Ранний уход клоуна-мима Леонида Енгибарова

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в октябре 2023 г.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Леонид Георгиевич Енгибаров (15 марта 1935 — 25 июля 1972) — клоун-мим, писатель, создатель нового амплуа в цирке: «грустный клоун».

Биография

Родился 15 марта 1935 года в Москве, в семье армянского повара и русской портнихи. Всю жизнь прожил в старом деревянном доме в Марьиной Роще.

С детства полюбил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр. Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом. После школы поступил в институт физкультуры. Но вскоре ушёл из него, поняв, что профессиональный спорт — это не его призвание.

В 1955 году поступил в Цирковое училище на отделение клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни. (Не считая кинорежиссёров, в фильмах которых он снимался). Ещё будучи студентом, Енгибаров стал выступать (с 1956 года) на эстраде в качестве мима.

В 1959 году Енгибаров закончил училище. Он выпустился как «соло-клоун». 25 июля 1959 года — дебют на манеже новосибирского цирка. С 1959 года работал в армянском цирковом коллективе.

1960 год — гастролировал в Харькове, Тбилиси, Воронеже, Минске и других городах. 1961 год — гастроли в городах Одесса, Баку, Москва. Первые гастроли в Москве, в цирке на Цветном бульваре. Оглушительный успех. Первые заграничные гастроли — в Польше — Краков, Варшава. Тоже успех.

1962 год — гастроли в Ленинграде, где Енгибарову вручили медаль за лучший номер года. В Ленинграде он познакомился с Марселем Марсо и Роланом Быковым.
Быков стал его близким другом на всю жизнь.

1963 год — снялся в главной роли (клоун Лёня) в фильме «Путь на арену» (студия «Арменфильм», режиссёр Г. Малян и Л. Исаакян). 1964 год — снялся в роли немого пастуха в фильме С. Параджанова «Тени забытых предков» (студия им. Довженко, Киев).

1964 год — в Праге, на Международном конкурсе клоунов Енгибаров занял первое место. Тогда же в чешских газетах были впервые опубликованы новеллы Енгибарова.

1965 год — вторые гастроли в Москве. В Праге родилась дочь Енгибарова — Барбара. Её мама — чешская журналистка и художница Ярмила Галамкова. 1966 год — на экраны выходит документальный фильм «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (режиссёр В. Лисакович). За 1960—1969 годы Енгибаров объездил с гастролями весь СССР.
Особенно его любили в Одессе, Киеве, Ереване, Ленинграде. 1970 год, март-июль — третьи московские гастроли Енгибарова. В этом же году в Ереване был снят фильм «2-Леонид-2».

1971 год — Енгибаров вместе с Беловым создают спектакль «Звёздный дождь» и показывают его в Ереване и в Москве (в Театре эстрады). Енгибаров вынужденно уходит из цирка и создаёт свой театр (режиссёр — Юрий Белов). Они репетируют в Марьиной Роще. За пять месяцев был создан спектакль «Причуды клоуна». В Ереване выходит первая книга новелл Л. Енгибарова «Первый раунд». Также в этом году Енгибаров снялся в фильме Т. Абуладзе «Ожерелье для моей любимой» (в роли клоуна Сурико). С октября 1971 года по июнь 1972 года Енгибаров гастролирует со своим театром по всей стране. За 240 дней было сыграно 210 спектаклей.
В этом же году снялся в небольшом эпизоде в фильме В. Шукшина «Печки-лавочки».

Июль 1972 года — Енгибаров в Москве, формально он находится в отпуске, репетирует новый спектакль, но времени для его создания остаётся слишком мало… 25 июля 1972 года Енгибарова не стало. 28 июля 1972 года Леонид Енгибаров был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Смерть артиста была воспринята многими представителями интеллигенция как личная трагедия. Владимир Высоцкий, узнав о смерти Енгибарова, разрыдался.

Награды и звания

    Народный артист Армянской ССР (1971).
    В 1964 году на Европейском конкурсе клоунов в Праге получил первую премию — кубок Э. Басса.

В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звёздный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив “Театром Енгибарова”, ему запретили это делать. “Какой ещё может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто - ансамбль”. На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете “Советская культура” один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одёрнули, сказали: “Эта тема сейчас нежелательна”.

Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошёл случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошёл в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошёл в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актёров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещён об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и всё чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: “Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!” Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.

Артист был крайне смущён таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из тёмного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.

 В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней - 25 июля - Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну - вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало ещё хуже. Матери вновь пришлось вызывать “Скорую”. Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: “Дай холодного шампанского, мне станет легче!” Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.

Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю. Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...

Федор Раззаков
armenianhouse.org›yengibarov/bio-ru.html

– сердце артиста остановилось. В свидетельстве о смерти врачи записали: «хроническая ишемическая болезнь сердца». Матери артиста объяснили, что причиной смерти стал тромб, который образовался оттого, что сын вернулся с гастролей больным и продолжал репетировать с ангиной.

