Николай Рыбников. Не кочегары мы...

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в апреле 2024 г.

РЫБНИКОВ
Николай Николаевич

13.12.1930, Борисоглебск Воронежская обл.- 22.10.1990, Москва

Народный артист РСФСР (1981)

Детство

Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в городе Борисоглебске Воронежской области в простой рабочей семье – его мама, Клавдия Александровна, была домохозяйкой, а отец, Николай Николаевич, трудился слесарем.

Впервые приехав в Воронеж в 12-летнем возрасте, маленький Николай посетил местный драматический театр и был покорён этим видом искусства навсегда – театр стал его мечтой. Но начавшаяся война перечеркнула все радужные планы на будущее, и об этой мечте пришлось на время забыть. Отец Николая Рыбникова ушёл на фронт, а мать вместе с двумя сыновьями – Николаем и Вячеславом – переселилась к своей сестре, проживавшей в Сталинграде. Ребята рано остались без родителей - война не щадила никого, и вскоре с фронта пришла похоронка на отца, а следом за ним умерла и мама, Клавдия Александровна.

Учась в Волгоградской железнодорожной школе (где впоследствии периодически в одном из углов класса появлялась «бессмертная» надпись «В этом углу стоял маленький Коленька Рыбников»), Николай Рыбников успешно выступал в художественной самодеятельности, где и были замечены признаки его актёрской одарённости.
После окончания школы парень устроился рабочим сцены Сталинградского драмтеатра, где пересмотрел все спектакли, но и об учёбе не забыл – для поступления выбрал серьёзный и ответственный медицинский институт, однако, проучившись всего два года, он понял, что медицина вовсе не та профессия, которая сделала бы его счастливым.

Учёба

В конце концов, мечта целиком посвятить себя искусству взяла верх, и в 1948 году Рыбников отправился в Москву, где с первой же попытки поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, попав в мастерскую Сергея Апполинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой.

В памяти Тамары Фёдоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по плечу были и Шекспир и Шиллер, а ему всё предлагали играть, как с горечью говорил в конце жизни сам актёр, бригадиров. Творческий диапазон его был необъятен, на студенческой сцене актёр пробовал себя в самых разных ролях - по воспоминаниям сокурсников, ему одинаково хорошо удавались Жюльен Сорель и Хлестаков, Клочков в чеховской «Анюте» и Кошевой в «Тихом Доне», Макар Нагульнов в «Поднятой целине» и пушкинский Дон Жуан, Бенкендорф, изъясняющийся только по-французски. А роль Петра Первого удалась ему лучше всего – со слов очевидцев, неизменные аншлаги на этом спектакле обеспечивала великолепная игра Николая Рыбникова и именно эта роль в дальнейшем спасла молодого актёра от печального итога - отчисления из ВГИКа, угроза которого нависла над Николаем Рыбниковым в результате… устроенного им розыгрыша.

Розыгрыши

Талант нашего героя был многогранен, и одной из таких граней было его умение мастерски пародировать многих известных людей. Поначалу это свое мастерство Николай Рыбников не афишировал, все его розыгрыши касались только коллег-студентов. Например, известны случаи, когда, узнав о «тёмном пятне» в биографии какого-нибудь студента, Рыбников с единомышленниками заманивали бедолагу в свою комнату, где Рыбников, заранее спрятавшись в шкафу с подключённым к работающему радиоприёмнику микрофоном, имитировал голос диктора. Но вся соль розыгрыша заключалась в том, о чём вещал этот голос - приглашённый в комнату студент выслушивал всю свою подноготную, включая и самые интимные подробности из собственной биографии. Все эти розыгрыши доставляли Николаю Рыбникову и трём его приятелям огромное удовольствие, чего нельзя было сказать об испытуемых. Иногда голос из радиоприёмника доводил их буквально до истерики. Однако когда правда выплывала наружу, и довольный Рыбников выходил из шкафа, ни один из «жертв» не решался заявить об этом розыгрыше руководству института. Это и понятно - в таком случае студенту пришлось бы рассказать и о собственных грехах. Именно поэтому рыбниковские розыгрыши долгое время не выходили за стены общежития, но постепенно Рыбников с друзьями, по всей видимости, утрачивали чувство реальности, что привело к большому скандалу в 1951 году, историю о
котором рассказал впоследствии Пётр Тодоровский в своем фильме «Какая чудная игра», вышедшем в 1995 году.

