Глава 5. Сарынь на кичку!

Кармелита Смит
начало - http://www.proza.ru/2013/11/26/2271

   - Порешили мы усю команду! - докладывал Тамил Гундин атаману. - Они на топляк налетели. Пробоина небольшая по левому борту. Судно ушкуйники  на берег вытащили и разбрелись маленько. Ну мы, по одному их и переловили. Струг не шибко большой, но всё же имеет палубу и мачту с парусом.
    - Надо было подождать пока они лодку починят, - предложил  Добрыня.
    - Ага! Шоб они все вместе собрались, тогда точно не они, а мы сейчас по камышам валялись бы, разбойнички ещё те! - заверил Тамил.
    - Наши Черкассы  починят, - успокоил всех Дид.
    - Зачем нам лодка? - не понял атаман Гара. - Повозки и лошадей я вам не дам бросить. Нам без этого добра не прожить на новом месте!
    - Атаман! Ничего бросать не будем. Часть казаков на струг посадим, остальные берегом пойдут. Где нужно всех переправим и паромщиков искать не надо! - предложил Клён Смагин. Все дружно согласились с есаулом к большому неудовольствию атамана.

    Струг казаки быстро починили и перегнали поближе к стану  под руководством Гарзина. Дид лично отобрал из добровольцев ватагу казаков в количестве семидесяти человек. Больше половины команды были молодыми юнцами ни разу не участвовавших в боях, среди них был и  Покидка с друзьями. Кормчим у руля Дид поставил новгородского верзилу Долмата Семёнова, который отличался от черкасских казаков высоким ростом и богатырской силой. Сколько ему было лет никто не знал. Сам Долмат, всегда на этот вопрос отвечал: «А бог его знает! Я не считаю!»

     На берегу Дид с Семёновым готовили струг к отплытию. Рядом бабы под присмотром казаков стирали бельё и переговаривались между собой.
    - Гляньте -ка! Дид прям помолодел, как на струг атаманом взошёл!
    - Насеку в руках тепереча носит, а раньше пользовал её, как клюку!
    - Бабы! Рано мы его в старики записали...
    - Може его ночью пощупать?!
    - Смотри шоб он сам тебя не пощупал, не дожидаясь ночи! Глянь, как зенками стреляет...
    - Ты бы ещё выше юбку задрала!
    - Вы ещё подеритесь! Шоб скучно не было, - посоветовала баба Марта. Она принесла мужу крынку молока.  - Когда в путь пойдёшь соколик?

    - Думаю дней через пять, - Гарзин посмотрел  на баб, которые в миг притихли у реки и откровенно подслушивали разговор супругов.
    - А меня возьмёшь с собой на струг?
    -Ни! Баба на струге - быть беде! - отмахнулся от жены Дид. - Ты лучше в обозе за рухлядью приглядывай.
     - Опять ночами бдить, - опечалилась Марта. - Днём спать не могу!
    - Потерпи, родная, - Гарзин ласково провёл рукой по седым волосам жены. - Всё когда-то кончается. Ну не могу я тебя на струг взять!

     Через неделю ватага Гарзина  отправилась на струге вверх по течению реки.  Гундин ещё три дня назад ушёл с разведкой вперёд. Его первоочередной задачей стало обустройство  на удобных местах  походных станов не только для дневного отдыха основного обоза, но и для ночёвки ватаги со  струга. Найдя такое место, он оставлял дозорных казаков, а сам шёл дальше. Их сменяли казаки со струга вечером. Переночевав, утром ватага плыла дальше, а лагерь занимал атаман Гара, который  вёл своих людей берегом ночью.

    В очередной раз Гарзин помахал жене рукой на прощание и сел возле мачты на щестиногий стульчик. Вёсла одновременно по команде ударились о воду и струг медленно отчалил от берега. Утреннее солнце ласково грело землю и реку. От воды стал подниматься лёгкий туман, который через час поднялся выше мачты.

    - Атаман! Я не бачу, ни правого, ни левого берега, - пожаловался кормчий.   
    - Ну и гарно, шо не бачишь, когда побачишь, тоды кричи, шоб хлопцы вёсла сушили.
    - Бачишь, не бачишь! - Долмат явно нервничал и зло зыркал по сторонам.
    - А ну помолчи! - Гарзин закрыл глаза. - Правый борт суши вёсла. Сарынь на кичку!
 