Последние дни и часы народных любимцев - Kniga.com
www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks179514?

 В цирке у него потом было много подражателей, и сейчас ещё чувствуется его влияние. Хотя, конечно, никто до уровня Леонида так и не дотянулся.
Клоун-интеллектуал, он надолго опередил своё время...

 Пожалуй, до Енгибарова клоуна - поэта, лирика и философа цирк ещё не видел. Енгибаров избегал всякой "бытовухи". Великолепный акробат, жонглёр, эквилибрист, он никогда не использовал трюк как самоцель. Мог рассмешить зрителей до упаду - и тут же заставить их сердца сжиматься от сочувствия своему герою.

...Многие его репризы вошли в золотой фонд клоунады.

Источник: Московский комсомолец, 15.07.02.

 Большой Клоун

Каждый, новый этап в жизни цирка ознаменован появлением большого клоуна. В русском дореволюционном цирке это братья Владимир и Анатолий Дуровы, Иван Радунский и Сергей Альперов.

У истоков советского цирка стояли Виталий Лазаренко и Леон Танти, в 30-е годы — Карандаш, в 50-е — Олег Попов, Юрий Никулин и Андрей Николаев, в 60-е — Леонид Енгибаров.

 Стихотворение Владимира Высоцкого, посвященное Енгибарову.

Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты, тут и там, —
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.

В светлом цирке между номерами
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.

Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: “Да разве это клоун!
Если клоун — должен быть смешной!”

Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
“Вышел на арену, так смеши!” —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.

Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой, —
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невесёлый клоун, не живой.

Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.

Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.

Только — балагуря, тараторя, —
Всё грустнее становился мим:
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.

Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце, —
Делались всё горше пантомимы,
И морщины глубже на лице.

Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас —
Будто обезболивал нам роды, —
А себе - защиты не припас.

Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!

Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.

Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.

В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.

Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал...
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.

Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав, —
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.

Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк — уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!

Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.

Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках...

Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему — придумал, —
Этот клоун был без колпака.

1972 г.


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  ранняя  смерть  уникального  артиста  ЛЕОНИДА  ЕНГИБАРОВА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".   http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

  6     20    24    34     36   37     54    69   72        84    90   105  119  129  134     138  144  159  176  180  190  196  199  209  233
  Е     Н      Г     И      Б     А      Р     О     В         Л      Е     О     Н     И     Д         Г      Е     О     Р      Г     И      Е      В     И     Ч
233  227  213  209  199  197  196  179  164      161  149  143  128  114  104      99     95    89   74    57    53     43    37    34    24

                ЕНГИБАРОВ  ЛЕОНИД  ГЕОРГИЕВИЧ  =  233.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  233 = (забол)Е(ва)Н(ие) (кардиоло)ГИ(ческое) + (кровоо)Б(ращение) (миок)АР(да) О(стано)В(лено) + (б)Л(окировани)Е (кров)О(снабже)НИ(я) (миокар)Д(а) + (кардиоло)Г(ическое) (заболевани)Е + (кисл)ОР(одное) Г(олодание) + (нарушен)ИЕ (кро)В(ообращен)И(я) (желудо)Ч(ков).

  233 = ,,Е,,Н,,  ,,ГИ,, + ,,Б,,  ,,АР,,  О,,В,, + ,,Л,,Е  ,,О,,НИ,,  ,,Д,, + ,,Г,,  ,,Е + ,,ОР,,  Г,, + ,,ИЕ  ,,В,,И,,  ,,Ч,,.


Код  ДНЯ  УХОДА  ИЗ  ЖИЗНИ:  86-ДВАДЦАТЬ  +  88-ПЯТОЕ  +  85-ИЮЛЯ  =  259.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  259 = Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + П(рекращение) (кровообращени)Я + Т(ромб) (закуп)О(рил) (с)Е(рдечную) (артер)ИЮ + (сконча)Л(с)Я.

  259 = Д,,  ,,В,, + ,,А  ,,ДЦА + ,,ТЬ + П,,  ,,Я + Т,,  ,,О,,  ,,Е,,  ,,ИЮ + ,,Л,,Я.


Мы  можем  выяснить  причину  смерти   ЛЕОНИДА  ЕНГИБАРОВА   из  памяти  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ:

                110-ПАМЯТЬ  +  201-ИНФОРМАЦИОННОГО  +  75-ПОЛЯ  =  386.

             386  -  233-(код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ)  =  153  =  89-КОНЧИНА  +  64-ТРОМ(б).

             386  -  259-ДВАДЦАТЬ  ПЯТОЕ  ИЮЛЯ  =  127  =  ТРОМБ  В  АОРТЕ  (сердца).