RTG 5 - Elder Pop

Ксайберия
Не так давно Крис думал, что проживает вполне яркую и безбашенную жизнь. Эпизод с «Аптон Парк» только убедил его в этом, заставив посмотреть на себя другими глазами и слегка зауважать. Пусть у него не было шансов, но он хотя бы пытался что-то сделать! Но, пообщавшись в эту неделю с основным составом «Ратной Длани», Крис был вынужден с огорчением признать, что его существование весьма уныло и заурядно. Это открытие так потрясло его, что временно увело на задний план и прежних знакомых, и даже Мел.
Совсем рядом, через три станции метро, жила, спорила, дралась и мирилась компания людей, совершенно не похожих на тех, с кем водился Крис. Все они страдали какой-то редкой формой помешательства, но при этом казались вполне довольными жизнью. При взгляде на них Криса неизменно прошибало удивлением: что же такого в этих ребятах, каждую неделю собирающихся в старом гараже? Он втайне завидовал их спокойной уверенности, собранности, готовности постоять за себя и другого. Его острого любопытства не могли пересилить ни очередной каприз беспутной подружки, ни полный, подробный и довольно безжалостный «разбор полетов», устроенный братцами вскоре после того, как Крис столкнулся с Тэмом в университете.
Крис отчаянно краснел, вспоминая свой первый визит на тренировочную базу – но тем сильней его тянуло туда, и тем больше хотелось разобраться, почему.
А началось все с того, что он вздумал написать про реконструкторов очерк. И с этой благой целью сошелся с одним из них – чтобы собрать материал по Мортимерской битве.
Выяснилось, что для ее воссоздания под стены Хэмптон-Корта [1] на берегу реки Лагг собралось до 200 больных на голову энтузиастов.
– На самом деле Мортимер Кросс еще дальше – до него миль 12, кажется, – сказал Тэм, выуживая из памяти ноутбука нужную папку. – Но там нет таких впечатляющих декораций. Поле и поле. Поэтому выбрали Хэмптон-Корт, река-то все та же.
Они расположились на диване в теткиной гостиной. На сиденье стула, который Тэм приспособил под столик, исходили паром чайные чашки.
Крис тихо косился по сторонам. Как ни странно, чувствовал он себя вполне свободно. Ему нравилась эта маленькая, в меру захламленная квартира. Нравились легкий запах пыли и шелест только начавшегося дождя за полуоткрытым окном. Нравилось, что можно больше не испытывать неловкости при общении с Тэмом – и это, пожалуй, было главнее всего.
– А вас там прилично тусило! – заметил он, рассматривая обзорные виды лагеря.
– Вместе с нами – 15 клубов. Боевых – штук 10, остальные – так, массовка, – Тэм листал фотографии, торопясь миновать вступительную часть. – Так, речь капеллана, лучники… Ну, это не очень интересно. Вот заход алебардеров на атаку – уже поживее.
– Как тебя звали в этот раз? – спросил Крис, памятуя обычай реконов брать имена реальных прототипов – при условии, что они известны.
– Николас Гриффт. Я дрался на стороне Ланкастеров и пал от руки Томаса... То есть мистера Харпера из Веллингтона, – Тэм с гордостью продемонстрировал фотографию, на которой его, облаченного в каску странного вида, бело-синюю стеганку и латные перчатки, деловито тыкал в грудь пикой мужик в шлеме с поднятым забралом и зеленом налатнике. На его спине красовалась эмблема – стилизованное солнце.
– Ты в передних рядах! – не удержался Крис, увидев, что вокруг Тэма и его противника вовсю кипит битва.
– Теперь – да. Мне исполнилось 18.
– Как это?
– Я родился в сентябре. Так что все по-серьезному.
«Второй курс в 18… нет, в 17 лет?» – мимолетно подумал Крис. Ему самому  должно было стукнуть 20. Но на мониторе разворачивались все новые боевые порядки, и он предпочел слушать Тэма, а не размышлять об отвлеченных материях.
Очень скоро им попалось знакомое лицо: в окружении таких же закованных в броню типов с фотографии безмятежно улыбался Майк.
