Царственные диадемы

Нина Ершова
ЧАСТЬ I.

1. ДИАДЕМЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА.

  В своих " Троюродных " я писала о золотой диадеме, принадлежавшей Софии Торби, внучке Пушкина.
http://www.proza.ru/2012/07/12/637

  Эта диадема была подарена ей Михаилом Романовым ко дню их свадьбы.Брак был не признан царем, и молодые переехали в Англию. И хотя затем их брак все -таки признали, супруги и их дети так и остались проживать в Англии.С ними осталась и золотая диадема, изготовленная придворным ювелиром Болиным.
  И это не единственная диадема русского происхождения, благополучно осевшая в Европе. Большое количество драгоценностей императорского двора, изготовленных шведским по происхождению ювелиром Болиным попали в Европу благодаря предприимчивости Марии Павловны Старшей, жены великого князя Владимира Александровича, третьего сына царя АлександраII и брата Александра III.
  До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Это известный факт. Украшения агустейшим особам создавали лучшие ювелиры тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты, но взгляды их в основном были обращены на запад. Как только появлялись новые тенденции, они учитывались, но роскошью и композиционным решением иногда превосходили европейские аналоги.
  Сегодня в России осталась только одна диадема, принадлежавшая императрицам и диадема - бандо - повязка или венок из драгоценных камней  елизаветинского времени. Многие из украшений демонтировались, переделывались, дарились и завещались еще при жизни коронованных особ. До прихода к власти большевиков коллекция императорских диадем насчитывала более двух десятков произведений ювелирного искусства. Это были ярчайшие образцы разных стилей – от конца 18 – до начала 20 века.   
  Ряд диадем был собственностью императриц, а многие из украшений являлись государственной собственностью – частью коронных драгоценностей империи. Императрицы, великие княгини могли на время «одалживать» диадемы для торжественных церемоний, также могли оставлять их в своих комнатах под присмотром придворных дам, заведовавших гардеробом императриц и прислуживавшая им при одевании.
  До второй половины 18 века диадемы не были в фаворе, только изредка украшая прически. Время не пощадило их и только по парадным портретам можно представить внешний вид украшений. Головные украшения диадема и тиара различаются своей формой, но иногда названия путаются. Строго говоря, диадема - это сплошное украшение головы в виде кольца, а тиара-украшение только передней части прически.
 На ранних портретах императрицы Екатерины II – это скромные бандо и только на портрете Левицкого (1780-е гг.) голову монархини украшает бриллиантовая диадема  – прообраз целого ряда подобных украшений в стиле классицизма, созданных уже в 19 веке.
 Если при Петре I из придворного женского костюма исчезли национальные мотивы, то во времена Екатерины II они снова вернулись. В частности и в стилизованных головных уборах – кокошниках.
  Страстное увлечение классицизмом европейскими дворами постепенно вернуло в костюм и богатые головные уборы, подобные древнеримским.
  Для каждой из дочерей Павла I в мастерской братьев Дюваль создавались роскошные парюры. Парюра - это комплект из однородных украшений для головы,а также ожерелье, серьги, броши, браслеты. В некоторых из них были диадемы и головные повязки: филигранная головная повязка из приданого великой княгини Александры Павловны (собрание Государственного Эрмитажа), сапфировая диадема из парюры, возращенная в Россию после смерти Александры, диадема с мотивом меандра на портрете великой княгини Марии Павловны кисти Тишбейна.
  Меандр - это стиль из геометрических фигур, распространенный в древности.
  Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19 века. Для вдовы Павла I императрицы Марии в мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.
  В подобных диадемах с растительным мотивом неоднократно изображались императрицы Елизавета Алексеевна и Александра Федоровна (супруга Николая I).
  У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле " узелков ", но без самих бриллиантовых узелков. Первая – большая бриллиантовая диадема с 113 жемчужинами. Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом. Тогда же была сделана фотосессия императрицы, а в 1907 г. художник Николай Корнилович Бодаревский создал портрет Александры Федоровны (Эрмитаж).
  Вторая жемчужная диадема была создана Карлом Болином в 1842 г. В ней также отсутствует мотив узелков. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин.
  В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его. Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос.
  Ярким примером модных тенденций классицизма и популярной до сих пор среди аристократических дам мира является диадема-франж или" бахрома ", распространенное название -  русская диадема. Скорее всего, название «русская диадема» к данному типу украшений стали применять во времена Николая I.
  Можно провести параллель между диадемой-франж и русским кокошником-сборником (в нем тканая часть присобиралась над линией лба и, подобно лучам, симметрично распределялась по всей поверхности).
  Рисунок лучей также идеально повторяет бриллиантовые лучи орденских знаков – особенно звезд Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного.
  На парадных портретах супруги Николая I изображаются колье - франж (кисти Доу, Голике). При наличии рамы колье превращалось в диадему. Пожалуй, впервые диадема - франж была изображена на картине Зичи « Свадьба великого князя Александра Александровича » 1867 года.
  У английской королевы диадема - франж появляется не позднее 1830 г. Среди диадем русских императриц к 1917 г. было минимум 2 подобные диадемы у каждой из монархинь - Марии и Александры.
  Украшения в виде лучей носили не только как колье или диадемы, но и как стилизованные эгреты и пояса.
  Тема лучевых диадем расширена в бриллиантовой диадеме с жемчугами. Она, скорее всего, создана во второй половине 19 века. Бриллиантовые лучи чередуются с лучами из крупных бриллиантов, заканчивающихся жемчугом. Эклектичность убора соответствует царившему в ювелирном искусстве тех лет историзму.
  Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема, диадема с розовым бриллиантом и диадема с бриллиантовыми панделоками.
  Диадема с розовым 13 - каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20 веков, находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма (как на аналогичном украшении с портрета Екатерины II кисти Левицкого), так и его завершающей стадии – ампира. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I и до начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Подобная диадема была создана для дочери императора Павла – Анны, но без крупного камня в центре. Украшение пропало в 1829 году.

