39. Вода наступает

Константин Рыжов
38. Ужасная тайна генерала Бомбасы http://www.proza.ru/2010/08/01/394

Воцарилась долгая пауза. Старый археолог и его спутники  растеряно смотрели друг на друга. Тысячи гнетущих мыслей теснились в их головах. Друзья вспоминали о работниках электростанции, обреченных погибнуть от страшного взрыва, о жителях Мастодонса, которые спокойно готовились сейчас ко сну, не подозревая, что ночью их дома зальет вода, о сотнях шахтеров, чьи шахты и карьеры неминуемо станут  жертвой разбушевавшейся стихии, а также о многих других, кому не суждено пережить сегодняшнюю ночь. Невольно задумывались они и о своей собственной судьбе, ведь опасность грозила им в гораздо большей степени, чем всем остальным…

И тут внезапно тишина, царившая в зале, была нарушена звуком, которого меньше всего можно было здесь ожидать – в углу зазвонил телефон. Все вздрогнули, словно от удара электротоком и испуганно переглянулись. Аристарх Ромоданович быстрыми шагами пересек зал, нашел телефон и взял трубку.

- Алло! – сказал он хрипло.

На другом конце провода повисло минутное молчание, видимо, звонивший также  находился в недоумении. Потом раздалось яростное рычание:

- Профессор! Как ты там оказался? Опять мешаешься не в свое дело и суешь куда не надо свой любопытный нос? Но на этот раз, приятель, ты свалял большого дурака! Куда, куда, а сюда тебе  не следовало лезть.

- Что ты вытворяешь, Мамба? – с негодованием спросил Аристарх Ромоданович. – Или ты совсем свихнулась и не понимаешь, чем все кончится? Взрыв этих бомб уничтожит целый город!

- А мне-то что?  Разве среди тысяч тамошних обывателей есть хоть один, кто желает мне добра? Если завтра пройдет слух, что Мамба сдохла от голода под забором или что ее подстрелили легавые, кто из них пожалеет обо мне?

- Но они ни в чем перед тобой не виноваты!

- Ну и шут с ними! Лишь бы золото было со мной! –  отвечала злодейка.

Ее слова поначалу озадачили археолога. Но в следующее мгновение ему стал ясен чудовищный замысел бандитов.

- Неужели, - воскликнул он, - вы затеяли весь этот кошмар ради  золотой статуи?

- Много будешь знать, плохо будешь спать, - свирепо огрызнулась преступница, раздосадованная тем, что проговорилась.

Если бы она могла убить профессора  при помощи телефона, он бы уже давно простился с жизнью. Но оказалось, что у Мамбы есть другой способ поквитаться с врагами. Оборвав на полуслове разговор, она отошла куда-то в сторону. Археолог слышал, как преступница горячо препирается со своими сообщниками. Минуты через полторы Мамба вернулась к разговору, что бы поделиться переполнявшей ее злобной радостью.

- Ну, вот и все, старая калоша! – сообщила она. – Мы, наконец, свели с тобой счеты!

От этих слов по спине у Аристарха Ромодановича  пробежал холодок.

- О чем ты? – с запинкой спросил он.

- А что это с вашим голоском, профессор? – издевательски усмехнулась убийца. – Кажется, он немножко осип? Не хотите водички, промочить горлышко?

- Что за вздор ты несешь, какой водички? – пробормотал профессор.

- Ничего! – продолжала Мамба. - Сейчас нахлебаешься досыта, старая собака!

- Эй! – позвал Аристарх Ромоданович. – Что ты задумала, ненормальная? Ответь мне, слышишь?

В трубке раздались короткие гудки. Археолог машинально положил ее на рычаг и прислушался. Могильная тишина, царившая до этого, нарушилась каким-то новым звуком. Из дальнего конца залы послышалось тихое бульканье, затем что-то зашуршало. Потянуло свежестью, словно подул легкий бриз. На полу стало заметно какое-то движение, а потом профессор ощутил ногами слабый толчок. Он поспешно включил фонарь и громко вскрикнул – прямо на его глазах бетонный пол залы заливала стремительно прибывавшая вода! Во все стороны разбегались невысокие волны, увлекавшие за собой многолетнюю пыль, песок и мелкий сор. Можно было подумать, что путешественники перенеслись на берег ночного моря, где их застиг внезапный прилив. Вот очередная волна достигла ближайшей стены и разбилась о нее, словно о подножье скалы. И куда бы не направлял Аристарх Ромоданович луч своего фонаря, он повсюду видел быстро прибывавшую воду.