– А, сэр Гарри Скидмор, – с усмешкой прокомментировал Тэм. – Готовится к встрече с сэром Джоном Лайнелом.
Действительно, дальше пошла драка на мечах. Через пару-тройку фоток теснимый Майком «сэр Лайнел» уже сдавался. К горлу достойного рыцаря прижимался кинжал, а меч Майка метил ему в грудь.
– В пять минут разделал, – прокомментировал Тэм. – Для Майка это разминочка была. С одноручником и короткомером...
– Чем?
– Кинжалом. Даже баклер не понадобился. Ну, такой кулачный щит.
– А для тебя?
– Я немного облажался. Оружие малость непривычное. В этот раз я был пикинером, хотя обычно бьюсь двуручником.
Крис припомнил музейную экскурсию, куда попал, возвращаясь в Лондон с музыкального фестиваля. Если бы Мел от скуки не затащила их туда, он и не подумал бы угробить три часа жизни на осмотр груды ржавого железа в зале рыцарских турниров и геральдики. Закованные в доспехи средневековые остолопы представлялись ей дико сексуальными. Крис был готов спорить на что угодно: встреть Мел такого вояку прямо из похода – мигом переменила бы мнение. Как уяснил из объяснений гида он, личная гигиена вовсе не занимала верхнюю строчку в хит-параде тогдашних армейских чинов.
Экскурсия, в общем, удалась, особенно когда всех пригласили посмотреть реальный бой во дворе музея. Не слишком высокие, хотя и крепкие парни в репликах боевых доспехов под грохот и лязг споро лупили друг дружку мечами. Потом показали свои приемы в замедленном темпе и даже дали кое-кому подержать элементы амуниции. Крис не вошел в число этих счастливчиков, но под конец ему показалось, что там ничего себе, хотя он изо всех сил постарался это скрыть.
Значит, кое-что о мечах он все же знает!
– Они же тяжеленные – под 10 кило! А ты не надорвешься – размахивать таким?
Тэм прикусил губу.
– Под 10? Ты где такой видел?
– В Оружейной Палате Лидса… И в Собрании Уоллеса.
Тэм не сдержал язвительной усмешки.
– Это не те двуручники. В музеях очень любят выставлять «парадные» – они зрелищней. А на деле были нужны, только чтобы пыль в глаза пускать и церемонии разводить. Военные парады, торжественные марши… Какое там поле боя!
– «Парадные»?
– Paratschwert. Или «носимые». Потому что при всяких церемониальных выходах их несли перед вельможей в знак его мощи. Ну или за ним. Ничего не напоминает?
– Есть немного, – ухмыльнулся Крис. – Любопытно, какие у них были комплексы? – перефразировал он Шрека.
– Вот именно. Сами «парадники» – неуклюжие огромные дурынды с отвратительной балансировкой. Точнее, полным ее отсутствием. Таким помахаешь – и впрямь рука отсохнет. Я как-то подержал. Веришь – сразу захотелось отдать кому-нибудь… или хоть на ногу уронить. Просто помпезная железка весом в пуд. Есть же и за 10 килограммов…  Ощущение такое, будто в руках тренировочный меч с утяжелением, и толку в бою наверняка столько же. Тупой, громоздкий, жесткий. Точный удар вряд ли нанесешь. Только и остается, что пытаться забить им противника, точно дубиной… Ею и то удобнее!
– А как же те, которые за 10 кило?
– Были даже под 20, – засмеялся Тэм. – Декоративные поделки для коллекций свежеиспеченных дворян. Развесить по стенкам «прадедовской» резиценции – самое то, а драться… Зачем, когда и так внушает?
– Я еще видел этот… «Фламберг», кажется. Ну, с таким волнистым лезвием. Он же двуручный был?
– Как тебе сказать… С таким лезвием в свое время даже рапиры делали.
– Нет, тот был длинный! Намного длиннее рапиры.
– С контргардой?
– Как?
– Ну вот, смотри, – Тэм покопался в фотографиях, вывел на экран снимок меча в интерьере какого-то музея. – Вот крестовина, дальше рикассо – незаточенная часть, в процессе боя фехтовальщик ее перехватывает. Внизу рикассо – контргарда, в виде полумесяца или шипов. Как здесь. Если есть сноровка, позволяет блокировать клинок противника.