  Тема русского народного головного убора снова вернулась в эпоху Николая I и осталась актуальной до 1917 года. Дамы двора  обязаны были носить платья а-ля рюс и порой огромные парчовые кокошники, украшенные жемчужными или бриллиантовыми бордюрами и крупными драгоценными камнями. Не были в стороне и императрицы (портрет Александры Федоровны в кокошнике кисти Крюгера).
  Некоторые диадемы второй половины 19 века советской комиссией признаны малоценными в художественном плане и могли быть обезличены.

   Если вспомнить, то все царственные особы русского двора - немецкие принцессы. Все они приняли православие и старались достойно исполнять роль супруг, рожая многочисленных детей, оказывая благотворительность и основывая такие учреждения, как больницы, приюты. Блеск императорского двора отражался в их великолепных украшениях, которые придворные ювелиры старались изготавливать в русском стиле.
  Диадемы, украшенные  бриллиантами, жемчугами, сапфирами, изумрудами и рубинами изготавливались в виде кокошников из серебра с золотыми вставками.
Родственные связи европейских монарших домов – одна из причин взаимопроникновения одних и тех же модных ювелирных тенденций. Так и у датской королевы, и супруги Николая II были идентичные головные уборы (диадема увезена императрицей в Тобольск, ювелир Oscar Massin). Зарубежные мастера, как например Картье, подхватили эстафету придворных ювелиров Романовых. И одни из лучших диадем этой фирмы несомненно, вдохновлены, в том числе и российскими шедеврами.

2. ДИАДЕМЫ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ.

  Традиция российско - германских династических связей ведет свое начало от Петра Первого. Правда супругами самого Петра были сначала Евдокия Федоровна Лопухина из известного русского боярского рода, а потом дочь лифляндского обывателя Екатерина Скавронская (будущая императрица Екатерина Первая). Но своего сына Петр хотел обязательно породнить с каким-нибудь из немецких королевских семейств. Царевич Алексей не посмел противиться властному отцу. 

  Выбор пал на Шарлотту - Кристину - Софию, принцессу Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. В июне 1710 года Алексей и его будущая жена встретились в Карлсбаде. Царевичу было тогда двадцать лет, Шарлотте – пятнадцать. Составили обстоятельный брачный договор, утвержденный Петром и дедом невесты, герцогом Вольфенбюттельским Антоном-Ульрихом, и спустя год справили свадьбу в прусском городе Торгау. Менять вероисповедание и принимать православие, как всем будущим немецким принцессам, выходившим замуж за представителей дома Романовых, Шарлотте не пришлось: царь Петр великодушно разрешил ей остаться лютеранкой.

