Про живность, всяко - разную 1

Наталья Зотова 2
Размышления, наблюдения, истории из жизни моей и моих друзей и близких.


"О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить  по тому, как она обращается с животными"
                Махатма Ганди
               

               

Вот скажите, если знаете, почему практически все дети любят животных и почему, став взрослыми, начинают бояться их или ненавидеть? Откуда берется жестокость уже в подростковом возрасте, если еще пару лет назад дите просило у родителей щеночка или кошечку? А теперь хладнокровно пинает ногами бездомного пса и сбрасывает в канализационный колодец живого котенка.

А ведь они, бездомные, не берутся ниоткуда. Это мы лишаем их дома.

Какие удобные отговорки придуманы родителями, чтобы не брать на себя дополнительную ответственность за животное, о котором грезит маленький ребенок:
-У нас негде разместить его. И так тесно.
-От собаки (или кошки) одна грязь. Кто убирать будет? Опять я?
-Мы целыми днями на работе, ты – в школе (в саду), ему будет скучно...
-От кошек одна зараза, глисты. От собаки – блохи.
От птиц много мусора, от рыбок – тоже что-то придумают. Про крыс, хомяков и морских свинок и говорить нечего.
Взять из приюта или с улицы? – Да они ж там все больные.
Купить породистую живность – дорого, и так на жизнь не хватает.
Множество предлогов преподать ребенку урок равнодушия, лишить его  возможности научиться отвечать за другое живое существо, наконец – просто не позволить ему испытать чувство любви к тому, кто в ней нуждается.

Однако, знаю семьи, где при трех ребятишках живут звери и птицы. Есть знакомые, взявшие малыша из детского дома. А для полного – его – счастья – еще и щенка из приюта собачьего.

Маленькие человечьи детеныши много мудрей взрослых родителей. Они подсознательно ощущают себя «одной крови» со всем живым. Куда же потом исчезает это уникальное чувство?

Дети лет до пяти добры от природы. И готовы тащить в дом любую животину.
Не мы ли, взрослые, подаем им примеры жестокости, равнодушия? Или доброты и благородства.

Стоит ли удивляться состарившимся родителям, когда взрослые дети отправляют их в дома престарелых и инвалидов. Лишают жилья и права на достойную жизнь в старости. Морят голодом, а то и убивают.

Просто в памяти сохранилось, как оставили на даче за городом подросшего пса, закрывая дачный сезон. Как усыпили здоровую собаку при переезде в другой город (или страну), потому что слишком много сложностей с оформлением и транспортировкой. Как не стали лечить старую кошку – все равно помрет –  и выкинули ее на улицу. Как истошно вопила молодая мамаша – «не подходи! укусит!» – когда неподалеку от ее чада проходил человек с собакой на коротком поводке.
Да мало ли всякого крепко засело в детской памяти?

А потом мы удивляемся, откуда берутся догхантеры. Как попадает собачье мясо в пирожки, продаваемые у метро. Почему поджигают приюты для бездомных зверей. Почему замуровывают подвальные помещения, где гибнут кошки-крысоловы. И вообще – почему мы так жестоки. Бессердечны. Почему?

Думаю, прав Анатолий Кострилевич: "... ненависть и жестокость к животным присуща той части общества, которой в детстве не представилась возможность полюбить свою собаку, кошку, попугайчика и хомячка, или у них во дворе не было общих бездомных собак и кошек..."(http://www.proza.ru/2013/10/11/402).

Всем нам в детстве читали сказки. И кто в них действующие лица? Животные. Всяко – разные. Хитрые и глупые, преданные и верные, сильные и справедливые, слабые, заносчивые, жадные, умные... Так ведь про нас все это, про людей. Как еще объяснить малышу про жизнь и взаимоотношения, если не через действия сказочных персонажей.
Есть еще изумительные мультфильмы того, советсткого времени, где животные предельно похожи на живущих в природе.

***

Есть зоопарки, куда дети тащат родителей. Не ведая, сколь мучительна жизнь в клетке или загоне для вольной души, еще помнящей свободу. Только став взрослым, неравнодушный человек может заметить беспредельную тоску в глазах непрерывно мечущегося вдоль ограды зверя. Может быть, поэтому не все родители идут с детьми в зоопарк. Но где ж еще показать малышу того, кого он видел на картинке в книжке. Вопрос...

