Ностальгия это тоска? Отрочество - юность

Карин Андреас
Учиться в школе было интересно, благодаря прогрессивно настроенным и образованным учителям, коих в нашей школе было достаточно. Мне повезло, что именно они преподавали мне в старших классах все основные предметы. Но были и такие чье лицемерие и ханжество просто лилось через край. Может это не их вина, а беда. Много лет спустя я узнала от их сверстников, что учились они в однополых классах, т.е. мальчики и девочки отдельно в разных школах.
      
Может потому что я училась в русской школе, преподавательский состав был интернациональный. Алина Янусовна родом из Рязани вышла замуж за военного летчика Эмиля Арамаисовича и приехала жить в Эчмиадзин. Она преподавала русский язык и литературу, а он – физику. Думаю, что она очень удивилась бы, узнав, что я пишу рассказы. Хотя…
- ты можешь лучше, - говорила мне она, то ли ругала, то ли хвалила.
На выпускном экзамене, после объявления тем сочинений, она подошла ко мне и сказала: тебе повезло - там была тема о Есенине, которого я люблю и знаю.

Учительница химии Галина Викторовна, жена военного, ее уроки были интересными и химию мы знали. Простое правило: щелочь нейтрализует кислоту, однажды спасло мне жизнь – ну это другая история.

Математичка Вартуш Григорьевна в начале учебного года (выпускной класс) принесла на урок два учебника Сканави, который только вышел в печать, и отдала тем, кто по ее мнению будет сдавать вступительный экзамен по математике: мне и одной девочке Наире – она угадала: Наира поступила на механико-математический факультет, а я на прикладную математику университета.

- книгу вернешь, когда поступишь, - сказала она каждой из нас.
Это не был факультатив или репетиторство – мы приносили эту книгу на урок и получали задание, самые трудные задачки мы решали в классе. Ей было интересно наблюдать за нами – она никогда не подсказывала и не объясняла, могла только подойти, посмотреть на решение и, качая головой, сказать:
- нет этот способ не удачный, попробуй что-то другое.
В конце учебного года, учительница нам сказала:
- я уверена, что вы этот вступительный экзамен сдадите на отлично.

Но это отнюдь не означает, что во всех советских школах был высокий уровень знаний, как многие пытаются изобразить. Хороший учитель – это прежде всего человек, знающий и любящий свою профессию, такие были и будут во все времена, как и в любой другой профессии. А эпоха никакого значения не имеет. Об этом еще чуть ниже.

Нам преподавала английский Бенита Рубеновна, у нее была красивая речь и произношение. Много лет спустя я работала с девушкой, которая закончила школу с английским уклоном, но произношение у нее было более чем странное.

В 70-е годы было кое-какое «послабление» - в школах стали уделять внимание творчеству: появились музыкальные группы, проводились тематические вечера. Я этому уделила внимание в своей миниатюре: «Первая любовь».

Но жизнь вне стен школы…

Моя мама работала кондитером – пекла торты и печенья. Я не любила сладкое. Почему? Мама работала практически в две смены, а в предпраздничные дни аж в три смены, точнее приходила домой почти через сутки. Они план выполняли. Вы можете себе представить сутки у горячих печей – не стоять, а бегом, скорей, скорей! «Вот доделаем и домой!» Домой она приходила никакая. Я не могла есть печеное полученное таким путем. Не могла.

Почему же они работали в две смены? В их бригаде было шесть человек, а в ведомости, где они ставили подпись, получая зарплату, числилось десять. «А не нравится, уходи.»

Одни вкалывали, а другим капали года в трудовую книжку, а директору дополнительные деньги. Вы не слыхали о таком? Или это единичный случай? Значит вы жили в другой стране.

Бесплатные квартиры… да, слышала о таких, но, если бы мы ждали этого, то… увы, у нас никогда не было бы своей. В Эчмиадзине мы жили у деда - ну это дела семейные - родители хотели иметь свою квартиру, свой угол. Единственная возможность это кооперативная квартира, на которую нужны были деньги и не малые, сначала на первый взнос. Родители экономили на всем. Ну и понятно, почему мама соглашалась работать вот так, практически в две смены.

Папа работал в аэропорту, аэропорт расположен между Ереваном и Эчмиадзином. Аэропорт строил кооперативные дома в Ереване для своих работников. Короче после долгих мытарств, мы переехали в Ереван на новую квартиру. Эта канитель с квартирой тянулась лет шесть или семь.