  Поначалу молодые жили хорошо. Очень благосклонны были к Шарлотте в первое время и Петр с Екатериной. Но осенью 1713 года она забеременела, и похоже, что именно это стало причиной охлаждения к ней сначала царицы, а потом и царя. Дело в том, что Екатерина тоже была в то время беременна, и у нее, естественно, могла зародиться некоторая зависть, когда он думала, что ее сын будет служить сыну Шарлотты. Ведь по строгим династическим правилам именно внук Петра должен был унаследовать престол.

  Добавляли забот Шарлотте и житейские проблемы. Принцессе постоянно не хватало денег, которые выплачивались из казначейства не в срок и не полностью. Вдобавок ко всему царевич Алексей, всегда имевший, как мягко выражаются летописцы, " слабость к вину ", начал особенно сильно пить. Очень часто он лишь под утро возвращался домой. Даже рождение дочери, которое вернуло Шарлотте на время расположение Екатерины, уже ничего, в сущности, не могло изменить. Царевич уехал за границу на добрые полгода и даже не отвечал на письма жены.

В ночь с 11 на 12 октября 1715 года Шарлотта родила второго ребенка – сына. Роды были тяжелые, и у принцессы начался перитонит. Через десять дней она умерла.
Царевич Алексей, как известно, был позже приговорен отцом к казни, накануне которой скончался.

  Первой русской императрицей стала Екатерина I, вторая и любимая супруга императора Петра I. И хотя по происхождению она была совсем не принцессой, но волей великого преобразователя России стала императрицей. Для нее была изготовлена к моменту коронации малая императорская корона. Петр I возложил ее на голову супруги, тем самым признав ее права и права ее детей на трон. Но еще и не взойдя на трон Екатерина, сопровождая Петра в его походах, оказала однажды огромную услугу России.
  Долгое время считалось, что история с ее бриллиантами - миф, но сравнительно недавно она получила подтверждение.
 Украшения из редчайших бриллиантов, которые некогда принадлежали будущей российской императрице Екатерине Алексеевне, спутнице Петра Великого, были выставлены на продажу на аукционе Sotheby's. Речь идет о колье, броши и сережках, изготовленных из этих камней в середине XIX столетия. Но продать их не удалось,покупателя не нашлось. Слишком дорогие...
  Екатерина Алексеевна пожертвовала драгоценностями во имя достижения мира с Оттоманской империей, преподнеся их султану Ахмеду III. Бриллианты помогли России заключить мирный договор во время неудачного Прутского похода в Молдавию в июле 1711 года. Об этом эпизоде повествует Вольтер в «Истории Российской империи во время правления Петра Великого».

  В соответствии с принятыми на Востоке традициями переговоры с сувереном или его представителями начинались с подношения подарков — иными словами, с подкупа. На эти цели из царской казны выделили 150 тыс. рублей. Со своей стороны, Екатерина собрала драгоценности, которые она захватили с собой в поход, и вместе с царским посланием направила их Великому визирю. Щедрые дары будущей императрицы — они с Петром Великим пошли под венец в 1712 году — сыграли свою роль, и мир был заключен.

  В дальнейшем екатерининские бриллианты оказались в государственной казне Оттоманской короны. Они снова пошли в дело, когда султан Абдул-Хамид II преподнес изготовленные из них колье, брошь и сережки принцессе Эмин Ханим, жене вице - короля Египта, по случаю рождения наследника трона. 

  Эмин Ханим после смерти мужа правила Египтом вместе со своим сыном — принцем Мохамедом Абдулом Монеймом до 1914 года, когда Египет стал британским протекторатом. Лишившись трона, принц укрылся в Женеве, захватив с собой драгоценности.

  Сет из колье, броши и серег с российскими камнями впервые ушел с молотка на аукционе Christie's в 1963 году и в течение полувека оставался в частной коллекции. Сегодня его оценивают в $10 млн. По мнению экспертов, продажа бриллиантов такого высочайшего класса, да еще имеющую поразительную историю, — событие исключительное.
 