В один из весенних дней шутники собрали в своей комнате половину общежития, и Николай Рыбников уже по сложившейся традиции, всё так же прячась в шкафу, голосом Юрия Левитана зачитал правительственное постановление о снижении розничных цен, согласно которому с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать и вовсе бесплатно. Ни один из присутствующих в комнате, кроме самих шутников, ни на секунду не усомнился в реальности происходящего и посему правительственное постановление было встречено шквалом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!».

Уже через несколько дней буквально весь посёлок горячо обсуждал постановление о снижении розничных цен и с нетерпением ожидал наступления 1 апреля. В конце концов, новость об этом долетела до компетентных органов, которые не имели права остаться безучастными к такому скандалу. Шутники были довольно быстро разоблачены и доставлены в кутузку. Учитывая суровость тогдашних времён, студентам-шутникам грозило как минимум 25 лет строгого режима за антисоветскую пропаганду.

К счастью, следователь, который вёл это дело, оказался совсем не кровожадным и не стал заводить на ребят уголовное дело. Но совсем безнаказанными ребята не остались - их дружно исключили из комсомола, а Николая Рыбникова вдобавок хотели ещё и отчислить из ВГИКа, однако вступившееся за него руководство курса, справедливо считавшее его одним из самых своих лучших учеников (и здесь, как было уже упомянуто выше, решающую роль сыграл спектакль, в котором Николай Рыбников блестяще играл Петра Первого), спасло нашего героя от неминуемого отчисления. Этот случай очень сильно подействовал на сознание Николая Рыбникова, и он ещё долгое время после этого вёл себя тихо и незаметно.

Звёздные 50-е

Николай Рыбников в фильме "Чужая родня"
 
Дебют Николая Рыбникова в кино состоялся в 1954 году в прошедшем почти незамеченным фильме «Команда с нашей улицы», в котором у него была роль Дроздова. Не обращая внимания на неудачу, актёр был по-прежнему готов сниматься. По-настоящему его актёрский талант раскрылся у режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова в картине «Тревожная молодость», где Рыбникову была предложена малопривлекательная роль Котьки Григоренко, но он настолько вдохновенно её сыграл, что о нём заговорили как о восходящей звезде советского кино. Почти сразу же после этого вышла картина Михаила Швейцера «Чужая родня», где Николай Рыбников сумел создать абсолютно противоположный образ – сельского механизатора Фёдора Соловейчикова. Его утверждение на эту роль было сложным – в длинном списке кандидатов на роль Фёдора фамилия Рыбникова стояла последней.

Настоящая слава пришла к артисту в 1956 году после полюбившейся зрителям ленты «Весна на Заречной улице», поставленной Феликсом Сиронером и Марленом Хуциевым. Герой Рыбникова — обыкновенный парень Саша Савченко, сталевар, влюбившийся в свою учительницу по вечерней школе. Режиссёр картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И всё же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли всё время и каждый день приносить новые решения. Он всё время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться». Николай Рыбников сыграл своего героя настолько обаятельно, что миллионы зрителей, совершенно очарованные не только его актёрской игрой, но и вокальными данными (в картине Рыбников спел сразу же ставшую хитом песню «Когда весна придёт»), стали его боготворить.

Николай Рыбников в фильме "Высота"

Спустя всего несколько месяцев на экраны вышла картина Александра Зархи «Высота», ставшая ещё одним шлягером с участием нашего героя. В этом фильме Рыбников исполнил роль ещё одного рабочего парня, высотника-монтажника Пасечника, сооружавшего огромную домну. В него безоглядно влюбляется задиристая Катя (её роль исполнила Инна Макарова). Актриса с волнением вспоминала один из эпизодов фильма, когда Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается на руках по железному тросу. В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» и видит окровавленные ладони Рыбникова, не успевшего на «первый дубль» надеть рукавицы.

Свой вокальный дар Николай Рыбников продемонстрировал и в этом фильме, исполнив песню «Не кочегары мы, не плотники», которую запела вся страна.