– Понял, – кивнул Крис. – Кажется, у того меча была штука наподобие.
– Финтифлюшек много?
– Каких финтифлюшек? – удивился Крис, слегка уязвленный тем, что его знаний все же маловато.
– Декор меча, – терпеливо объяснил Тэм. – Фигурные навершия, украшение на крестовине, защитные кольца у основания гарды…
– Да вроде не очень, – неуверенно отозвался Крис, рассматривая меч на бархатной подкладке. – Может, чуть побольше, чем у этого.
– Этот вообще на редкость боевой. Очень простое перекрестье и навершие в виде смоквы.
– Ручка вычурней была, по-моему.
– Может быть, настоящий. Только не «фламберг», а «фламмард». Или «фламбард»… – Крис поежился, и Тэм с усмешкой договорил: – Ну или Flammenschwert – «пламенеющий меч».
– Настоящий? А что, поддельные «фламберги» были?
– Не поддельные, просто аналоги. Отковать изначально изогнутый клинок, да еще приличного качества – много денег и мороки. Куда проще взять прямой меч и переделать лезвие. Точить, правда, оружейникам приходилось до умопомрачения. Зато волны на готовом клинке выходили почти неотличимые, – хмыкнул Тэм. – И обходилось все же дешевле. Вот они по декору не выделялись совсем.
– Все-таки вид у них пугающий.
– Выглядят круто, не спорю. Но при рубке по сравнению с простым клинком преимуществ, в общем-то, никаких.
– А нам рассказывали, что ими наносили какие-то жуткие незаживающие раны…
– Ну да, в источниках об этом есть. Может, так оно и было. Тем более учитывая уровень тогдашней медицины. Не зря же в солдатском кодексе прописано, что за ношение такого меча нужно казнить без суда и следствия. В бою волнистое лезвие вроде бы дополнительно помогало при перехвате меча соперника. Но у «фламмардов» из-за такого строения вес клинка больше, а его жесткость – меньше. Их было очень сложно нормально закалить. Нагрузка на клинок в бою неравномерная, при отражении атаки мог и поломаться.
– Что за тема с ручками? Чем меньше украшений, тем лучше?
– Не всегда. У более поздних версий на гарде были кольца для защиты и переноски меча – у кавалерийских так точно. Но, если перекрестье по форме очень близко к кресту, да еще и вес приличный, с пяти килограммов… Это не боевое оружие, а «меч правосудия».
– Им дрались на поединках чести? – Крис точно помнил, что в средние века их называли «судебными».
Тэм чуть заметно улыбнулся.
– Нет… Такими казнили.
– О! – воскликнул слегка шокированный Крис.
– Что до боевых «флабмергов»… Чтобы перехватывать вражеский меч, контргарды вполне достаточно. К тому же при обороне, когда отражаешь атаку плоскостью клинка, прямой как-то сподручней. Если главная «фишка» меча – в заточке, оно того не стоит. Все равно у нас оружие не заточенное, а решает уровень твоей подготовки.
– Ты и таким дрался?
– Пытался. Забавно, только немного не мое.
– А твой какой?
Тэм покопался в ноуте, нашел еще одну фотографию. Прислонившись к бетонной стене, в камеру хохотали двое одоспешенных бойцов. Крис узнал братцев. В руках Джей держал алебарду, Майк – длинный меч. Рядом стоял Тэм, в своей повседеневной одежде казавшийся хрупким на фоне блестящих лат. Он опирался на меч, нимало не смущаясь тем, что обтянутая кожей рукоять достает ему до груди.
– Вот. Ближе к шотландскому двуручному – "клейдагу", Claidheamh dа Laimh.
Крис впился глазами в длинный, но при этом изящный клинок с тонкой гардой и навершием в виде железного шарика на рукояти.
– «Клеймор»?
– Нет, «клеймор» появился позже. У него крестовина другая. И на шотландском это значит «большой меч». Их названия спутали первые крупные коллекционеры.
– Сколько в нем?
