Дискуссия о сентиментальном пафосе

Аманда Глумская
4 – 23 января  2012

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

Написать сентиментально-пафосный рассказ по следующей сюжетной схеме: два центральных персонажа – Герой и Жертва (пол, возраст, национальность персонажей, место и время действия - на усмотрение автора. Допустимо писать не о людях).

Жертва оказывается незаслуженно обижена (оклеветана, оболгана, замарана, засужена, брошена или растерзана - на усмотрение автора).

Герой верит или не верит наветам - на усмотрение автора.

Если верит, то начинает преследование жертвы. Жертва гибнет (на усмотрение автора - фигурально). В конце Герой осознает свою ошибку и страдает.

Если не верит, то начинает защищать жертву. Жертва все равно гибнет (можно фигурально). Герой радуется исполненному долгу, но все равно страдает.


СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СМИРНОВ 2 

Из предложенного сюжета можно сделать вполне добротную и читаемую вещь, если... не скатиться в сентиментальность.

То есть, само задание конкурса несет в себе иронический подтекст, связанный с тем, что здоровая сентиментальность (и пафос тоже) должны в наше время принимать некоторые формы гротеска.

Я к тому, что и "Муму" и "Бедная Лиза" и, скажем, Руссо, и романы Львова теперь нечитаемы и во многом - анекдоты.

Вопрос - должен ли конкурсный рассказ падать в элементы "нечитаемости" или быть уж совсем "смех и грех"? Или читатель должен пускать слезу? Или рассказ должен быть серьезным произведением в жанре сентиментальной прозы (если такое в наш жестокий век возможно)?

Это же совсем разные вещи. Хотя конкурсный сюжет допускает все перечисленные варианты.

ТАЛЬЯНА

Словом, пафос это то, чего в литературе современной желательно избегать.


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

Каким же образом можно избежать авторского отношения к предмету изображения? Это будет уже не литература, а газетная заметка "вчера попал под лошадь".


ТАЛЬЯНА

Авторское отношение и пафос разве равны?


ЛОРА МАРКОВА

Вообще-то, пафос - риторическая категория, способ выражения чувств. К автору имеет самое непосредственное отношение. От пафоса легко перейти к пошлости, кстати, поэтому пафос часто бывает с оттенком лёгкой иронии.


РОМАН САМОЙЛОВ

Мне кажется, смысл конкурса не в подражании сентименталистам прошлых веков, а в адаптации сентиментального пафоса к современным реалиям и демонстрации навыков выражения этого пафоса современными художественными средствами.

Сейчас уже нет и не может быть сентиментализма в чистом виде, но черты его можно разглядеть в творчестве самых актуальных писателей - того же Пелевина, к примеру. Финалы "Чисел" и "Священной книги оборотня" несут в себе ощутимый заряд сентиментальности: диссонанс в рефлексии главного героя и его отношении к самому дорогому человеку, отчётливо звучащая нота сожаления о том, что всё сложилось так, а не иначе, светлая грусть – светлая несмотря на жизненную катастрофу… Конечно, это не сентиментализм Карамзина и раннего Достоевского, но сентиментальный пафос тут присутствует.

Я предлагаю в качестве дополнительного ориентира взять произведения Гришковца: «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно». Гришковец – современный сентименталист (по его же собственному утверждению), и на примере творчества этого писателя и драматурга можно убедиться, что существуют приёмы, позволяющие использовать сентиментальный пафос, не скатываясь в пошлость или анекдотичность. И стыдливая самоирония Гришковца – не единственная форма актуализации сентиментализма. Можно создать современных персонажей, смоделировать характерный для нашего времени конфликт, создать атмосферу… Кстати, и сентиментальный донельзя Ремарк сейчас остаётся читабельным.

Ироничный подтекст я тоже почувствовал, но в этом присутствует хорошая такая, здоровая интрига конкурса – кто-то ударится в гротеск и облажается, а кто-то, может быть, и нет, кто-то свалится в иронию, кто-то в пошлость, а кто-то удержится на грани…


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

Я думаю, что разнобой во мнениях по поводу сентиментального пафоса происходит от того, что мы путаем пафос с жанрами, в которых он проявляется.

Пафос произведения - обострённое, высказанное с некоторым нажимом авторское отношение к изображаемому. А вот с т е п е н ь   н а ж и м а, степень усиления в выражении авторской точки зрения - это степень художественной условности изображения.

При такой трактовке пафоса, жанры различаются именно по допустимым пределам этой самой условности и по направленности пафоса: трагедия - открытый пафос утверждения, масштабность проблем и образов, минимальное количество максимально действенных средств воздействия на читателя; комедия - открытый пафос отрицания, интересные и тонкие черточки жизни и личности героев, общая лёгкость и динамичность сюжета; социально-психологическая драма - скрытый пафос отрицания, большое количество окрашенных тонкими психологическими оттенками, правдоподобных подробностей жизни героев и т.д.

