Раздумье о картине Апофеоз войны у крепости Арк

Александр Жгутов
Фотокопия иллюстрации картины "Апофеоз войны" получена из Интернета.



Раздумье  о картине «Апофеоз войны» у крепости Арк.

 
 Посвящается 90-летию образования СССР




«...Взбегу на холм
                и упаду
                в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
За свищут стрелы, будто наяву,
Блеснет в глаза
                кривым ножом монгола!
 

…Но кто там
               снова
                звезды заслонил?
 
Иль то из мифа страшного циклопы?
Где толпами протопают они,
Там топят жизнь
                кровавые потопы!...»

«Звезды» ( другой вариант «Видения на холме») Н.М. Рубцов.
 
 



О  своих туристических впечатлениях от поездки по Узбекистану в сентябре-октябре 2012 года, я рассказал Вам в своих репортажах «Песком времени наш путь земной пылит».

 О посещении Бухары  мною написан  рассказ «Пешком по древней Бухаре»  (    http://www.proza.ru/2012/10/18/1111 ).

  Увидеть своими глазами старую Бухару, всё равно что через виртуальные порталы времени погрузиться в глубокое прошлое.

Вот  уже минуло два месяца после нашего отъезда из древнего города, а Бухара меня всё не отпускает.
Мы с сыном приехали в центр старой Бухары и ступили на бухарскую землю у  Ляби хауза.

   Как только мы оказались на бухарской святой земле,наши фотокамеры защелкали быстрее чем мы передвигались.

 Воистину, для нас с сыном это были  шаги в седое историческое прошлое Средней Азии- Мавераннахра - государства Тимура,названного им Тураном

Тимур приказал выбить название своего государства "Туран". Об этом гласит на чагатайском тюркском языке Карсакпайская надпись 1391 года.
 
    Город только-только начинал ещё просыпаться,а первые лучи восходящего солнца ещё даже не касались голубых башен минаретов.
    Одни торговцы, кто на тележках,кто на спинах ишаков,тащили свой товар к стенам древних медресе. Другие уже копошились около своих прилавков в Торговых куполах…
    В древности Бухара входила в состав Согда и была уже известна во времена Александра Македонского.
  Получив первые познания о древнейшем городе,мы с сыном узнали, что по результатам археологических раскопок на территории города: по найденным там  монетам, ювелирным изделиям, примерный возраст Бухары может датироваться IV веком до н. э.
По другим преданиям и легендам Бухара якобы существовала и 4000 лет тому назад.

Недалеко от площади Регистан,в парке Саманидов,на месте древнего кладбища,  находится Мавзолей Саманидов, который возведен между 892 и 943 годами Исмаилом Самани - основателем государства саманидов, для своего отца Ахмада ибн Асада. Позднее в нем якобы был погребен и сам Исмаил,а затем, согласно надписям над входом, и внук Исмаила
Облик династической усыпальницы Саманидов связан с согдийскими традициями и является своеобразным переходом к новому стилю среднеазиатского зодчества.

 Истоки его архитектурных форм специалисты усматривают в зороастрийских погребальных сооружениях и храмах огня, которые  ещё кое-где сохранились в Узбекистане.

 
 В доисламской архитектуре куб символизировал земную твердь, купол – небосвод, а их единение – Вселенную.
    Когда на площади Регистан я увидел крепость Арк у меня на зубах начал поскрипывать песок времени.
  Из имеющихся на страницах Интернета сведений я уточнил,что в своё время Арк,  являлся символом величия власти. И сегодня эта крепость самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары.

 Арк — это большое земляное сооружение в северо-западной части современной Бухары, которое на плане  напоминает неправильный прямоугольник, площадью около четырех гектаров. Высота крепостных стен от уровня площади Регистан до 20 метров.
Все существующие ныне постройки старой Бухары относятся к периодам правления узбекских династий Аштарханидов (XVII в.) и Мангытов (XVIII—XX вв.).
 
 «…Эта крепость построена на остатках древнейшего поселения,развалины которого  обнаружены на двадцатиметровой глубине в археологические слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался,а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке (Кухиндисе — как он упоминается в исторических источниках) содержатся в «Истории Бухары» Абубакра Наршахи (899—960). Наршахи,в частности писал: «Правитель Бухары Бидун Бухар Худот построил эту крепость, но она вскоре разрушилась. Сколько он строил, сколько раз разрушилась». Говорят, что когда правитель обратились за советом к мудрецам,они посоветовали ему строить крепость на семи столбах, расположенных по отношению друг ко другу, как звезды в созвездии Большой медведицы. Построенный таким образом Арк не стал разрушаться. Возраст Арка не установлен точно, но во всяком случае полторы тысячи лет тому назад он уже служил резиденцией местных правителей. Здесь,в мощной укреплённой цитадели, жили не только эмиры, но и их главные визири,военачальники и многочисленные слуги….»


