Песком времени наш путь земной пылит. Глава пятая

Александр Жгутов
   

Песком времени наш путь земной пылит.
Глава пятая.
 

Пешком   по древней Бухаре.
 

Ранним утром 26 сентября 2012 года наш поезд прибыл на станцию Каган, что в 10 километрах от города Бухара.

Через каких- то  тридцать минут мы с Алексеем уже  были у Ляби- Хауза, в  центре старой Бухары.

  Там нас приветливо встретил бронзовой улыбкой Ходжа Насреддин,восседая на своем ишаке.

 Глядя на него, создавалось впечатление, будто бы он предлагает   нам лично провести экскурсию по своему родному городу.
 
Но тут, как тут, словно из-под земли, появился ещё один житель Бухары.    Мы взаимно поприветствовали друг друга и тут же познакомились.

  Он назвал себя Курбан-ака и  предложил свои  услуги в качестве гида   и водителя одновременно.

 Осматривать седые древности из окна персонального авто мы посчитали неэтичным,  поэтому  сказали, что пока не жарко будем  осматривать достопримечательности   самостоятельно.


 - Вот после обеда, когда плотно покушаем  и обленимся, вполне возможно проедемся с вами по окрестностям Бухары. - ответил я  на предложение Курбана.
 
На это он охотно согласился  золотой улыбкой  своих  коронок.


  Наши фотокамеры щелкали быстрее, чем мы шли. Это воистину были шаги в историческое прошлое Центральной Азии.
 
Лазурные купола мавзолеев и башни минаретов на фоне голубого неба, освещенные  лучами восходящего солнца, завораживали.
 
Город только- только начал просыпаться. Торговцы тащили свой товар  к  стенам медресе, копошились около своих прилавков в  Торговых куполах.


 Обойдя по малому кругу, мы вернулись к Ляби-Хаузу ( в переводах с таджикского, узбекского и арабского  имеет различные толкования: губы пруда, вокруг пруда, а точнее – у пруда).
  Позавтракали в кафе у пруда,  попили чайку зеленого.

 
  Потом,  сфотографировавшись лично с известным шутником и юмористом
 Ходжа Насреддином, и пошли  с твердым намерением самим наследить в Бухаре.
 
 Посетив с утра  музей  рядом с Ляби-Хаузом, мы получили первые познания о древнейшем городе Азии.

На зубах уже  начинал поскрипывать песок времени.

В результате  раскопок на территории города,  по найденным там  монетам,  ювелирным изделиям,  археологи определили, что примерный возраст Бухары может датироваться IV веком до н. э.

 По другим преданиям и легендам  Бухара якобы существовала  и  4000 лет тому назад.

 Возникновение города связано с  легендами, по одной из которых сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

В древности Бухара входила в состав Согда,  и была уже известна во времена Александра Македонского.

 Слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания.


В 709 году арабы завоевали  Бухару и обратили местных огнепоклонников в ислам.

 С тех пор Бухара  стала торгово-ремесленным и культурным центром Средней Азии. Здесь проходил  Великий Шелковый путь.

В 1260-х годах в Бухаре побывал итальянский путешественник Марко Поло.

 В 1370 году  потомок  Чингизхана – Тимур,  включил Бухару в свою обширною империю.


 Теперь я продолжу вам свой рассказ  с того места, где мы утром  ступили на бухарскую землю.

 Это ансамбль Ляб-и хауз, расположен он в юго-восточной части шахристана Бухары.

 Вокруг хауза Надир-Беги сгруппированы медресе Кукельдаш , ( в нем сейчас находится музей, посвященный писателям Садриддину Айни и Джалола Икроми), медресе Диван-Беги,которое изначально предназначалось для караван-сарая, и ханаки Диван-Беги.  Все эти памятники древности были построены в период с 1569 по 1623 годы по инициативе самого Надира Диван-Беги

В Средние века Ляби-хауз был оживленной торговой площадью, этому способствовала близость к главной торговой улице с ее Торговыми куполами.

Полюбовавшись вдоволь архитектурой  и мозаичными панно зданий, мы направили свои стопы в направлении  крепости Арк.

В центре  города    очень удачно и красиво вписываются современные отели для многочисленных  туристов со всего мира.

 Буквально в шаговой доступности располагаются Торговые купола, которые были построены  где-то в ХV1 веке.

 Эти купола  интересны тем, что торговые ряды расположены прямо на улице, но под  крышей.  Это создает прохладу и тень.

  Продают   здесь всякую всячину - от шелковых  платков и тканей самодельной окраски, изделия из керамики, разные украшения, бухарские кинжалы, деньги прошлого века, национальные музыкальные инструменты, даже  военную форму разных периодов, шапки, фуражки, будёновки, значки и монеты.

 Шум и толкотня,  пестрая, разноязыкая публика  и праздничная атмосфера  восточного базара, порождает  иллюзию утраты реальности и перемещения во времена, когда  здесь пролегал Великий шелковый путь.
 
Практически из любого места в центре города, как Эфелева башня в Париже, виден Минарет Калян.
  Изящная  красота и величественность минарета поражает воображение.