Например, опера "Повесть о настоящем человеке" в разных жанрах:

Трагедия. Хор врачей: "Гангрена! Гангрена! Ему отрежут ноги!!!" - подступают к Маресьеву со скальпелями наголо.

Сентиментальная проза. Хор санитарок: "Бееедненький, кАлика, уж не летать ему по нееебушку!" - безудержно рыдают.

Социально-психологическая драма. Маресьев: "Ноооги мои! Нооооги! Не смееейте! Я - коммунист! А как же Ооольга?! Будет ли меня любить калеееку?!" - пытается уползти.

Комедия положений. Врачи и санитарки ловят Маресьева, который уморительно отбивается от них костылями под аккомпанемент собачьего вальса и наложенного смеха зрителей.


МЭРИ СТАР

Пример настолько неудачный, что чувствую, будто мне наплевали в душу. Уж вам-то Аманда, точно не написать пафоса. Ваша душа мертва!

ТАЛЬЯНА

Меня тоже покоробило. Но зато понятно.


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

Мэри, вам знакомо слово "сарказм"?


МЭРИ СТАР

Если даже сейчас вы не понимаете К КОМУ вы применяете данное слово, о чём с вами разговаривать?! Вот они и показали себя во всей красе, так называемые критики пафоса. Чем же мой-то пафос вам не понравился? А ежели это была проверка на вшивость?


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

Только педикулеза нам здесь не хватало.


ЛОРА МАРКОВА

Девушки, прошу вашего внимания. Аманда права, пафос бывает разный: героический, трагический, романтический, сентиментальный, сатирический.

Не всё так просто.


НЕОФИТКА

А то, что для примера сатирического пафоса был выбран Маресьев - это нормально, Лора?


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

В своём примере я привела реальные реплики из оперы Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Не верите - прочтите либретто.


МЭРИ СТАР

Я вообще не понимаю, каким нужно быть человеком внутри, чтобы вот так юродствовать над Алексеем Петровичем Маресьевым? Да его имя нужно к лику святых причислять за его мучения, страдания и подвиг. Нет, я отказываюсь понимать, что в нашем доме происходит!


ВИКТОР ГАНЧАР

Аманда, читая полемику, я всё более склоняюсь к мысли, что пафос и сетиментализм - заблуждение, тупиковый путь развития литературы. Эти методы доступа к душе читателя работали, но нет ничего вечного под Луной, больше ничего выжать из них не удаётся. Более того, глядя на сочинения коими наполнен сайт, да и весь блоговый интерент, я прихожу к выводу, что сентиментальный пафос - приём, который сводит любой жанр к низкому.


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

Да, Виктор, всё больше становится произведений для жалистной декламации в элетричках и переходах.


МЭРИ СТАР

Виктор, вам цена - грош в базарный день. Да, вы под стать Аманде. Стебист и свиристел. Но душу у людей не убъёшь, как бы кто не старался. Ибо, её дал нам бог. И просить сия душа будет уж точно не ваш стёб.


ВИКТОР ГАНЧАР

Уважаемая Мэри Стар! вы не туда попали, здесь не амвон и не кафедра для душеспасительных или обличающих речей.


МЭРИ СТАР

Я поняла уже, что не туда, ибо это - помойка. Оревуар.

"Как страшно мертвецу среди людей живым и страстным притворяться.
Но надо, надо в общество вживаться, скрывая для карьеры лязг костей" Блок.


СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СМИРНОВ 2

Мэри, давайте про Павку Корчагина и его узкоколейку поговорим,а? Еще интереснее будет. Пилите, Шура, пилите, они золотые!(с)


ЛОРА МАРКОВА

Предлагаю следующую формулировку "пафоса" (для простоты восприятия): пафосно - помпезно, возвышенно.  Сентиментально - чувственно, но не разумно.

В рамках предлагаемой сюжетной схемы, формат должен быть примерно следующим: литературное произведение, написанное о чьих-то возвышенных чувствах, по прочтении которого у читателя должны появиться сильные эмоции и читателю захотелось бы совершить подвиг во имя идеи, обозначенной в рассказе.


СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СМИРНОВ 2

Лора, здравствуйте! Подвиг... Его обязательно совершать после прочтения? Это уж какой-то Корчагин получается.


ЛОРА МАРКОВА

Про "подвиг" я пошутила, но всё может быть. :))) В любом случае пафосность литературного произведения подразумевает идейное воодушевление читателя.

Для меня, например, лучшим образцом "сентиментального пафоса" видится роман Гёте "Страдания юного Вертера". :))) Помните, что после его публикации по стране прокатилась волна самоубийств, это значит, что читатели "прониклись идеей", как это не грустно, на самом деле, но факт.


