И. И. Левитан. Кончина от инфаркта

Голиков Альберт Александрович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Исаак Левитан, Автопортрет (1880)

Родился в местечке Кибарты (современное название — Кибартай) Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Датой рождения официально считается 18 (30) августа 1860 года. Отец Илья (Эльяш Лейб) Левитан (1827—1877) — из раввинской семьи из Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяш учился в ешиве в Вильне. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания.

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.

Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

В 1875 умерла мать Левитана, и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступает время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на Левитана и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров.

В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на царя Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы и он на ближайшие пару лет вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой даче в подмосковной Салтыковке (окрестности Балашихи).[10] На деньги, вырученные от продажи картины «Вечер после дождя» (1879, частное собрание),[1] Левитан спустя год снял меблированную комнату на Большой Лубянке.[11]

В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х, Дом-музей И. Левитана в Плёсе), Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковка).

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке[12]. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. А. С. Киселёв, племянник дипломата графа П. Д. Киселёва, служил в тех местах земским начальником; его жена — Мария Владимировна, дочь В. П. Бегичева. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.


В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов (он почти уж собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог из-за болезни сестры). Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс.
Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О.Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, «там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».


В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке.

К весне 1892 года Левитан закончил картину «Осень» (начатую ещё осенью 1891) и выставил её на ХХ Передвижной выставке вместе с ещё тремя картинами:
«У омута», «Лето» и «Октябрь».


В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем что, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

Лето 1893 Левитан провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым — владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Порожкинского сельского поселения).

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».


В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. То, что «попытка самоубийства» было театральным жестом, свидетельствует и сообщение врача И. И. Трояновского, который, вспоминая об этом, писал 8 декабря 1895 года:
«… я вообще следов раны у него не видал, слышал от него об этом, но отнёсся к этому, как к покушению „с негодными средствами“ или как к трагической комедии».
 По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясённый происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.

В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на реке Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень».

Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».

Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.

В 1896 в Одессе состоялась совместная выставка Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…». Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.


В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».


Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.

22июля (3 августа)1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.


 Задача  данной  статьи - выяснить  причину  ухода  из  жизни  русского  художника  ИСААКА  ИЛЬИЧА  ЛЕВИТАНА  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

      Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  12    18    21    31    50    51    65         75    93    94   95  106      116  128  157  167  191
   Л     Е      В     И     Т     А      Н          И     С     А    А     К         И     Л      Ь     И     Ч
 191  179  173  170  160  141  140       126  116   98   97    96        85    75    63    34    24


  10    28    29    30    41         51    63   92  102  126      138  144  147  157  176  177  191
   И     С     А     А     К           И     Л     Ь    И     Ч         Л      Е      В     И     Т     А     Н
 191  181  163  162  161       150  140  128  99    89       65    53     47    44    34   15    14


                ЛЕВИТАН  ИСААК  ИЛЬИЧ  =  191.

  191  =  63-ГИБЕЛЬ  +  128-ОТ  ИНФАРКТА  =  97-ГИБЕЛЬ  ОТ... +  94-ИНФАРКТА.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

(от дав)ЛЕ(ния)  (кро)ВИ+(ос)ТАН(овка сердца)+(от остановк)И С(ердц)А (з)АК(ончена ж)И(знь)+(лета)ЛЬ(ный) И(сход)+(кон)Ч(ина)

              191 =,,ЛЕ,,ВИ + ,,ТАН,, + ,,И  С,,А  ,,АК,,  ,,И,, + ,,ЛЬ,,  И,, + ,,Ч,,.


Код  ДАТЫ  СМЕРТИ:  22.07.1900.    Это  =  22 + 07 + 19  =  48  =  29-(инф)АРК + 19-Т.

                191  =  48-(инф)АРКТ  +  143-ОСТАНОВКА  СЕРД\ ца \.


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:   86-ДВАДЦАТЬ  +  75-ВТОРОЕ  +  85-ИЮЛЯ  =  246.


   5     8     9   14    37   38   57   86      89 108 123 140 155 161     171 202 214 246
   Д    В    А    Д     Ц    А    Т     Ь       В    Т     О     Р    О    Е       И    Ю    Л    Я
 246 241 238 237 232 209 208 189    160 157 138 123 106  91      85   75   44   32


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

Д(авление)+(разры)В А(орты) (сер)ДЦА+(смер)ТЬ+(разры)В (аор)Т(ы)+(ск)ОРО(постижное)Е (ум)И(рание)+(умира)Ю(щий от кровоиз)Л(и)Я(ния)

        246 = Д,, + ,,В  А,,  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,В  ,,Т,, + ,,ОРО,,Е  ,,И,, +  ,,Ю,,  ,,Л,,Я,,.


StudFiles.net›preview/6190131/page:2/
2. Основные причины вызывающие скоропостижную смерть

 Наиболее часто причиной скоропостижной смерти у взрослых служит сердечно-сосудистое заболевание (до 40% всех случаев), например инфаркт, стенокардия (нарушение проходимости сосудов, питающих мышцу сердца), поражения сердечных клапанов (порок сердца). В основе этих заболеваний обычно лежат атеросклероз, гипертония, воспалительные явления в мышце и внутренней оболочке сердца (миокардит, эндокардит), перерождение мышцы сердца (кардиодистрофия) и др.

Иногда люди умирают скоропостижно вследствие самопроизвольного разрыва какого-либо крупного сосуда с последующим обильным внутренним кровотечением. Причиной такого разрыва служат болезненные изменения стенки (атеросклероз) с нарушением её прочности, растяжением и выпячиванием (так называемой аневризмой). Именно в месте такого выпячивания нередко и происходит разрыв болезненно-измененной стенки сосуда.


Код  полной  ДАТЫ  СМЕРТИ:  246-ДВАДЦАТЬ  ВТОРОЕ  ИЮЛЯ  +  19-\ код  ГОДА  СМЕРТИ \  =  265.

                265  =  УМИРАЮЩИЙ  ОТ  ИНФАРКТ(а).

                265  -  191-\ код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ \  =  74  =  ИНФАРК(т).


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:   123-ТРИДЦАТЬ  +  94-ДЕВЯТЬ  =  217.


   19   36   46   51   74   75   94 123      128 134 137 169 188 217
    Т     Р    И    Д     Ц    А    Т    Ь         Д     Е    В     Я    Т    Ь
  217 198 181 171 166 143 142 123       94   89   83   80   48  29


           217  =  89-КОНЧИНА  +  128-ОТ  ИНФАРКТА. 

           217  =  123-КОНЧИНА  ОТ... +  94-ИНФАРКТА.

           217  =  19-(инфарк)Т  +  198-ВНЕЗАПНАЯ  СМЕРТЬ.


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

     (сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (сер)ДЕ(чное)  (кро)В(оизли)Я(ние)  +  (смер)ТЬ

                217 = ,,Т  РИ,,  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,ДЕ,,  ,,В,,Я,, + ,,ТЬ.


Смотрим  столбец  в  верхней  таблице  кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

128  =  ТРИДЦАТЬ  Д(евять)
_________________________
  75  =  ТРИДЦА...

     128  -  75  =  53  =  АОРТА.