Глава 18. Ночлег в Долине Смерти

Рая Жигалина
Предыдущая глава здесь: http://www.proza.ru/2012/12/01/923

Миораш продолжал оттаивать в руках «сардельки». Но в глазах у него было столько грусти и усталости, словно его сослали на каторгу. Мне стало его жалко, и я решила ему помочь.

- Что, решила попробовать? – удивился фиор, когда я, преодолев брезгливость, взяла из его холоднющей руки одну из заледенелых личинок.

- Нет, просто тебе помогу... – сказала я.

В таком виде черви оказались не такими противными, как живые. Растаяв в моих пальцах, личинка стала похожа на удлинённую виноградину. Я выдавила из неё сок старику в рот, а шкурку отдала молодому фиору.

Вдвоём у нас дело пошло быстрее. Хотя я вскоре поняла, что это не так-то просто: руки очень быстро начинали замерзать. Тогда я стала греть их время от времени об фонарь. Мио оценил мою идею, и тоже ею воспользовался. А иногда он кидал себе в рот замороженную «сардельку», и рассасывал её, как леденец.

Что ж! Пусть, если ему это поможет восстановить силы... Мне почему-то казалось, что Миораш безумно устал. И я поняла, что была недалеко от истины, когда он, завершив свой «обед», сказал мне следующее:

- Знаешь, – сказал он, – теперь я понимаю, почему мой брат заставляет своих солдат проходить через столько различных испытаний. Очень важно уметь выживать в тяжёлых условиях...

- Так ты у нас – дитя цивилизации! – насмешливо протянула я, уяснив для себя, что брат Мио, скорее всего, полководец. – Ты никогда не попадал в такие ситуации?

- Нет... – честно признался сын вождя. – Если и случалось раньше что-то непредвиденное, в чём сам не мог разобраться, то я всё равно мог связаться с кем-нибудь и спросить совета.

- А теперь ты – что, разучился это делать? – удивилась я.

- Надеюсь, что нет! Просто тут такое нехорошее место, что чувствуешь, как тебя буквально придавливает к земле. Здесь может спасти только предыдущий опыт. Физическая сила. Выносливость. Здесь начинаешь ценить такие качества, как смекалка и логика. И теперь я понимаю, зачем Виго таскает с собой это зелье. Без него из таких мест выбраться практически невозможно... И теперь я знаю, почему у нас некоторые путешественники никогда не отправляются в путь налегке, а берут с собой уйму вещей, которые могут не пригодиться! – горько усмехнулся напоследок он и в изнеможении опустил голову на согнутые руки.

- Ну, понятно... Это что-то типа страховки на всякий пожарный случай. Предусмотрительные товарищи! – сказала я, но фиор не ответил. – Мио, ты спишь? – окликнула я его.

- Нет. А что? – повернул он ко мне лицо.

- Слушай, а в этих холодных землях нет крупных хищников, которые могут нас слопать, пока мы спим? – высказала я тревожащую меня мысль.

- Вообще-то есть. Но не думаю, что они сюда забредут.

- Почему ты так в этом уверен? – удивилась я.

- Потому что я вычислил, куда мы попали. Это Долина Смерти, самое ужасное место в нашем мире. И ни одно живое существо не придёт сюда по доброй воле. Сюда приходят только умирать...

- Но ведь мы не умрём! – испуганно воскликнула я. – Здесь растут деревья и мох, здесь живут «сардельки»,  значит, и мы выживем! Мы же выживем, Мио?!

- Да. Если сумеем отсюда выбраться... – «обнадёжил» меня Миораш. – Потому что на помощь нам никто не придёт. Даже если найдутся мудрецы, способные преодолеть местные аномалии, они не смогут узнать наше местоположение, пока я с ними не попытаюсь связаться. А мне, боюсь, для этого не хватит и всей бутылки Виго.

- Не надо тратить силы на связь! – сказала я. – Поспи. Тебе нужен отдых. Мы выберемся! Мы отдохнём, и пойдём дальше. И всё будет хорошо, вот увидишь! – убеждала я. – И не важно, что магия здесь бессильна! Пока у нас есть руки и ноги, мы будем двигаться к цели! Тем более осталось недолго...

- Светлая девочка! – чуть улыбнувшись, грустно посмотрел на меня Мио.

Я помолчала. А потом с тревогой посмотрела на Виговея, и подумала, что если кто и может умереть – так это он. А этого допустить нельзя. Я потрогала руки старика и поняла, что ему всё ещё холодно, и стала решительно расстёгивать кучу ремней на своей и его куртках.

- Что ты делаешь? – удивлённо спросил Миораш.

- Надо его согреть! – заявила я, раздеваясь.

