ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ИРИНЫ КАМИНОЙ
И тут нас мужчины обошли! Нет, дорогой читатель, это не вопль феминистки. Отнюдь. Просто задумавшись о женской поэзии, я вдруг обнаружила с огорчением, что женщин-поэтов до обидного мало. Вот поэтессы - встречаются значительно чаще, более того - их катастрофически много. Гораздо больше, чем нужно на одну читательскую душу. Происходит некое перепроизводство и затоваривание складов. Иначе говоря: и Стихира, и Проза затоварены и забиты опусами поэтесс.
Объясню, в чем я вижу разницу между поэтами и поэтессами. Поэты пишут стихи. Это аксиома, не требующая доказательств. А вот поэтессы не стихи пишут, а строчки рифмуют, будто плюшки пекут. Сладкие до приторности плюшки. Такой вот стихотворно-кондитерский процесс. Рифмовать строчки - занятие не из сложных. Вот и рифмуют вдоховновенно. К поэзии это кухонное дамское рукоделье никакого отношения не имеет.
Чтоб уж не было никаких обид, скажу прямо: я сама такая же поэтесса. Точно так же лихо рифмую строчки, которые страшно далеки от поэзии. Кто не верит, может сходить На Стихиру и посмотреть мои опусы. Я не умею писать стихи, зато умею их находить. Спасибо моим педагогам в университете! Научили отличать стихи от нестихов.
И сегодня я хочу поговорить о ПОЭТЕ. О настоящем поэте. О моем недавнем открытии. Радостно бывает обнаружить настоящие стихи в словесной шелухе! Вот этой радостью и хочу поделиться.
Итак, Ирина Камина. Конечно, я сейчас могу обрушить на ваши головы поток эмоциональных определений: удивительная, необычная, яркая. Но вы вовсе не обязаны мне верить. Мне надо вас убедить. Настоящий поэт - он вообще-то гость из другого мира. Почти инопланетянин. Он и должен быть таким. Это мы присмотрелись ко всему, и глаз у нас давно замылен, и ничего-то дальше носа мы не видим. Ну солнце, ну заря, ну осень, ну река. Ну, красиво! Вот все, на что мы способны. И только поэт стирает налет обыденности с вещей обыденных и говорит: смотрите и удивляйтесь!
И мы смотрим и цепенеем, и ахаем и разводим руки в восхищении: "Ну как же мы не видели этого раньше!"
Вот так я ахнула, прочитав коротенькое стихотворение:
Вдыхает вечер звон малиновый,
крадётся тропками лугов.
Играет ветер турмалинами
в резной шкатулке берегов.
Потом сиреневые сумерки,
глотнув ликёров сентября,
этюды, писаные суриком,
подправят и посеребрят.
Когда не хватит взгляда беглого,
замрёт вселенский дирижёр
от фиолетового-белого
аккорда фа-диез-мажор.
У этого стихотворения не только яркая осенняя палитра, но и вполне слышимая, осязаемая музыка. На исходе дня мы слышим звон, тонкий, малиновый, колокольный звон, который разносится над вечерней рекой, и здесь возникает, как бы сам собой совершенно необычный образ резной шкатулки берегов, в которой ветер играет турмалинами. И это сравнение оправданно, драгоценному камню - место в шкатулке. Образ не случаен.
От голубых и зеленых турмалинов - к сиренево-красным этюдам, которые позже посеребрит сентябрь и к фиолетовому- белому - снежному. Посмотрите, как неожиданны цветовые переходы. И именно здесь, во втором четверостишии продолжает звучать и усиливается этот серебристо-звенящий звук - как предвестник зимнего морозного звона то ли замерзших льдинок, то ли обледеневших ветвей, то ли хрустальных бокалов. Тонкая звукопись: СиРеНевые СуМеРки, СуРик, СеНтябРь.
Второе четверостишие, на мой взгляд, изысканно изящно, совершенно в стиле импрессионистов. Образ осеннего вечера настолько выстроен, что остается только любоваться созданной картинкой, пробуя ее на вкус, на цвет.
И завершающий эту совершенную картину - аккорд фа-диез-мажор - фиолетово-белый. "Ну почему?- спросите вы. - Почему фиолетово-белый?!" Но ответ приходит сам собой, если вспомнить зимний лес. Зимний аккорд потемневшей листвы на фоне первого снега.
Ирина Камина в поэзии не только живописец и музыкант. Но и глубокий философ. Ее стихи многослойны, вызывают ассоциации, которые приводят к совершенно неожиданным смыслам.
Одно из моих любимых:
Когда разглядишь на старинных подмостках
Закатных огней золотую пыльцу,
Случайно найдёшь в реквизите громоздком
Забытую маску. Приблизив к лицу,
Вдохнёшь откровенья шелков и туманов,
Проникнешься тайной покоя гробниц,
Пустынной тоскою тропы караванной,
Магической силой заветных страниц.
