Что такое альпинизм

Сурен Парсаданян 2
               
    Сразу должен сказать, что это название я позаимствовал из книги «ЛЮДИ И ГОРЫ»  Александра Кузнецова, выдающегося  альпиниста  и  литератора, воспевающего этот  мужественный  вид  спорта.  Отсылая читателя  к этой книге и другим произведениям  А. Кузнецова, хочу привести здесь его интересную подборку высказываний  об альпинизме.
      «В последние годы, читая  альпинистскую литературу, я невольно обращал внимание на высказывания авторов об альпинизме. Не имея ввиду собрать их все вместе и тем более, опубликовать, я выписывал их для себя. Приведу некоторые из них.

  «Какой простор! Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощно возвышающихся к небу!...Какое разнообразие цветов и тонов в этих скалистых утесах бесконечной цепи гор, теряющихся где-то далеко, далеко! Как глубоко все это трогает душу и сердце человека!  Им овладевает такое чувство восторга, описать которое- сверх человеческих сил…»
                С.М. Киров. По  Ежегоднику советского                альпинизма.Географгиз,1950.

      Сергей Миронович Киров  был выдающимся альпинистом своего времени. Этого я не могу не добавить.

       «Поднявшись на вершину, человек возвышает себя и свою душу, свое сердце и свою мечту. Насколько хватает глаз, перед ним расстилается в молчании и в таинственности страна снега и скал. Горы- это особый мир, они составляют часть планеты, как таинственное, изолированное королевство, где символом жизни являются воля и любовь.»
   Gaston Reuffat, Neige et Roc, Paris, 1959.

     «Я не альпинист в строгом смысле этого слова. Горы, хотя я их очень люблю, не являются для меня самоцелью, тогда я могу показать свою техническую подготовленность и физические данные, а только частью того большого мира, где я так хорошо себя чувствую. Я люблю вершины, как отдельного человека, как равнозначные части большого целого.
    ….И все же, когда я вспоминаю незабываемые части штурма вершины, то думаю, что все-таки был прав. Не из-за успеха памятен для меня этот день, а тем, что я ближе был к небу, чем когда- либо».
    Герберт Тихи. «Чо-Ойю – милость богов.  ФиС,1960.

   Высказывание Джона Ханта, руководителя первой удачной экспедиции на Эверест.(«Восхождение на Эверест».Изд-во Иностр. Лит-ры, 1956):
   «…борьба человека с вершиной выходит за рамки альпинизма в его чисто спортивном понимании. В моих глазах она является символом борьбы человека с силами природы: в ней ярко выражена непрерывность  этой тяжелой битвы и сплоченность всех, кто принимал в ней участие.
…Вскоре после нашего возвращения с Эвереста некоторым из нас пришлось беседовать с группой студентов. Один из них обратился ко мне с вопросом:»В чем смысл восхождения на Эверест? Вы были материально заинтересованы или это просто своего рода сумасшествие?»
 


….Для тех, кто ищет во всем материальную заинтересованность, ответ будет неудовлетворительным, так как в действительности  мы не искали и не ожидали её. Гималаи-, широкое поле для исследовательской работы, однако для тех, кто стремится  к исследованию «белых пятен» на карте или к научным открытиям, есть много районов, столь же интересных и менее  изученных, чем горная группа Эвереста. При многочисленных попытках штурма вершины эта территория была изучена сравнительно хорошо.  Экспедиция на Эверест стремилась не  только взойти на него, но ставила перед собой и другие цели, однако эти цели всегда были второстепенными по сравнению с основной задачей – покорением вершины.  Более того, опыт прошлого говорит, что наука и альпинизм сочетаются с трудом: я, во всяком случае , считал, что мы должны целиком сосредоточиться на основной цели – восхождении.
Ответом на вопрос студента не может служить также просто страсть к лазанию по горам. Конечно, для  всех нас альпинизм , как спорт, является и должен являться источником удовольствия: мы совершаем восхождения потому, что это нам нравится.
   Однако в любой области человеческой деятельности решение задачи, которую долго не могли решить другие, обладающие мастерством и настойчивостью, имеет непреодолимую притягательную силу. Это и имел ввиду Меллори в своем на первый взгляд наивном ответе на тот же вопрос:  «Потому, что он существует!»
   Продолжаю подборку А.Кузнецова:
«В прекрасной статье , описывающей восхождение американцев на Эверест, Евгений Гиппенрейтер  приводит слова Джавахарлала Неру:

«Очарование Эвереста , зов высоких гор, поиск почти недостижимого, что же влечет , поколение за поколением всех альпинистов к этому смелому и опасному приключению? Искушенные альпинисты пытались найти ответ на этот вопрос и не смогли. Все, что они могли сказать, это что они чувствовали этот призыв и стремились внять ему. А может быть, ответ в том, что  это часть извечных поисков  человека, некий избыток той жизненной энергии, что движет человечество из века в век, его попытке всегда достичь все более высокого пика человеческих устремлений?
. . .даже если покорение Эвереста станет обычным событием, всегда найдутся более  высокие Эвересты,. Даже если в далеком будущем наша земля станет местом без тайн, всегда найдутся другие пики для восхождений и другие миры для исследований.
   Для тех, кто готов отправиться бесстрашно в неизведанные моря и на непокоренные пики человеческих стремлений, никогда не будет недостатка в приключениях для ума и тела.»
   Из предисловия к книге Гоян Сингха «Очарование Эвереста», по сборнику «Побежденные вершины», 1966.

    Альпинистом был, оказывается, и Михаил Юрьевич Лермонтов. И даже он не мог описать того удивительного чувства, которое возникает у альпиниста при восхождении на вершину. Вот что он пишет в письме к своему старому другу А.П. Шан-Гирею:
     «Как перевалил через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом: лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем нелегко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства; для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так бы и сидел да смотрел целую жизнь .



                Е. Сушков (Е.А.Хвостова)- «Записки»,АН, Ленинград, 1928.

«Любить – это значит не смотреть друг на друга, а смотреть вместе, в одном направлении. Товарищи только те, кто, держась за за одну веревку, общими усилиями забираются на горную вершину и в этом обретают свою близость»
                Антуан  Экзепюри.
   Продолжаю цитирование А,Кузнецова:

«Так что же такое альпинизм? Никаких выводов из приведенных высказываний я и не собирался делать, так же, как и давать ответ на этот вопрос. Не под силу. Просто хотелось предложить вам несколько, на мой взгляд, интересных мыслей. Может быть, они послужат поводом для размышлений…»

     ….Мне остается  только добавить, что цитируя  этого прославленного альпиниста, я просто хотел привлечь внимание коллег по порталу, среди которых  есть настоящие альпинисты, к книгам Александра Кузнецова. Не пожалеете!
  P.S. Рискну предложить по этому вопросу: http://www.proza.ru/2011/10/28/470