Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 4. Часть 4

Роман Рассветов
   Да, лучше поздно... на фото: свадьба Лидочки и Степана, его родители, Людмила и Роберт.               
   23 мая 10г.   Эту ночь мы с Людмилкой переночевали у Аурички. Слава привёз нас к её квартире, мы взяли погулять с собой Настеньку и Егорку, Никита, который незадолго до этого пришёл из бассейна, остался дома.
  Гуляли мы около часа, был уже вечер, дневной зной спал, поднялся прохладный ветерок... Перешли по пешеходному мостику на вторую сторону реки, которая протекает вдоль рю де Брест, разглядывали очень красивый многоквартирный дом, скорее всего, для зажиточных семей, поскольку балконы широченные и длиннющие, огромные окна...
   Полюбовались очень красивым деревом, напоминающим нашу ель, только иголки мягкие, ветви - раскидистые, а сам ствол похож на колонны во французских костёлах, т.е. - около десятка полукруглых выпуклостей, вертикальных; судя потому, что дерево огорожено высоким металлическим забором, площадью не меньше 6 кв. м, дерево - редкой и ценной породы.
   После длительных и довольно холодных дней, пришла летняя знойная погода, много дней подряд нет дождей, начала вянуть трава на газонах, мало цвели сакуры и рододендроны, азалии, видимо, сказывается недостаток влаги, а вода в городе - дорогая, не наполиваешься...
   Людмилка с большим трудом поднялась в квартиру к Аурике, отдыхала на каждом этаже, сидя на стуле, который снёс вниз Никита.  А сегодня утром с трудом спустилась вниз, сказала: - Боюсь, что скоро вообще не смогу подняться к Аурике... очень болят ноги в коленях...-
    Потом мы все, 11 человек, были на Воскресной Мессе в костёле, народу было много, все стулья - заняты... Сегодня - праздник сошествия Святого Духа, а завтра во Франции - Троица, это - в понедельник, хотя в Латвии и Беларуси этот праздник всегда праздновали по воскресеньям, я имею ввиду - при Советской власти...
   Ивета рассказала по телефону, что в Дагде умер мой дорогой бригадир - Ян Янович Лоц... сколько у меня приятных воспоминаний о нём, скольким строительным премудростям он меня научил, как хорошо он ко мне относился... Царствие Тебе Небесное, раб Божий Ян!
   30 мая.   Сегодня - один из самых дорогих праздников во Франции - день мам! Подарили нашим мамам по большому букету роз, тёмно-бардовых, очень красивых. А вскоре Слава привёз Аурику, и ей подарили букет роз, ещё одной нашей мамочке.
   Незадолго до этого я умудрился три дня проболеть, простыл, заложило нос, была слабость, потливость... Ну, да много ли мне сейчас надо...
   1 июня 10г.   Сегодня умер знаменитый поэт Андрей Вознесенский... 12 мая ему исполнилось 77 лет...
   
   "Дай Бог быть тёртым калачом,
   Не сожранным ничьею шайкой,
   Ни жертвою, ни палачом,
   Ни барином, ни попрошайкой.

   Дай Бог не вляпаться во власть,
   И не геройствовать подложно,
   И быть богатым, но не красть,
   Конечно, если так возможно..." - Очень люблю эти стихи Евтушенко!
    4 июня.   Егорка уже несколько дней болеет ветрянкой, вымазан зелёнкой... Отпустил сегодня Аурику на получение бесплатных продуктов, потом Слава с грузом привёз её на машине и забрал меня домой.
   Эти дни стоит жаркая погода. Гуляем с Людмилкой - ближе к вечеру.  Вчера сходили к многоквартирным домам со сложной планировкой, с огромными террасами на 2-м и 3-м этажах. На 1-м этаже есть выход из гостиной прямо на улицу. Большущие окна, совмещённые со стеклянными дверьми. 4-ый этаж - видимо дешёвые квартиры, без балконов.
   На нулевом этаже - огромный гараж, для жильцов, хотя и вокруг домов достаточно места для парковки машин.
  За домами, ближе к лесу - спортивная площадка, можно играть в футбол, баскетбол и настольный теннис, несколько скамеек для отдыха.
  На одной из них мы с Людмилкой посидели около часа, в тенёчке, наслаждались чистым воздухом, любовались многообразием деревьев леса...
   Завтра, т. е. в субботу и воскресенье, Аурика с Настенькой и Никитой поедут на какую-то ферму, будут отдыхать там в кемпинге для гостей, это мероприятие организовало Фуайе, а я - побуду с Егоркой, отпущу их.
   5 июня, суббота.   Уже вечер, заезжали к нам Наташа и Слава, после них мы с Егоркой оделись потеплее и пошли погулять, перешли по мосту через реку, и пошли по крутым улицам огромного каменного откоса, на котором стоят различные здания, земля густо засажена деревьями и кустарником, много ещё позднецветущих рододендронов, в основном - сиреневого и фиолетового цветов, извилистый серпантин подъездных дорог, тротуаров; в общем, есть, где погулять, подышать свежим воздухом, машин, вечером едущих, практически нет, все уже припаркованы, хозяева - отдыхают...
   Давно я не писал о своих друзьях и знакомых...
   Павел Кумачёв, бывший муж моей сестры Лидии... После того, как они расстались, жил в доме своих родителей, к тому времени - умерших... Он получал пенсию по инвалидности, как чернобыльский ликвидатор, всё больше спивался, под конец своей непутёвой жизни, жил тем, что относил свою пенсию на "точку", где торговали, то ли техническим спиртом, то ли самогонкой, они его кое-как подкармливали, давали выпить, так и жил...
   Не запомнил я, в каком году это случилось... Стояла поздняя осень: конец октября, начало ноября... Снег ещё не лёг, но по ночам стояли заморозки... Возвращался Павел домой с "точки"... скорее всего, пьяный... и, не дошёл... Нашли его случайно, какой-то прохожий, может, отчаянный грибник, или - просто любитель лесных прогулок... шёл по тропке... и наткнулся... Пролежало тело Павла - больше недели...
   Удивительно, что лесные зверушки не подпортили его тело... Так он закончил свой земной путь...
   Конечно, Лидия, Дима, Юра - присутствовали на похоронах... Да, батька Юры оказался не из лучших представителей вымирающей половины рода человеческого... как и мой отец... увы, увы...
   Что же, спасибо тебе, Павел, за то, что подарил жизнь моему племяннику, красивый парень получился, хоть на подиум его, хоть в киноактёры... Только, охрани его, Господь, чтобы не пошёл по стопам отца родного...
   