В период правления династии Саманидов в IX-X веках крепость перестраивалась, укреплялись стены и башни,возводились различные здания на территории цитадели.
В разное время в Арке  жили и творили великие ученые, поэты, философы - Рудаки, Фирдоуси, АбуАли Ибн Сина, Фараби,  Омар Хаям.

 В цитадели они пользовались уникальной библиотекой. 

Сегодня  сведений о судьбе этой библиотеки не имеется. Скорее всего её разграбили, а затем и уничтожили в время  многочисленных  захватнических войн.

   В феврале 1220 года Бухару захватили войска Чингис-хана. Жители  Бухары пытались укрыться в Арке, но завоеватели, путем обмана и обещаний не причинять вреда жителям, вероломно проникли в  крепость перебили защитников, а город разграбили и полностью разрушили.
 По приказу Чингисхана  плененных жителей Бухары затем использовали при штурме Самарканда.

 В последнем разрушении Арка обвиняют большевиков, которые под командованием Михаила Васильевича Фрунзе во время осады Бухары в 1920 году бомбили Арк с самолёта.
 Большая часть крепости тогда превратилась в хаос руин.
 
Однако есть основания полагать,что к разрушению цитадели приложил руку и последний эмир Бухары Алимхан.
Он перед бегством в Афганистан распорядился взорвать Арк «…чтобы никто не мог глумиться над интимными для него местами, особенно громадным гаремом. И действительно, территория гарема пострадала сильнее всего и, по оценке археологов, не подлежит восстановлению, поскольку в настоящий момент представляет собой лишь слежавшуюся глиняную массу.»

2 сентября 1920 года Красная Армия во главе с М. В. Фрунзе в результате трехдневного штурма захватила Бухару.
 Эмир бухарский Сеид Алим-хан бежал из города и эмирата в Афганистан. На этом Бухарский эмират прекратил свое существование.

14 сентября 1920 года были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров), который возглавил Ф. Г. Ходжаев.

 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году, по национальному признаку, была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР»

    Казалось бы:  ну, и что тут такого, совершил туристический пробег по историческим местам  Центральной Азии,увидел и запечатлел на фотокамеру себя на фоне Старой Бухары, дворцов эмира, увековечил в своей памяти бухарские минареты и медресе, узнал много нового о покорителях Вселенной:  Чингисхане, Тамерлане, известных всему подлунному Миру поэтов,астрономов, врачей:  - Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина (Авиценна).
 

Нет.  У меня « ну, и что тут такого» не бывает.
   
Какая-то неведомая сила всего увиденного продолжает держать меня в своем плену.
Она будоражит мой  мозг  «голографическими» живыми видениями пожаров и битв, зычными звуками победных фанфар и стонами гибнущих воинов под копытами вздыбленных и скачущих коней, запахами пота, крови, едкой гарью дыма и болью в глазах от пронизывающего насквозь песчаного ветра времени.

    Кажется, я понял в чём  дело?

 Это наше сегодня не дает мне покоя и напрягает: - Да ты же помнишь??? 


                жжж


    Вспомнил!!!
   Конечно же– это мой череповецкий земляк, знаменитый художник - баталист  Верещагин  Василий  Васильевич. (1842—1904)
 
Это он до сих пор посылал  мне своё беспокойство души,которое с чувством глубокой боли  и большой любви ко всем живущим на земле запечатлел красками  на своих нетленных полотнах и показал всему миру его реалистичность и сюрреализм натуры о бренности жизни на Земле.
И я отчетливо представил его картину «Апофеоз войны», написанную в 1871 году, размером 127х197 см., которую лет 35 тому назад видел в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

    А ещё в моем  сознании пронеслось?

 Ведь полвека,после того как в Бухаре у крепости Арк, под палящими лучами солнца,художник Верещагин выбирал очередной сюжет для своей картины, в 1920 году у ворот этой же крепости на лихом скакуне, во главе кавалерийского эскадрона,  гарцевал мой дед- Жгутов Иван Никитич в ожидании приказа командарма Фрунзе о начале штурма последнего оплота Бухарского эмирата- крепости Арк. 
    А  я со своей не ленивой любознательностью оказался на этой самой площади Регистан у крепости Арк ровно через 140 лет после Верещагина и через 90 лет после того, как оттуда со своими красными кавалеристами  ускакал в вечность мой дед Иван Никитич.