  Таким образом, пожертвовав своими драгоценностями, Екатерина приобрела большее. Любовь и уважение супруга позволили ей стать императрицей. И все бы хорошо, да слаба оказалась императрица, изменила Петру I. Узнав об этом, он разорвал завещание, по которому трон полагался ей, а новое написать не успел. И все же после его смерти она царствовала два года при поддержке Александра Меньшикова.

  Наследников мужского пола у Петра I, как известно, не было.
Дальнейшее развитие событий привело к власти Петра II, внука Петра I от казненного царевича Алексея, сына несчастной Шарлотты, скончавшейся сразу после родов.

 Но и Петр II скончался в юном возрасте от болезни, и к власти пришла Анна Иоанновна. Ей тоже была не чужда любовь к драгоценностям. Хоть и выросла она при русском дворе, но замуж вышла по настоянию дядюшки за курляндского герцога Фридриха Вильгельма. Одевалась Анна Иоанновна в европейское платье и украшала себя бриллиантами, что видно по ее портретам.

 Наследников не было у императрицы, да и официально она не была замужем. Поэтому она воспитала при своем дворе племянницу Анну Леопольдовну, дочь своей сестры. К власти пришел малолетний Иоанн VI, судьба которого сложилась трагически. Он был свергнут с престола дочерью Петра Елизаветой Петровной.

  Анне Леопольдовне, регентше при малолетнем царе Иване VI,
править пришлось недолго. Но и эта царственная дама любила бриллианты, на ее портрете видно, что платье и прическу ее украшают великолепные украшения из них.

 Свергнувшая Анну с трона дочь Петра Елизавета была страстная любительница нарядов, балов, ну и конечно же, украшений. При ней были выстроены все самые великолепные дворцы новой столицы Санкт-Петербурга.

 Она же и привела на престол своего племянника Петра III, сына рано умершей  сестры Анны Петровны. И она же женила его на первой немецкой принцессе, ставшей впоследствии императрицей Екатериной Великой. Правда, тоже в результате дворцового переворота...

 Затем наследники русского престола женились почти исключительно на немецких принцессах, тем самым укрепляя связи с Европой.

3. ИМПЕРАТРИЦЫ.

   Каждой из бывших  принцесс ко дню свадьбы дарились роскошные диадемы или короны из бриллиантов. Сколько же было этих украшений, трудно себе даже представить, ведь только царственных супруг, не говоря уж о великих княгиней, весьма длинный перечень.
 
 И самая первая и удивительная из них,конечно же,
 ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ - принцесса Ангальт - Цербская - супруга Петра III.

 Конечно, супругой она была недолго, а дальше-самодержицей.
 Самым великолепным из украшений Екатерины ,если так можно сказать, конечно же, была бриллиантовая корона, изготовленная для нее по случаю восшествия на престол.
  Бриллианты традиционно украшают короны многих монархов мира. Одной из самых великолепных корон Европы считаете корона Екатерины II. Она была изготовлена в 1762 году придворным ювелиром Позье специально для коронации императрицы.
  Именно эта корона изображена на государственном гербе России 1856 года, и именно ею венчались на царство все последующие российские самодержцы. Искусствоведы называют эту корону «каменной симфонией». При ее изготовлении Позье отказался от пестрых самоцветов, ограничив себя одними бриллиантами и подобрав их с изумительным мастерством.

  Мастер оправил в серебро 4 936 бриллиантов, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота с крестом 27,5 см. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви - символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета - благородная шпинель.

 В списке императриц дальше следует
 МАРИЯ ФЕДОРОВНА - принцесса Вюртембергская - супруга Павла I.

 Мария Федоровна долго оставалась в тени Екатерины Великой.
Но уже будучи императрицей, она заказывала диадемы для себя и своих дочерей у братьев Дювалей. Одна из них, с розовым бриллиантом, чудом сохранившаяся в России, была непременным украшением во время брачных церемоний ее дочерей.
Именно Мария Федоровна, мать большого семейства заложила традицию приданого для дочерей. Размеры этого приданного определялись регламентом и были колоссальны. Конечно же, изготавливались и ювелирные украшения к свадьбе. Кстати, именно со времен Марии Федоровны все царственные невесты на свадьбу надевали платье из серебристой парчи...