– Полтора метра. Длина ручки – как мои четыре кулака.
– А весит?
– Под три кило. Стальной, не заточен, конечно. Но балансировка лучше, чем у «парадного». Это реплика меча из музея Келвингроув. У того был немецкий клинок с клеймом «Бегущий волк». Рукоять изготовлена в Шотландии. Такие были у жителей равнин.
– Ух ты. Где взял?
– У нас кузнец знакомый. Он всем нашим реплики делает. По музейным образцам, только тяжелее.
– Зачем?
– Заточенный клинок – слишком опасно. Колющие удары в бою запрещены, за такое вполне могут исключить из клуба. А утяжеленным мечом можно оглушить противника или сшибить с ног.
– Значит, мечи вам делает кузнец. А доспехи?
– Сложные – он же. Простые, вроде кольчуг, – мы сами.
– Офигеть. Вот эти, на фото – сложные?
– Вполне. Пластинчатый доспех. Так как мы больше по истфехту, у нас броня из обычной листовой стали. А некоторые выплавкой кричного железа заморачиваются.
– А биться в них не страшно?
– С толщиной доспеха в два-три миллиметра? Вполне приличная защита. Это все-таки не алюминий. И не жесть, – Тэм поколебался и все же добавил: – Как у «ролевичей» с их дюралевыми «мечами». – В его тоне таилась насмешка.
– Чем плох дюраль? – заступился за ролевиков Крис, вспомнив пару знакомцев из своей металлерской тусовки, на досуге развлекавшихся играми.
– Как такими драться? Слишком легкие. Несолидно.
– А вашими?
– Нашими – хотя бы в нокаут послать можно.
– И разрубить что-то? Часть экипировки, например?
Тэм улыбнулся.
– Стальной доспех меч разрубить не может. Тем более незаточенный. Если не пытаться им колоть – нормально. – Он снова полез в ноут, нашел какой-то видеоролик, открыл: – Вот, смотри! Майк дерется на ристалище с Эйвери из «Гербовиков». Как раз на двуручах. Мне еще учиться и учиться.
В поединке Крис и вовсе ничего не понял. За схематичной деревянной оградкой бросались друг на дружку латники, описывая своими балясинами круги разной ширины, быстро отскакивая и гремя железом. По временам то одному, то другому удавалось прорвать оборону соперника, они схлестывались в клинче – и тогда торчащий на заднем плане рефери останавливал бой. Не в силах оторваться от этого безобразия, Крис вполуха отмечал, как Тэм говорит что-то про наклонный вверх из стойки «плуг», что вот сейчас Эйвери мог бы рубануть по рукам, но Майк успел закрыться и контратаковал навершием. Что из «верхнего острия» сложно пробить пятый «мулине», но Стролл сумел. Что Эйвери зря нырнул под горизонтальный рубящий – и закономерно получил сверху от Майка, увидевшего «присядку». По-настоящему впечатлил Криса момент, когда в конце поединка Майк, обездвижив противника, встал над ним и прокрутил мечом короткую «меленку» – видимо, в знак победы.
– Черт, красиво! – только и смог сказать Крис. Длинное сверкающее лезвие все еще плясало перед его глазами.
– Соригинальничал. Переброс на обратном хвате, переходящий в «чертову дюжину»… А красиво это будет, если знать, как с мечом обращаться.
– Ты же знаешь.
– В общих чертах.
– Да будет тебе. Я вообще ничего не знаю.
Тэм вздохнул.
– Двуруч позволяет нанести сильный удар, просто ослабив руки. Но из-за веса управлять им сложнее. Опять же, нужна внимательность, не то в бою пострадают как противники, так и союзники, – он задумчиво листал фотки на мониторе. – Когда устают руки, можно нечаянно попасть себе по голове. А еще сильно утомляются запястья, – он машинально потер правую руку возле кисти.
Крис рассмотрел тонкий шрам, уходящий в рукав. «Боевое ранение», – подумал он и тоже вздохнул.
– Значит, на «Мортимер Кросс» дрались мечами, кинжалами… – попытался он вернуть разговор к фестивалю.