Его высота 46,5 метров, а  фундаментальная часть  достигает в глубину до 10 метров. Диаметр минарета у цоколя  около 9 метров.
 
Минарет Калян  являлся не только сторожевым  маяком  и местом откуда  призывали верующих на молитву. Минарет служил также и  «лобным местом казни».  С высоты минарета преступников сбрасывали на каменные плиты площади.

 
Очень красив архитектурный комплекс Чор-Минор,который называется ещё как медрессе халифа Ниязкуля.Он был построено в 1807 году. В составе комплекса есть мечеть айванного типа, парадный вход оформлен в виде купольного здания с четырьмя высокими башнями,  с  куполами лазурного цвета.

 Башни напоминают минареты,  поэтому памятник называется Чор-Минор, то есть "четыре минарета».


Медресе Улугбека  было построено в 1417 году по приказу внука Тимура - астронома и правителя Улугбека.

 Архитектурная особенность его в том, что в орнаментах, украшающих медресе, просматриваются звездно-небесные элементы, которые  связаны с научным мировоззрением Улугбека.

 На воротах медресе  высечены  слова мыслителя  Улугбека: «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки».


Часа через два глаза устают от  множества медресе и минаретов.  Порталы, мозаики,  росписи арабской вязью, всё  начинает казаться однообразным.

 Но проходит какое-то время и тебе  вновь  хочется вернуться и  увидеть то, что оказалось незамеченным в первый раз.


Так неспешно, от улицы до улицы, вдоль торговых рядов, часам к 10 утра мы  дошли до  площади Регистан,  и на ней увидели… крепость Арк,  оплот эмиров -  символ неприступности и величия власти.
 
Когда всматриваешься в  панораму  площади Регистан, с возвышающейся на ней крепостью Арк,   возникает ощущение застывшего времени в  спрессованном песке  этого сооружения.
 
 
 Арк  самый древний архитектурный памятник Бухары, представляющий собой большое земляное фортификационное сооружение.

 Высота крепости от уровня площади Регистан  до 20 метров.
 
В феврале 1220 года Бухара была захвачена войсками Чингис-хана. Жители  Бухары пытались укрыться в Арке, но завоеватели, проникнув в  крепость, перебили защитников. Город был  полностью разграблен.  Жителей Бухары,  взятых в плен, Чингис-хан использовал при штурме Самарканда.

В средние века в Арке работали Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Аль-Фараби, позднее Омар Хайам.  Там была уникальная библиотека.

 Авиценна писал: «Я нашёл в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни…. Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался».

 
2 сентября 1920 года  Красная Армия во главе с М. В. Фрунзе в результате трехдневного штурма захватила Бухару. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил свое существование.

14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров).

 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.

В настоящее время в Арке ведутся большие реставрационные и археологические работы.
 Уже почти полностью восстановлены стены со стороны площади Регистан.


К 12 часам дня мы с Алексеем добрались  до Мавзолея Саманидов, который хорошо сохранился в первозданном виде и  по сей день.
 
   Он был возведен  между 892 и 943 годами,  для  Ахмеда ибн Асада, отца  Исмаилом Самани -  основателя саманидского государства, захватившего Бухару в 874 году.

 Позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей Саманидов: в нем был погребен сам Исмаил, а затем, согласно надписям над входом, и его внук.
 
Во время нашествия Чингисхана, жители Бухары полностью засыпали мавзолей песком и тем самым спасли его от разрушения.


 
 
Рядом с мавзолем Саманидов, расположен мавзолей Чашма-Аюб. Его  шатровое перекрытие  сразу выделяется среди куполов бухарских мечетей и медресе.

 Этот мазар возник в XII веке возле источника, связанного с именем библейского пророка Иова.
 Из Библии известно, что Иов был родом из шумерского города Хеврона.
 Этот библейский святой одинаково почитается как мусульманами, так и христианами, и иудеями.
 

 К часу дня мы заметно устали, нас уже переполняла чаша испитых впечатлений.

 Наши, разогретые солнцем, организмы   требовали    обеда, чая   и отдыха в тени.
 
Мы зашли в кафе около крепости Арк и славно отдохнули. За вполне умеренную плату нам подали очень вкусный обед.
 
Около трех часов,  заполнив рюкзак сувенирами и подарками, вновь возвратились  к Ляби-хаузу.

 Там, как по заказу,  нас с  приветливой улыбкой встретил  наш утренний знакомый  Курбан –ака.
 
- Ну, как погуляли, что увидели?  Не хотите,  посмотреть   ещё что-нибудь, и начал нам рассказывать о  памятниках, до которых  пешком  нам пришлось бы, как дервишам, неделю добираться.
 

  -Я готов сопроводить вас,прошу в машину.
 Цена,которую он назвал за услугу, нас, более чем, вполне устраивала.

 Мы увидели ,что Курбан ни какой-то рвач,стремящийся ободрать до нитки туриста,попавшегося в его руки.
 В нем светились приветливость,радушие и готовность помочь людям в незнакомом городе.
 
Мы с Алёшей выразили единодушное  желание посмотреть летнюю резиденцию эмира Бухарского.


(продолжение следует)

http://www.proza.ru/2012/10/18/1372