Я, Боря из Одессы

Дина Иванова 2
Я, БОРЯ ИЗ ОДЕССЫ...

Концерт – откровение...



    «Я, Боря из Одессы», - так представился 16-ти летний выпускник Одесской музыкальной школы  приёмной комиссии Московской Государственной консерватории.  Именно той школы, которая дала миру великих пианистов, таких как  –  Гилельс, Рихтер. 
Блох стал одним из самых молодых студентов в московской  консерватории.

А вот так  представила его ведущая на нынешнем концерте:
 
     ... Профессор Борис  Блох – ярчайший   представитель  современного фортепианного искусства. Лауреат престижных международных конкурсов. Лауреат 15 Всесоюзного конкурса в Минске (1972г.)...

---
В зале много пожилых людей. Оказалось,  минские меломаны пришли на встречу со своей молодостью. Они не скрывали своего восторга.
Их – «бис»,  «браво» были наполнены такими эмоциями, что молодёжь в зале приветствовала и маэстро, и этих славных пожилых его поклонниц.

Во всём зале  было какое-то сказочное единения людей и музыки...

Необыкновенная объёмная, полифоническая музыка занимала всё пространство, заставляла думать, чувствовать и восхищаться.
Ф.Шуберт, .... Ф. Лист, .... Ф.Шопен....
Вот оно предельно достигнутое мастерство...
Вот она вершина музыкального исполнительства!

Знакомясь с биографией Б.Блоха, с материалами  о его творческой карьере, не удивлялась таким изысканным признаниям: - «клавирабент такого большого мастерства», «нежнейшее туше», «рафинированный пианизм», «изысканная педаль».
О, да...педаль...
Закрывая глаза слышишь ...оркестр...его струнные и духовые инструменты... Так виртуозно передаёт пианист  звучание.
Погружаешься в эти волшебные звуки, и  начинаешь понимать, для чего собственно существует музыка...
Как она поднимает тебя ввысь, наполняет твой мозг философским осмыслением бытия, обогащает твои чувства величайшей скорбью, состраданием и радостью за всё сущее...

Не многим музыкантам современности это подвластно.
По мнению специалистов сегодня в международном музыкальном  рейтинге  Борис Блох принадлежит к исполнителям  «первого ряда».
Не смотря на то, что маэстро более четверти века живёт на Западе, где сложилась его блистательная карьера, в мире  его признают, как наследника лучших традиций русской пианистической школы.
Он сам признаёт: - «И чем дольше я живу на Западе, тем больше ощущаю себя воспитанником и представителем русской фортепианной школы».

В Минске Борис Блох не редкий гость. Его хорошо знают педагоги и учащиеся минских музыкальных школ и других городов Беларуси.
Незабываемым событием Брестского музыкального колледжа имени Г.Ширмы стали его мастер-классы, уроки - «специальное фортепиано».

Такая вроде бы маленькая деталь.
В антракте разговорились с двумя дамами из тех, кто следит за становлением пианиста с 1972 года. Они посещали все его концерты и мастер-классы.
   - Это не просто пианист высшего уровня, уровня незабвенного Рихтера, это ещё удивительно скромный и щедрый человек. Вы обратили внимание на цену билета этого концерта?

А мы, действительно удивились. Сейчас практически  ниже  20-30 долларов билетов не бывает. А здесь – пять долларов  второй  ряд партера.
  -  Совсем недавно, - продолжила наша милая знакомая, - мы с приятельницей были на концерте Мансурова. Он нас немного разочаровал. Такое технически безупречное исполнения, но холоден и равнодушен. И к тому, что играет, и к тем, кто его слушает.  А билет... пятьдесят долларов, ближайшая доступность для нас. Не того масштаба  человек. А здесь...и мастерство, и душа..Потрясающее прочтение Шуберта. Эти тонко переданные контрасты ... звуковая живость, импровизация с сохранением атмосферы романтики и логики композитора.

Такое мимоходное знакомство с истинными меломанами,   такой выплеск эмоций...
Короткий антракт, возвращаясь в зал, уловили отрывки фраз молодых людей: – «Самобытен. Его Лист ...непостижимо. Маэстро вызывает тоску по великим пианистам».
Очень меткое наблюдение.
Мы тоже обратили внимание, что на программе концерта имя и три города...
Одесса, Москва, Вена...
Остановились наши рассуждения на том, что это география концертов.
Нет, здесь интрига организаторов - «Познакомьтесь с биографией маэстро!».
Эти города - главные жизненные и творческие вехи музыканта.
Одесса – начало пути;
Москва – путёвка в жизнь;
Вена....обретение имени.

Маэстро Блох признан одним из самых ярких интерпретаторов творчества Ф.Листа.
В 1989 году он был награждён золотой медалью Общества Ф. Листа в Вене.
В 1990 году Общество Ф. Листа в Будапеште наградило пианиста  «Гран При ду» за лучшую запись года.
В Европе и Америке Б.Блох признан одним из самых значительных листианцев.

В одном из интервью он, признавая Ф.Листа самым любимым, заявил: - «Увлечение им пришло в процессе работы над сочинениями трансцендентной трудности».

Как же раскрылось для нас сказанное им в ходе  проникновенного исполнения композиций из цикла «Поэтические и религиозные гармонии».
Он транслировал через чарующие звуки, полученные им самим ощущения и рефлексии при погружении в те глубины, которые вне сферы обыденного опыта и познания...
Лист в этом цикле мистически- философский. Молодость... заря жизни... восторг от созерцания мироздания;... зрелость... осмысление реальности;... угасание... мрачный взгляд на реальность;...  думы о смерти телесной и о вечной жизни души...

