11. Когда из сухого дерева текут слезы

Ирина Воропаева
Сборник очерков «Если будете в ненависти жить».
***
Иллюстрация: Икона Божией Матери «Знаменье». XII век.
Собор Святой Софии. Великий Новгород. Дата празднования 27 ноября/10 декабря.
***
                ПОХОД НА КИЕВ. 12.03.1169.

    В 1167 году 14 марта умер великий князь Киевский и Смоленский Ростислав Мстиславович, умер в походе, на полпути из Смоленска к Киеву. Налаженные междукняжеские отношения разрушились, события вышли на новый виток истории. 

    В 1168 году Киев захватил князь Волыни Мстислав Изяславич, но своей столицей оставил Владимир Волынский. Боголюбский попытался помешать ему утвердиться в Киеве, однако напрасно. Далее Мстислав удачно разгромил половцев, организовав широкомасштабный поход, в котором по его настоянию приняли участие очень многие южные князья, и взялся за Новгород.

Мгновенно сориентировавшись в изменившейся ситуации, новгородцы отвернулись от Боголюбского и приняли к себе на княжение сына Мстислава, Романа. Таков был первый дебют на исторической сцене будущего знаменитого политика и воина Романа Мстиславича Великого, сын которого от второго брака с венгерской королевной Даниил Романович Галицкий стал венчанным королем Галицкой Руси, Русского королевства… Малой Руси, как стали называть эти земли после того, как раскол привел к обособлению различных областей огромной и недавно еще единой русской земли… В Новгороде молодой Роман повел себя агрессивно по отношению к соседям и организовал два похода на «низовье» (на Торопец и на Волок Ламский). Боголюбскому оставалось только воевать одновременно и с Киевом, и с Новгородом…

    Зимой 1168-69 года  Боголюбский совершил поход на Киев, которому предшествовали интриги, создание заговора, поддержка всех оппозиций против Мстислава Волынского и Киевского и всех военных выступлений против него, чем дела Мстислава Изяславича были доведены до вполне плачевного состояния. В войске Боголюбского находились многие подвластные ему князья… кого там только не было… легче назвать тех, кто не участвовал в поругании и разорении «матери городов русских», чем тех, кто приложил к этому руку…

12 марта 1169 года Киев пал, Мстислав Изяславич бежал из города, его жена полячка Агнешка Болеславна попала в плен… в Радзивилловской летописи (сборник, включающий в себя список Киевского летописного свода, вывезенного Боголюбским во Владимир), - так вот, в красочно проиллюстрированной Радзивилловской летописи есть миниатюра, изображающая взятие Киева и как эпизод – пленение мстиславовой княгини: какой-то мужик достаточно грубо держит женщину в обхват обеими руками, а она во весь открытый рот вопит от ужаса. Иллюстрация должна быть символической… а если нет, то пани Агнешке не позавидуешь…

Войска Боголюбского, которые возглавлял его сын Мстислав Андреевич, ворвались в древнюю столицу Руси, причем были разорены и ограблены даже храмы, даже самая Святая София. Грабеж и погром продолжался 2 дня… «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая»…

Разгром Киева войсками Боголюбского был воспринят современниками как божья кара «за неправду митрополичью» - как раз происходил очередной скандал в церковных делах, между очередным митрополитом Киевским Константином II и Черниговским епископом Антонием (тем, который послушно выбросил на поруганье тело митрополита Константина I согласно его последнему невероятному желанию)… что ж, может быть… если не только князья светские, но и князья церкви бранятся и дерутся меж собою, то что еще делать богу, как не гневаться и карать… наверное… Константин II, проводивший слишком жесткую церковную политику, был отозван патриархом и заменен на митрополита Михаила… Michail Rosias, как указано в документах греческого происхождения.

    Получив Киев во владение, Боголюбский в него не поехал, оставшись во Владимире на Клязьме, своей настоящей столице, а князем Киевским, то есть в данном случае своим наместником в этом городе, поставил брата Глеба Юрьевича.

    Однако в следующем, 1170 году, в марте, киевляне, которые не желали примириться с властью Боголюбского, без боя открыли ворота Мстиславу Изяславичу, своему любимому князю, благородному герою (по крайней мере, так его живописует летописец), который подошел к городу с луцкими, галицкими, туровскими и городенскими полками, заняв Поросье. 

