Бар на окраине. Главы 19-20

Изабелла Кроткова
ИЗ ШЕСТЕРЫХ МНЕ НУЖНО ВЫЧИСЛИТЬ ОДНОГО.

А ЕСЛИ Я НЕ УСПЕЮ?..

                Страшная сказка начинается здесь - http://www.proza.ru/2012/05/28/1879

               

Глава девятнадцатая



                - Ну как ты себя чувствуешь?.. - едва я ступила на порог своей каморки, в дверь заглянула Полина.

                - Привет, гораздо лучше!

                Я поймала себя на мысли, что разглядываю каждую черточку ее лица.
                - Ну вот и хорошо. Возьми скорее ключ, Лидия Никитична сказала, нечего тебе бегать лишний раз туда-сюда. От этого может голова закружиться.

                Надо же, какие все заботливые!..

                В душу прокралось тихое сомнение. Может, зря я?..

                На ладонь лег ключ от кабинета.

                - Спасибо.

                - Приходи потом чай пить.

                Доброжелательная черноокая Полина ушла, а я переоделась в синий рабочий халат, продолжая размышлять про себя.

                Если они не люди, то кто?!.

                Внезапно я разозлилась. Люди, не люди… Ходят тут всякие, заказывают форель, несут бред, а я расхлебывай!.. Между прочим, люди, те, что в культурном заведении, а именно, в библиотеке Панкратова, не относились ко мне так, как здесь относятся якобы не люди. А некоторым просто делать нечего, шляются ночами по сомнительным барам, едят салаты со шпинатом и чешут языками, тогда как люди или нелюди вокруг них вкалывают!

                Мгновенно взвинтившись, я схватила ведро и со шваброй подмышкой двинулась к кабинету.

                Всунула ключ в замочную скважину и отворила дверь.

                Потом закрыла ее поплотнее.

                В кабинете было тихо и свежо – наверху, под потолком работала вентиляционная система.

                Осторожно оглядевшись, будто кто-то невидимый мог наблюдать за мной из-за угла, я присела на корточки и залезла под стол.

                Вот он, мой золотой ключик!

                Я ковырнула его пальцем. Безрезультатно. Потом вынула из кармана предусмотрительно принесенную из дома отвертку и повторила свои действия.

                Ключ, похоже, начал поддаваться… Сейчас еще разок…

                Снаружи послышались неуверенные шаги.

                Они медленно приближались к двери.

                Я замерла с отверткой в руке. Кто там еще?..

                Возникло странное ощущение, что за дверью кто-то стоит.

                Не дай бог меня застигнут за этим занятием!.. Сейчас проверю, что там происходит.

                Я вылезла из-под стола, отряхнулась и прислушалась.

                Да вроде бы все тихо, но в душу просочилась какая-то тревога.

                Я взяла с подоконника кувшин для цветов. Он был пуст.

                Надо налить воды, а заодно…

                Стараясь ступать бесшумно, я подошла к двери и резко распахнула ее.
                И тут же от двери отскочила растрепанная Лилька, потирая ушибленный лоб.

                Разбросанные мысли опять собрались вместе. Я настороженно прищурилась.

                - Ты что тут делаешь? – голос, помимо воли, прозвучал слишком резко.

                - Да покурить хотела тебя позвать, что же еще?.. – невинно произнесла певичка, не переставая тереть лоб. – А ты как двинешь меня дверью!..

                Я секунду помедлила, сомневаясь.

                Может, и правда…

                - Мне воды набрать надо, - показала я на кувшин.

                Улыбнулась и тут же будто споткнулась о Лилькин взгляд. Глаза у нее вдруг зло сощурились.

                - Знаешь, как больно!.. – прошипела она.

                - Ну извини, - миролюбиво произнесла я, чувствуя, как тело вновь охватывает дрожь. – Я же не нарочно.

                Лилька опять посмотрела ласково.

                - Пойдем?..

                Я взглянула на часы.

                - Давай попозже.

                Та пожала плечами.

                - Как знаешь.

                И исчезла за поворотом.

                А я побрела в кухню за водой.

                Что она делала за дверью? Точно ли пришла, чтобы меня позвать?..

                Мне невзначай показалось, что Лилька за мной шпионила.

                Надо быть осторожнее.

                С кувшином, полным воды, я вновь поднялась по лестнице к двери кабинета. Бар еще не начал работу, и Лилькиного пения не было слышно. Где она? Тут повсюду так темно, что то и дело натыкаешься на углы стен и край загадочной витой лестницы, которую я никак не осмотрю из-за каких-то внезапных недомоганий… А вдруг она прячется в тени где-нибудь неподалеку, а стоит мне зайти в кабинет, как она выйдет из укрытия и прильнет своим светлым оком к замочной скважине…

                Я поежилась. О том, чтобы добыть маленький ключ, на сегодня нужно забыть. Подождем более удобного момента. Надеюсь, что срок это позволит…

                Никуда не заглядывая, я полила цветы, вытерла чистой тряпочкой стол, стулья и шкаф, вымыла пол и едва успела выскользнуть за дверь, заслышав на лестнице басовитую речь Ивана Ильича.