– …копьями, алебардами, – договорил Тэм. – Еще лучники, с их атаки началось сражение. И отряд с аркебузами, но эти больше для антуража. Тогда огнестрел был скорее экзотикой. Они там шоу проводили – развитие стрелкового оружия от средневековья до Дикого Запада. Громко и красиво. Хотя на Грин-стрит все же погромче было.
– А чем еще бьются?
– Фальшионами, молотами, пиками, топорами. Плюс несколько видов мечей – одноручник, полуторный, «длинный», «большой»…
– Тогда почему ты выбрал двуручник?
Прежде чем ответить, Тэм долго молчал.
– Полуторный, фальшион, пика, алебарда – это все, конечно, здорово, – сказал он наконец. – С ними надо уметь обращаться – так, в пределах самообороны. Это полезно в смысле знания разных техник боя. Но они были… слишком массовые, что ли. Чересчур распространенные. Научиться драться той же алебардой довольно просто. А двуруч изначально предназначался для одиночек. «Мастеров большого меча», которых всегда было немного. Оружие профи. Потрясающий баланс, очень гармоничное строение. И с характером – недаром в сражении боялись одного вида двуруча. У него своеобразная и довольно сложная техника ведения боя. Но она развивает выносливость и позволяет оттачивать мастерство. Чтобы владеть им на уровне, нужно много тренироваться. Знать, как работать с центрами тяжести, грамотно использовать хват… – оборвав себя на полуслове, Тэм вспыхнул. – Извини, я, похоже, на лекцию сбился. Ты меня останавливай – я же об этом без конца трепаться могу!
Крис хмыкнул.
– Ничего, мне даже нравится. Мало что понятно, правда, но звучит интригующе.
– Понимать быстро учишься. Пара пропущенных ударов – и считай, ты включен в учебный процесс.
– С пикой тебе сложнее, да?
– Да не сказать чтобы очень. Просто навык нужен. Я сначала не хотел биться пикой – оглобля несбалансированная. А потом понял, что это нормальная практика в полевых условиях. Позволяет сравнить оружие. К тому же при работе двуручем есть похожие моменты. Например, длинные колющие удары… – Тэм неожиданно сорвался с места и бросился обшаривать углы. Вскоре он вернулся с неким подобием дубинки ярко-красного цвета.
– Можешь встать на минутку? – невинно спросил он.
Крис послушно встал. Переступил с ноги на ногу, выжидательно глядя на замершего Тэма:
– Что дальше?
– Иди на меня, – велел тот, держа дубинку наконечником вниз.
Крис неохотно двинулся вперед.
– Так вот, про колющие… Ну, скажем, такой.
Тэм быстро шагнул вперед с левой ноги, вскидывая дубинку к груди, и вдруг, перехватив ее ближе к концу другой рукой, резко ткнул Криса наконечником в шею. От неожиданности Крис метнулся вбок, с запоздалым облегчением осознав, что дубинка мягкая, и локтем задел спинку стула с чашками. С приглушенным хлопком рассыпались осколки. Недопитый чай пролился на старое ковровое покрытие, украсив его свежим пятном.
– Эй! Предупредить не мог? – воскликнул Крис, потирая шею. – Ох, прости, пожалуйста! – добавил он виновато, глядя на разбитую чашку.
– Это ты извини. Не думал, что ты окажешься таким проворным.
– Это что еще за штучки? – возмущенно спросил Крис, постепенно приходя в себя.
Тэм неопределенно пожал плечами.
– Хм, ну, знаешь… ты был бы статичной мишенью. В движущуюся попасть сложнее.
– Да уж могу себе представить! – Крис плюхнулся обратно на диван, разрываясь между хохотом и раздражением. – У тебя так много лишней посуды?
– Все равно эта чашка была последней в сервизе, – качнул головой Тэм. – Оставь, я сам уберу, – велел он, когда Крис сделал робкую попытку навести порядок, и с неохотой отложил оружие в сторону.
И правда, последствия своей атаки он ликвидировал в считанные минуты. Затем меланхолично полюбовался пятном на ковролине и сказал:
– Хорошо, что ты любишь некрепкий чай.
– И что это за хреновина? – дождавшись завершения операции, спросил Крис, кивая на дубинку.
