Дорожный этюдник. Вне времени и расстояний

Лариса Бесчастная
                Екатерине Вяткиной, Арсению Вяткину и Алексу Ершову –
                моим друзьям посвящается…
                            
            
            
            Солнечный ветреный день, холм над морем, древние развалины. Херсонес Таврический – заповедник над Севастопольской бухтой.
            Это мой последний день в гостях у Катерины Вяткиной, с которой мы встречаемся уже второй раз за три года виртуальной дружбы. Посетить Херсонес я хотела ещё в прошлый мой приезд к ней, но четырёх дней пребывания оказалось мало для экскурсий – они были полностью отданы морю.
            Но в этот раз Катя настояла на нашей вылазке в заповедник с обязательным посещением Владимирского собора, построенного в память того, что из Херсонеса пошло в Русь православие, ибо именно тут более тысячелетия назад крестился русский князь Владимир со дружиною…
            
            
            Дружина… Содружество воинов…
            Это слово имеет один корень со словами: друг, дружба.
            А что означают эти слова?
            «Дружба» в словарях трактуется, как «близкие приязненные отношения,
            подразумевающие душевную привязанность, взаимную поддержку, доверие,
            общность деятельности и интересов».
            А «друг»? Понятно, что это субъект дружбы. Эта трактовка очень устойчива
            и не меняется тысячелетия, практически, во всех  славянских языках.
            Да и не только в них. Хотя есть и родственные трактовки:
            «спутник, товарищ» – у латышей, «сонаследник» – у пруссов, «муж» – у исландцев…
            И ещё «воин», «военачальник, князь», «присоединившийся»…
            А если заглянуть в суть слова, если по «слогам» прочесть?
            Дъ-ру-жъ-ба…
            Это означает: всесторонняя выраженность красоты жизненных основ.
            Насколько глубинно это понятие!
            В него входят и верность, и честь, и долг, и означенные выше душевная привязанность, взаимная поддержка,
            доверие, общность интересов...
            Как точно, однако!
            Дружба, друг, подруга…
            
            
            Подруга ведёт меня в храм, и около получаса мы посвящаем делам богоугодным и ставим свечи Николаю Чудотворцу, прося Его каждая о своём. Побыть в храме дольше нам не удаётся из-за нашего непоседы Арсения – сына Катерины. Ни чинно посидеть, ни обойти все иконостасы, ни тем более подняться на второй этаж он нам не даёт, поскольку умеет только бегать, что в храме не положено. Хотя с первого взгляда Сеня степенен и послушен, но едва мы выходим на простор, он отрывается от коллектива и летит вперёд – к развалинам.
            Мы едва успеваем догнать беглеца и, обхватив маленькие ладошки, вести его в нужном нам направлении, впитывая в себя солнце и ветер…
            
            
            Солнце и ветер. И море впереди, кажущееся далёким и недоступным.
            На выжженной временем и зноем земле то тут, то там черепки древней керамики – много их, много скопилось за две тысячи лет! И ведь нет на них следов древности: яркие, чистые – будто вчера кто-то тут воевал и побил всю посуду…
            Мысли о тленности живого и о том, что вещи бывают так долговечны, а люди смертны, пленяют воображение, и будоражат и печалят и будят шестое чувство:
            
            По холмам, нещадно обожжённым
            отражением времён иных
            катятся разноголосьем стоны,
            всхлипы смеха и морской волны…
            
            Мы с Катей болтаем о вечном и насущном вперемешку и теряем бдительность, что наруку моему юному другу. Да, да, я не оговорилась – другу, потому что Сенька со мной не церемонится, зовёт по имени – Ваися, делится своими желаниями и секретами, и, что тут греха таить, пользуется моей привилегией гостьи, чтобы отвоевать себе послабку у мамы. Как говорится, у «семи нянек» дитя… на воле.
            Арсений вырывается вперёд и приходится поспевать за ним и выглядывать его кепчонку меж развалин и ахать, когда он карабкается по камням на стены и – о, ужас! – непедагогично запугивать ребёнка вывихами, переломами и лишением бананов к ужину. А правильней было бы его отвлечь…
            
            
            Отвлечь Арсения от завоевания древних высот удаётся, объявив фотосессию. Он, как, впрочем, и его мама, очень любит фотографироваться и позирует мастерски: «делает глазки», меняет улыбки и умеет стоять недвижно… аж две секунды.
            Мы передаём фотоаппарат из рук в руки и, гуляя в развалинах, снимаем друг друга по отдельности и парами. Сенька льнёт к маме, объявленной им самой вкусной мамой, а я любуюсь ими и в объектив и просто так.
            Катерина спокойна и улыбчива, понимает и ценит юмор и сама умеет пошутить и разговорить кого угодно. И это не удивительно – ведь она журналистка, пишет сценарии передач для местного телевидения, берёт интервью у старожилов и именитых гостей, любящих в купальный сезон посещать Севастополь.
            