 Сама же будущая императрица отличалсь удивительным умением в резьбе по камням. Этому мастерству она даже специально обучалась. Во всяком случае, по поводу подаренной ей камеи с портретом, Екатерина Великая даже пошутила,что Мария Федоровна отобьет хлеб у придворных ювелиров.
 После убийства ее супруга Павла I Мария Федоровна носила собственноручно выполненную камею с портретом супруга в память о нем.

 Следующая царственная супруга:
 ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА - принцесса Баден - Дурлахская - супруга Александра I Павловича.

  В «Алмазном фонде » демонстрируется малая императорская корона, сделанная из серебра и бриллиантов мастером Л. Дювалем. Эта корона была изготовлена в 1801 году для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. На ней сверкают 1393 бриллианта общим весом 618 каратов. Может быть, это единственная регалия императрицы? Нет, у нее была еще диадема, изготовленная в 1810 году из 430 бриллиантов весом 405 каратов. В центре диадемы и теперь красуется огромный нежно - розовый бриллиант. После Елизаветы Алексеевны царили еще четыре императрицы. Где их короны и диадемы?

 В указе Петра I сказано, что державные регалии «имеют в царской рентерее в большом сундуке за тремя замками в сохранении быть, к чему камор-президенту, одному камор-советнику и царскому рентмейстеру каждому по одному ключу иметь надлежит и когда торжественное какое действие случится, то президенту вместе с двумя камор-советниками идти в рентерею и оный сундук отпереть и подлежащие такие к государству вещи вынять и через двух камерных советников к царскому двору отсылать. А после бывшего торжества взять велеть оные паки и рентереи сохранить».
 Вот так хранились сокровища императорского двора при Петре I.
 А дальше коронные драгоценности(существовали еще и личные, полученные в виде подарков) хранились в Зимнем дворце и даже выставлялись на показ.
 Но во время  Первой мировой войны были перевезены в Москву, где тщательно хранились. Существовали описи их, как и при всяком хранении.
 И они бы сохранились  до сих пор, если бы не революция 1917 года.
 Пропала большая часть сокровищ и даже описей их...

  Но это все будет потом, а пока правила блистательная
 АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА - королева Прусская, жена Николая I Павловича.

 На портрете Александры Федоровны  кисти Крюгера императрица представлена в большом кокошнике, украшенном жемчугами и александритами.
  Один из прекрасных и таинственных камней - александрит, своим именем обязан Александру II. Этот найденный на Урале камень, и украсил кокошник Александры Федоровны, изготовленный к совершеннолетию ее сына Александра II, будущего императора.
  Александрит - редкий вариант хризоберилла. При дневном освещении его цвет меняется от зеленого до голубого, при вечернем освещении от красного до фиолетового. Это хамелеон среди камней. Чем сильнее различие цвета, тем дороже камень.
  Самые красивые александриты были найдены на Урале, месторождение их - река Токовая.
  По сведениям специалиста по александритам доктора Шметцера, лучшие камни были найдены там в 1838 году, но к середине 1840 года месторождение исчерпало себя.
  Известно памятное кольцо Александра II с александритом посередине, окруженное двумя  бриллиантами. Один из них - в честь освобождения крестьян, второй - в честь юридической реформы.

  Затем александриты были найдены также на Урале во времена СССР.

 На портрете императрицы кисти Крюгера, который был приверженцем реализма, камни все одного цвета, так как источник освещения находился в одном месте. Возможно ,он написал камни так, потому что это красный вариант александритов. Но в окончательном варианте картина не понравилась и цвет камней был изменен.
  Художник испытывал трудности с изображением александритов. Видно,что портрет был заново написан и изменен, особенно в области плечей. Справа, где шлейф лежит на плечах, раньше был другой эффект цвета, как и на кокошнике слева. Изменен оттенок был с помощью прозрачной тюли. При внимательном рассмотрении видно, что изменена также форма камней там, где нет шлейфа.
С браслетами все было проще, цвет камней на них передан точно и ясно.

 Супруга наследника престола, а затем императрица,
 МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - принцесса Гессен - Дармштадтская, жена Александра II
Николаевича, следующая по списку.