В 1958 году Николай Рыбников снялся в картине Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», но, в отличие от публики, воспринявшей фильм очень горячо (он занял в прокате второе место), критика сочла его не слишком удачным.

1960-е годы

Николай Рыбников в фильме "Девчата"

Фантастическая слава Николая Рыбникова длилась до начала 60-х годов, после чего пошла на убыль. Последней картиной, в котором актёр появился в главной роли, и которая собрала огромную почти 35-миллионную зрительскую аудиторию, стала комедия Юрия Чулюкина «Девчата», вышедшая в 1962 году и до сих пор остающаяся одной из лучших комедий советского кино. Эта роль явилась самой успешной работой десятилетия 60-х, поскольку ни одна из 10 ролей, сыгранных актёром впоследствии до 1970 года, не принесла ему столь шумного успеха, как роль бригадира лесорубов Ильи Ковригина.

С исполнителем этой роли с самого начала всё было ясно - Илью Ковригина должен был сыграть супермен отечественного кино Николай Рыбников, и другие кандидатуры просто не рассматривались. Сам актёр к новой работе поначалу отнёсся более чем прохладно: часто говорил, что сценарий картины откровенно слабый, образы выписаны поверхностно и новую комедию ждёт провал. Но со временем Николай Николаевич свое мнение изменил и не только прислушался к мнению режиссёра, но и увлечённо погрузился в сам процесс съёмок.

Интересно, что отношения исполнителей главных ролей, Румянцевой и Рыбникова, по сюжету картины изображавших бурную страсть, сложились не сразу, а посему сцены ссор получались у актёров гораздо достовернее, ведь и играть-то, собственно, не надо было - они ругались практически весь съёмочный период. Рыбников был уже известным актёром, одним из самых популярных в Советском Союзе, в то время как Румянцева, хоть и снялась уже к тому времени в четырнадцати картинах, только-только приобрела известность. Рыбников не хотел подыгрывать какой-то там "пичуге", говорили, он очень хотел видеть в этой роли свою жену - первую советскую кинокрасавицу того времени Аллу Ларионову. Разумеется, это была не её роль, и все, кроме Рыбникова, это понимали...

Надежда Румянцева, по достоинству оценив талант Рыбникова, рассказывала позже: «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — всё в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждём, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лёд. И вот предлагаю испробовать этот „суп“ Илье (Николаю). Он кладёт ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил её с куском кожи. Потекла кровь. „Ну, — говорим, — всё“. Видим же — распухает щека. А Коля: „Нет. Будем снимать“. И опять суёт ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал…».

1970-е годы

Начало десятилетия 1970-х снова принёс большой успех Рыбникову – режиссер Эдуард Бочаров пригласил его и Аллу Ларионову, которая была уже замужем за Николаем Рыбниковым, на главные роли в картину «Седьмое небо», вышедшей на широкий экран в 1972 году. Картина была невероятно популярна и вновь напомнила зрителям о том, что эта актёрская супружеская пара за продолжительное время творческого застоя нисколько не растратила свой талант. Фильм «Седьмое небо» был удостоен учрежденного газетой «Социалистическая индустрия» приза на II Всесоюзном кинофестивале фильмов о труде, проходившем в Горьком.

Два года спустя звёздная пара Рыбников-Ларионова снова появилась вместе в картине Алексея Салтыкова «Семья Ивановых», но повторить успех «Седьмого неба» им всё же не удалось, несмотря на имевшиеся предпосылки – на счету у этого режиссёра такие знаменитые картины, как «Друг мой Колька» и «Председатель», вышедших в 60-х годах.

Среди главных ролей этого периода – Непейвода в фильме «Развлечение для старичков» и главбух Дявитин Семён Семёнович в картине «Уходя-уходи», вышедших во второй половине 70-х. А среди второстепенных – коммерческий директор Виктор Степанович Васильцев в фильме «Круг», Борис «Седой» в картине «Мраморный дом», князь Потёмкин в фильме «Есть идея!», отчим главного героя в картине «Вторая попытка Виктора Крохина», военком Фёдор Фролов в ленте «Вторая весна».