            
            Севастополь… Как много в русской истории связано с ним. Подумать только! И православие Руси отсюда пошло, и победы русского оружия тут вершились, и мировая слава русского флота здесь творилась, и…
            Но будет мне! Что-то я отвлеклась, не в тему. Главное сейчас, что друзья мои, Катя с Арсением, отсюда. И здесь. И Российский Черноморский Флот здесь… О, снова повело! – останавливаю я себя и тут же улыбаюсь выплывшему постороннему теме воспоминанию. Позавчера это было. На пляж приехала фура, на боках который был изображён российский флаг и написано огромными буквами: «Севастополь наш!»
            Сильно укрепила меня духом эта картина, даже про жаркое солнце забыла.
            Эх, Севастополь, город-герой, прости-прощай! До скорого, надеюсь, свидания…
            Хорошо мне у Кати гостилось, спору нет. Но сегодня вечером уезжаю от неё, ибо ждёт меня Одесса, а там и родова моя и друзья: сёстры Таня Столяренко-Малярчук и Наташа Колопенюк – не так давно виртуальные, а с недавнего времени вполне реальные – третий раз встречаться будем…
            Но об этом у меня отдельные истории написаны. А вот в пути от Одессы до родного Волгограда получу я нечаянную радость…
            
            
            Нечаянную радость дарят мне РЖД – Российские железные дороги. Тут, видимо, сработала народная «примета»: не было бы счастья, да несчастье помогло!
            Несчастье заключается то ли в нехватке поездов, то ли в их недогруженности, в связи с чем маршрут состава «Одесса-Волгоград-Астрахань», курсирующего всего лишь раз в неделю, более, чем странный. Он проходит через всю Украину, затем делает петлю, чтобы развести жителей Воронежской и Волгоградской областей и заканчивается у Каспия.
            Об этом я узнаю уже в поезде за несколько минут до его отправления, когда интересуюсь у попутчиков, скоро ли мы доедем до таможни в Донецкой области.
            – Но мы ведь не едем в ту сторону! – удивляется молодая румяная женщина,  сидящая напротив. – Поезд идёт через Харьков.
            Мама дорогая! Через Харьков! Там же живёт  Алекс Ершов! Мы дружим с ним виртуально без малого два года!
            Узнаю, что в Харькове мы будем завтра утром и достаю телефон. Но чудеса продолжаются: как раз в этот момент Алекс звонит мне. Не дав ему и рта раскрыть, выпаливаю новость. Молчание. Памятуя о прошлогоднем разочаровании в «обреаливании» виртуальных отношений, я скороговоркой сообщаю, что если он занят и не может прийти, я не обижусь – и отключаюсь. Однако через полчаса, уточнив у проводницы время нашего прибытия и длительность стоянки, на всякий случай посылаю другу эсэсмэску. И тут же получаю ответ: «Уже посмотрел расписание». Успокоившись, пристраиваюсь у окна…
            – Опасаетесь встречи? – спрашивает проводница, введённая в курс моего интереса к длительности стоянки в Харькове. – Я знаю, после знакомства в Интернете встречи часто приносят разочарование.
            – А чего мне опасаться? – отвечаю, – Бог дал, Бог взял. Да у нас и не тот случай…
            Да, это точно, у нас с Алексом не тот случай, о котором подумала проводница, но типичный по определению дружбы: «близкие приязненные отношения, подразумевающие душевную привязанность, взаимную поддержку, доверие, общность деятельности и интересов». Ну, может быть, более трепетные, потому что между мужчиной и женщиной – это логично. Но главное это наши совпадения во взглядах на жизнь и в социальном статусе: мы оба пишущие технари, я – физик, Алекс – электронщик, кандидат технических наук. И увлечения у нас общие: поэзия, живопись, музыка – много чего ещё…
            А вообще, виртуальная дружба, конечно, совершенно нетипичное явление, а узелок в сетях Интернета. И часто непрочный, ложный и болезненный, когда имеешь дело не с реальным человеком, а с его представлением о своём идеальном «Я», с его маской. Когда «друг» преследует свои личные интересы, реализует амбиции или заполняет душевную пустоту и одиночество, а то и просто коротает время от скуки. Когда ищет развлечений и безнаказанно выплёскивает свой негатив и пороки. Много разного в виртуальных отношениях и всякие люди встречаются – и обогащающие личность, и разрушающие её, и хамы и неадекваты. Я даже как-то опубликовала нечто вроде «декларации независимости» в своём дневнике:
            
            Я рамок не люблю: ни на доске почёта,
            ни тех, в которые меня хотят втолкнуть,
            И если мною недоволен где-то кто-то –
            прошу мою персону обогнуть.
            Ну, в смысле отойти, пойти своей дорогой,
            а коль нечаянно вдруг встала на пути,
            всегда готова я к любому диалогу –
            ну, и опять же, меня можно обойти.
            Не опасайтесь показать мне спину –
            не бью исподтишка! Не клянчу, не юлю!
            Ну, не ношу я масок, не живу наполовину –
            Коли дружу – дружу! Коли люблю – люблю!
            
