7. Смотрю на прошлое из настоящего

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Картина Эрнста Неизвестного "В чреве Кроноса"


          Но в мире следствий и причин,
          Спускаясь в тайные глубины,
          Не смог добраться ни один
          До истины, до сердцевины.
                Расул Гамзатов

     Творя недоброе, называя чёрное белым, а зло добром, утверждая, что всё делается во имя человека, люди, стоявшие у власти, думали, что так будет всегда, а, если и нет, то никто не сможет раскопать истину, восстановить правду.

     Для меня эта мысль невыносима. Я не могу допустить мысли, что будущие люди будут мыслить категориями тех "плохих парней". Будут чернить вслед за ними замечательных людей того времени и обелять негодяев. Поэтому чувство негодования охватывает меня, когда улицу Новосибирска называют именем Ф.С. Горячева - первого секретаря Новосибирского обкома КПСС, человека, сломавшего судьбу многих людей того времени.

     Возможно, именно это - главная причина, почему я пишу воспоминания. Пусть моя правда не всеобъемлющая, но всё же это будет мазок в общую картину того времени. Я просто обязан донести до человека будущего времени те события, а которых я что-то знаю. Охарактеризовать действия тех людей, которые творили беззаконие, пользуясь правами наместников, которыми их наделили правители СССР. На мой взгляд, это очень важно и для понимания людей того времени. Просто людей. Любящих и мечтающих. Работящих и заботливых. Тех людей, которые в общем-то и определяют мир, в котором они живут.

     Я еще раз подчеркну, что особенно плохо историки понимают устремления людей, хотя, кажется, что тут особенно понимать: человек стремится к самосовершенствованию, физическому и духовному, стремится к счастью, хочет любить и быть любимым. Хотя даже счастье каждый понимает по-своему, А ведь, кроме счастья, есть и другие благородные устремления. Например, гордость, память и желание обеспечить достойную жизнь потомству. Человек хочет гордиться своим отечеством и его историей, своими правителями, которых он хочет сам выбирать. Человек гордится своими предками, которых он хочет помнить. Человек не может не думать о своих потомках, которым он хочет обеспечить достойное будущее.

     Наша эпоха была жестокой – гибли миллионы и десятки миллионов людей, изгонялись народы, люди были поделены на первосортных и второсортных. Первые должны были стать повелителями мира, а вторых следовало стереть с лица земли. И их расстреливали во рвах и загоняли в газовые камеры.

     Не было правды и справедливости, хотя мы считали, что наша страна – самая справедливая. Мы искали и правду, и справедливость, разбирали проступки людей на разного рода собраниях, коллективно осуждали, и дум али, что мы движемся по пути духовного совершенствования. Вокруг нас не было ни правды, ни справедливости, но мы этого не видели до поры до времени. И теперь даже мне непонятно, как мы тогда могли ничего не видеть.

     Человек в любых условиях стремится остаться человеком. И мы жили, как могли. Жили каждый день. Стремились к лучшей жизни, к счастью. Мы любили. Радовались жизни. Мы старались не замечать или быстро забывать мерзости, с которыми сталкивались постоянно, чуть ли не каждый день. Мы были обычными людьми, воспитанными своими родителями, школой, улицей, системой, установленной в стране.

     И мы, до поры, до времени были уверены в том, что все «искривления» в нашей жизни происходят от того, что ошибаются руководители среднего и низшего звена, но их обязательно поправит товарищ Сталин, которому свято верили.

     Дети писали ему письма. Одни взрослые в своих письмах «указывали на недостатки», другие – строчили доносы на подозрительных людей и «врагов народа». А «враги народа» писали из тюрем и лагерей письма товарищу Сталину, признаваясь ему в любви, надеясь, что Он разберется, справедливость будет восстановлена, и их выпустят на волю.

     Нас постоянно обучали – в семье, в школе, а потом на работе, друзья и знакомые, газеты, радио и телевидение, все люди, с которыми мы так или иначе сталкивались на жизненном пути – многочисленным правилам поведения:

     - что надо делать, что бесполезно, а что опасно. Как надо поступать, а как не надо;
     - что «хорошо» и что «плохо»;
     - о чем можно говорить, а о чем лучше помолчать;
     - куда можно пойти, а куда нельзя;
     - какие танцы можно танцевать, а какие запрещены;
     - о чем можно мечтать, а о чем бесполезно;
     - верить мудрости партии большевиков и советскому правительству,
вождям, пока они не становились врагами народа;
     - выказывать публично эту веру вождям, а врагов народа ругать;
     - заканчивать каждое выступление здравицей в честь коммунистической партии, правительства и «лично товарища Сталина».   
   
     Кстати, со временем его начали восславлять только так: «... вдохновителя и организатора всех наших побед, великого и мудрого ...».   
   
     Сегодня 21 декабря 2006 г. Я с детства помню, – мне вбили это в голову, – что эта дата – день рождения нашего вождя товарища Сталина, кумира моего детства и юности. Да-да, именно так меня воспитывали. Родители мои боялись, что если они скажут о нем мне что-либо плохое, а я невзначай проговорюсь или поделюсь с близким другом, кто-либо донесет в «органы» (так говорили о НКВД – народном комиссариате внутренних дел – сталинской охранке), они мгновенно станут «врагами народа» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Это были правила жизни или, если хотите, правила игры. Игра была введена сверху нашими правителями, и не играть в нее было нельзя. Это было чревато, мягко скажем, крупными неприятностями. Мы хорошо знали, что происходит с людьми, которые не захотели играть в эту игру. В этой игре некоторым людям вдруг выпадала не та фишка, и они, не понимая, почему у них такая судьба, оказывались изгоями общества.

     А то и изначально ты был неполноценной фишкой, и на твою долю выпадало то, что «полноценные» фишки никогда не испытывали.

     Теперь, из моего далека – из другой страны и другого времени – я смотрю на ту жизнь, время моего детства, юности, молодости и зрелой жизни, по сути, на всю мою жизнь, – и сам удивляюсь тому, что было. Неужели это правда?

    Я хорошо помню то время, хотя оно сегодня, через полвека и из другой страны, «империалистической державы», которую Советский Союз при Сталине (да и потом при Хрущеве) все время «догонял», кажется нереальным. Неужели это все было? Как мог целый народ играть в такие игры? Неужели не была видна очевидная глупость того, что говорилось вслух, да еще с трибун. Не только с высоких трибун мавзолея и Колонного зала дома Союзов, где проходили все торжественные заседания, посвященные введенными большевиками праздникам, но и с маленьких трибун – собраний всех рангов, которые кому-то надо было обязательно проводить во всех «трудовых коллективах» и которые нам всем надо было обязательно посещать.

     Мне видна сегодня эта «глупость». И многие другие прозрели. Но удивительно то, что в России осталось много людей, которые, по-прежнему, чтят Сталина, как «великого вождя советского народа».


Продолжение пролога следует: http://www.proza.ru/2012/12/30/719