   Таня Балясникова, спустя время после смерти Василия, вышла замуж за Евгения Гаранина, одноклассника Людмилы моей, хоть мы её и отговаривали: - Таня, подумай, хорошенько подумай! Женька числился в Дагде среди парней, слегка странноватых, он не будет тебе хорошим мужем! Про таких говорят: "Малый - не дурак! И дурак, не малый!" Так и вышло, не сложилась у них жизнь...
   Родился у них сын, Юрой назвали, симпатичный, кареглазый, вроде, в Таню пошёл...
   Оля, старшая дочь, вышла замуж за сына Яна Прикни, с которым мы много лет работали в одной бригаде, про него я рассказывал... Янка - хороший парень, работящий, старательный, в годы, когда мы уже жили в Краславе, он освоил профессию часовщика, работал в Дагде по этой специальности, и моих несколько часов ремонтировал...
   У Оли тоже не сложилась жизнь с первым мужем, спустя время, она вышла замуж второй раз, вроде бы, живут хорошо с мужем, и слава Богу!
 
    Благодетель наш, благодаря которому мы столько лет отжили в Беларуси, Виктор Иванович Ходырка и его жена Валентина, по-прежнему живут в Бигосово, их дочери Таня и Оля получили в Минске высшее образование, и сейчас там живут, пока не замужем... Я их понимаю, выходить замуж за абы кого... лучше не выходить... А парни сейчас какие? Они предпочитают свободные отношения, познакомился, поплясал в ночном клубе, выпил на "брудершафт" и - в люлю! А жениться? Фи! - Это - устарело! Нафиг мне такой геморрой!
   
   Гостеприимная и хлебосольная мама Вали - Нина Ивановна, обожавшая свою единственную дочь и своих внучек, однажды затеяла стирку... ей стало плохо... И её не стало...
   Отец Вали, Владимир Иванович, недолго прожил после кончины  своей Нины, сильно тосковал по ней, истаял, как свечка... какая красивая пара была! Оба - улыбчивые, весёлые, трудяги - поискать!  Держали живность: поросят, кур, овец, огород, зерновые, на прокорм живности... В общем, помогали дочери, как могли! Последние свои годы Владимир Иванович мучился с поясницей, боли были - очень сильные, гнуло его к земле-матушке... Все бы такими были! Совсем другая жизнь была бы на Земле!
   Валентина Владимировна и сама уже на пенсии...
   Виктор Иванович ещё работает... Дай им, Господь, здоровья и долгих лет впереди!
   
   Инга, младшая дочь моей сестры Аллы, развелась со своим первым мужем, вышла замуж во второй раз, живут трудно, влезли в большой кредит, чтобы купить квартиру, а с работой в Латвии - боольшие проблемы! У мужа - то есть работа, то - нет её...
   Анжела, старшая дочь Аллы, родила второго сына от своего гражданского мужа-дальнобойщика, любит, как привыкла, спихивать своих детей на маму - Аллу, особенно, по воскресеньям, ей, видите ли, требуется отдохнуть, от безделья, оно - тоже утомляет!
   Сейчас, когда повествование о семьях Гринцевичей и Сорочкиных подходит к настоящему времени, хочу ещё, более подробно, рассказать о друзьях моей молодости...
   
   Солохи... О Владимире я уже довольно много рассказал... Да, было дело, здОрово он мне нервы попортил... видимо, у него были на это свои причины... И, хоть я так и не научился подставлять вторую щеку, после того, как врезали по первой, и вряд ли научусь...
   Когда умер мой брат Лёня, Царство ему Небесное!, я пришёл в фирму Василия Шалаева, они там, в столярке, выпускали разную продукцию, в том числе, и гробы... Василий мне, как старому знакомому, пообещал сделать гроб для Лёни быстро... Владимир работал тогда там, в столярке.
   Поздоровались. Стал я его расспрашивать о его семье... К тому времени он уже построил для своей семьи большой, красивый дом невдалеке от Дагдского парка, где мы летом часто гуляли на День Песен, где танцевали по вечерам в погожие выходные летние дни на эстраде... Его дети, Толик и Нина, стали взрослыми, живут в Риге, получили хорошее образование. Его жена Мара, латвийка, умница-красавица, с пелёнок учила детей латышскому языку, так что, они в совершенстве знают два языка...
 
    Володина мама, тётя Рая, живёт в Риге со своей дочерью Аллой, муж тёти Раи, отец Владимира, работая в отделе милиции, попал в какую-то переделку... сильно пострадал, получил инвалидность ... вскоре умер...
   Младший брат Володи, Юра, высоченный, очень сильный мужчина, много лет отработал в МСО, жил в Дагде, в квартире родителей, напротив автостанции. Его жена Ирина работает в Дагдской аптеке, у них - два сына. Юра очень много курил, по две пачки в день, частенько, на моих глазах, докурит сигарету, вытаскивает новую, прикуривает от старой... Умер молодым, рак лёгких... Мужики! Не курите так много! Ещё лучше, вообще не курите! Берите пример с меня!..
   
   Коля Цауня... ещё один мой друг юности... Учились мы с ним в вечерней школе, три года, вместе ходили на танцы, частенько сражались в шахматы... Он был очень влюблён в нашу одноклассницу по дневной школе, Лиду Орлову, Царство ей Небесное, тоже умерла молодой...
      Но, без взаимности... Он был старше меня на один год, его призвали в Армию в 1963 году. А меня - через год. Встретились мы через 4 года... а годы - боольшие разлучники! Вскоре Коля уехал из Дагды в Новополоцк, строящийся город нефтехимии, в Беларусь.
    Как мне потом рассказали, он работал бригадиром на стройке, в бригаде были зэки-вольнопоселенцы... Видимо, они что-то с Колей не поделили... Однажды, уже будучи женатым, он вышел из дома пивка попить... Нашли его, уже спустя пол-года, в куче хвороста, где-то за городом, опознали по остаткам одежды... Его родители гроб с его телом привезли в Дагду, похоронили на Дагдском кладбище... Я навещал его могилку, когда приходил на кладбище...
   
   Ещё один друг моей юности, Саша Волков, был влюблён в мою сестру Аллу... После окончания средней школы поступил в Даугавпилсское Высшее Авиационное училище, стал офицером, женился на другой, моя Алла не ответила ему взаимностью... Служил на Кавказе, в звании майора был убит, при невыясненных обстоятельствах...
   
   Гайда и Винцис Августовы... Много лет отработали в Дагдской средней школе учителями. Имеют троих сыновей, внуки у них... Сейчас на пенсии, перед нашим отъездом во Францию мы гостили у них, созваниваемся по телефону... - Господь, подари им долгую жизнь!
   Антон Голуб... С ним и с Сашей Лукапёровым, мы призывались в один день в Армию. Живёт в Резекне, женат на Дагдской девушке Ирине, дети у них, иногда встречались на Дагдском кладбище, в день поминовения умерших... Всегда рады встрече, обнимаемся, хлопаем друг друга по спине...
   Да, так получается, что именно в этот день удаётся встретить давнего знакомого, которого много лет не видел...
   
