10. Церковь Покрова на Нерли

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Церковь Покрова на Нерли. XII век.
***

                СОВЕСТЬ БЕЗ ЗУБОВ, ДА ЗАГРЫЗЕТ.

    Дальнейшая борьба за Киев между претендентами на престол, Изяславом  Давыдовичем (Изяслав III) и его противниками Мстиславом Изяславичем Волынским и Ростиславом Владимировичем Смоленским расставила акценты таким образом, что союзником Боголюбского стал Изяслав Давыдович, причем дружеские отношения оказались даже скреплены браком дочери Андрея и сына Изяслава. Главным их противником оставался Смоленский князь Ростислав, но баланс сил определил дальнейший разворот событий – обе стороны пришли к выводу, что выгоднее пойти на перемирие.

Война затихла, окончательный церковный раскол, обусловленный наличием сразу двух митрополитов, прежнего – Клима Смолятича и нового - Константина, также, к счастью, не состоялся… Еще одним результатом перемирия между противниками стало частичное подчинение Новгорода Боголюбскому, - новгородцы, хорошо ориентируясь в ситуации, отказались от сына Ростислава Смоленского Святослава и попросили себе в князья ставленника Боголюбского.

    Новгородцы просили у Боголюбского сына, но он предложил им племянника, сына своего старшего брата Ростислава, к тому времени уже покойного (того самого диверсанта, который должен был втереться в доверие к Изяславу и завладеть в его отсутствие Киевом, что ему, однако, не удалось). Забегая вперед, можно отметить, что   выбор оказался неудачен, поэтому через год Андрей заменил Мстислава в Новгороде на  того же Святослава Ростиславича, который уже княжил там перед Мстиславом и, вообще-то говоря, тоже приходился Боголюбскому племянником, но двоюродным, поскольку принадлежал к семье Ростислава Мстиславича Смоленского ( Ростислав Смоленский – двоюродный брат Андрея).

Святославу принадлежит честь отражения во главе новгородцев и совместно с посадником новгородским Захарией шведского нападения, когда в 1164 году мощный шведский флот из нескольких десятков кораблей достиг Ладоги… шведы были наголову разбиты, потеряв 43 судна… Новгородским князем Святослав оставался до 1168 года.

Что же касается Мстислава Ростиславича, то его изгнали, и с Новгородчины, и с Суздальщины (вместе с братом Ярополком, в 1162 году), хотя опала не была постоянной… в дальнейшем, после гибели сыновей Боголюбского,  Мстислав и его брат Ярополк претендовали на то, чтобы стать его  главными наследниками, но не вышло… дальнейшая судьба Мстислава Ростиславича оказалась весьма плачевна – темница и насильственное увечье, ослепление… это Мстислав по прозвищу Безокий (то есть Без-окий, без глаз… глаза – очи… и он их потерял… ужас)…    

    Как раз в это время в соседнем с Псковом Полоцке потомки Всеслава Чародея  деятельно делили между собой земли и власть (князь Ростислав Глебович, внук Всеслава, против князя Рогволда Борисовича Друцкого). Было чем заняться и галичанам – Ярослав Осмомысл воевал с двоюродным братом Иваном Берладником, так некстати помилованным некогда желавшим сохранить лицо Долгоруким…

В результате многоступенчатой борьбы, втянувшей в себя, как в воронку, всех окружающих, поскольку разные стороны нашли себе разных союзников, в Полоцке остался Ростислав Глебович, Ивана Берладника отравили, в Киеве на престоле утвердился Ростислав Смоленский, а Изяслав Давыдович бежал. 

    И как раз в это время скончался в Чернигове митрополит Константин I, пребывая в состоянии явного душевного расстройства, – он завещал не хоронить его тело, а выбросить его бродячим псам на съедение за городскую стену. Поразительно, что Черниговский епископ Антоний так ведь и поступил, согласно завещанию пастыря… но общественность возмутилась, и оскверненное тело Константина I было погребено в кафедральном черниговском соборе Спаса Преображения с соблюдением всех приличий и обрядов.