  Помимо прекрасных диадем с бриллиантами, императрицы являлись обладательницами великолепных жемчужных ожерелий.

  Жемчужные украшения Романовых отличались необычной величиной, качеством и красотой исполнения. Императрица могла украшать себя двумя длинными нитями жемчуга вокруг шеи и жемчужными браслетами. На корсаже укреплялась жемчужная брошь. В волосах блестели ряды жемчужных бус, которые совершенно великолепно спадали по бокам и сзади.

  Баронеса Евелина фон Массенбах, придворная дама королевы Ольги в Вюртенберге (дочери  Александры Федоровны и сестры царя) пишет в своем дневнике   в июле 1857 года, когда царь и царица Мария Александровна в  находятся в Киссингеге - Брюкенау на лечении водами.

" Вчера мой друг Винтерхалтер прибыл, чтобы изготовить портрет ее Высочества.
Настоящие жемчуга были слишком тяжелыми, поэтому искали искусственные, и я предоставила свои. Как вознаграждение за это я получила первую литографию. "
Эвелина фон Массенбах получила в подарок еще и брошь и браслет в память об этом событии.

 Королева Ольга фон Вюртенберг унаследовала эти жемчуга и также, как и мать, поручила художнику Винтерхалтену написать свой портрет в них в 1865 году. Это внушительный портрет немецкой королевы в изумительных русских жемчугах.

  Далее следует МАРИЯ ФЕДОРОВНА- принцесса Датская, жена Александра III Николаевича и мать последнего русского императора Николая II.

 Ее шкатулка с драгоценностями оставалась с ней до самой ее смерти.Мария Федоровна умерла после бегства от революции в Дании, у своих королевских родственников. Ее дочери, Ксения Александровна и Ольга Александровна мало что получили от продажи этих сокровищ. Ксения вывезла их в Англию, где проживала в то время.
  Большая часть этих великолепных драгоценностей осела в английской королевской семье, у королевы Мэй, страстной любительницы украшений. Возможно, это была плата за гостеприимство.
  Мария Федоровна до конца не верила в гибель царской семьи и своего дорогого сына - императора Николая II. Хотя доказательства этого существовали уже при ее жизни.
  Как известно, воспитатель царевича и царских дочерей француз Пьер Жильяр, смог попасть в дом Ипатьева после казни царской семьи и даже привезти в шкатулке остатки тканей, пуговиц и обломки каких - то украшений. Он был свидетелем на расследовании казни царской семьи следователем Соколовым. Через неделю после казни Екатеринослав заняли белые под командованием Колчака. Проводилось следствие и бывшие оставшиеся в живых слуги и воспитатели выступали на нем свидетелями.
 
  Но кроме чудом уцелевших обломков в виде драгоценного креста с изумрудами, броши со сгоревшей жемчужиной, рамочек для фотографий и прочих мелочей мало что было найдено. По этим остаткам определили, что убиты были действительно члены царской семьи. 
 В семье Марии Федоровны долго думали,что хоть кто-то остался в живых. Ольга Алексеевны даже ездила на встречу с Анной Андерсон, выдававшей себя за ее крестницу Анастасию. Анну лечили в госпитале после попытки самоубийства. Она была настолько измождена, что Ольга Александровна не могла сразу сказать -
Анастасия это или нет. Но девушка обратилась к княжне по немецки, а в семье последнего русского императора говорили только на английском и русском языках, и это решило дело. Учителя немецкого были, но не принято было говорить в семье на немецком языке, хотя Александра Федоровна и считалась немкой. Но она прежде всего была любимой внучкой английской королевы Виктории и детство свое проводила в Англии.
  Мария Федоровна сумела вывезти свою шкатулку из России и до конца не расставалась с драгоценностями. Возможно, она надеялась, что они пригодятся для ее внучек, в гибель которых она не верила.