- Профессор! – крикнул Андрик. – Эти негодяи открыли шлюз! Надо скорее уходить отсюда, а то мы утонем.

- Пробирайтесь к дрезине и разворачивайте ее в обратную сторону! – распорядился археолог.

- А как же вы?

- У меня осталось еще одно неотложное дело!

Аристарх Ромоданович поднял трубку и быстро набрал номер мастодонсской полиции. Он почти не верил в успех своей затеи, и когда в трубке прозвучала будничная фраза «Дежурный по управлению слушает!» это показалось ему настоящим чудом.

- Полисмен! – крикнул он. – Говорит профессор Теодоров! Мне нужно срочно связаться с инспектором Дойчелом!

- Инспектора нет, - отвечал полицейский. – Он расследует дело по угону автокрана!

- К черту кран! – взорвался археолог. – Соедините меня с ним немедленно! Речь идет о деле чрезвычайной важности!

Дежурный надолго замолчал. Вода тем временем поднялась  выше колен. Наконец, откуда-то издалека донесся знакомый голос:

- Дойчел у аппарата! Что там у вас стряслось, профессор?

Аристарх Ромоданович судорожно вздохнул и помолчал секунду, стараясь унять дрожь. Потом он сказал:

- У меня страшно мало времени, инспектор, а сообщить надо много. Возможно, мои слова покажутся вам дикими и нелепыми, но, ради бога, не думайте, что я шучу или сошел с ума! Над Мастодонсом нависла смертельная опасность! Около сотни огромных бомб заложены в основание плотины, и уже приведен в действие часовой механизм, который должен их подорвать! Взрыв произойдет через пять с половиной часов!

Археолог замолчал, давая возможность полицейскому переварить полученные сведения.

- Ваши слова действительно звучат очень странно, профессор! – услышал он слегка удивленный, но по-прежнему размеренный голос инспектора. – Откуда вы звоните?

Аристарх Ромоданович с отчаянием взглянул вниз. Вода доставала ему уже до пояса и продолжала быстро прибывать.

- Дойчел! – воскликнул он, - я нахожусь в пятнадцати метрах от этих бомб! Поверьте, что это правда! Немедленно поднимайте тревогу, начинайте вывозить жителей. Если не будете медлить, спасете всех!

Кажется, его слова произвели впечатление.

- Пусть так! – сердито отозвался инспектор. – Но кому понадобилось  взрывать эти ваши бомбы, будь они неладны?

- Эйму с его бандой! – крикнул Аристарх Ромоданович. - Они хотят, спустить всю воду из озера. Это позволит им добраться до храма вблизи Черных скал и похитить оттуда золотой истукан великого мастофара. К несчастью, эта статуя такая же реальность, как бункер генерала Бомбасы и бомбы под электростанцией. Поверьте, мне! Я был сегодня в храме и видел ее собственными глазами. Это несколько тонн чистого золота! От жадности негодяи совершенно лишились рассудка. Они готовы на любое преступление!

Вода достала профессору до плеч. Он понимал, что еще одна минута промедления может стать для него роковой, но ему было важно услышать ответ полицейского. К счастью, при всех своих недостатках, Дойчел умел быстро соображать. Его живой ум легко увязывал между собой случайные обрывки разнородной информации. Аристарх Ромоданович слышал, как инспектор бормочет себе под нос:

- Плотина, бомбы, озеро,… Эйму, храм, статуя… Если вода спадет, бандиты будут на машине… Но, что бы извлечь статую, им потребуется автокран!

Несмотря на весь ужас своего положения Аристарх Ромоданович вздохнул с облегчением. Пропавший кран стал той пресловутой соломинкой, которая переломила спину верблюду! Дойчел ему поверил!

Вода подобралась к самому подбородку археолога. Время, отпущенное ему судьбой, истекло. Но, кажется, он сумел воспользоваться им так, как надо.

- Прощайте, Дойчел! – проговорил он в трубку. – Больше я ничем не могу помочь. Теперь все зависит только от вас!

Бросив телефон, Аристарх Ромоданович быстро поплыл к выходу. Но прежде, чем он успел добраться до стены, арка прохода скрылся в набегавших волнах. Это означало, что глубина подземного озера превысила 3 метра и продолжала расти. Напор втекающей воды был так силен, что даже здесь, далеко от шлюза, ощущалось ее явное движение. Прежде чем нырнуть, профессор бросил последний взгляд на таймер. Тот показывал «05.32».

