Граффити, да и нет

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Граффити, да и нет

     Среди граффити из Собора Святой Софии, репрезентованных Ю. Артамоновым и А. Гиппиусом [1],  примечательна запись Завиде Данетина, из группы «сделанных почерками XII — нач. XIII в. на паре «подсвечников», фланкирующих место императрицы в центре западной галереи, и находящейся к северу от них колонне» [2] .
     Она очень короткая: Завиде («пси»*)ал Данетин. Имя и отчество-прозвище** здесь находятся в ясно выраженной оппозиции друг к другу и образуют анаграмму, которая получается, если к каждому слогу первого слова присоединять соответствующий в порядковом значении слог второго слова: за-да ви-не де-тин, в окончательном виде: «задави, не детин».

*Греческого происхождения буква с числовым значением 7 (или 700), читается как «пс».
** Или фамилия.

     Искусственность, или умозрительность, записи подтверждается ее числовыми свойствами. Числовой ряд букв записи, при чтении «пси» как одной буквы: 712845 713 4155385. Числовой ряд при чтении «пси» как созвучия «пс»: 712845 8213 4155385. При последовательном суммировании числовых значений букв: 9 2 4 и 9 5 4. Свойства этих значений:
- при чтении среднего слова как «псал» в двух рядах возникает третье число 9 – за счет суммы 5 и 4;
- если в «псал» добавить «и» в качестве второй буквы с числовым значением 8, то есть написать «писал», то второй ряд приобретет вид 9 4 4, сумма этих чисел равна 17, столько же букв в фразеосочетании «Завиде писал Данетин»; так образом креативный автор показывает, что ему  известна глагольная форма «писал» и что «псал» - шутка, адресованная любителям старины и чего-нибудь такого – «старинного»;
- третье слово фразеосочетания включает в себя очевидную контаминацию «да» и «нет» - «данет», чье числовое значение, равное 9, является четвертой девяткой словосочетания, но поскольку лексема «нет» имеет конечное числовое значение, равное 4, четвертая девятка маркирует особое значение «нет» и отрицает естественную природу записи;
- две буковки после «нет» образуют число 13 (еще одно отрицание).

     Итак, Завиде писал некий Данетин [3]. Фамилия* писавшего заставляет читающего запись поразмышлять, писал или не писал Данетин. Да? Нет?
      Поразмышляли. Да? Нет? Или «тот факт, что из четырех надписей три остались незаконченными, позволяет думать, что писавших просто согнали с «престижного» места, не дав до конца реализовать амбициозного намерения» (Артамонов, Гиппиус) [4].

* Или отчество-прозвище.

1. См. предшествующие публикации автора об экскурсах Артамонова и Гиппиуса (в одном случае – с Зайцевым) в область средневековых граффити восточнославянского, или русского, происхождения: Сагит Фаизов // Граффити, короче // http://www.proza.ru/2014/06/01/1568; Он же Граффити и два комода // sagitfaizov.livejournal.com/99558.html
2. Артамонов, Ю.А., Гиппиус, А.А. Древнерусские надписи Софии Константинопольской // Славянский альманах за 2011 г. // (с. 45).
3. Мнение: «Диалектное окончание -е в имени Завиде показывает, что писавший был новгородец. Недописанным осталось, по всей вероятности, и отчество Завида — Данетин(ичь), а также имя спутника Доброслава, начинавшееся на Съ» (Артамонов, Гиппиус, с. 45). Доброслав и его затерявшийся спутник – соседи Завиды, исполнявшие записи на подсвечниках в одно время с Завидой-новгородцем Данетиничем.
4. Одна моя знакомая говорила по поводу таких пассажей: «Ынтэрэсно как…»

Опубликована 7 июня 2014 г.