Глеб Юрьевич бежал к половцам и привел от них войско. Тем временем союзники, начиная с галичан, покинули Мстислава, и в апреле 1170 года он был снова вынужден оставить Киев и уехать на Волынь. В августе того же года Мстислав Изяславич умер от болезни во Владимире-Волынском… «По нем остались сынове его, Роман храбрый, Святослав и Ярополк».   

                ПОХОД НА НОВГОРОД. ЗНАМЕНСКАЯ ИКОНА. 1170.

    После удачного завершения дел на юге, Боголюбский обратился на север. Поводом для войны стал переход подданных Новгорода, «двинян», под власть Владимиро-Суздальского князя и последовавшую военную стычку из-за этой области с новгородцами. Для похода на Новгород великий князь собрал большую военную силу, в войске были представлены отряды всех его вассалов – никто не посмел отказаться… «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72»… «горе побежденным!»… Новгородцы понимали, что дело весьма серьезно, ведь еще прежде Боголюбский имел случай сообщить им о своих намерениях: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом»… «И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня»…

Зимой 1170 года под стенами Новгородской крепости произошло сражение новгородцев во главе с явно подающим надежды молодым князем Романом Мстиславичем и штурмовавшими Новгород войсками Боголюбского во главе с его сыном Мстиславом Андреевичем (сам Боголюбский был болен и остался в своей резиденции под Владимиром), - причем новгородцы и Роман победили.

    С этой победой связано прославление Богородичной иконы «Знаменье», которая с тех пор считалась покровительницей городов и в честь которой было освящено множество русских церквей.
    Чудо сводилось к тому, что новгородский владыка, архиепископ Иоанн, по наитию свыше вынес на стену острога (укрепления, возведенного новгородцами вокруг посада, под стенами которого и шли бои) образ Богоматери из церкви Спаса на Ильинской улице, в который во время обстрела суздальцами новгородских полков попала стрела.
    Из глаз Богоматери потекли слезы, она отвернула лик от нападавших и обратила его к городу… а на суздальцев напал «великий страх», их ряды  смешались, они даже начали поражать оружием друг друга… новгородцы поднажали и одолели врага, с божьей помощью…
    «О, дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим образом молишься перед Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града»… «Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма… и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен»...
    Празднование Знаменской иконы происходит 27 ноября – «день избавления Новгорода и день наказания ратующих против единоверных». 10 декабря (27 ноября – это старый стиль) православные верующие приходят в церковь, видят на налое Знаменский образ Богородицы и, ставя перед ним свечи и прикладываясь к нему по обычаю, не помнят уже, что все, связанное с этой иконой, начиналось на крепостной стене осажденного города, а у подножия этой стены русские убивали русских… брат на брата… бог оградил тех, кто защищал свой дом, от тех, кто пришел его разорить… но и с той, и с другой стороны лилась русская кровь и впитывалась в русскую землю… и раненая стрелой икона Богородицы плакала от боли и горя – печальная легенда…
 
Чудотворная Знаменская икона Богородицы находилась в своей прежней церкви на Ильинской улице еще 186 лет, затем для нее построили особый Знаменский собор. Образ изображает Богоматерь с молитвенно поднятыми горе руками (Оранта), на груди ее в ореоле находится Предвечный младенец. Икона пережила многое, согласно легендам являла удивительные чудеса и сохранилась до наших дней, она по-прежнему находится в Новгороде, только не в церкви, а в музее, - такие артефакты должны храниться не в микроклимате собора (перепад температур, жар и копоть от свечей, пыль), а в специальных помещениях, иначе все окончится безвозвратной утратой. Она такая древняя, эта Богородица, с покоробленной живописью, исполненная неземной мудрости и скорби, печальная и грозная одновременно. Списки с нее были распространены по всей России, некоторые, из них, как об этом рассказывают, также прославились чудотворениями.