Что такое новая советская пусть кооперативная квартира, мы поняли, когда въехали в нее. Но нам было все равно, мы были счастливы, что у нас есть своя квартира – аж трехкомнатная. Воду нам подключили, как только заплатили взятку – в здании поставили мотор, который качал воду. Это было важно для нас, потому что мы получили квартиру на девятом этаже. Газа у нас не было больше года. Мама готовила на керосинке, который стоял на балконе. А вот лифт заработал кажется лишь через два года. Тогда в моде была обувь на высокой платформе. Я подходила к лестнице, снимала босоножки и босиком поднималась на девятый этаж. Весело, главное была молода.

А смешно ли на девятый этаж поднимать свою мебель и вещи? Например: холодильник, гардероб, диван и прочее...

Да, еще попробую описать состояние этой новой квартиры. В ванной вроде был трап, чтобы вода могла уйти, но ничего не работало. Ванную папа привел в порядок в первую очередь – негоже соседей заливать. Оконные рамы были посажены, мягко говоря, не очень хорошо. Если прислониться и постоять, то можно было и вывалиться внаружу вместе с рамой. Папа их укрепил. Все двери висели на соплях, а не на петлях. Входную дверь можно было выбить ударом ноги. Ах, как здорово, что мой папа во всем этом хорошо разбирался, ну и мальчиков научил делать ремонт в квартире. Но это еще не ремонт, папа просто укреплял, чтобы не болталось, не сорвалось, не навредило кому-нибудь.
Настоящий ремонт папа сделал лишь через три года.

Как родители умудрялись выкраивать свой бюджет? Сама удивляюсь.

К тому моменту, когда мы переехали в Ереван, я училась в университете, брат учился в Киевском авиационном институте.

Бесплатное образование?

Младшему брату не нравилась школа, в которую он ходил.
«Учителя ничему не учат, некоторые откровенно бездельничают», - жаловался он.

При университете есть школа, точнее физико-математический интернат. Брат поступил туда - он сдал экзамен, чтобы там учиться. Папа три года платил за его «бесплатное обучение» в этой школе, потому что это интернат, вроде ученики могли там жить и это была плата за проживание, хотя… он жил дома с родителями.

Советский союз – как же легко в нем жилось моим родителям…
Два года в доме было два студента, а за учебу третьего надо было платить. Да и еще надо было ежемесячно платить за кооператив, ну и комунальные услуги тоже, само собой разумеется. За кооператив родители платили двадцать лет – доплачивали ту недостающую сумму с процентами. То, что сейчас называют ипотека – тогда было кооперативом.

Родители чуть-чуть вздохнули, когда я закончила университет и пошла работать.

Мой папа стал работать в автобусном парке, много лет на линии Ереван-аэропорт. И тоже работал по две смены, если дежурил, по-графику. Это как? А вот так: смена с 16.00 до 8.00 следующего дня. За рулем автобуса – не на прогулке.

Однажды он с несколькими водителями поехал за новым автобусом – пригнал себе новый автобус из Львова. На своем ходу из Львова в Ереван.

На новом автобусе – это же хорошо.

Вы не так поняли.

Получить автобус из завода – это одно, а вот суметь собрать его: подтянуть болты, сварку кое-где и по мелочи еще, ну чтоб доехать таки до своего автопарка – это совсем другое дело. Шутка про «ведро с болтами» - здесь звучит более чем правдоподобно – только ведро это очень большое.

«Сделано в ссср.»

Не хочу писать о дифиците товаров – есть вещи посерьезнее.

Есть еще один случай, который как заноза застрял в памяти. Тогда выборы были фиктивные – есть готовый список депутатов и все! Да ходили ли люди на выборы? Лично я – нет!

Откровенно говорили, что за взятку можно стать кем угодно, даже депутатом. Или вы будете утверждать, что взяточники родились исключительно после развала той страны?

Я не верю ни в какие случайности. Просто так получилось, что мы с этой молодой женщиной – депутатом вместе летели в самолете в Москву. Она была с кем-то знакома из тех, с кем я общалась. Через пару месяцев мы узнали, что на нее наехал самосвал – она шла по тротуару…

Кому-то нетерпелось стать депутатом вместо нее – нет человека, нет проблемы… это начало 1980года.

Меня в обратном никто не переубедит.

Обратно в ссср? Ни за что!

У меня есть рассказ «Стукач», но что-то по этой теме было в моей личной жизни – пожалуй стоит эту историю рассказать подробней, тем более, что человек оказался порядочным. Вот так, и тогда были исключения, приятные. Об этом далее…

Ностальгия это тоска? Кто ты незнакомец? - http://www.proza.ru/2013/07/19/1731