Сын вождя из племени ящериц в изумлении посмотрел на меня, а потом как будто бы понял, что я задумала, и тоже начал снимать куртку. А потом помог мне раздеть Виго. Трёх курток должно хватить, чтобы нам укрыться. Одной мы укрыли ноги, двумя другими – туловища. И теперь лежали как под одним одеялом. Так всё равно должно быть теплее, чем по одиночке.

Скрепя сердце, я придвинулась вплотную к старику и одной рукой взялась за фонарь, который всё ещё лежал у него на груди. И там моя рука случайно столкнулась с рукой Миораша, которая тоже была не слишком тёплой. И я подумала, что и Мио не меньше нуждается в обогреве, и взяла его за руку.

- Как ты думаешь, ему так будет теплее? – помолчав, спросила я, всё ещё беспокоясь за старика.

- Да... – ответил мне Мио, и снова до того странно посмотрел на меня!

Я задумалась, и мысли мои выплыли на то, как и почему мы попали в Долину Смерти.

- Мио! – снова позвала я. – А у вас есть колдуны? Ну, люди, которые владеют чёрной, злой магией?

- Я таких не встречал. А что?

- Может, это они так сделали, чтобы мы сюда попали?

- Зачем?! – хмыкнув, спросил сын вождя.

- Не знаю. Может быть – кому-то это надо? – с горечью рассуждала я. – Кто-то же перенёс меня из моего мира сюда! Может быть, кто-то точит зуб на тебя, на твой народ... Поэтому подкинули тебе проблему в виде меня, в надежде нарушить равновесие... Подумай сам: если бы не я – с тобой бы не приключилось столько неприятностей... И Виговей сейчас бы спокойно сидел дома и нянчил внуков...

- Глупышка! Если бы не ты – я бы умер уже с тоски, – грустно сказал Мио. – А так мне горевать некогда: всё время надо куда-то идти, что-то делать, узнавать что-то новое... – почти моими же словами снова ответил мне фиор и,  переплетя свои пальцы с моими, впервые по-настоящему улыбнулся.

Я посмотрела на него, задумавшись. Возникало ощущение, что все мои слова, и все мои поступки будут возвращаться ко мне, как эхо. «Хренов телепат», «прикольно», «сардельки»... Сколько ещё моих ляпов вернутся ко мне в искажённом виде? Я вспомнила своё выражение «кушайте, не обляпайтесь». Так я сказала, уходя от венлов. А Мио говорил, что венлы легко зазубривают языки. И мне стало страшновато.

- Мио! – с испугом воскликнула я. – А как ты думаешь, венлы теперь не станут вместо «пожалуйста» и «на здоровье» говорить своим гостям «не обляпайтесь»?

Этот вопрос явно позабавил фиора.

- Не знаю! Возможно, они будут говорить это вместо «до свидания»! – с полуулыбкой сказал он, а потом заметил, что я совсем не шучу, и поспешил меня успокоить: – Но они скорее запомнят и усвоят слово «спасибо». Ты ведь его повторяла несколько раз, и они наверняка уяснили его смысл.

- А как «спасибо» будет звучать по-вашему, по-фиорски? – спросила я.

- На любом диалекте нашей расы «спасибо» – это «бийон».

- А как сказать «здравствуйте» и «до свидания»? – поинтересовалась я.

- «Балука» и «балука гао».

- Балука гао... – повторила я. – А что значит «лано»? Почему венлы говорили: «эс Лиго – лано»?

- Это означает дословно «госпожа Света – добрая». Просто как восхищение добротой и щедростью.

- Они и тебя называли добрым господином? – уточнила я.

- Нет! С чего ты взяла? – удивился Мио.

- Ну, как же! – сказала я, хвастаясь своей хорошей памятью: – Они ведь говорили: «эс Миораш – Мио лано», то есть «господин Миораш – доброе сердце». Ведь так?

- Нет! – весело улыбнулся фиор. – Они говорили: «эс Миораш – дзэс эс Миолано», то есть просто вспомнили, что я – сын Миоланы. Так зовут мою мать!

- Вот как? – поразилась я.
Миораш, сын Миоланы... Сердцедар, сын Доброго Сердца... Линисато – Утренняя Заря... Виговей – Быстрый Ветер... Похоже, что имена здесь дают по тому же принципу, что и у наших индейцев...

- Наверное, твоя мама очень добрая... – почтительно предположила я.

- Да. Она очень добрая! И, как видишь – все это знают... Даже венлы! – подтвердил Мио, с видимой любовью и трепетом вспоминая свою мать.

- Наверное, она ждёт тебя, волнуется... – предположила я. – Поэтому давай поспим, чтобы потом с новыми силами двинуться в путь! Спокойной ночи, Миораш!

- Спокойной ночи, Светлана! – отозвался фиор и, вздохнув, расцепил наши сплетённые пальцы.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/12/06/970