БОРИС КРИВОШЕЕВ

Добрый день. Смотрел все здесь рассуждения по поводу сентиментального пафоса и сюжетной схемы, и не нашел ни одного, созвучного с моим собственным пониманием.

Начну с пафоса, поскольку это самое сложное для определения. Как мне видится, пафос нужно понимать с учетом диалектического развития этого понятия. Изначально, пафос – это вид риторики, иначе говоря, стиль речи – возвышенный, метафоричный, апеллирующий к высоким чувствам. Так это было в Античности, но уже в средние века пафос стал предметом пародии и иронии. Большинство великих произведений Возрождения и Нового времени используют пафос исключительно для усиления сатирической стороны текста: "Гаргантюа и Пантагруэль", "Декамерон", "Гуливер", "Дон Кихот" и так далее. Возвращение пафоса в его более-менее изначальном виде происходит в эпоху классицизма и, особенно, - в эпоху Романтизма. Пафос снова становится основной риторической фигурой в ораторских и в литературных жанрах: начиная с Великой Французской Революции и через новеллы романистов того времени (например. Вольтер) до расцвета романтической литературы, проникнутой как раз более всего сентиментальным пафосом. Закат этого пафосного возрождения случился в начале ХХ века, завершившись "Хижиной дяди Тома" и "Унесенными ветром".

В наше время "пафос" уже давным-давно понятие скорее негативное и опять-таки риторическое, то есть, характеризующее стиль и способ выражения тривиальных мыслей с помощью высокопарных слов и вычурных оборотов. Большинство нынешних писателей и ораторов вынуждены искать тот баланс между формой и содержанием, который не позволяет назвать весь текст пафосным.

Тем не менее, пафос в литературе не истребим. Так или иначе, он проскальзывает в текстах, даже чисто художественных, лишенных идейной или идеологической подоплеки. Поэтому, выискивая пафос в текстах, нужно помнить, что он бывает трех видов: риторический (т.е. стилистический), сюжетно-прагматический и авторский.

Риторический выражается в использовании специфической лексики, образности и выразительных средств. Выглядит это как "высокий штиль", патетичная и поэтичная пламенная речь, вознесение любого категорийного понятия до уровня вселенской универсалии, пренебрегающей временем и пространством. Например: мы никогда не расстанемся, наша любовь будет жить вечно! – это пафос. Чаще всего, риторический пафос одолевает писателя в конце произведения или в наиболее напряженные эмоциональные моменты текста.

Сюжетно-прагматический пафос – это более сложный вид пафоса, в котором патетика выражается не через слова, а через поступки. Автор может писать самым приземленным стилем или сплошными жаргонизмами, но это будет пафосом по сути. Например, "Дубровский", "Выстрел", "Отцы и дети" – все это пафос. Или "Педагогическая поэма" и "Повесть о настоящем человеке". Пафос здесь выражен не через стиль, а через высокие поступки героев. В этом же смысле, "Над гнездом кукушки" и "Заводной апельсин" – пафосные произведения.

Последний вид пафоса самый неуловимый. Это пафос самовыражения автора. Чаще всего он носит характер самолюбования: если не я, то кто же? Бывает также выражен в авторских трюках, кодах, аллегориях, намеках, недосказоннастях. В этом смысле, скажем, роман "Мастер и Маргарита" при любой трактовке – пафосное произведение.

С сентиментальностью все проще: текст сентиментален, если апеллирует к чувствам, прежде всего, к чувствам любви и привязанности.

Соответственно, сентиментальный пафос – это либо пафос чувств, выраженный пламенно и поэтично, либо это история, в которой торжествует добро, а благие дела оценены и вернулись с троицей или же оплаканы слезами читательского умиления (когда добро делается не ради благодарности, а как бы исподтишка). Если этого в тексте нет, то это не сентиментальный пафос.

В отличие от просто сентиментальности, сентиментальный пафос всегда должен иметь явную или неявную декларацию высокой идеи, т.е. не просто вызывать сочувствие, а побуждать читателя поступать так же, или наоборот – так, как герой не смог поступить.

В этом смысле, только одна из двух предложенных сюжетных схем еще хоть как-то соответствует заявленному жанру – та, в которой герой защищает жертву навета. Вторая схема (герой преследует жертву), на мой взгляд, в рамки жанра не втискивается: либо будет не сентиментально, либо не пафосно.

Такие вот мысли.


АНН ДИА

Мне кажется, определения пафоса и сентиментальности в словаре Ожегова достаточно. Всё, что глубже этого, — заумь.


АМАНДА ГЛУМСКАЯ

По-моему, этот металог нужно оставить нетронутым - как эталонно пафосный.

---------------------------------------------

Адреса и явки:

http://www.proza.ru/rec.html?2012/01/06/410
http://www.proza.ru/rec.html?2012/01/13/946
http://www.proza.ru/rec.html?2012/01/13/1048
http://www.proza.ru/rec.html?2012/01/23/646