И цирки, где зверье бывает более несчастным, чем в зоопарке. Где природную силу и страсть надо таить и прятать, иначе будешь голодным или битым. Или просто голодным и битым, как в цирках «Шапито», где часто работают случайные люди, не умеющие любить животных и не понимающие их.
Недаром людей, работающих с животными, называют укротителями Теперь, правда, чаще – дрессировщиками. Но суть-то та же. Победить, если не сломать, звериную натуру, подчинить своей воле, заставить. Укротить.
Понимаю тех, кто перестал ходить в цирк с детьми.
О том, как живется зверью в зоопарках и цирках, достоверно написал Роман Юкк http://www.proza.ru/2011/01/15/800.

И приходит на ум – не здесь ли истоки жестокости и насилия над бессловесной живностью. Не отсюда ли уносит ребенок убеждение, что с ней можно выделывать все, на что способна его фантазия.


***

Идем с Чарлушей вдоль ограды детского сада. Из калитки выбегает малышка лет двух и летит к нам с возгласом: «Собачуля! Какая собачуля!» Молодой папаша огромного роста замирает позади нее в растерянности. Потом в два прыжка настигает дочь и хватает на руки – ребенок спасен. При том, что собака «под уздцы», а я вполне адекватна и с улыбкой сообщаю, что мы безопасны. В итоге дочь с явным удовольствием гладит Чарлика, а у меня в лексиконе появляется новое слово «собачуля».

Весна. Красота. Много молодых мамочек с детьми и колясками. Мамочки соскучились по общению, щебечут. Коляски загораживают все проходы, подсыхающие дорожки. Малышня в ярких одежках рассыпана вокруг как фантики от конфет. Осторожно и внимательно глядя по сторонам, лавируем между ними – нам бы до набережной добраться. Одна из мамаш останавливает нас:
-Можно погладить вашу собаку? - И, получив утвердительный ответ, зовет дочь, Настеньку, лет 3-4-х. И опять восторг и радость на детском личике.

Не все дети умеют гладить пса. Как правило, крепко сомкнутой ладошкой они просто касаются лба собаки, повторяя раз за разом одни и те же движения. Но встретили мы однажды девочку 6-ти лет, которая удивила меня природным чутьем и знанием. Маленькие пальчики умело скользили по ушам и спине и ласково зарывались в густую шерсть. А потом дите просто присело и обняло Чарли за шею. И оба замерли.
Познакомились, разговорились. «Вырасту, буду лечить животных», – сказала она при прощании.

У Чарлуши есть опыт общения с детьми. Он просто их любит.
Когда ему было чуть больше года, мы всем семейством жили летом на даче. Гуляли обычно в лесу и в поле за участками. Встретили там как-то соседей по поселку – бабушку Аню, маму Олю и двухлетнего Глебушку. Собака и ребенок, путаясь в высоченной траве, смешно сказать – бегали наперегонки, сталкивались, обнимались, отпрыгивали, падали на землю, заключив друг друга в объятья, вскакивали снова... И все сопровождалось заливистым смехом малыша. Наконец, улеглись в обнимку на примятой растительности...
Счастливы были оба. Мы с мамой и бабушкой наблюдали эту возню, улыбаясь и полностью доверяя собаке. Никогда здоровый пес не обидит ребенка.
Глеб подрос, учится в школе, в 5-м классе. Дома у них живут взятый из приюта  «дворянин» и волнистый попугай.

***

Да, нередки случаи нападения собак на детей и взрослых. Но подумайте, не сами ли мы провоцируем дворняг на схватку. Мы просто не знаем ИХ законов и правил общения.
Кроме того, у животных отличная память. Недаром многие псы не выносят дворников южно-азиатской внешности.
Если же с катушек слетает домашний пес, то, следовательно, не все в порядке с головой у хозяина.

И все же. Все же...
Как сохранить в детях доброту и сердечность? Чтобы, взрослея, не ожесточались? Пожалев в детстве живое существо, слабое и беззащитное, испытав боль утраты своего «меньшОго брата», может быть, осознают, какова истинная ценность жизни. И не забудут свою кровную связь со всем живущим. Возможно, станут нежнее с родителями и позаботятся о ком-то еще, одиноком и нуждающемся в помощи и внимании.
Как в этом рассказе "Случай в зоопарке" Виктора Винниченко
http://www.proza.ru/2013/06/08/1301

Думаю, животные помогают нам не «озвереть» от жизни среди людей.
Или я не права?




Февраль 2013г.


      Продолжение здесь -  http://www.proza.ru/2013/02/06/294