    Само событие войны новгородцев с суздальцами, послужившее прославлению образа Знаменской Богоматери, также стало сюжетом для новгородской иконы, глядя на которую легко воскресить в памяти все основные происшествия того давнего 1170 года… говорят, эта икона благодаря своей трехчастной композиции напоминает воинский стяг…

    А что же Боголюбский? Не одержав победы в открытом бою благодаря мужеству новгородцев и вмешательству высших сил, князь Андрей устроил Новгороду экономическую блокаду – чрезвычайно действенный метод, к которому «низовские» князья потом прибегали в отношении своевольного северного города неоднократно.

В Новгород перестали ввозить хлеб с «низовских земель», все дороги были перекрыты военными отрядами, и там начался голод. Голод поставил новгородцев на колени лучше и вернее военной силы, они сдались и согласились на все условия Боголюбского.

Роману Мстиславичу, молодому герою, скрепя сердце «указали путь» (4 октября 1170 года) и скрепя сердце приняли к себе князем очередного ставленника Боголюбского, Рюрика Ростиславича (еще один сын его двоюродного брата Ростислава Мстиславича Смоленского, внук Мстислава Владимировича Великого, брат Святослава Ростиславича, предыдущего новгородского князя).   

                САМОВЛАСТЕЦ. 1170-1174.
      
    С этого времени, то есть с 1170 года, власть великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского стала абсолютной, он подчинил себе всю Русь… неслыханные высоты для того времени… Чтобы его власти ничто не угрожало, он никому не выделял уделов – ни сыновьям, ни племянникам. Он даже удалил из Новгорода своего двоюродного племянника Рюрика Ростиславича и заменил его номинальным князем – своим маленьким, не более чем пятилетним сыном Юрием от второго брака с яской (этот мальчик – тот, которому потом посчастливилось жениться на царице Тамаре… только счастье долго не продлилось).

Власть Боголюбского была велика и распространялась во все уголки огромной территории, именуемой Русью. О великом государе хорошо знали и за пределами русской земли. Русские послы бывали при европейских дворах, русские дружины участвовали в Крестовых походах в Палестину. Император Фридрих Барбаросса принимал у себя в Германии сводного брата великого князя, Всеволода (будущий Всеволод Большое Гнездо) и племянника Владимира, сына сестры Боголюбского Ольги Юрьевны и Ярослава Владимировича Осмомысла Галицкого.

    Боголюбский княжил единодержавно и его называли самовластцем. Он даже изменил форму обращения с подданными – вместо более или менее настойчивого навязывания своей воли он перешел на прямые приказы, ослушаться которых было нельзя. А он приказывал всем и вся.

Но править и жить ему оставалось всего 4 года. Буйная сила, которую он сумел обуздать, загнать словно джина из восточных сказок в кувшин, клокотала внутри запечатанного сосуда и готова была вырваться наружу. Историки говорят, что предпосылки для того, чтобы на Руси возникло централизованное государство, еще не сложились, поэтому гегемонизм великого князя Андрея Боголюбского мог быть только временным. Вероятно. Понимал ли это сам великий князь?.. Народная любовь к нему, которая возвела его на «отчий» суздальский престол, осталась в прошлом, не ощутить этого он не мог. Стоя на самой вершине, он был абсолютно одинок. 

    Выясняя причины гибели великого князя, историки отмечают, что к концу его жизни он восстановил против себя всех, его ненавидели все, - служилые люди устали от бесконечных войн, бояре и мелкие князья испытывали на себе гнет его власти, городские сообщества страдали от попрания своих вольностей, духовенство чувствовало себя стесненным и ущемленным… как пишет один публицист, роковым для князя Андрея явилось попрание городских вольностей, он пал жертвой притесняемой демократии… а его родственники спали и видели, как бы захватить его престол и, если уж не удержаться на нем, так хоть хорошенько поживиться, оттяпав себе кусок земель и захапав часть богатств… они ведь тоже были Рюриковичи, гордое племя, голубая кровь, белая кость, а не «подручники» какие-нибудь, а с ними обращались, будто со слугами…
 
    Первой ласточкой близящихся гибельных событий явилась насильственная смерть ставленника Боголюбского в Киеве, его брата Глеба Юрьевича, которого отравили. 1171 год, январь… в летописи прямо сказано, что Глеба «уморили» и названы его убийцы – Григорий Хотович и Олекса Святославич. Позднее Боголюбский требовал выдать ему этих лиц на суд и расправу, но не преуспел. Есть версия, что Глеб заплатил своей жизнью за санкционированную им казнь владимирского епископа Феодора, выходца из знатного киевского боярского рода, обвиненного в ереси. 