                Теперь можно и покурить.

                Лилька была на сцене. Она деловито стучала ногтем по микрофону и раздраженно твердила в него: «Раз…раз…»

                Может, напрасно я ее испугалась?..

                Но чувство чрезвычайной осторожности убеждало, что вовсе нет.

                Вовка, наклонившийся над темной фигурной бутылкой, поднял свои карие глаза.

                - Привет, - и посмотрел вроде бы по-доброму, но как-то напряженно.

                От одолевавших мыслей становилось тошно, и начинала болеть голова.

                - Кофейку и покурить? – он улыбнулся, и напряженность исчезла.

                - Пожалуй, - я тоже улыбнулась.

                Лилька услышала нашу беседу, перестала бормотать в микрофон и обернулась.

                - Наконец-то! – надула она губки, увидев меня.

                Вовка ловко налил три стаканчика черного кофе.

                Из-за поворота вырулила громила Таня. Увидев Вовкины приготовления, официантка нахмурилась.

                - Побыстрее с перекурами, - заявила она, - через пять минут открываемся!

                - Мы мигом! – птичкой вспорхнув со сцены, прощебетала ей в ухо Лилька.

                Бармен взял стаканы, и мы прошествовали в подсобку под лестницей.
               
                Сжиравшая меня безумная тревога была столь велика, что я испугалась, что не смогу общаться с коллегами, ничем не выдав своего волнения. К счастью, закурив свою тонкую сигарету и вальяжно развалившись на диванчике, Лилька сама завела беседу.

                - Ну-с, дорогие мои, что по поводу Нового года? – бросила она в пустоту.

                - Что ты имеешь в виду? – уточнил Вовка, прихлебывая горький кофе.

                - Ну что же мы, не отметим в коллективе такой праздник? Надо непременно устроить вечеринку. Вот-вот стукнет двадцать восьмое! Предлагаю обсудить со всеми, скинуться и оттянуться с двадцать девятого на тридцатое. Кто за?

                «Скинуться… рассуждает совсем по-человечески», - против воли подумала я.

                Вовка пожал плечами.

                - Почему бы и нет! – и опять отхлебнул горячий напиток из стаканчика.

                - А ты, Арина? – обратилась ко мне певичка, вырывая сознание из пучины размышлений.

                Лицо ее в свете лампы дневного света, гудящей под потолком, показалось мертвенно-белым.

                «Мертвые живы, а живые будто спят…» - вдруг птицей вылетело откуда-то изречение Аркадия.

                Я вздрогнула.

                Лилька это заметила.
                - Ты чего? Ну давай отметим! Посидим по-родственному, тетя Лида стол накроет, скинемся рублей по триста… К тому же, Иван Ильич завтра наверняка деньги выдаст.

                Я вспомнила, что завтра заканчиваются две недели, которые директор уже оплатил.

                Лилька, наверно, подумала, что я вздрогнула оттого, что мне жалко трехсот рублей.

                - Я тоже не против, - наконец, ответила я и повернулась к Вовке. Он быстро и резко взглянул на меня и тут же отвел глаза и принялся изучать стену, - совсем не против.

                Мысли опять завертелись в голове.

                Значит, с двадцать девятого на тридцатое, судя по всему, состоится вечеринка, и, стало быть, обшарить лестницу в эту ночь не удастся. А потом наступят выходные… А срок близко.

                Но насколько близко?..

                Когда он наступит, этот срок?..

                - …Я думаю, Ивана Ильича мы уломаем, и он сделает сокращенную ночь, - воодушевилась Лилька, - ну что ж, решено. Сегодня же объявлю всем.

                Три окурка отправились в банку, и мы, проведя экспресс-совещание, разбрелись по рабочим местам.



Глава двадцатая

               

                …Если людей здесь всего двое, - рассуждала я, с трудом дотягиваясь до высоких полок шкафа с тряпьем в одной из комнат, - это значит, что мне нужно найти одного.

                Ведь первый-то человек – это я сама.

                И это однозначная, непререкаемая истина.

                Остается еще один.

                Кто же он? Как вычислить его среди прочих?

                Я достала свежую тряпку и окунула ее в ведро, задумчиво глядя, как она темнеет, намокая.

                Тряпка медленно набухла и начала опускаться на дно, вода сомкнулась над ней, а я продолжала тупо смотреть в одну точку.

                И вновь, как тогда, у кабинета, увидела в воде свое отражение.
                И опять мне показалось, что оно с рожками. Только теперь, кажется, они чуть больше, чем в прошлый раз!..

                Я рывком приблизила лицо к рогатому отражению.

                Из ведра смотрело темное пятно. Без всяких рогов.