Набрав полную грудь воздуха, профессор с головой ушел под воду.  Заплыв оказался не из простых! Дыхания не хватало. Сердце бешено колотилось в ушах, а коридор все не кончался. Большая часть лестницы уже исчезла под водой. Аристарх Ромоданович с трудом добрался до площадки, облицованной белым известняком, и только здесь сумел перевести дух. Поднявшись немного вверх, он присел отдохнуть и включил фонарь. Черная как смоль вода бурлила прямо под ним. Сквозь нее проступали слабые контуры памятника Бомбасе. Можно было подумать, что в глубине плавает чья-то грузная, мешковатая фигура. 

Профессор заставил себя встать и, пошатываясь, выбрался на поверхность. Друзья встретили его появление радостными криками, поскольку долгое отсутствие наставника начало их всерьез беспокоить. Впрочем, они тоже не теряли времени даром. Андрик нашел неподалеку кем-то брошенный лом. Действуя им, как рычагом, путешественникам удалось снять дрезину с путей, развернуть ее и вновь поставить на рельсы. Таким образом, все было готово к отъезду. И как раз вовремя! Едва Аристарх Ромоданович уселся на свое сиденье, послышался громкий всплеск. Наступающая вода брызнула на железнодорожное полотно. Ее напор нарастал с каждой секундой, и вскоре из-под земли бил уже настоящий гейзер. Возможно, прорывавшиеся в подземелье могучие струи смыли какое-то препятствие, а может быть, открылось несколько новых шлюзов.

- Быстрей! – скомандовал Аристарх Ромоданович.

Путешественники дружно нажали на педали. Дрезина сорвалась с места и  заскользила по туннелю. Но, не смотря на предельную скорость, беглецам никак не удавалось оторваться от наступавшего потока. Оглядываясь на ходу, они видели, что буквально по пятам их преследует стремительная волна. Рельсы, по которым проносилась их коляска, уже через несколько секунд заливались водой.

За пределами плотины дорога пошла вверх. То ли благодаря этому, то ли из-за того, что туннель здесь был немного шире, скорость наступающей воды снизилась. Однако потом она быстро наверстала упущенное. К дверям бункера они прибыли практически одновременно. Едва  соскочив на землю, беглецы оказались по щиколотку в воде.

- Андрик, отпирай! – крикнул Аристарх Ромоданович.

Мальчик ухватился за колесо и попытался повернуть его. Но, увы, - из этого ничего не вышло. Хотя Андрик налегал изо всех сил, колесо не желало вращаться, дверь оставалась неподвижной.

- Профессор! – с отчаянием в голосе воскликнул юный сыщик. – Механизм не действует! Наверно, его  сломали!

Аристарх Ромоданович поспешил на помощь. С огромным трудом ему удалось немного сдвинуть дверь, но дальнейшее движение опять застопорилось.

- Мне кажется, - крикнул археолог, - кто-то заклинил передающие зубчатые колеса.

- Что же нам делать? –  ломая руки, спросил Бэрик.

- Нужен рычаг! – сообразил Андрик.

К счастью, они захватили с собой лом! Мальчик бросился обратно к дрезине и вернулся уже по пояс в воде. Когда им удалось приладить лом между спицами колеса, она поднялась почти что до груди.

- Поднажали! – крикнул Аристарх Ромоданович.

Они все вместе налегли на лом. Колесо дернулось, словно перемалывая какое-то препятствие, и послушно закрутилось вокруг оси. Дверь заскользила по полозкам. В образовавшееся отверстие хлынула накопившаяся вода. Мощный напор увлек всех вглубь бункера. Только профессор сумел ухватиться за косяк и устоял на ногах. С трудом дотянувшись до внутреннего колеса, он быстро повернул его против часовой стрелки. Тяжелая дверь, словно нож, вошла в клокотавшую струю и, обрубив ее, возвратилась на старое место. Наступающей воде был поставлен надежный заслон…

Несколько минут путешественники сидели в луже на полу, не в силах произнести даже слова. Потом они с трудом поднялись на ноги и трижды прокричали «ура». Пусть их положение продолжало оставаться крайне шатким и двусмысленным, непосредственная опасность миновала. По крайней мере, пока…

40. Рискованный план Андрика http://www.proza.ru/2010/08/01/618

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294