   В один из своих приездов в Дагду, я решил сходить к вдове Денисия Яковлевича Лукапёрова, тёте Клаве. Вдруг, думаю, узнаю какие новости о Саше... Постучался в двери их квартиры. Открыли мне совершенно незнакомые люди. Они рассказали, что тётя Клава продала свою квартиру, уехала куда-то в деревню...
   Выхожу во двор, лето... Смотрю, на скамейке сидит Иван Францевич Валух, учитель биологии, я рассказывал о нём, это он создал при Дагдской школе один из лучших пришкольных участков Латвии... Уже - совсем старенький... Подошёл я к нему, поздоровались, попросил разрешения присесть... Начали мы расспрашивать друг друга...
   О себе он: - Ну, что про меня рассказывать... Мы с женой - на пенсии... здоровья нет... коротаем дни... Ну, а как ты, Роберт? Как Людочка? Я слышал, вы в Беларусь уехали? Она учительствует ещё?
   Я: - Да, Иван Францевич! Это - её любимое дело. После смерти Тамары Николаевны, когда Людмила осталась без работы, она целыми днями плакала... угасала... прямо на глазах... Я, больше всего, из-за неё переехал в Беларусь, нам там обоим предложили работу и жильё... Она, по-прежнему, учитель начальных классов, любит своих учеников... А они - её, письма ей пишут, в любви признаются...
   У нас - свой дом, большой участок земли возле дома, больше сорока соток... Насадили мы там... всего- чего... яблони, груши, вишни, сливы, виноград, плодовые кусты, малина, земляника, алыча, парники, два пруда выкопали... Своё вино ставим, домашний коньяк делаем из вина... Спасибо вам большое, учитель, что вы привили нам любовь к земле!.. Это на ваших уроках по труду, на работах на пришкольном участке, я решил, что, когда вырасту, обязательно разведу свой сад...
      А сейчас наши дочери приезжают к нам со своими детьми, кушают всю эту вкуснятину... Заготовок много на зиму ставим... Возим к ним, в Латвию... - Иван Францевич был очень тронут моими словами, даже прослезился...
      Потом, сияя глазами, сказал: - Спасибо тебе большое, Роберт, за такие слова! Значит, моя жизнь - прожита не зря!
   Живите, здравствуйте, с Людмилой! И ваши дети! И внуки! - Я, взаимно, пожелал здоровья, и ему, и его жене, и его сыновьям... Попросил передать привет от нас... Это была последняя наша встреча...
   Вскорости после неё, я узнал от Лиды, что Иван Францевич умер... Царство ему Небесное!
   
 ...В один из своих приездов в Краславу, я встретился на тротуаре ещё с одной учительницей Дагдской школы, Марией Васильевной Гоба, последние годы она жила в Краславе, выйдя на пенсию. Когда я ещё был мальчишкой, её муж, работник Райкома партии, страстный охотник, на охоте подстрелил кабана, подбежал к нему, и, видимо, решил не тратить патрон, замахнулся ружьём, решив прикладом добить кабана, от удара ружьё выстрелило, пуля попала ему в грудь... Через несколько дней он умер...
   Старший сын Марии Васильевны, стал офицером, служит на Дальнем Востоке, дочь Светлана умерла в  возрасте 18-20 лет... Мы стали расспрашивать друг друга... Я рассказал ей тоже о нашей семье, о доме на Опытной, потом она сказала: - Вот, Роберт, собираюсь в дальнюю дорогу... Сын зовёт к себе... Страшновато... такой дальний путь... А что делать? Стара стала, сил - всё меньше... поеду...
   -И правильно, Мария Васильевна! - Воскликнул я. - Будете с сыном, с внучатками! Счастливой вам дороги!
   -И я вам с Людочкой, Роберт, желаю всего доброго! И деткам! И внукам! - И на этом мы с нею расстались...
   
   За эти годы столько знакомых поумирало! Кошмар просто!
   Нет уже на этом свете братьев Вишкеров, Ивана и Станислава, жёны их тоже умерли... А сколько умерло после распада МСО строителей! Умерли от безнадёги, от тоски, от безработицы, спились, отравляя себя всякой дрянью, от самогонки, настоянной на махорке и птичьем помёте, от технического спирта, продаваемого, как питьевой...
   Умерли работники моей бригады Олег Баркевич и Ян Прикня, Станислав Латковский, Василий Федулов, может, и ещё кто, просто мне об этом неизвестно...
   
   Когда мы ездили в Питер с Людмилкой и Аурикой, к дяде Вите Филиппову, встретились там с  Колей Кузьминым и его семьёй, помните, как мы везли в Питер из Оленегорска военную технику в ремонт, и решили остаться в Питере на сутки, встретиться с Колиной семьёй и его невестой Ниной? Как мы там ходили смотреть "Фантомаса"? Это было, когда мы служили в Армии...
   В годы, после распада Союза, в годы безденежья, оборвалась переписка с Витей Ширончиком, с Колей Кузьминым...
   Как-то, спустя годы, я написал письмо по старому адресу Широнина: Рязанская область, Шилово... Ответа не получил... Жив ли ты, Витя? Я помню тебя, дорогой друг!
   Жив ли ты, Коля в кубе? И тебя я помню, дорогой друг!

...Ещё хочется рассказать историю, которая произошла за Дагдой, в трёхэтажном жилом доме колхоза "Бривиба" (свобода)... Наша бригада в своё время, строила этот дом... Запала эта история мне в душу...
   Проживала там, в одной из квартир, семья: муж, жена, двое детей... Жена - из детского дома. Муж, как это часто случается, загулял... Стал пропадать у любовницы... Однажды, жена об этом узнала, городок-то, маленький...
  И впала она в отчаяние, и решила покончить с собой, и, мало того, решила, что не может оставить своих детей на такого мерзавца, такого изменщика! Невероятно, как могут, у матери!, так мозги перевернуться набекрень! В голове не укладывается!
   Она решила утопить детей в ванне... во время купания... Младшенький дитёнок не трепыхался, слишком махонький был... А вот старшенький (ая)? не помню... Поднял крик, начал молить мамочку: - Мамочка, миленькая! Не надо! Не хочу! - Крики услышала соседка, позвонила в милицию...
   Те особо не торопились, как всегда, а, вдруг, само рассосётся?, милиция (полиция) в маленьких городках ленива, нерасторопна, особые случаи бывают редко... Это приучает к лени...
   Утопила и старшенького дитёнка, разрезала себе вены на руках, села ждать смерти... Не успела, милиция выломала дверь, оказала первую помощь, отвезли в больницу... Деток - похоронили... Отец детей, чуть умом не тронулся от всего от этого... Запил по-чёрному... В этой квартире не смог жить...  Мать держали в психушке лет пять-семь, решили, что у неё мозги встали в правильное положение... отпустили... Через несколько дней, в той же квартире, она повесилась... Муж спился совсем...
   