    Затем в 1172 году провалился новый поход на волжских булгар. Войско выражало открытое недовольство, не желало воевать, воевода Борис Жидиславич не пришел на соединение с отрядами сына Боголюбского Мстислава Андреевича, и тот был разбит булгарами. Именно после этого несчастного похода брожение умов, имевшее в последнее время место среди подданных Андрея, вылилось в заговор.

    В 1173 году 28 марта умер сын Боголюбского Мстислав, после гибели Изяслава сделавшийся старшим в семье и наследником отца. Отчего он умер, неизвестно. Он только что вернулся из тяжелого военного похода, может быть, был ранен… ну, и не выздоровел…

Видимо, великий князь Андрей тяжело переживал его смерть. Сохранились его литературные труды этого времени (князь был хорошо образован и не чужд писательству), религиозного содержания, поскольку в эту форму в те времена привычно облекались все выражения человеческих чувств. Эти вещи поражают своей мрачностью и говорят о глубокой душевной скорби… даже о депрессии…

Высказывалось даже и такое предположение, что князь Андрей, узнав об организованном против него заговоре, ничего не сделал для того, чтобы себя обезопасить, то есть дал убийцам убить себя… то есть его гибель была в какой-то мере самоубийством… Это предположение остается спорным, но… нет дыму без огня, как говорится…

У Боголюбского не осталось больше взрослых сыновей, был только 17-летний Глеб и еще один совсем маленький сын от второго брака Юрий.

                БОРЬБА ЗА КИЕВ СО СМОЛЕНСКИМИ РОСТИСЛАВИЧАМИ. 1173.

    А в Киеве после смерти Глеба Юрьевича началась княжеская чехарда, обусловленная борьбой Боголюбского со Смоленскими Ростиславичами… борьба за Киев в самом деле напоминает какой-то безостановочный головокружительный круговорот… порядка семи князей сменили друг друга на Киевском столе меньше чем за два года… ужасно, вообще-то говоря…

Смоленских Ростиславичей было пятеро – Роман, Рюрик, Святослав, Давыд и Мстислав. Киевскими князьями побывали: Владимир Мстиславич Волынский, через три месяца умерший (это тот, кто в 1147 году пытался спасти Игоря Ольговича от киевлян… престол в Киеве он занял без санкции Боголюбского),

Затем Роман Ростиславич Смоленский (с согласия Боголюбского, вскоре, однако, отстранившего его от Киева за неповиновение – это он не выдал отравителей князя Глеба), затем младший брат Боголюбского Михалко Юрьевич, пихнувший вместо себя в Киев еще более младшего брата Всеволода (оба молодых князя, Михаил и Всеволод, сыновья второй жены Долгорукого – гречанки, не так давно вернулись из эмиграции)…

Через полтора месяца киевского княжения Всеволод был взят в плен Давыдом Ростиславичем - вместе с Ярополком Ростиславичем, племянником Юрьевичей (причем племянник Ярополк по годам был несколько старше своего дяди Всеволода, хотя, скорее всего, и не намного)…

Младший брат Ярополка Мстислав бежал… после чего вокняжился Рюрик Ростиславович Смоленский. Смоленских Ростиславичей поддерживал князь Рязанский Глеб Ростиславич, их шурин и вассал великого князя Андрея Юрьевича, верный ему до первой возможности сбросить иго его власти. Смоленские Ростиславичи развязали местную войну с Михалком Юрьевичем, которая закончилась миром и обменом пленными…

Боголюбский потребовал, чтобы они  убирались в свои уделы, в Смоленск, в Берладь, а те (в лице самого младшего, пылкого и неразумного, Мстислава Ростиславича, позднее получившего в истории прозвище Храброго) оскорбили посла великого князя – бороду ему остригли, и потребовали передать, что они считали великого князя вместо отца и любили его (а теперь, понятное дело, разочаровались в своем благородстве) и что они не какие-то там «подручники»…

«Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты гово¬ришь с нами как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий»… «как отца» - то есть как господина, а «на суд Божий» - это значит на войну. И Боголюбский отправил объяснять Смоленским князьям, кто они такие на самом деле и кто он им такой, войска…

    1173 год. С подвластных Боголюбскому земель было собрано порядка 50 тысяч войска, в походе участвовали многие князья, но этот поход уже закономерно окончился неудачей, - проявляя открытый саботаж, воины, выступавшие под руководством все того же Бориса Жидиславича (в летописи - «держал весь наряд»), почему-то не отставленного от должности, не взяли даже Вышгорода, где затворился молодой князь Мстислав Ростиславич, опозоривший подстриганием бороды  посла великого князя (именно Мстислава Боголюбский и хотел получить), и вернулись обратно ни с чем. При подходе войск Боголюбского к Киеву Роман и Рюрик Ростиславичи бежали, оставив брата обороняться в одиночку… с чем он, однако, блестяще справился…

    В летописях есть сообщения, что войско в поход на Киев водил младший сын Боголюбского, Юрий, который не захотел кровопролития и отвел войска от Вышгорода после 9-ти недель не давшей результата осады, но это не соответствует истине, – Юрий был мал и находился в Новгороде, войсками командовать он никак не мог, вся ответственность лежит на других лицах.

    Спустя 9-ти недель осады Вышгорода к Киеву подступили луцкие, волынские и галицкие войска под руководством Ярослава Изяславича Луцкого, младшего брата Изяслава Мстиславича Киевского. По закону (правде), по старшинству, как брат Изяслава, Ярослав Изяславич имел права на великое Киевское княжение вперед своих племянников, но до сих пор никто его прав не признавал.

Теперь Смоленские Ростиславичи, под страхом полного разгрома, вспомнили о старшем родиче и предложили ему занять Киев при полной своей к нему лояльности. Это был ход, не лишенный хитрости – таким образом, они намеревались справиться со своим врагом Боголюбским чужими руками… а дальше что бог даст…

Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших начало беспорядочно отступать. Тут Мстислав Храбрый совершил успешную вылазку из Вышгорода, обратив воинство Боголюбского в уже откровенное бегство, причем многие утонули в Днепре при поспешной переправе…  «Так-то, князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Крепость Вышгорода описывается в Житии Мстислава Храброго (потому что впоследствии он удостоился канонизации и книжники составили его Житие) как плохонькая, во всяком случае не неприступная, а неожиданная победа самому Мстиславу показалась чудом, за которое он прославлял Святых Бориса и Глеба, чей храм находился в Вышгороде… Хотя дело состояло не в чуде, а в том, что плохонькую крепость никто не хотел брать, также как и воевать вообще…

    Киевским князем стал Ярослав Изяславич, но не надолго. Он должен был дать откупного Черниговскому князю Святославу Всеволодовичу (земли на Киевщине), который за это встал на его сторону, однако отказался выполнить обещание… напрасно… скупой платит дважды…

Святослав двинулся с войском из Чернигова на Киев, Ярослав Изяславич бежал в Луцк, оставив в руках победителя жену, сына и казну… Однако в Киеве и Святославу удержаться не удалось, поскольку на Черниговщину в его отсутствие напали соседи (князь Олег Новгород-Северский, сын Святослава Ольговича, долговременного союзника Долгорукого)… то есть южные князья, принадлежавшие к одному родственному клану, передрались меж собою, причем младший выступил на старшего…

Святослав оставил Киев, который тут же занял Ярослав Луцкий, устроив там погром – он карал киевлян за то, что не защитили его семью. Занятый разборками с Олегом Святославичем, Святослав Всеволодович помирился с Ярославом Изяславичем, однако семейных его отпустил только за выкуп.

    Так закончился 1173 год. К этому времени заговор князей, боярской верхушки и дворян против великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире вполне созрел. Степень участия в заговоре княжеских группировок установить трудно, так как следы оказались достаточно тщательно завуалированы.

Непосредственными исполнителями задуманного злодеяния стали служилые люди, дворяне, которых в старину называли также «милостьници» (то есть они жили милостью князя)… «И совещаша убийство на господина своего и кормителя»…   
(2012 г.)
*********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/06/17/1531

Содержание сборника: http://www.proza.ru/2014/06/17/1550