Записки учителя воскресной школы

Лариса Калюжная
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

***Свою учебу на епархиальных православно-педагогических курсах я рассматривала как некий ликбез в религиозном образовании, не более. Но на  молебне после выпускных экзаменов руководитель курсов о. Николай сказал такую проповедь, после которой я сразу стала искать ближайшую от моего дома церковь с воскресной школой. До сих пор удивляюсь, как я, не будучи педагогом по образованию, имея за плечами всего лишь два года православных курсов, решилась на это ответственное дело… Надо добавить, что в то время никаких учебников, методических разработок и программ для воскресных школ практически не было. Шел 1996 год.

***Когда передо мной встал вопрос, с чем я приду на занятия в воскресную
школу, мне было ясно только то, что урок не должен быть скучным, что, конечно, очень важно знать предмет, который я буду преподавать, но еще важнее, чтобы дети поняли, зачем он им нужен. И еще, по мере своих сил, я должна поддержать, или даже зажечь в них огонь веры. Возможно, что последний пункт – и является самой главной моей задачей…
Священник, завуч детской воскресной школы, посоветовал мне разбить урок на три части. Первую, большую по времени часть, должна занимать основная тема урока по заранее составленному мной плану, который утверждался батюшкой (в разные годы это были: Новый и Ветхий Завет, разбор Символа веры, утренних и вечерних молитв, Литургия, История Церкви и т.д.). Во второй части урока можно было пересказать житие святого, поучиться читать на церковно-славянском языке, подготовить детей к предстоящей исповеди, причастию. А в третьей части поговорить, например, о наступающем празднике или о насущных проблемах.
  Я быстро оценила возможности этого приема. Благодаря переключению внимания, у детей поддерживалась живость восприятия до конца урока. У меня же появлялось время для общения с детьми на актуальную тему, для ответа на интересный вопрос, для беседы о нравственной проблеме, которая может встретиться в современной жизни. Мне самой приходилось придумывать нехитрые жизненные ситуации, которые мы потом обсуждали вместе с детьми, стараясь разрешать их как православные христиане.
 
***К своему первому уроку в воскресной школе я готовилась чуть ли не все лето. Очень боялась, что от волнения не смогу сказать ни слова, поэтому выучила наизусть тщательно продуманный и записанный в тетради текст. Чтобы урок был ярким и запоминающимся, я придумала принести на занятие свечу и зажечь ее в начале урока. С горящей свечой мне хотелось сравнить христианина, в котором горит огонь веры.
К моему великому огорчению в тот год в группу, которую мне поручили вести, записалось всего шесть детей от восьми до двенадцати лет... Однако, когда я пришла в класс, там было достаточно многолюдно. Я не учла, что вместе с детьми на уроке будут присутствовать их родители и бабушки.  Был даже один дедушка. В ходе урока выяснилось, что взрослые ведут себя очень активно: отвечают на вопросы, заданные детям, подсказывают, чаще всего неправильно, сами задают вопросы. Перед началом следующего занятия мне пришлось напомнить взрослым, что урок я провожу для детей, попросить их пересесть на задние скамейки и не подсказывать…

 (Смотри продолжение: http://www.proza.ru/2012/12/15/1968)