.е. в первый этап проводившегося Н.С.Хрущёвым сокращения Вооруженных Сил (1955-58гг.).

        Министр  обороны и Начальник Генерального штаба ВС СССР докладывали в ЦК КПСС о нецелесообразности дальнейшего содержания военно-строительных частей, обслуживающих стройки гражданских министерств в условиях существовавшей практики обеспечения этих министерств рабочей силой путём формирования Министерством обороны для них военно-строительных отрядов, которые используются в качестве строительных рабочих, причём весьма неэффективно. Численность этих формирований, сосредоточенных в семи гражданских министерствах СССР, укомплектование которых производится путём ежегодного призыва по линии Минобороны, составляло 733,1 тыс. человек. Кроме того, по решению Правительства СССР содержалось 2,5 тыс. генералов и офицеров, числящихся в кадрах Советской армии.

        Они констатировали: «Минобороны считает… нецелесообразным содержать… такую огромную армию военных строителей, так как содержание… искусственно увеличивает Вооруженные Силы страны. При сокращении численности ВС мы сокращаем боевые войска, а военно-строительные части не только не сокращаются, а непрерывно возрастают».

        Ими было предложено сократить 698,1 тыс. человек. Эти предложения были приняты на заседании Президиума ЦК КПСС 30 января 1956 года. Таким образом, из сокращенных в первый этап Хрущёвской реформы 2,1 млн. человек, одну треть составили именно военные строители.

        Однако дальнейшая практика развития экономики страны в послевоенный период, как и развитие самих Вооруженных Сил, показала, что для политического и экономического руководства СССР указанный пример решения трудных хозяйственных задач, казалось, простыми и привычными ещё со сталинских «гулаговских» врёмен не экономическими, а «силовыми» методами, сначала путём принудительного использования «дармового» труда огромной армии подневольных «зэков», а затем, после смерти И.Сталина, таких же бесправных «строителей военного призыва», числящихся в штатах Министерства обороны, оказался весьма заразителен и заманчив.

        Вот, к примеру, типичные распоряжения Правительства СССР за 1969 год, касающиеся использования труда военнослужащих в народном хозяйстве, опубликованные в «Бюллетене рассекреченных документов федеральных государственных архивов» (выпуск 7, Москва, 2006 г.), хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации:

        - № 303-рс от 7 февраля. О выделении 20 инженерно-саперных батальонов и направлении их на строительство оросительных рисовых систем в РСФСР, Украинскую ССР, Узбекскую ССР и Казахскую ССР;

        - № 1211-рс от 13 июня. О формировании в июне 1969 года 6 военно-строительных отрядов, строительно-монтажных организаций и подразделений обслуживания по установленным штатам;

        - № 1227-рс от 16 июня. О направлении денежных средств, причитающихся за работы по строительству рисовых оросительных систем, выполненных инженерно-саперными батальонами.


        В своём «Открытом письме» журналу «Огонёк» Маршал Советского Союза С.Ф.Ахромеев так охарактеризовал необходимость создания военно-строительных частей:

        «…Для вооружённых сил капиталистических стран всю инфраструктуру создают частные строительные фирмы, услуги которых соответственно оплачиваются. У нас государство это сделать не может. Войска и силы флота дислоцируются по понятным причинам в основном на границах, в удалённых районах страны, где рабочей силы крайне мало. Поэтому решением правительства у нас созданы военно-строительные части, которые строят для Вооруженных Сил как чисто военные объекты, так и социально-культурные: военные городки для жилья срочнослужащих, дома для жилья офицеров и прапорщиков… Мало того, сотни тысяч военных строителей строят заводы, фабрики, жильё и другие объекты для народного хозяйства…».

        А потому в аппарате руководства Минобороны предусматривалась должность Заместителя Министра обороны по строительству и расквартированию войск, в подчинении которого находились несколько Главных управлений (ГВСУ, ГУСС, ГлавКЭУ, ЦОПУ КС и др.), выступавших как в роли заказчиков, так и подрядчиков строительства разных объектов военной инфраструктуры.

        При каждом военном округе и флоте находились строительные управления, состоявшие из нескольких десятков строительных организаций (так называемых УИРов и УНРов), предприятий строительной индустрии, а также военно-строительных отрядов.

        И, если призывавшихся в армию до 1970 года, но работавших в военно-строительных организациях на правах гражданских рабочих, именовали в войсках как «строитель военного призыва», за что они получали заработную плату, то именно с 1970 года эти молодые люди, призванные на срочную службу и направленные в те же военно-строительные части, получили статус военнослужащего, стали именоваться новым воинским званием «Военный строитель-рядовой». Они были одеты в военную форму, с погонами, знаками различия, и получали на руки денежное довольствие как обычные солдаты срочной службы (3 руб. 80 коп.), а их  заработная плата зачислялась на вклады и выдавалась на руки только по увольнении в запас.

        Автор этих строк испытал все «прелести» срочной службы в 1970-71 гг., проходя её в Мурманской области, под Североморском, именно в таких «весёлых», военно-строительных частях Строительного управления Северного флота. А ещё об этих частях очень ярко и образно была написана известная скандальная повесть Сергея Каледина «Стройбат», помещенная в 1989 году в журнале «Новый мир» и наделавшая много шума в обществе своей откровенностью показа закрытых ранее тем службы в таких войсках.