...Ещё одна история... В мою бытность в Постройкоме МСО, в нашей столярке работал мой земляк, из деревни Слобода, в которой несколько лет проживала наша семья...
   Парень он был тихий, спокойный, незаметный такой... Жил с женой и тёщей в Краславе. Зарплаты в годы Советской власти были - не ахти какие, дожил, от зарплаты до аванса, и хорошо! Потом, правда, после развала Союза, стало намного хуже...
   Его жена вечно им была недовольна, пилила его, как та ржавая пила... как старуха из сказки о Золотой рыбке... Тёща, очень старательно, ей помогала... Соседи рассказывали, что частенько слышали ругань в их квартире...
   И, однажды, когда ссора явно затянулась, а женщины никак не могли успокоиться, он взял свой острый столярный топорик, и... зарубил их... обеих... Потом, когда смог говорить, набрал милицию и устало сказал: - Приезжайте... мой адрес... Я убил жену и тёщу...
   К чему я это рассказываю? Может, кому-то из тех, кто прочтёт эти строки, придут в голову, такие вот, простые мысли: "А, может, не стоит заводить любовницу? Такие, блин, хлопоты..." Или: "Может, не стоит пилить, без конца, мужика? Может, лучше, хоть иногда, быть с ним ласковой и доброй? Всех денег, не заработаешь..."
   
...Натулька и Слава мечтают о собственном доме, участке земли возле него... И мы с Людмилкой о том же мечтаем, развели на балкончике землянику, семена которой, с наших грядок, на Опытной, привезли сюда, во Францию...
   А как хочется развести Сад, покопаться на грядках... Посадить виноград... опять делать собственное вино...
   По моим знаниям, я мог бы построить дом, начиная от разбивки фундамента, заканчивая оконными и дверными блоками, врезкой замков и отделочными работами, в общем, всё! От и до! Какой бы мог камин шикарный сложить! Особенно, при современных материалах! А сил - всё меньше... Ноги к ночи сильно устают... Умом понимаю: увы! Мне это - не светит!
   
   Последний серьёзный объект, который строил, это дом Виктора Ивановича Ходырки... И то, закончить не получилось... Рухнула огромная Страна... Наступили трудные времена... А  потом, работая на заводе в Бигосово, были только ремонтные работы, всякая мелочёвка, камины, печи, плиты, что людям делал... А вот настоящих, больших работ, больше не было... А как тоскую по такой работе! Как бы хотелось  построить на память детям и внукам, большой, красивый дом! Увы! Увы!
   Нарисовал, на мой взгляд, уже несколько хороших проектов, на 5-7 комнат, двухэтажных, с огромными окнами, как сделал на даче в Краславе, от стены до стены! Обожаю такие окна! С бассейном... и без оного... Разных... Хоть этим душу потешу! А какие сейчас строительные материалы! На любой вкус!  Были бы только тысячи, десятки тысяч... евро... А вот с ними-то... Напряжёнка...
   
   Перечитал кое-какие свои записи... Вот что вспомнилось: когда я был на сборах, зимой, за Краславой, по дороге на Даугавпилс, местечко называется Боровка... два месяца, в 1980 году... Разговаривал с командиром взвода этой воинской части. И вот что он мне рассказал: в его взводе рядовым срочной службы служил сынок 1-го секретаря Краславского райкома партии Дмитриева.
   Папочка забирал его домой на выходные, приезжал на служебной машине в пятницу вечером, а в часть привозил, когда в воскресенье вечером, когда в понедельник утром...
   Сыночек его был совершенно неуправляемым, на любые попытки образумить его, грозился пожаловаться папульке... В конце концов комвзвода махнул на него рукой, надеясь, что когда-нибудь, этот дурдом, всё же, кончится... Настанет нормальная служба... Да, вот так вот, среди равных перед Конституцией, находились более равные...
   
   Революции создают Герои, плодами Революций - пользуются негодяи... Неисчислимое количество загубленных жизней, причём, загубленных своими же! Русские убивали русских... Одно дело, когда тебя убивает враг, другое дело, когда свой... Как подумаю, что испытывали те, лучшие из лучших, дворяне, полковники, генералы, маршалы, когда их пытали, над ними измывались, кожу на их спинах резали полосами... отрывали от живого тела... И кто? Свои же! Это какую же смертную муку нужно перенести, когда ты  понимаешь: над тобой издеваются, свои же! И за что? За то, что ты всю свою жизнь, да и не только свою, жены, детей, родных, положил на Алтарь Отечества... И они - гибнут, так же невинно, как ты! Это нельзя понять! Это - нельзя простить! Господи! За что???
   
   6 июня. Воскресенье. Приехала, около 12 часов, Аурика, забрала Егорку, повезла его к фермерам, отдых у которых организовало Фуайе. Я к этому времени заканчивал готовить для Аурики борщ... Вскоре меня забрал Слава.  Пообедали, как всегда в воскресенье, печёной курочкой и салатом из всего-чего, со сметаной и майонезом, запили это дело французским вином... "I.P.Chenet"- вкусное вино! Бутылка с кривоватым горлышком - прелестное вино!
 
    Потом мы с Людмилкой слушали и любовались Катенькой Гусевой, она пела романсы. Длинное роскошное платье, зеленовато-синее, обнажённые руки и спина, длинные волнистые каштановые волосы, прелестная улыбка, красивое лицо и фигура, женщина редкостных талантов: певица, актриса, танцовщица, фигуристка, кроме этого, в юности занималась художественной гимнастикой и плаванием, даже успела побывать на Северном Полюсе, и пела там, под незаходящим солнцем, стоя на "вертится кругом земля"... Удивительных талантов человек! Дай Ей, Господи, ещё и счастья большого, и долгих лет жизни!
   Жара спала. Сегодня уже попрохладнее, даже дождевые тучки проплывают над головой, но дождя, пока, нет...
   
   14 июня, понедельник.   11 июня Ауричка наша встретила своё 40-летие... Та неделя ей выпала трудная, она проходила практику в цветочном магазине. Ей хозяева сказали сделать цветочную композицию на её вкус... а потом... взяли и подарили ей этот букет! Поздравили с днём рождения!
   А ближе к ночи, она, Наташа и Слава, поехали на дискотеку, отплясывали там до пол-четвёртого ночи! Так что, свой первый день рождения на французской земле Аурика отметила на всю катушку!
   А в субботу, на следующий день, мы все собрались у нас, все 11 человек, и тоже отметили её день рождения.  В это время по телевизору из Москвы показывали грандиозный концерт на Красной Площади, посвящённый Дню России. Так что, это - ещё один подарок для неё! С днём рождения, Аурика!
   
