Записки учителя воскресной школы 2

Лариса Калюжная
***Больше всего я боялась, что дети зададут мне вопрос, на который я не смогу ответить, поэтому сделала домашние заготовочки на предполагаемые ситуации. В самом тяжелом случае я решила говорить, что вопрос задан очень интересный, и мы обязательно поговорим о нем на следующем занятии, а сейчас не будем отвлекаться от темы. «Тяжелые» вопросы и мои промашки, конечно, были, и я их хорошо помню…

 ***Самый первый, и, как мне показалось, смешной вопрос, задала одна из мам: «При крещении человеку прощаются все грехи, в том числе, и первородный грех. Так значит, мы теперь безгрешные?»

 ***Как-то раз моя коллега, преподаватель воскресной школы, пожаловалась мне, что у нее есть ученик, который постоянно ставит ее в тупик своим поведением и вопросами. Например, на прошлом занятии, когда она сказала, что человек должен любить ближнего своего как самого себя, он встал и заявил, что он себя ненавидит. Она даже не нашлась, что ему возразить на это. Мне показалось, что это просто: ненавидит он не себя, а свой грех, а значит, не все так плохо…

 ***Однажды, рассказывая о детстве какого-то святого, я упомянула, что благочестивые дети бывают, обычно, у благочестивых родителей. После этих слов в классе произошел какой-то шумок, подняв голову от конспекта, я увидела, что некоторые дети укоризненно смотрят на своих мам, а одна из девочек прямо произнесла: «Вот видишь, мама!»

 ***Даже легкий шум смолкает, как только начинаешь читать детям художественный рассказ или сказку. Поэтому я неутомимо отыскивала отрывки из художественных произведений, рассказы, сказки, после чтения которых можно было бы построить беседу на нравственную тему, затронутую в них. Очень хороши для этого произведения некоторых советских писателей, например, В. Осеевой («Сыновья», «Бабка», «Что легче?»), Л. Пантелеева («Честное слово»). По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» я построила игру. Разбила детей на три команды (к тому времени группа разрослась до 20 человек), прочла рассказ, с сокращениями, конечно, до слов: «Что же нам с ним делать?» и предложила придумать свой конец рассказа, согласовав его со словами книги Бытия о том, что Бог дал человеку власть над животными. Все продолжения рассказа я зачитала, они вызвали неподдельный интерес у присутствующих. Затем я прочла авторское окончание, чего все с нетерпением ожидали. Я очень опасалась, что дети этот рассказ уже читали. В ходе урока выяснилось, что никто из пятнадцати присутствующих на уроке детей не читал этого произведения…


(См. продолжение: http://www.proza.ru/2012/12/23/1093)