        В эти годы при Минобороны стали вновь разворачиваться управления, выполнявшие строительные работы для нужд народного хозяйства, в том числе строительства объектов ВПК. Так, в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление МО СССР, предназначенное для строительства дорог общего пользования в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Это же управление с 1989 года продолжило строительство известной федеральной автомобильной дороги «Амур» (Чита-Хабаровск), начатое ещё с декабря 1977 года силами двух отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО – 146-й и 160-й. А в целом это «эпохальное» строительство, завершившееся 24 сентября 2010 года, после проезда по ней Премьера Правительства РФ В.В.Путина за рулём желтой «Калины», только военными дорожниками велось в течение тридцати лет (1977-2007гг.).

        Наши новоявленные «просвещенные демократы», выливая ушаты грязи на Армию, на генералов, якобы раздувших её численность до запредельных размеров, как-то стыдливо умалчивают о том, что на плечах этой самой «неподъемной» численности держалась весьма значительная часть экономики страны: от строительства железных и шоссейных дорог до возведения новых предприятий в труднодоступных районах страны (от Мурманска и Северодвинска до Комсомольска-на-Амуре, от Байконура и Семипалатинска до Владивостока и Вилючинска); от выращивания риса и обслуживания правительственной связи в заполярных широтах до ежегодной помощи стране в уборке урожая хлеба с помощью так называемых «целинных батальонов» (автор этих строк в 1978 году в составе одного из таких батальонов на полгода отвлекался от исполнения своих прямых обязанностей, помогая стране собрать небывалый урожай на Алтае).

        Да и самодостаточность и автономность самого Министерства обороны традиционно обеспечивалась не мифическим «аутсорсингом», с привлечением многочисленных коммерческих фирм, которые весьма дорого обошлись для военной экономики в условиях нынешней реформы, а достигалась собственными усилиями, собственными высокопрофессиональными тыловыми и вспомогательными службами – от военных финансистов, медиков и тыловых служб до собственных производственных и ремонтных предприятий, военных совхозов и строительно-квартирных органов и частей.

        Всего в 80-е годы только в 11 различных гражданских министерствах работало около 500 военно-строительных отрядов. По оценкам некоторых специалистов до 1,5 млн. человек, числящихся в штате Минобороны СССР к концу 80-х годов, были заняты во вспомогательных войсках, занятых тем или иным образом в гражданской экономике.

        Министр обороны СССР (1987-1991гг.) Маршал Советского Союза Д.Т.Язов, который в течение двух с половиной лет (с 1984 по 1986 гг.) командовал войсками Дальневосточного военного округа, в интервью «Независимой газете» в апреле 2010 года, отвечая на вопрос корреспондента о том, занимался ли М.Горбачёв экономикой, ответил следующее:

        «…Когда меня назначили министром, Горбачёв вызывает меня и говорит: надо сокращать армию. Пять армейских управлений сократили. Сократили два управления военных округов – Приволжского и Среднеазиатского. Сократили несколько дивизий. И вместо всего этого создали военно-строительные соединения и объединения.

        Горбачёв предложил: давайте создадим корпус (дорожный) для строительства в Нечерноземье. Создали корпус. Плюс к этому четыре железнодорожных корпуса работали тогда на народное хозяйство. Два корпуса БАМ строили, а ещё два корпуса в Тюменской области к нефтяным вышкам железные дороги проводили. Одна железнодорожная бригада в Монголии трудилась, ещё одна – в Азербайджане.

        Но этого ему показалось мало. Предлагает: давайте создадим рисовые дивизии. Рисовую дивизию мы имели в Куйбышеве, два рисовых батальона в Крыму и шесть – в Краснодарском крае. Мы специально организовали два военных совхоза, которые для космонавтов, жителей Ленинска (Байконура) выращивали рис. А 500 военных отрядов работали на заводах промышленности, Особенно на химических предприятиях».


        Тем не менее, в ноябре 1990 года состоялся указ Президента СССР о расформировании с 1992 года военно-строительных отрядов, работавших на сооружении объектов народнохозяйственного значения в гражданских министерствах и ведомствах. Мотивировка была следующая: «нарушение законности прав граждан при прохождении военной службы, а также факты гибели и травматизма», а инициатором этого были обозначены предложения комитетов солдатских матерей. О полноте его реализации судить сложно, так как через год, 25 декабря 1991 года М.Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР.

        Это же подтверждается данными, приведенными генералом В.В.Воробьевым в вышеназванном труде о том, что «в 1991-1995 гг. в центре и на местах осуществлялось финансирование более 200 заказчиков строительства, свыше 60 строительных управлений (УИР), более 400 УНР и около 500 военно-строительных отрядов». Однако дальнейшее их существование столкнулось с неразрешимыми проблемами, связанными с разрушением могучего государства – Советского Союза и последовавшим за ним глубочайшим экономическим кризисом. Давайте вспомним, как всё это было!

        Продолжение:
http://www.proza.ru/2014/07/12/517