1980-е и 1990-е годы

В 1980-х годах актёра приглашали сниматься всё реже - за весь этот период он сыграл всего лишь девять ролей, большинство из которых были эпизодическими.
Наиболее яркая роль Рыбникова этого периода — Кондратий Петрович в ленте «Выйти замуж за капитана», вышедшей в 1985 году. По результатам зрительского опроса журнала «Советский экран», Николай Рыбников назван лучшим исполнителем эпизодической роли именно в этом фильме.

Среди других эпизодических ролей Рыбникова, не таких заметных, – кандидат в депутаты в картине «Частный детектив, или Операция «Кооперация», Гордей в ленте «Молодой человек из хорошей семьи», таксист в «Ночном экипаже», Иван Алексеевич Мищенко в фильме «Без году неделя».

Снимаясь всё реже и реже, Николай Рыбников стал вести жизнь обычного пенсионера. Некогда безумно знаменитый, полтора десятка лет назад он шагу не мог ступить – везде своего кумира подстерегали поклонницы. А теперь иной раз и вовсе не узнавали на улице, что очень угнетало актёра. Ко всему прочему прибавился ещё и тот факт, что в своей семье актёр превратился из добытчика в иждивенца. Угасшая слава, безработица и осознание того, что лучшие его годы ушли безвозвратно, подтолкнули Николая Рыбникова к тому, что он стал часто выпивать. Это не могло не сказаться на здоровье – оно, разумеется, было подорвано, но, отказавшись от предложенной врачами операции на лёгких, актёр бросил курить, начал интенсивное лечение и вскоре надобность в операции отпала.

В 1990-м году Николая Рыбникова пригласили для съёмок в неком советско-американском фильме, где у актёра планировалась роль небольшая, но позволившая ему ощутить себя нужным. Актёр буквально воспрянул духом, однако, из-за форс-мажорных обстоятельств фильм так и не был выпущен.

Личная жизнь

Фильм «Высота» не только добавил популярности нашему герою, но и круто изменил его личную жизнь – во время съёмок Николай Рыбников женился на своей бывшей однокурснице по ВГИКу Алле Ларионовой, считавшейся ещё тогда первой красавицей. Как вспоминает сама актриса: «На премьере «Высоты» в Доме кино мы уже сидели рядом. И когда герой фильма, которого тоже звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» - зал взорвался аплодисментами».

Их отношения в институте начинались непросто - поначалу он ей нравился, а Рыбников её не замечал, живя в гражданском браке с другой девушкой, но на четвёртом курсе ситуация резко изменилась – теперь уже Николай был влюблён в Аллу, а она, как и положено красавицам, никогда не обделенным мужским вниманием, крутила роман с другим парнем. Безответная любовь даже подтолкнула Рыбникова на отчаянный шаг – он хотел повеситься, но, к счастью, один из его товарищей вовремя оказался рядом. Узнавший об этой попытке суицида педагог Рыбникова Герасимов пристыдил своего студента, сказав, что настоящие мужчины так не поступают. «Женщин нужно уметь завоёвывать», - услышав эти слова, Николай Рыбников стал вести себя по-другому: «превратившись» в верного рыцаря своей возлюбленной, готов был без раздумий броситься на каждого, кто осмелился бы обидеть её даже словом.

Так продолжалось несколько лет, за время которых Алла Ларионова благополучно пережила несколько романов с мужчинами гораздо старше неё, двое из которых были весьма знаменитыми актёрами: Михаил Кузнецов и Иван Переверзев (от которого у Аллы есть дочь Алёна). Поскольку ни один из этих мужчин не сделал актрисе предложения руки и сердца, Алла выбрала нашего героя. Счастливый Рыбников тут же вылетел в Минск, где в то время снималась Ларионова, и буквально на следующий же день, 2 января 1957 года, повёл любимую в ЗАГС. Дочь Ларионовой Алёну Рыбников удочерил, и Алла Ларионова была ему за это благодарна, но поскольку Рыбников мечтал ещё и о собственном ребёнке, Ларионова, несмотря на увещевания подруг-актрис не рожать из-за страха остаться «за бортом» киношного мира, всё-таки решилась на беременность, поняв чувства своего мужа - спустя 4 года на свет появилась их совместная дочурка Арина.

