Заповеди Христовы! а уж потом советы авторитетов

Николай Павлович Кормаков
ВОПРОС. Спасибо, Николай Павлович! Это мне надо почаще в храм ходить. Мы, православные, чаще молимся дома. Но, как сказал протоиерей Дмитрий Смирнов - в храме подают благодать Господню. Кому-то надо ехать на Афон, как герою книги "Флавиан", чтобы ощутить это чудо. Но милостью Господней есть те, кто стяжает благодать и в обычном храме.  Как вы считаете?


ОТВЕТ. Дорогая Иисусу Христу, Наталия!

Видно, я не очень ясно выразил то, что хотел сказать, т.к. вы меня не поняли.
Именно это бездумное стремление во что бы то ни стало исполнять внешнецерковные правила наиболее навредило мне и через меня моей семье.
Я готов был буквально чуть ли не переселиться в храм, каждую возможную минуту спеша туда. Причем возможности эти сам старался себе всячески предоставить: не глядя ни на работу, ни на семейные обязанности, ни на обстоятельства.
Как же однако можно заблуждаться! Святые отцы Церкви (это ее святые, а не храмовые служители, священники) говорят Духом Святым: "Что выше меры, добру не служит". Сколько же, милосердному Иисусу потребовалось приложить усилий, чтобы вытащить меня из этого болота внешнецерковной идеологии!
Господь в начале пути дарует уверовавшему в Него Благодать любви к Нему и к жизни, окружающей уверовавшего. Так в Этом и следует ему возрастать! - а не слушать и читать все, что тебе ни покажется нужным.
 
Стремись возрастать в любви в тех условиях и в тех обстоятельствах, в которых тебя Господь призвал! - я же готов был все оставить и убежать в монастырь. А отчего? - ведь я получил Благодать, благодаря которой чувствовал себя счастливым, любя свою жену (не глядя на то, как она верит или не верит) и детей своих! Почему бы ни оставаться в этой Благодати? - ведь "от добра, добра не ищут!". Нет, - самонадеянно поддался внешнецерковной идеологии.
 
А Господь мне открыл, неразумному, что церковь для Него, это не то, что мы порой себе представляем. Церковью для Господа является, в первую очередь, наша семья. Если этого в нас не будет, то наше самонадеянное «воцерковление», за счет семьи своей наичастым пребыванием в храме, не радует Святейшее Сердце Иисуса Христа.
Как говорил св.Серафим Саровский: «Доброе дело наше угодно Богу лишь тогда, когда мы творим его по воле Божьей».
 
А какова воля Божья? – возлюбить Иисуса Христа. А каким образом это возможно? – в человеке, посланным тебе Отцом Небесным через обстоятельства, увидеть Иисуса и послужить Ему, а потому каждого человека видеть лучшим себя: и, конечно, в первую очередь, - в наиболее близкой, данной тебе Самим Богом, особе (муж – в жене, жена – в муже своем).
Когда это будет тобою принесено Господу, то тогда можешь и на богослужебный алтарь храма «принести возношения и всесожигаемая» (Пс.50), ибо так и Дух Святой устами пророка Давида учит нас: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы» (Пс.50:20-21).
Иными словами, пока милостью Божьей по воле Его не «созиждешь стены» храма Божия, который есть твоя семья, то втуне будут твои приношения в храме. Господь наш напоминает нам то, говоря: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой (а тем более - муж) имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Матф. 5:23-24).

Итак, прежде я должен был построить храм для Господа в своей душе, очистив ее милостью Божьей от всех грехов и воздвигнув стены ее добрыми делами, служа ближним своим (и прежде всего: своей семье, ибо «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8)), и тем самым исполнив Заповедь Христову: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Замечу, Господь подчеркнул, что именно это и есть исполнение «закона и пророков». Иными словами, то, что вам хотят навязать в качестве обязательного исполнения (пусть даже какое-то особенное для вас авторитетное лицо) есть лишь малая толика всего «закона», а значит ни в какое сравнение не идет с исполнением всего «закона», который вы исполните, исполнив Заповедь Христову.

Итак, исполняйте прежде движение любви своего сердца, через которое вам говорит Благодать Христова, а не пытайтесь узнать, чего вам не хватает в исполнении, читая или слушая какие бы то ни были научения какого бы то ни было авторитета. Именно это имея в виду, ап.Павел воскликнул: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Гал.1:15-17).
Все это я пережил своей жизнью, когда получив Благодать Христову, решил поставить себя на рельсы «православных учений», вникая во внешнецерковное «православное учение» и стараясь, подобно вам, исполнять предписания, рекомые церковными авторитетами.
Нет, пусть вам, даже очень правильные вещи, кто-то пытается внушить к исполнению, в то время как вы имеете на себе обязанность исполнения Христовой Заповеди, исполнение вами этих внушений будет отступлением от Христа.

Живите просто, самой обычной любимой вами жизнью: любите своего мужа, свое дитя, маму, отца, родных, любите то, что дает вам Бог в утешение и благодарите Его за это; отдавайте себя другим, отказывая себе в своих «благих хотениях», даже если они относятся к посещению богослужений, обвешиванию стен иконами, исполнению молитв, постов и других «духовных подвигов». Но думать о себе, что ты что-то обязан делать, потому что так говорит пусть даже уважаемый тобою авторитет или «сам Ангел с неба» (Гал.1:8), нет, - бойтесь этого.

Думаю, что вам неплохо было бы внимательно почитать книгу Александра Сорокина Российского на «прозе.ру»: «Беседы Духа Святого через верующих Иисусу Христу», где подробно описан путь уверовавшего человека по получению им Благодати веры Христовой.
http://www.proza.ru/avtor/algensor
Эта книга есть живое свидетельство человека, реально и совсем недавно столкнувшимся с подобными вам проблемами.

Написал я вам так много, потому что эта тема для меня очень чувствительна. От этого я претерпел наиболее скорбей и страданий, пытаясь жить не так, как чувствовал то сердцем посредством помощи, подаваемой мне Благодатью Христовой, но наивно стараясь исполнять «церковные» предписания.

Церковные предписания добры и обязательны для исполнения лишь тогда, когда следуют они вслед за исполнением Заповедей Господа Бога и Спасителя нашего и всего, что ни есть, Иисуса Христа. И еще раз напомню замечательный совет древних святых отцов Церкви: «Что выше меры, добру не служит».

Почитайте, если захотите, эту краткую миниатюру
http://www.proza.ru/2009/11/22/744

Благодать вам и мир от Иисуса Христа, Господа нашего.