    Вся ватага пришла в движение. Струг развернуло поперёк течением реки и он носом упёрся в широкую ладью. Казаки кошками притянули борта судов и кинулись в рукопашную. Покидка одним из первых прыгнул на ладью. На него кинулся бородатый мужик с палицей в руках. Юноша не растерялся и уклонился от удара бородача.  Палица по инерции, не найдя цель, рванула хозяина к земле и тот на короткое время потерял равновесие. Этим моментом воспользовался Покидка, времени для рубящего взмаха руки у него не было, поэтому он быстро полоснул саблей по открытому боку противника.  С  его сабли стекала алая кровь, а мужик пытался удержать свои кишки, которые с шипением вырывались на волю. Смагин не успел рассмотреть свою жертву, потому что  он увидел летящую в него стрелу.

    Покидке показалось, что время остановилось и всё вокруг застыло. Окружающие его люди двигались медленно, как сонные мухи.  Он без особого труда поймал рукой стрелу, вторую перерубил саблей. Затем юноша оглянулся назад и увидел вражеского воина в кольчуге и шлеме. Его секира двигалась по касательной траектории  и должна была зацепить Фатку. Смагин со всей силы рубанул саблей по шее воина, тот от неожиданности выпустил смертельное оружие, его тело стало заваливаться на бок, но секира продолжала продвигаться к Гундину.  Тогда Покидка обратным движением сабли сбил с ног  своего друга. Секира прошла круговым движением перед самым носом Фатки и воткнулась в лавку гребца.    Время вернулось в своё русло, бой закончился победой казаков.

    - Шо это было? - тихо спросил Фатка.
    - Секира! - Покидка помог другу подняться на ноги. Они вдвоём вырвали секиру из лавки. - Ух! Тяжелючая, как он её таскал?
    - Видели, как я лучника завалил? - Суханка, возбуждённый боем, хвастался перед друзьями.
    - Ты дывись, брательник?!
    - Он же ратника завалил! - к друзьям подошли братья Кобелевы. - Да -а! Гарная драка була!
 

    В предрассветных сумерках обоз казаков медленно полз по берегу реки. Атаман Гарх, подходя к очередной стоянке, заметил  на берегу ещё один корабль и довольного Гарзина рядом.
    - Ну, шо плохого на этот раз? - спросил Гара.
    - Замечательная ладья, в трюмах зерно и мука, - доложил Дид.
    - Ты мне зубы не заговаривай! Много ли хлопцев полегло? Ты ж одних юнцов набрал!
    - Пятерых насмерть  лучник подстрелил, пока его Суханка  метким выстрелом не снял с кички. Семеро раненых из них Вторак Семёнов ноги лишился. Остальные все целы, здоровы, - Дид оглянулся на обоз и рукой помахал Смагину. - Покидка молодец! С виду хиляк хиляком, а зараз двоих завалил! И стрелу саблей отбил.

    - Хорошо! Грузим зерно на телеги.
    - Зачем двойную работу делать. Надо ещё одну ватагу набрать! - предложил Клён. - Я могу...
    - Я шо в обозе один с бабами воевать буду?! - возмутился атаман.
    - У тебя в обозе, ещё сто сабель останется, управитесь! - поддержал Дид Смагина.
    - А лошади? - не унимался Гара.
    - В табун собьём, пусть отдохнут от седоков, - предложил Клён.

    -Вы черкасы, по земле ходить не любите, - стал возмущаться атаман.
    - Сам то ты кто? Разве не в Черкасске родился? - обиделся Смагин за соплеменников.
    - В Черкасске, - насупился Гара. - Токмо рылом не вышел. Батька из ногайцев был. Мамка сказывала, шо его дядьки прибили, за то шо её спортил. Как ещё меня в живых оставили, не пойму...

    - Дело прошлое Гарх, а Клён дело гутарит, - перебил атамана Дид. - Впереди леса непроходимые, окольных путей нет, болота кругом. Придётся на дороги выходить, а там сам знаешь, ратных людей полно...
    -Лады! - сдался атаман. - Набирай команду Клён.
    - Покидку не дам, - предупредил Гарзин. - Гарный хлопец! И друзья у него хорошие. Их разлучать нельзя.
    - Свою ватагу наберу, твою рушить не буду! - пообещал Смагин.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/08/04/1206