  Единственным членом царской семьи, сумевшим сохранить свои драгоценности  именно для для семьи, была великая княгиня
 МАРИЯ ПАВЛОВНА старшая, принцесса Мекленбург-Шверинская, жена Владимира Александровича. Весьма амбициозная особа,она обладала сильным характером и даже сватала своего сына  Бориса за Ольгу, старшую дочь Николая II. Александра Федоровна не согласилась на этот брак, как и отвергла другие предложения. Сватовство румынского принца Кароля тоже окончилось неудачей. Но тут Ольга сама не захотела уезжать из России. После этого Кароль сватался еще и к Марии, но ему тоже ответили отказом. Сербский принц Александр сватался к Татьяне, второй дочери царя, но его даже не удостоили ответом. После он женился на румынской принцессе Миньон, дочери румынской королевы Марии. Потенциальным женихом мог быть и принц Болгарии Борис, крестник Николая II. Как знать, может быть это и спасло бы таких изумительно красивых царских дочерей от гибели...
 Но сватовство не состоялось, чудовищная трагедия совершилась.
  А Мария Павловна, не будучи императрицей, не только сохранила свои сокровища, но и завещала их своим детям, которые затем почти все продали. Осталась лишь бриллиантовая диадема, в которой выходили замуж дочери Елены Владимировны, внучки Марии Павловны. Но об этом дальше.

 И наконец,последняя русская императрица
 АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА - принцесса Гессен - Дармштадская, жена Николая II Александровича.
 Трагическая судьба ее семьи всем известна. А вот судьба вывезенных ею  драгоценностей до сих пор неизвестна никому, вероятно,кроме палачей...
 При расследовании чудовищного преступления следователем Соколовым, исполнителем которого был Юровский, а " головой " Яков Свердлов, стало известно, что драгоценности были сняты с трупов. Часть из них была зашита в корсеты дочерей Николая и в подушку. Все это было тщательно подобрано
после казни, но кое-что все-таки втоптали в грязь. Остались лишь обломки от украшений, пряжки, кольца, рамка от фотографии. Это как раз то, что опознали слуги и Пьер Жильяр.

 Да и что тут говорить о драгоценностях, когда безжалостно были уничтожены все члены царской семьи...
 Но не все царские сокровища пропали, странным образом сохранилось лишь то, что успели вывезти заграницу. Теперь эти сокровища царского двора с удовольствием носят английские королевы и не только...
 По сути дела ,все царские драгоценности принадлежали России, пусть они и украшали царственные головы.  Великолепные украшения передавались по наследству, новые дарились по случаю великих праздников. Но все они оставались при императорском дворе. Это были сокровища империи.

 Никто не мог представить себе, что революция сметет с лица земли и сам двор и драгоценности при нем. Кое - что сохранилось, но так мало по сравнению с тем, что было... Из списка, составленного академиком Ферсманом при описи в 1922 году, наименований насчитывалось более 700, а сейчас сохранилось чуть более 100. Остальное было продано большевиками на аукционах в Европе.

 В этой описи присутствует  великолепная бриллиантовая тиара последней императрицы Александры Федоровны.
 Эта роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы, в каталоге А. Ферсмана «Алмазный фонд СССР» (опубликованном в 1924-1926 годах) датируется началом XIX века. Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества.
 Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.

 Императрица Александра Фёдоровна на фотографии изображена в парадном платье, надетом по случаю открытия I-й Государственной Думы в 1906 г. Фотограф – Карл Булла. Костюм императрицы дополняют украшения: тиара, малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, бриллиантово-жемчужное ожерелье и бриллиантовое кластерное ожерелье – оба выполнены, по всей вероятности, Болиным, как дополнение к тиаре. Ни одно из этих ожерелий не упоминается среди описанных и каталогизированных коронных драгоценностей; возможно, они были взяты императрицей в Тобольск и там пропали.

 Интересно, как оценивались великолепные украшения лучших ювелирных мастеров Европы и кем они оценивались, если большая часть из этого великолепного блеска пошла на слом. Но большевикам нужна была валюта любой ценой, они готовы были продать все, вплоть до императорских корон, символов власти.
 Такой курьезный случай произошел на одном аукционе, но эти реликвии не стали продавать именно из-за того, что обнаружили в них исторические ценности и вернули назад. А самое интересное, что за них можно было получить гораздо больше денег, продавая их как украшения, а не как лом и отдельные камни...

Художник  Николай Корнилович Бодаревский.
Портрет императрицы Александры Федоровны в бриллиантовой тиаре.

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://www.proza.ru/2014/06/16/667