    Вот такая наша жизнь.

 В  1992—1997 годах, серия рекламных роликов «Всемирная история, Банк Империал», отснятых Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал», сбила меня с панталыку. И я до сей поры наивно полагал, что эта картина Верещагина о Чингисхане.
 
 Ан нет.  На тебе: и на старуху бывает проруха.

     Василий Верещагин  в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. Отслужив некоторое время после окончания кадетского корпуса, Василий вышел в отставку и в 1860 году поступил в петербургскую Академию художеств.
 Затем до весны 1866 года обучался в Парижской академии художеств.
 
В 1867 году он,будучи уже художником,принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана  и в качестве прапорщика поехал в Самарканд. Там Верещагин сразу же получил боевое крещение,за что был награжден Орденом Святого Георгия 4-го класса.

Уже в начале 1869 года в столице,при содействии генерала Кауфмана, была организована  выставка картин «Туркестанской серии», написанных  Верещагиным в Ташкенте, Самарканде и Бухаре.
   Картины  Верещагина  были  такой поражающей силы, что один прусский генерал  просил императора Александра II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».
Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер.

    «Апофеоз войны», изображающий засохшие деревья, полуразрушенный безлюдный город, выгоревшая от зноя пустыня, пирамида смерти и истребления рода человеческого, и…каркающее вороньё  в центре  мироздания– как пуля или сабельный удар,поражает мозг этот колорит полотна.

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана».
 
Замысел её был якобы связан с легендой, по которой  к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска и жаловались на своих мужей, погрязших в прелюбодействе.

 Тогда Тамерлан приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове  развратников  и сложить из них пирамиду.

   По другой версии «Апофеоз войны»  появилась якобы  под впечатлением  Верещагина от рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе отрубил голову европейскому путешественнику и приказал положить её на вершину пирамиды черепов уже казненных  людей.

Первая версия мне  кажется прилизанной «под справедливость», которую нёс Тамерлан всему роду человеческому. Вторая версия более походит на прозу жизни и обычаи восточной деспотии.

Но,так или иначе,на этой картине воспроизведена одна из пирамид, которые по приказу Тамерлана сооружались из голов завоеванных и истребленных им народов.
 
Верещагин как художник-философ изобразил вообще суть любой истребительной войны.
 
 Неслучайно под картиной Верещагин написал:

 «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим»!!!


 Василий Васильевич Верещагин показал всему миру кровавую гибельность сущности любой  войны....

Василий Васильевич Верещагин погиб как герой 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым  на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине  в Порт-Артуре  во время русско-японской войны.


Удивительно то, что за последнюю четверть века, за исключением разве что, упомянутых рекламных роликов «Всемирная история, Банк Империал», отснятых Тимуром Бекмамбетовым, я не видел других каких- либо публикаций или выставок,  посвященным предостережению  всех  ныне живущих на земле завоевателей и заклинанию их от попыток завладения миром.


 Напротив, со всех экранов мы беспрестанно видим и слышим стоны и слезы, стрельбу и огонь  из всех видов смертоносного оружия, и… «радость,безумную радость победы», в очередной раз «спасающих мир» завоевателей будущего.


 «Апофеоз войны» сегодня, похоже, никого не тревожит. Висит себе это бесценное по своей силе полотно где-то в  Третьяковке.

 Да и там ли оно вообще???





При подготовке  данной работы использовались, опубликованные в Интернете, материалы:

   
Апофеоз войны.   Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Верещагин, Василий Васильевич.Биография.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии;

Документы об участии российских моряков в миссии Н. П. Игнатьева в Хиву и Бухару 1857—1859 гг.;

Русские военные историки XIX в. о причинах и мотивах движения России на восток (в Среднюю Азию и Южный Казахстан);

М. Тереньтьев. Россия и Англия в Средней Азии.;

Новейшая история Узбекистана Материал из Википедии — свободной энциклопедии;


Бухара.   Материал из Википедии — свободной энциклопедии;


Самарканд.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии;




      
Михаил Калишевский.  «Как Россия «обустраивала» колонии в Средней Азии. К 145-летию образования Туркестанского генерал-губернаторства;

Центральная Азия   История;
 
Туркестанское генерал-губернаторство
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.