Константин I начал свою деятельность на Руси весьма энергично, он, например, решительно проклял покойного великого князя Киевского Изяслава Мстиславича за самовольное поставление в митрополиты Клима Смолятича… недаром сын Изяслава Мстислав требовал свержения Константина за то, что последний клял отца его… тогдашний великий князь Киевский Ростислав Мстиславич на это не решился, считая избрание Клима в самом деле не правомочным, а Константин, конечно, чувствовал себя на коне, но до поры и до времени…

Помрачение в уме митрополита - это тоже знамение времени, он чувствовал себя участником творимых злодеяний, совесть мучила его… а ведь недаром люди говорят, что совесть без зубов, а загрызет… как духовный пастырь, Константин должен был способствовать умиротворению воинствующих родственников, заливавших кровью свою родную землю, и просветлению их темных, суетных душ, но был не в состоянии справиться с задачей, оказываясь вовлеченным в их неблаговидные дела, греша вместе с ними… кроме того, митрополита не могли не мучить мысли о расколе внутри церкви… наверное, так…

Сменивший Константина митрополит Феодор (не путать этого грека с позднее казненным русским епископом Феодором) вскоре умер, на его место прислали Иоанна VI, а затем Константина II… к этому времени упоминание о митрополите Климе Смолятиче исчезает из летописей, тоже, наверное, умер… время берет свое…

    Да, время брало свое. В 1164 году, 15 февраля, умер князь Святослав Ольгович, долговременный союзник и соратник Юрия Долгорукого, в крещении Николай, в иночестве Гавриил. Умер очень старым, в возрасте больше 70-ти лет… но старик хорошо держался… последний свой поход он совершил за 4 года до кончины, в 1060 году, на стороне нового Киевского князя Ростислава Мстиславича против предыдущего, Изяслава Давыдовича…

Не желая выступать против постоянного союзника – Галиции и верно оценив расстановку сил, Святослав отказался помогать Изяславу, когда тот задумал поход на Галич, в результате чего Давыдович отправился воевать с галичанами один, пригрозив Святославу, что, вернувшись, заставит его «ползти из Чернигова» («а ты тогда не жалуй на мя, оже ся почнешь поползывати из Чернигова к Новугороду (Северскому)!»)… но сие не вышло, Изяслав потерпел поражение, ничего не завоевал, зато потерял то, чем владел, и уже впустую пытался затем взять реванш и вернуть себе Киев.

В 1060 году Святослав Ольгович вместе с сыном Ростислава Мстиславича (ныне Киевского), Рюриком Ростиславичем, разбил на реке Десне Изяслава Давыдовича и приведенных им половцев… после этого Святослав Ольгович уже больше не воевал, составляя конкуренцию ретивым молодым князьям, прошло его время…

    Похоронив отца в церкви Спаса в Чернигове, его старший сын Олег начал княжить в Новгород-Северском, а Чернигов получил его племянник (и племянник Изяслава II Мстиславича) Святослав Всеволодович… вот когда сбылась его мечта завладеть родным для него Черниговом… «тамо ми жизнь вся»…

    Олег Святославич – зять Долгорукого, но помимо этого брака он был женат еще дважды, поэтому его сын от другой жены, а не от Юрьевны, еще один Святослав Ольгович (имена Олег и Святослав являлись наследственными у Черниговских князей), - так вот, новый Святослав Ольгович, князь Рыльский, женился на дочери Андрея Юрьевича Боголюбского, то есть на племяннице первой жены своего отца. Таким образом, обе дочери Боголюбского вышли замуж за южных князей.

    Помимо зятя Долгорукого Олега, старый Святослав Ольгович Черниговский имел еще двоих сыновей, Всеволода и Игоря, - эти двое княжили на Северщине и в Черниговщине и прославились как герои Слова о полку Игореве. 