Надо отметить, что пианист весь концерт проигрывает без нот. Внешне он подчёркнуто отказывается от виртуозного блеска, а вот лицо...
Как бы считываешь всю его внутреннюю радость, его сомнения, боль умного исполнителя-творца, или точнее сотворца грандиозного философского опуса.

Святая тишина в зале.

Все взволнованы тем, что только что прозвучало.
Такая эмоциональная глубина передана так просто и так близко  тому, что чувствовал каждый из нас.
К сцене очень тихо подходит священнослужитель и протягивает маэстро скромный букет ландышей.
Потрясающая картина.

---
Вторе отделение Ф.Шопен.
И вновь... новый, знакомый и  незнакомый Шопен.
Вновь объёмное  прочтение...  удивительная тональность.
Перед нами тонкий и задумчивый, восторженный и безмятежный Фредерик.
Маэстро передаёт необычайную ритмическую свободу композитора, полноту национального колорита.
Исполняя  «Концертное аллегро/ор.46/», Борис Блох во всей красе доносит до слушателя  всю глубину поэтики великого Шопена.
Такие переходы от драматизма,  меланхолических мотивов к мажорному звучанию ... очаровывают.
И как бы вслед за композитором, пианист приводит и  свой концерт целиком к светлому итогу.
На сцену с букетами цветов поднимается группа ребятишек из детских музыкальных школ.
Маэстро прячет лицо в букетах...

Взволновано благодарит собравшихся за тёплый приём.
   - Надеюсь, что мы вскоре встретимся вновь.
Голос утопает в овациях....

---
Вот так мы познакомились с Борей из Одессы
---
Позволю добавить в свой текст, как описала своё состояние рядом вздыхающая подруга.

.......
«На КАКОЙ концерт я сегодня попала, я потрясена!
Иногда хочется написать, что душа наполняется музыкой до краёв. Сегодня не этот случай. Борис Блох вместе с Шубертом, Листом и Шопеном просто вынули из меня душу, она была сама по себе, отдельно от тела и купалась в океане звуков, интонаций, ритмического рисунка... Никого не было в зале: ни других зрителей, ни исполнителя, никого, кроме меня и музыки, и зала, пожалуй, не было... Была одна музыка. Я понимала, что захлёбываюсь в волнах, что следующий "девятый вал" меня совсем опрокинет, к счастью в концерте случались перерывы и штормить между произведениями переставало, я могла несколько секунд отдышаться перед очередным погружением, с каждым разом понимая, что мне всё проще отрываться от земли, и всё менее страшно плыть по волнам. Наверное, у меня к концу концерта начали отрастать жабры... что впрочем не помешало мне кричать браво и отбивать ладоши до ощутимого покалывания)))

Бог полифонии, профессор фортепианной игры, лауреат и дипломант, потрясающе отточенное фортепианное туше, непревзойдённый импровизатор, интереснейшие трактовки произведений - обычно, когда, начитавшись подобных отзывов, приходишь на концерт и ожидаешь чего-то сверхъестественного, то получаешь хороший уровень профессионализма, но ниже ожидания. Не люблю заранее слушать отзывы об исполнителях (то же самое с книгами, фильмами), люблю самостоятельно составлять мнение, но кто не знает Блоха? Дама, что продавала билеты, подобрала самые лучшие из свободных мест, второй ряд по центру, я шла брать билеты именно на Блоха, и она конечно же, не скрывала своих восторгов. Потом подруга с которой мы шли вдвоём сообщила мне что раскопала в сети насколько он велик и ждёт в предвкушение, в эпитетах Дина не стеснялась  - cheer!Я уже ощущала лёгкое беспокойство, а что если... что если как обычно ожидания не оправдаются в полной мере, ведь ждёшь чего-то сверх, когда слышал и видел немало есть определённый риск под названием "зажралась" - не оценила.

Не, господа, такого я не отведывала ещё)
В сети не выложены видео с исполнением тех произведений, которые Борис Блох играл сегодня. Сегодня в программе всё было намного тяжелее и интереснее.

"Погребальное шествие" Листа потрясло. Такого многоголосья созданного всего парой рук и одним инструментом я не слышала никогда, надеюсь услышать в следующий приезд Мастера в Минск.

Один эпизод. Цепляясь за реальность, смотрела, как Борис молится во время исполнения, и понимала, насколько его шёпот органичен... Но когда вынырнула чтобы глотнуть воздуха, то пропала совсем. К сцене в потоке оваций адресованных музыканту в этот момент подходил православный священник с букетом ландышей, он вручил Блоху цветы и поблагодарил, я готова была разрыдаться от ирреальности происходящего... Священник сидел за нами весь концерт, но я увидела его только, когда он благодарил и потом, когда уже концерт закончился, хотя в антракте искала его глазами - не нашла. Подумала, что мне это показалось, что я совсем в трансе, раз мне такое мерещится.
Дина меня успокоила, она тоже видела этот момент».
Наталья Стрелкина.
---
/эмоции подруга сбросила на фейсбук. Разместит она эти прекрасные строки на своей страничке - познакомлю с ней /
Ура! Знакомьтесь-http://www.proza.ru/2014/06/07/1555
---