Общавшиеся со звёздной парой люди утверждают, что по темпераменту они были абсолютно разными: взрывной характер Рыбникова против спокойного, мягкого нрава Ларионовой. Безумно ревновав свою красавицу-супругу, Николай Рыбников иногда пускал в ход кулаки против её поклонников. Сам же Рыбников никогда не давал повода даже усомниться в своей верности, и в одном из интервью Алла Ларионова сказала: «Коля был однолюб. И точно знаю, что в личной жизни я была его единственной женщиной».

Обожание Рыбниковым своей жены было безграничным – он мог, бросив всё, отправиться в другой город ей навстречу, даже зная, что наутро она уже будет дома.
«Я так люблю Алку! Я не могу без неё…. До завтра я не доживу»...

В заключение...

Николай Рыбников скончался 22 октября 1990 года, не дожив до своего 60-летия полтора месяца. Как рассказывают близкие, перед этим он сходил в баню, выпил рюмку коньяка, лёг спать и не проснулся… Не выдержало сердце (за несколько лет до этого актёр перенес микро-инсульт).

Мила Асланова

rusactors.ru›Актёры советского и российского› Николай Рыбников


 Следует  сразу  заметить,  что  подобные  статьи - уход  из  жизни  во  сне,  читателям  на  моей  странице  уже  встречались - это  статьи  "Чарли Чаплин. Мастер кинематографа" - http://www.proza.ru/2014/03/25/633  и  "И. В. Ильинский. Уход во сне" - http://www.proza.ru/2014/03/30/373.
 Поэтому,  желающие  посмотреть,  какие  в  них  цифры  совпадают  с  цифрами  данной  статьи,  могут  это  очень  просто  сделать.

 Задача  данной  статьи - выяснить  причину  ухода  замечательного  киноартиста  НИКОЛАЯ  РЫБНИКОВА  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.
 
                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

 17   45   47   61   71   82   97  100      114 124 135 150 162 163 173      187 197 208 223 235 236 242 245 255 279
  Р    Ы    Б    Н     И    К    О    В          Н    И    К    О    Л    А    Й          Н    И    К    О    Л     А    Е     В    И    Ч
279 262 234 232 218 208 197 182      179 165 155 144 129 117 116      106   92   82  71   56    44   43   37   34   24


 14   24   35   50   62   63   73        87   97  108 123 135 136 142 145 155 179      196 224 226 240 250 261 276 279   
  Н    И    К    О    Л    А    Й          Н    И    К    О    Л     А    Е     В    И    Ч          Р    Ы    Б    Н     И    К    О    В
279 265 255 244 229 217 216      206 192 182 171 156 144 143 137 134 124      100   83   55   53   39   29   18   3

                РЫБНИКОВ  НИКОЛАЙ  НИКОЛАЕВИЧ  =  279.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  279 = (пре)РЫ(вание) (кровоо)Б(раще)НИ(я) (желудоч)КОВ + (и)Н(фаркт) (м)И(о)К(арда) + (исх)О(д) Л(ет)А(льны)Й + (и)Н(фаркт) (м)И(о)К(арда) + (исх)О(д) Л(ет)А(льный) + (пр)Е(рывание) (кро)В(ообращен)И(я) (желудо)Ч(ков).

  279 = ,,РЫ  ,,Б,,НИ,,  ,,КОВ + ,,Н,,  ,,И,,К,, + ,,О,,  Л,,А,,Й + ,,Н,,  ,,И,,К,, + ,,О,,  Л,,А,, + ,,Е,,  ,,В,,И,,  ,,Ч,,.


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:   86-ДВАДЦАТЬ  +  75-ВТОРОЕ  +  128-ОКТЯБРЯ  =  289.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  289 = Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + В(незапная) (ос)Т(ан)О(вка) (се)Р(дца) + (п)О(ражени)Е (ми)ОК(арда) (о)Т (прекращени)Я (кровоо)БР(ащени)Я.

  289 = Д,,  ,,В,, + ,,А  ,,ДЦА + ,,ТЬ + В,,  ,,Т,,О,,  ,,Р,, + ,,О,,Е  ,,ОК,,  ,,Т  ,,Я  ,,БР,,Я.


             289-ДВАДЦАТЬ  ВТОРОЕ  ОКТЯБРЯ  =  279-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  +  10-И(нфаркт).