            За размышлениями следуют воспоминания о встречах и разочарованиях, о недругах и друзьях, о радости и горечи общения, о Севастополе и Кате с её сыновьями, об Алексе…
            Смеркается, скоро ночь, потом утро… и я в Харькове!
            
            
            В Харькове мы останавливаемся с опозданием в полчаса. Шестая платформа. Тревожно: узнаем ли мы друг друга? Ведь общались только по аське и по телефону. Осматриваюсь – никого! Вернее, народу тьма, как бы не потеряться. Полтора метра меня можно спрятать и за спинами нынешних подростков… Вижу! Идёт! Высоченный! Пробиваюсь сквозь толпу: «Саша!!!».
            Он резко оборачивается – и через несколько секунд у меня перехватывает дыхание в крепком до хруста объятии. Есть контакт!
            – Пойдём, посидим в кафе, я тут знаю одно местечко… – предлагает Алекс.
            Мне весело:
            – Ты что! У нас всего двадцать минут! Мы ничего не успеем! Только перекурить.
            Находим тихий пятачок у какого-то ларька, курим и разглядываем друг друга. Алекс в той же одежде, что и на фотографии на своей странице сайта Проза.ру – специально так оделся, чтобы я узнала его. Я по-простому, без соответствующего моменту прикида – в дорожной блузе и в бриджах. Алекс достаёт сотовый и фотографирует меня с сигаретой в руках и без неё, затем притягивает к себе и делает два снимка «сладкой парочки», для чего ему приходится присесть – иначе наши лица не попадают в кадр.
            Он серьёзен и не суетлив, а мне весело. О чём мы говорим – не помню, но как пролетели двадцать минут, не заметили. Спохватываемся, когда проводница уже поднимает подножку. Спешим к вагону, Алекс почти на ходу дарит мне колечко и передаёт распечатку посвящённых мне стихов, с автографом. Сетует: «Хотел заламинировать и вставить в рамочку – не успел…»
            Проводница опускает подножку и волнуется: «Скорее, сейчас отправляемся!». Но поезд ещё стоит, и мы несколько минут смотрим друг на друга. Я надеваю колечко: угадал, в самый раз! Окольцевал Чайку…
            Прощаемся, поезд трогается. Мы с проводницей Ириной стоим в тамбуре, она интересуется:
            – Ну, как прошла встреча? На уровне?
            – А як же? Всё путём!
            Ирина по-доброму улыбается:
            – У него на лице помада. Он так и пошёл, не стёр её.
            Я пожимаю плечами:
            – И когда это он успел? Всё время был при мне, а я за собой ничего такого не помню.
            Мы смеёмся, как подруги, поскольку успели сблизиться за один вечер, как только Ирина узнала, что я автор двух песен о Волгограде, которые крутят в наших фирменных поездах.
            – Накупалась, нагулялась, навстречалась, – закрывает тему Ирина, – теперь домой отдыхать…
            – Ага, – соглашаюсь я, – отдохну пару месяцев и поеду в Москву…
            

            …В Москву я собираюсь в октябре, там ждут меня четверо «виртуальных» друзей, троих я увижу впервые…
            Мои дорогие! Как хорошо, что вы у меня есть! Даже те, кого ещё не видела и кого я… отпустила.
            Будьте счастливы! Все! И помните, что я у вас есть, и у меня всё по-настоящему и навсегда.
            И что дружба вечна, она вне времени и расстояний, потому что, по сути, это соприкосновение бессмертных  душ…





Примечание. Цикл «Дорожный этюдник»:
Вкус Одессы – новелла – http://www.proza.ru/2012/07/09/996
Внутри Одесского потопа – новелла – http://www.proza.ru/2012/07/29/241
Утонуть легко – новелла – http://www.proza.ru/2012/07/23/345
Море в пригоршне... – новелла – http://www.proza.ru/2012/07/18/252
Плакала софора... – стихи – http://www.proza.ru/2012/07/17/3
Херсонес – стихи – http://www.proza.ru/2012/07/05/603
Севастополь – стихи – http://www.proza.ru/2012/06/30/90


Иллюстрация: коллаж автора из 6 фотографий – Е. Вяткиной, А. Ершова и автора.
Харьковский вокзал – из недр Интеренета