Предстанет, как запахом снов истекая,
Возносится вглубь океана скала,
А отблески времени сумрак лакают,
И звуки волнами плывут в зеркалах,
Кометой окажется капелька воска,
скользнувшая тихо на чёрную доску.
Вязь слов и вроде бы несочетаемых образов завораживает, как магический обряд. Старинные подмостки - это театр, который и есть символ нашей жизни, где каждый играет свою роль. Отсюда некая зыбкость и ирреальность происходящего, которую подчеркивает образ маски. И некая обреченность, потому что откровенья шелков и туманов не раскрывают тайну времени, а напротив, рождают все новые и новые загадки. Непостижимые для короткой человеческой жизни. И не случайно возникают в сознании автора гробницы, хранящие тайну времени и караванная тропа, как символы вечности. А дальше совершенно потрясающий своей противоречивостью образ вознесения в глубь океана. И все-таки вознесение к свету - и вот он образ света, свечи, капелька воска которой скользит на черную доску. Образ закольцован. Мы снова возвращаемся на старинные почерневшие подмостки. Усталые актеры, талантливые и не очень. Заложники Судьбы и Времени. Наш удел печаль и разочарование. Но несмотря ни на что мы стремимся к свету. И наша ли вина, что доска по-прежнему черна? А свеча плачет капельками воска?
Поэту Михаилу Розенштейну Ирина написала удивительное стихотворение:
Привет, Михаил! Как размашист размеренный слог,
и как узнаваем! Да что там, и мысли созвучны.
А сны – это только пролог, неизменный пролог,
для текста, что пишут под близкие всхлипы уключин.
Уход от привычных сует то ли вверх, то ли вниз
в осенний туман, в запределие зимних метелей,
по собственной воле понятен, но ты оглянись
на свет и поверь, что тебя отпускать не хотели.
А замкнутый круг, потому он и замкнутый круг,
что где ни броди, а вернёшься в исходную точку,
вернёшься к себе, засопишь, и захочется вдруг
влить чашечку кофе в земную свою оболочку.
Удивительное по своей теплой тональности, это стихотворение в общем-то о том, что мы очень ранимы и беззащитны. И только тепло другого человека способно разорвать замкнутый круг. Только тепло. И тогда оказывается, что не так уж все и плохо, особенно если возвращаешься к себе самому. И жизнь даже налаживается настолько, что "захочется вдруг влить чашечку кофе в земную свою оболочку."
Ну и в завершение моего рассказа о стихах Ирины Каминой всего несколько строк:
Когда за пеной облаков
вдруг обнаружится окошко,
где свет и синевы немножко,
мир остывающий, промокший
дарует ясность и покой.
И вот это:
Ночью будут капать звёзды в тёмный мир моей вселенной,
Раскалённые атоллы выпьют небо из лагун,
Волны выплеснут осколки отражения Селены,
"Я нужна... Нужна кому-то!.." - ночью вновь себе солгу.
И еще это:
...Блудный отрок с картины Босха:
страх – проклятье, порок – порог.
Ткнул под руку, в которой посох,
джокер – призрак семи дорог.
Крохи счастья и комья страха…
Где причины: во мне, вовне?
Джокер, друг, балаган ли, плаха –
всё решится в один момент.
Альтер эго, глумливый трикстер –
суть не в этом, в конце концов.
Между строчек играет в бисер
джокер… Ветер ему в лицо!
Вот такая она, разная и очень необычная, Ирина Камина. Поэт милостью Божьей.
10 октября у Ирины День рождения. Пожелаем ей мира и добра.
Адрес страницы http://www.proza.ru/avtor/femina2
ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ
НЕРЫДАЯ http://www.proza.ru/2012/10/11/65
Юрия ГЛАДКЕВИЧА http://www.proza.ru/2012/10/15/1850
Михаила РОЗЕНШТЕЙНА http://www.proza.ru/2012/10/20/169
МАРЗАНА http://www.proza.ru/2012/10/25/1890
Олега БОРИСЕНКО http://www.proza.ru/2012/10/26/1657
Егора ЧЕНКИНА http://www.proza.ru/2012/10/30/1284
Владимира ТЕНЯЕВА http://www.proza.ru/2012/11/03/4
Натальи СТОЛЯРОВОЙ http://www.proza.ru/2012/11/04/1232
Василия ТИХОНОВЦА http://www.proza.ru/2012/11/12/1382
Марии СМИРНОВОЙ http://www.proza.ru/2013/03/19/2157
Натальи КОВАЛЕВОЙ http://www.proza.ru/2013/07/04/138
Александра СИЗУХИНА http://www.proza.ru/2013/08/27/96
Андрея ШАЙДУРОВА http://proza.ru/2014/04/28/936
Владимира МИЛОВА http://proza.ru/2014/10/05/1283
*******
картинка отсюда http://www.casinoz.ru/userfiles/Dzhoker-v-razlichnyh-igrah.jpg