   В воскресенье разговаривал с Лидочкой, она сказала, что Юра будет уезжать на заработки в Англию... У их соседей по дому - беда, их родственник, раньше он жил в этой квартире, потом уехал в деревню; от безысходности, от безнадёжности, наложил на себя руки... Сегодня у них похороны... Счастье ещё, что старший сын смог устроиться на работу в Ирландии... Конечно, это - не выход, бросить всех... уйти... А вы - живите, как Бог пошлёт... Это - не по-мужски. Это - трусость.
   
   Сейчас показывают большой концерт Эдуарда Хиля. Какой молодец! Ему уже 76 лет, а выглядит он - прекрасно! Как мой ровесник. Показали его семью, они с женой вместе уже более пятидесяти лет. Втроём, Эдуард, его сын Дмитрий, и внук, тоже Эдуард, спели песню... Очень впечатляет! У сына Дмитрия, и лицо, и голос, очень похожи на отца. Только волосы более тёмные, в мать. Внук, тот вообще, красавчик! Прелесть!
   Людмила Сенчина, Эдита Пьеха, Маликов старший - приняли участие в концерте. Хорошо, что такой яркий талант опять востребован!
   3 июля 10г. За это время, что я не писал, мы отметили день рождения Никиты, ему исполнилось 13 лет. Отметили мы его на природе, жарили шашлыки, пили вино, хорошо попраздновали!
   Так же отметили и латышский праздник лета - Лиго, вечером 23 июня, в том же месте, в том же составе... 11 человек... При такой же погоде: тихий, солнечный день, красиво, шелестела листва деревьев, неспешно проплывали в голубом небе лёгкие белые облака...
   А Лида рассказала, что у них в этот день (Лиго), был сильный ветер, сильный дождь...
   
   Россия сейчас терпит бедствие: сильнейшая засуха, гибнут посевы, зерновые будут совсем плохие по объёму, да и с кормами для скота будут большие проблемы...
   Да и у нас здесь, в Бретани, уже давно не было дождя, даже трава стала сохнуть на газонах... А вчера, когда мы с Людмилкой гуляли по Морле, просили у Господа дождя, было это около десяти вечера, и уже ночью пошёл дождь! И в течение этого дня несколько раз шёл... - Спасибо, Господи!
   Получили письмо от Тамары Роговской... Спасибо, Тамара!
   
   Очень хочется пересказать передачу о великой актрисе России - Кларе Лучко... Первый её   кинофильм - "Кубанские казаки". Там она играла молодую девушку, невесту ослепительной красоты... За время съёмок в неё влюбились режиссёр фильма Пырьев и актёр Лукьянов, игравший роль председателя колхоза. Впоследствии Клара стала женой Лукьянова... А Пырьев не смог ей простить того, что она предпочла ему Лукьянова... В его картинах она больше не снималась...
   Клара и её муж, они очень любили друг друга... У них родилась дочь. Любовь их была удивительной, до самой смерти её мужа... Он умер от сердечного приступа, прямо во время выступления на каком-то съезде кинематографистов...
   Клара очень долго страдала, ходила только в чёрных траурных платьях... Не смотрела ни на одного мужчину... Познала нужду и бедность... Вдова... с ребёнком...
   Со вторым своим мужем, Мамлеевым, она познакомилась на вечеринке у своих друзей... Это была любовь с первого взгляда... у обоих... С тех пор они не расставались... И со вторым мужем у неё была удивительная любовь, светлая, чистая...
   Клара прочитала книгу Калинина "Цыган", и поразилась:"Да, ведь, у них же, такая же любовь, как у нас, поздняя!" И загорелась снять фильм по этой книге! В том, что этот сериал был снят, главная заслуга - её! Даже у Лапина, главного чиновника советского кинематографа, твердолобого и непробиваемого, смогла добиться согласия на съёмки этого сериала!
   
   И актёра на роль Будулая, Михая Волонтира, предложила она! После этой роли Волонтир стал знаменит... Спустя годы, он стал слепнуть... нужны были большие деньги на операцию... Клара собрала эти деньги!.. По-моему, Михай любит её до сих пор, не может говорить о ней спокойно... без слёз в глазах...
   Даже Армен Джигарханян, в этой передаче о ней, сказал: - Когда я был молодой и ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ! (Прелесть, правда? Я - восхитился! У него была такая нежная улыбка на устах, когда он говорил эти слова...) Я тоже был в неё влюблён!
   Клара умерла, не дожив 4 месяца до своего 80-летия... в 2005 году... Позвала мужа к столу... упала... и - всё... Оторвался тромб... Мне бы так умереть! Даже в старости она была - очень красива! Так же, как была красива вся её жизнь! Дочь до сих пор скорбит о ней... Как моя Людмилка по своей маме... И муж не может говорить о ней спокойно... любит её... тоскует по ней... Красивые люди! Красивые судьбы!.. Царство Тебе Небесное, раба Божия Клара! А вас, дочь и муж, да хранит Господь! Долгих Вам лет жизни!
   
   Завтра, 4 июля, день рождения Людмиле Фёдоровне, будем пытаться дозвониться к ней...
    8 июля 10г.  Вчера был день Ивана Купалы, а сегодня - день верности, любви и согласия. 800 лет назад, на Муромской земле, жили князь и его жена, оставившие по себе добрую память, как беззаветно любившие друг друга... Святые Пётр и Феврония...
   Сегодня у нас в гостях был молодой священник, отец Себастьян, он сейчас служит Господу в городе Ренне, столице Бретани, мы с Людмилкой познакомились с ним в 2005 году, когда первый раз приезжали в гости к детям...
   Аурика тоже была с нами, познакомилась с ним.
   Погода - опять солнечная, тёплая, вернее - жаркая.
   У Людмилки сегодня болело сердце, поэтому гулять мы вышли в начале одиннадцатого вечера, взяли с собой Антуана. К этому времени стало прохладно, хорошо...
   
   Разговаривал по телефону с Лидочкой. Дела в Латвии - плохие, что скрывать! Зарплаты катятся вниз, молодёжь уезжает на заработки из страны... Она очень боится, что не доработает до выхода на пенсию... И у Димы зарплата падает, одна дорога до Даугавписа и обратно, сколько денег отнимает...
   
   12 июля.   Позавчера умер наш сосед, здешний, французский... Не знаю, как правильно назвать... Для нас, русских, слово "негр", нормальное, книжное слово... Но, Наташа и Слава советуют избегать этого слова, могут обидеться... Поэтому, напишу так: афро-французская семья...
   Сосед был намного старше жены, трое детей: две девочки - ещё подростки, сын - уже взрослый. Мы живём с ними на одном этаже, их квартира - рядом с нашей. У главы семьи отказало сердце... Мы с Людмилкой поднялись на лифте на наш этаж, услышали страшный женский крик, аж мурашки по спине... Во дворе стояли две "скорые"...
   Уже в тот же день стали съезжаться их соотечественники, в национальных одеждах, мужчины все - в жёлтых шапочках, женщины - все укутаны, с головы до ног, в большой кусок материи... Вчера тоже весь день приезжали... Одни машины уезжали, другие - приезжали... Со всех концов Франции... Нам тоже хотелось бы выразить им своё соболезнование... Но, мы - опасаемся... Мы же, для них - неверные... а вдруг, мы их этим оскорбим?..
   