    Три дочери Святослава вышли замуж - одна за внука Мономаха, Владимира Андреевича (сына Андрея Доброго), другая за правнука Мономаха, Романа Ростиславича Смоленского, сына основателя Смоленской династии, а третья – за Ярополка Изяславича… из них по имени известна только третья (ее звали Мария), ведь княжен и княгинь было принято называть в летописях по их отчествам и по именам их мужей, ведь их собственные имена политического значения не имели, поэтому чаще всего информация о том, как все-таки звали Ярославен, Мстиславен и Святославен поступает из синодиков – поминальных списков монастырей, где их схоронили после смерти и где их поминали перед лицом Бога и вечности на церковных службах уже по их собственным именам, а не по отчествам…   

                Поход на Волжскую Булгарию. 1164.

    В том же 1164 году Боголюбский выступил в широкомасштабный поход на волжских булгар. С собой в войске он вез Владимирскую икону Богоматери и крест. После молебна перед святынями булгары были разбиты, день 1 августа. Во время благодарственного молебна перед иконой и крестом засиял чудесный свет. Позднее выяснилось, что в этот же день Константинопольский император Мануил разбил сарацин и также видел чудесный свет. Оба государя, снесшись между собою, решили установить в честь этого события особый праздник, что и было исполнено. С тех пор Православная Церковь отмечает 1 августа День происхождения Честных Древ Креста Господня.

    Война с булгарами унесла жизнь старшего сына Боголюбского, Изяслава, погибшего в битве. Согласно преданию, над гробом Изяслава князь возвел знаменитую церковь Покрова на Нерли, посвященную новому празднику – Покрову Богородицы.

    Дотошные исследователи стараются разрушить красивое предание, утверждая, что храм Покрова на Нерли был заложен князем Андреем ранее 1164 года, а молодой князь Изяслав удостоился погребения в Успенском соборе Владимира, где много веков хранились его шлем и стрелы… правда, гробница Изяслава не сохранилась, как и гробница его брата Мстислава… а народная молва бывает права по своему.

    Церковь Покрова построили неподалеку от Боголюбова, в старину она стояла в месте слияния Нерли и Клязьмы (которая затем поменяла свое русло), на рукотворной насыпи с белокаменной облицовкой, внушительная, как и положено настоящему монументу боевой славы, и благородно-утонченная, как высокий символ душевной печали. Тонкий нежный силуэт церкви, белый островок посреди заболоченной равнины, прекрасен и поэтичен, хотя не все теперь знают, что она является не только памятником пролетевшим векам, но и памятником погибшему воину…

    Боголюбский был женат первым браком на Улите Степановне Кучковне (можно сказать, москвичке, поскольку ее отец – владелец Москвы) и имел нескольких сыновей, но ко времени гибели Изяслава Улиты уже на свете не было, потому что примерно в эти же годы, в середине 1160-х, Боголюбский заключил второй брак с яской (осетинка из рода алан, потомков сарматов и предков современных осетин) и в его окружении появились и стали доверенными лицами соплеменники новой княгини.

Боголюбский, стоя на вершине власти, стремился, по аналогии с многими государями прошлых и будущих времен, окружить себя иноплеменниками, которые, вырванные из своей среды, были верны одному своему государю – своей единственной опоре на новом месте.

    Связи русских князей с Кавказом (его тогда называли Железными Вратами), с Аланией (Северной Осетией) и Иверией (Грузией) прослеживаются в те времена совершенно явно, как и связи с Западной Европой.
    Великий князь Изяслав II был женат первым браком на германской принцессе Агнессе фон Штауфен, а вторым – на грузинской царевне, дочери царя Деметре I, а это отец Георгия III, отца легендарной царицы Тамары…
    После смерти Боголюбского путь одного из его сыновей, Юрия, увел его в Грузию, где он стал мужем легендарной грузинской царицы Тамары. Кстати, вторым мужем Тамары был аланский же царевич, согласно преданию происходивший из того же рода Багратионов, что и сама Тамара. То есть жена Боголюбского, яска-аланка, могла быть родственницей грузинских царей. Аланы и грузины одинаково с русскими исповедовали православие.

    История не сохранила имени жены Боголюбского, княгини-яски, но зато не забылось имя доверенного слуги, ключника князя, тоже ясина (осетина), - его звали Амбал… это имя - нарицательное для обозначения богатыря-великана, обладателя грубой силы… «этакий амбал», - говорят люди, именно это и имея ввиду.
(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1528

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550