– Спортмеч. Ему, конечно, не хватает длины по сравнению с двуручником, но механизм удара показать можно. Тут меч работает как рычаг. Принцип работы пикой схожий, но из другой позиции.
– Ты же говорил – колющими бить нельзя?
– По правилам – да. Но ведь хочется отработать все характерные для двуруча удары! Если пикой можно бить эффективно, то с балансом двуруча… – Тэм сел рядом.
– Отрабатывать на доверчивых ламерах? Вот спасибо, – надулся Крис.
Тэм легонько толкнул его в плечо.
– Не злись. В настоящем бою я бы так бить не стал. И в тренировочном – тоже.
– Огреб бы от тренера, – буркнул Крис, смягчаясь.
– И это тоже. Но вообще – зачем силы понапрасну расходовать? Пока тренируешься, и так уйму энергии тратишь.
– Значит, ты дерешься мечом, пикой…
– И алебардой. Хорошее оружие – в строю, разумеется.
– А насчет лука что скажешь? – спросил Крис, которому немного надоело выслушивать дифирамбы двуручнику.
– «Большой английский» – стоящая вещь, но…
– Тоже слишком массовая? – догадался Крис, мельком глянув на замороченную физиономию Тэма, и все-таки захохотал.
– В общем, да. Всеобщая народная забава… Или повинность, из-за которой к услугам королей всегда были тренированные военные кадры. Так по мне, лучше доспех и двуруч, которым можно бить точно по цели, чем навесная стрельба и постоянная суета, когда стрелы заканчиваются. Нет, конечно, английские лучники – грозная сила и заслужили свою славу, но я все-таки мечник, а не стрелок.
– Да ты сноб, как я посмотрю.
– Мы снобы те еще. Только поневоле. У нас в стране до кучи боевых клубов по XIII, XIV, XV векам. Две-три команды по «римлянам», «варварам» и Эпохе викингов. Пара десятков клубов наполеоники и двадцатого века. И ни одного дельного сборища по XVI столетию, кроме нас! Представляешь? Те, что есть – в основном деревеньки «живой истории» и прочее подобное, – Крис уже открыл рот, чтобы спросить насчет этой самой «истории», но Тэм уже пояснял: – Развлекуха. Погружение в эпоху через быт, танцы-шманцы, ярмарки, театрализованные представления. А ведь уже с начала века были битвы и восстания. Именно тогда появился полный двуручник Ренессанса… Ну что за бред!
– А почему только вы?
– Сложно реконструировать полный латный комплекс. И не хочется рисковать в латах «три четверти» – у них защита неполная. Но дело не только в этом. Наверное, просто нет желания. Вот и топчутся по накатанной дорожке.
– Но есть же вы.
– Есть. И мы стараемся что-то изменить, хотя пока не очень получается.
– А в чем сложность такого комплекса?
– В «максимиллиановском» множество составных частей. Мало образцов для пешего боя. К тому же большой вес. Если я такой надену, передвигаться, наверное, смогу, драться – не факт.
– А сколько он весит?
– Килограммов 50, может, больше.
– Ого. И ты бы в нем еще передвигался?
– Еле-еле, – усмехнулся Тэм. – Но там же нагрузка по всему телу распределяется. Через некоторое время приспосабливаешься.
– Ты тоже полный доспех носил?
– Так проходит один из наших обычных спаррингов. Вес до 30 кило – терпимо. Хотя в кольчуге мне удобнее. И вообще, что я распинаюсь? На тренировку придешь – сам увидишь.
– А Майк позволит? – быстро спросил Крис, пытаясь унять вдруг зачастившее сердце.
– Почему нет? – пожал плечами Тэм. – Как мы деремся, ты уже видел. Будем в «консервах», вот и вся разница.
– Классно, – Крис подавил желание вскочить и с дикими воплями промчаться по комнате, ограничившись сдержанной, как он надеялся, улыбкой. – А я не сильно помешаю?
– Чем? Ты же хотел про нас писать? Вот и пиши.


Примечание

1 Хэмптон Корт (Hampton Court) — бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе. Была заложена в 1515 году.