   Ещё вчера в Морле был праздник, день бретонских танцев и песен. Вечером, когда стало прохладнее, Слава отвёз меня и Людмилку в центр города, к месту действа. Налюбовались их костюмами и непривычными для нас движениями ног во время танцев.  А когда начались танцы под оркестр и песни девушки, то это, вообще, такая прелесть, так зажигает, когда все, от мала до велика, держась за руки, двигаясь кругами по площадке, начинают танцевать, аж ноги начинают зудеть, так хочется принять в этом участие!
   С нами были Аурика и Настенька. Позже Слава отвёз нас домой, а потом вернулся с Наташей, и они втроём с Аурикой долго танцевали... Послезавтра - опять праздник: день взятия Бастилии, опять будут танцы и большой фейерверк...
   
   18 июля, воскресенье.   В день взятия Бастилии был дождливый день с сильным ветром. Но фейерверк был всё-равно. Его смотрели Аурика с детьми и Янис ещё набрался храбрости. Мы с Людмилкой побоялись из-за её слабого здоровья. Только несколько залпов посмотрели через открытое окно.
   А вчера был мой день рождения. Дети и внуки надарили подарков, два букета цветов, от нашей семьи, а второй букет подарила Аурика, тоже розы. Столько я теплоты и нежности получил в этот день, столько приятных слов... Спасибо, мои милые! Был праздничный стол, бренди "Наполеон", торт со свечами, танцы... А сегодня мы, как обычно, съездили в церковь, запекли курицу...
   
   Ещё хочу рассказать о том, что мы в скором времени переберёмся в отдельный двухэтажный  дом, с шестью комнатами, камином, гаражом, а над гаражом - ещё одна комната, кроме этого, возле дома есть приусадебный участок, с обеих сторон дома, так что будет куда пересадить нашу белорусскую землянику... Четырёхкомнатная квартира в восьмиэтажке - это хорошо, отдельный дом, лучше! Правда?
   
   По компьютеру от Роговских пришло красочное, очень тёплое и сердечное поздравление, несколько фотографий их большого семейства, спасибо им огромное!
   21 июля.   Вчера был день рождения Славы, нашего кормильца и поильца. Да, да, именно так! Наши с мамой маленькие пенсии, только небольшая поддержка, основа семейного бюджета - это Слава!
   Дом уже пустой, поэтому мы решили отпраздновать Славин день рождения в нём, в нашем будущем доме. Нет, мы не станем владельцами дома, он принадлежит хозяину, мы просто будем его снимать. Мы со Славой больше пол-дня наводили порядок во дворе, со всех сторон, Слава своей газонокосилкой скосил траву, обстриг ветки зелёного забора, мы убрали в наш грузовичок ветки и траву, привезли из нашей квартиры еду, мясо для шашлыка, складные стулья, стол и ещё несколько стульев остались от прежних жильцов, жарили шашлыки в камине и пили вино и "Наполеон", говорили свои пожелания Славе, дети бегали по дому, на улице шёл дождь, было празднично, весело, здорово!
   
   Теперь хочу рассказать о доме. Первый этаж: большая гостиная с камином, окном и распашными дверьми во двор, спальня, в которой будут обретаться Наташа и Слава, кухня, котельная на жидком топливе, солярке т.е., туалет под лестницей на второй этаж. Котельная соединяется  дверьми с гаражом и кухней, на улицу не обязательно выходить, чтобы попасть в гараж. В комнате над гаражом будем сушить выстиранное бельё, в ней имеются два окна, которые будем приоткрывать, чтобы бельё лучше сохло. В нашей теперешней квартире бельё сушить было проблематично, только маленький балкон, а дожди частенько нас радуют, и ванна, сами понимаете...
   Теперь второй этаж: мансардный, т.е. - под крышей, четыре спальни, самая большая, имеющая совмещённый санузел и балкон, будет моя и Людмилкина; второй санузел имеет только ванну и раковину, не имея унитаза, на остальные три спальни, это, конечно, плохо, или иди на первый этаж, или к нам... В остальных трёх спальнях будут проживать внуки. Они - не очень большие по площади, но жить можно; на мой взгляд - окошки маловаты, но, это - спальни...
   Сегодня мы на нашем грузовичке перевезли землянику, кипарисик, оливку, дубок, на участок, пусть обживаются на новом месте... Несколько раз сегодня шёл дождь, завтра, если погода позволит, буду сажать землянику, начнём продумывать, что делать с остальными саженцами.
   
   26 июля,понедельник, день рождения Натульки.
   День пасмурный, но тёплый, Ната решила свой день рождения провести дома, с морепродуктами, а для этого ездили собирать мули на наше обычное место, все взрослые. Людмилка собрала красивые камушки и ракушки, а мы собирали мули. Вечером сварили их, собрали праздничный стол, пили "Наполеон",  Людмилка и дети пили виноградный сок, позже принесли торт-мороженое со свечами, сделали несколько снимков, потом танцевали... В общем, хороший день рождения получился! Да, забыл: Натулька, даже, в море искупалась, вот, какая молодец!
   
   31 июля, суббота.   Вот и заканчивается июль. Господи, как быстро дни-то летят! Делаем ремонт в нашем доме, красим, клеим обои. Поклеили обои по потолкам в спальнях Яниса и Антуана, покрасили белой водоэмульсионной краской, покрасили потолки в нашей и Лады спальнях, потолки лестничной клетки и коридоров первого и второго этажа, а также стены, начали клеить обои в комнате Антуана, Слава и Наташа поехали искать красивые обои для гостиной... Работаем...
   3 августа, вторник.   Сегодня пасмурно, раз пять-шесть шёл дождик, прохладно. Настеньку и Никиту отправили в какой-то лагерь на три дня. Аурика помогает нам делать ремонт. Они с Наташей красят батареи и двери. Слава закончил клеить обои в комнате Лады, очень красивая получилась спальня! Я долго шпатлевал повреждения на стенах, потом помыл окно в комнате Антуана, красил рамы окна, красил откосы окна... В общем, работаем... Приходили посмотреть наш дом Оля и Валерий Шкуропаты, и их младшенькая, Аришка...
   
...А Россия в огне, горят леса, торфяники, гибнут люди, число погибших приближается к пятидесяти... Сегодня сказали, что численность очагов возгорания - больше тысячи... Над Москвой стоит дымное марево, трудно дышать, видимость - не больше ста метров... Перечитал свои старые записи, вспомнилась история с Фредом Барткевичем...
   
   Он работал в Бригаде Яна Яновича Лоца... Это был очень сильный, спокойный мужчина, красивый настоящей мужской красотой. После нашей с Людмилкой неудачной поездки в Тольятти, я устроился на работу  на строительстве Дагдского СПТУ... В тот год наступила зима, Дагдское озеро покрылось льдом, чистым, прозрачным, снег ещё не нападал, много молодёжи каталось на коньках по глади льда озера...
   У Фреда в это время жена лежала в роддоме, то ли, уже родила, то ли, собиралась это сделать... Не помню, много лет прошло... Фред со своим двоюродным братом решили сходить в выходной день на рыбалку по новому льду... Взяли снасти, мотылей, бутерброды, водочку для сугреву и пошли по льду... Довольно далеко от Дагдского берега, может, над руслом Дагдской речки,которая впадает в озеро и вытекает из него, держа путь в Асуну... в общем, лёд не выдержал их веса... Они - провалились... тёплая одежда, обувь, всё мигом наполнилось водой...
   
   Сенька, двоюродный брат, более слабый, утонул первым, Фред упорно боролся за жизнь, об этом свидетельствовала длинная борозда ломаного льда, всё пытался вылезти на лёд, наваливался на него грудью, лёд опять ломался... Их нашли быстро, они вмёрзли волосами в лёд, находились в вертикальном положении подо льдом... Такая, вот, страшная смерть... Я плакал, когда услышал о их смерти... Мне Фред был глубоко симпатичен, так нелепо погибнуть... когда жена - в роддоме... Господи! Такой красивый человек! Умер таким молодым!.. Сколько каждый год погибает рыбаков на озёрах Латвии! Особенно весной, когда лёд становится рыхлым, ненадёжным, коварным...
   
   8 августа, воскресенье.   Дети съездили в костёл, встретились там с Аурикой, Никитой и Егоркой, Настенька ночевала у нас. Мы, втроём с нею, помолились дома, причастились... Позже, когда вернулись дети, смотрели записи на видеокамеру нашей поездки к детям в 2005 году... Пять лет прошло... Как быстро летит время!
   Сегодня мой крестник Юра, в Дагде, прощается с родными, в семь вечера уезжает в Ригу, а завтра самолётом летит в Англию... Я ему звонил, ответила Инга, сказала, что Юра ушёл на озеро, хочет искупаться.  Попытаюсь ещё часов в шесть позвонить...
   
   День сегодня солнечный, прохладный, лёгкий ветерок.  Слава закончил обои в нашей комнате, подготовил комнату Яниса к оклейке обоями. Наташа красила батареи. Я занимался всякой мелочёвкой, нудной, но необходимой, без которой - никуда! Завтра буду в ванной клеить мелкую плитку на стены и клеить обои под покраску.
   Попытались вчера опять потопить камин, да, дымит, никуда не денешься... Надо исследовать дымоход до самого верха, искать причину...
   Сейчас смотрим запись дней рождения  Антуана, Влады и Яниса в 2005 году, уже после нашего отъезда домой, в Беларусь... У Славы в это время была сломана правая рука, в гипсе, после его падения с крыши, когда он ставил людям телевизионную тарелку... Такой зажигательный танец станцевали Влада, Янис, Вика и Вова Корчагины, был Килик в гостях, друг Лады, были взрослые Корчагины... Теперь - день рождения Яниса, пришли Корчагины, и дочери Армена и Нары, Даяна и Маруся, друг Лады - Лёшка, лицом похож на Влада Галкина в юности...
   
   22 августа, воскресенье.   Ремонт продолжается. Вчера, около десяти вечера, закончили обои в гостиной и кухне. В кухне - под покраску. В гостиной - поклеили точно такие же обои, как в гостиной нашей теперешней квартиры: светлые, красивые, узорчатые, с золотыми блёстками. Наташа помогала нам со Славой, мазала обои клеем, резала их по размеру. Завтра начну красить кухню. Довольно долго провозились с потолками в гостиной и кухне, шпатлевали швы в наклеенных плитах потолка, имеющих сложный рельеф, потом красили потолки, получилось красиво. Слава Богу! Обои - закончились!  Предстоит ещё трудная работа - ламинат на полах второго этажа, придётся поползать на коленках... Дом внутри получается красивый, светлый, раньше, до нас, ни в одной комнате не было обоев, только покраска белой эмульсией во всех комнатах, на полах второго этажа - ковролин, уже неприглядный, пылесборник... Теперь будет ламинат, светлый, под дуб, покрытый прозрачным лаком, красиво смотрится! Все полы первого этажа - из керамической плитки, хоть это не надо делать. Вообще-то, удобно, полы легко мыть, правда, без тапочек - холодновато...
   Хотим сегодня, если дождь не помешает, перевезти дрова из гаража, который Слава арендует, дрова для камина, скоро надо сдавать гараж, теперь он нам не нужен, есть свой...
   
   Прошёл Лидочкин день рождения, 59 лет... Она его отметила в Асуне, у подруги Риты, Дима тоже приехал, напарились в бане, это была суббота, 14 августа, а потом, чистенькие и румяненькие, отпраздновали день рождения...
   В воскресенье помянули маму Славы, у неё 15 августа день рождения... Жаль Янину, только 50 лет и прожила, бедная...
   20 августа помянули Илью, отца Людмилки, 93 годовщина со дня рождения...
   
   11 сентября, суббота.   Вот мы уже и живём в доме... Наводим порядок, красоту... Ладушка приезжает на выходные из лицея... Погода последние дни стоит дождливая, земляника наша приободрилась, ягоды крупные пошли...
   Конечно, устали мы все за эти дни, ремонт, перевозка мебели, кое-что пришлось вручную сносить с шестого этажа вниз, не влезло в лифт по габаритам... Очень нам помог Игорь Корчагин, с разборкой, погрузкой, разгрузкой, заносом мебели в дом, и т.д. - Игорь! Спасибо тебе!
   Теперь уже, и занавески, и картины, висят... Дом получился красивый! Установили две телетарелки, опять смотрим Россию... Интернета и телефона, проводного, пока, нет, это зависит от телекома, когда они нас подключат, так что, до Лидочки, пока, дозвониться не могу, по мобильнику - слишком дорого...
   Людмила Фёдоровна нам уже письмо прислала на новый адрес. Мы теперь живём на площади Солидарности, это в пяти минутах ходьбы пешком от наших бывших восьмиэтажек... Уже несколько дней мы с Людмилкой мучаемся: у неё воспалился зуб, у меня - десна...
   
   13 сентября, понедельник.   Сегодня Слава подключил телефон и Интернет. Я дозвонился до Лидочки. Она получила две недели отпуска. Дайрис болеет, надо его смотреть... Юра уже в Англии, со своей женой, гражданской, снимают дом, живут вместе с сестрой жены и её мужем, устроился на работу, сортирует какие-то товары... Говорит, что работа не очень тяжёлая, но требует внимания. Слава Богу! Уже работает!
   Людмилке сегодня делают восстановительную процедуру, скоро будет дома.
   
   14 сентября. День рождения моей сестры Аллочки. Лидочка дозвонилась к ней, поздравила её, мы просили об этом. Алла нездорова, температура, кашель, насморк, то же и у Анжелы. Ингин муж опять без работы, а кредит за квартиру надо платить...
   Слава сегодня скосил газоны, я помог ему собрать траву, завтра начну складировать во дворе дрова. Слава привёз от клиентки вкусные и сочные яблоки.
   18 сентября.   Пол-шестого утра, в лицее, где учится Лада, устроили учебную пожарную тревогу... Лада в это время была в душе... Всех учащихся выгнали на улицу... Влада, обёрнутая в полотенце и босая, двадцать минут отстояла на холодной земле... Чем это кончится...
   Антуан уже несколько дней болеет. Учителя в его школе, во время дождя, вывели учеников на прогулку... Вечером Наташа привела его домой в мокрой одежде... Такое, вот, спартанское воспитание в школах Франции, а, точнее говоря, пофигистское, болеют ученики - и хорошо, меньше работы...
   
   22 сентября, среда.   Сегодня вечером смотрели передачу про Николая Ерёменко и его друга Талгата Нигматулина, они вместе учились во ВГИКе, в классе Герасимова. Вместе снялись в знаменитом советском боевике "Пираты 20 века". Талгат там сыграл роль пирата, владеющего восточными единоборствами. После этого фильма Талгат стал знаменитым. Ерёменко стал знаменитым раньше, сыграв роль в фильме "Красное и чёрное".  Спустя годы, Талгат подпал под влияние гуру, видимо, владеющего гипнозом.
   В 1985 году этот негодяй приказал Талгату прилететь в Литву, на сходку своих приверженцев; там, на сходке, гуру приказал Талгату избить одного из этой кодлы... Талгат наотрез отказался... Он считал невозможным применять своё мастерство против человека... Тогда этот гуру приказал бить самого Талгата... Его били всю ночь... Он - не сопротивлялся... Паталогоанатом насчитал на его теле 120 ран! Так погиб этот, очень талантливый, актёр...
 
   Гуру посадили... Через несколько лет он умер в тюрьме. Один из тех, кто избивали Талгата, сошёл с ума во время судебного процесса... Жена Талгата, Венера, приняла решение кремировать тело мужа, не хотела, чтобы люди видели обезображенное лицо красавца-мужа... Его кремировали в Литве, в Ташкент она привезла урну с его прахом, настоящая Венера, очень красивая женщина! Очень! Вот так... Да и Николаю... ещё бы жить и жить... Тоже умер молодым... Очень жаль! Такие оба талантливые люди были! Такая судьба...
   
   28 сентября, вторник.  В субботу отпраздновали новоселье. Пришли Шкуропаты: Нина, Оля, Валерий, Ариша. От Корчагиных пришёл Игорь. Таня в этот день работала. Жарили шашлыки на мангале, пили виски, позже топили камин, хорошо посидели! На второй день приехала Аурика с детьми... Получили письмо от Тамары Роговской, пишет, что уговорили её ещё поработать в Бигосовской школе, зарплата у учителей невысокая, ниже уровня зарплат рабочих и колхозников, молодёжь не хочет поступать в педагогические ВУЗы... И правильно! Министерство образования Беларуси превратило труд учителей в каторгу, пусть сами работают!  Пишет, что Бигосово - очень похорошело. Украшается на глазах, школу, после ремонта, - не узнать, как новенькая! Возле общежития завода строится новый продовольственный магазин, большой, есть несколько новостроек жилых домов, это, конечно, хорошо! Осенью грибов - море! Особенно, боровиков!
   
   29 сентября. День Викторов и Людмил!
   Переделали камин, разбили внутри его, в дымовом кармане, возле выхода в дымовой канал, перегородку, дали возможность выходить дыму в соседний вентканал, т.е. - вдвое увеличили площадь дымового канала. Ещё оказалось, что на чердаке в дымовом канале были пробиты отверстия и через них ввели кабель от телеантенны... Пришлось всё это переделывать, замазывать раствором отверстия... После этого, тяга стала отличная! Начал ремонт котельной, она не была до конца закончена, много дыр в стенах и потолке, серые бетонные блоки стен, буду штукатурить потолок и стены, потом - красить...
   
   Новость № 1!  Наконец-то скинули мэра Москвы Юрия Лужкова! Чисто полностью зажравшегося и вконец обнаглевшего олигарха! Под его тёплым крылышком его жена заработала несколько миллиардов долларов...
   Получили письмо от Тамары Роговской. Написала, что у них в этом году отстояло настоящее южное лето, жаркое, температура два месяца - от 30 до 38 градусов. Но переносилось легко, потому что влажность воздуха была низкая, периодически проходили, очень тёплые дожди. Пожаров не было, в отличие от России, был установлен строжайший контроль за пожароопасностью в лесах...
   
   9 октября, суббота.   Сегодня приезжали освятить наш дом Батюшка Филипп и матушка Сильвия. А также её мама, уже старенькая, но бодрая и энергичная женщина, нам она очень понравилась!  Батюшка проделал в полнейшем объёме освящение дома. Мы: я, Людмилка, Аурика, Настенька, Никита, Егорка, исповедались и причастились у батюшки, а потом мы их угостили вкусным ужином...
   И ещё: на "Одноклассниках" на нас вышла Наташа Лукапёрова, дочь Зины и Саши Лукапёровых. Она - ровесница Аурики. Да, как это ни печально, она подтвердила слух, в который мы упорно не хотели верить: уже тринадцать лет, как нет на Земле Саши... - Царство Тебе Небесное, дорогой Друг! Он съезжал с крутой горы на велосипеде... и попал под машину... Наташа замужем, живёт в Питере, а её мама - сейчас живёт в Волгоградской области, на пенсии, второй раз вышла замуж, мужа зовут Виктором. В воскресенье она приезжает в гости к дочери. Я надеюсь, что мы созвонимся и узнаем подробности их жизни...
   
   16 октября, суббота.   Ну вот, созвонились с Наташей и её мамой Зиной, она уезжает сегодня вечером.  Саша погиб в 1997 году, угодил под молоковоз... Такая, вот, судьба... Его брат Иван, Людмилкин и моего брата Лёни одноклассник, умер в 2000 году... У него остались двое детей... Тася, их сестра, живёт в Риге, и у неё двое детей, её муж, Иван Кириллов, Слава Богу! жив!  Наконец-то, узнали судьбу Лукапёровых, которых столько лет разыскивали! И Саша, и Ваня, все эти годы были живы в моей памяти... как жаль, что их больше нет...

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/10/942