                Шумно выдохнув, я нырнула рукой в ведро и вытащила тряпку.

                Нас семеро. Себя я с уверенностью могу исключить, значит, остаются шестеро. Это Лилька, Полина, Вовка, Таня, Лидия Никитична и Прохор Яковлевич.

                Стоп, а еще Иван Ильич! Как же я его забыла?..

                Я призадумалась.

                Нет, пожалуй, Иван Ильич отпадает. Он не на моей стороне. Ведь именно он вел подозрительный разговор с Марианной.

                Вернее, как я уже выяснила раньше, подозрительной в разговоре была всего одна фраза… Все другие слова, окружавшие ее, можно было счесть за обычные сплетни. Я по-прежнему не могла припомнить ее страшный смысл.

                Но она была. Это я помнила.

                Значит, все-таки шестеро.

                Лестница, лестница… Эта лестница занимала все мои мысли. Я никак не могла дождаться, когда же наступит утро и все уйдут, чтобы, наконец, забраться на нее и разузнать, куда же все-таки она ведет. У меня почти не осталось сомнений в том, что именно там расположена потайная дверь, маленький ключ от которой замурован под столом Ивана Ильича. Вытирая пыль, подметая углы, волоча по полу швабру, я думала о том, что близится час, когда я взойду на заветные уходящие неизвестно куда ступени.

                А пока, время от времени протирая глаза тыльной стороной грязной ладони, я мыла лестницу, ведущую в кухню. Пару раз Таня шустро пронесла мимо меня подносы. В первый раз, не глядя, по запаху я определила – жареная баранина, к которой примешивается аромат свежих огурцов. Странное сочетание, встречающееся за столиком, где однажды, когда я пила «Самарканд и Бухару», сидел мужик в армяке и картузе. По идее, к салату и барашку должно прилагаться пиво «Holstein». Взглянула мимоходом – так и есть. Значит, мой замысел отчасти верен. Таким путем можно вычислить момент, когда придет тот, кто мне нужен. Однако во второй раз Таня пронесла ничем не пахнущую бутылку вина и два корсиканских салата, также не источающих никакого запаха.

                На всякий случай можно поторчать немного в зале. Это все-таки надежнее. Послушаю Лилькино пение и посмотрю, кто сегодня у нас в гостях. Правда, я совсем не высплюсь, ну что ж, истина того стоит.

                Учитывая происшествие с Лилькой, ключик из-под стола надо забрать в те часы, когда я остаюсь в баре одна. Но как раз в это время ключ от кабинета директора мне недоступен – сразу после мытья я возвращаю его поварихе. Значит, его необходимо каким-то образом выкрасть. А для этого нужно знать, где Лидия Никитична его хранит. Когда я появляюсь на пороге, ключ уже лежит перед ней на столе. Но ведь потом, когда я мою кухню, на столе его нет!.. Куда она его прячет?..

                Я спустилась на нижнюю ступеньку лестницы и оказалась у кухонной двери.

                И заглянула одним глазком в дверную щелочку.

                Лидия Никитична стояла ко мне спиной и вытирала полотенцем чистые тарелки.

                Не берет же она его домой!

                Нет, домой, будем надеяться, не берет. Значит, сегодня надо будет хорошенько пошарить на кухне.

                Сделав уборку всех помещений и валясь с ног от усталости, я сняла халат и, следуя своему плану, явилась в зал.

                Последний столик у окна пуст. Это удача! Там я и посижу.

                Я подошла к стойке. Вовка оторвался от своего занятия – он, нахмурившись, разбирал мелкий текст на этикетке красивой бутылки – и воззрился на меня.

                - Устала… - пожаловалась я.

                - Тогда «Самарканду», - тотчас же прописал он и, наливая янтарную жидкость в пузатый бокал, коснулся меня рукавом.

                Приятная жаркая волна разлилась по телу от этого случайного прикосновения.

                «Вовка – точно человек», - решила я и в этот миг встретилась с его глазами.

                Под яркой лампой они приобрели цвет прозрачного лучистого чая, они пронзили меня насквозь, словно узнавая – что там у меня внутри?..

                Но, кроме тайного любопытства, в них таилось что-то еще…

                Я взяла со стойки прохладный хрустальный бокал, и мои пальцы на мгновение коснулись его руки.

                Рука была теплой.

                «Это он», - укрепилась я в своем мнении.

                Как, однако, быстро я его обнаружила!..

                За столиком у окошка было хорошо видно всех посетителей бара. Человека в зеленой шляпе среди них не было. Зато опять была тощая девица в ботфортах. Она, как всегда, тянула пиво за своим столиком, пялясь на Вовку.

                Я поднесла трубочку ко рту, и коктейль «Самарканд и Бухара» тонкой струйкой полился внутрь.

                «А если Вовка – человек, - вдруг холодной волной обдала меня мысль, - значит, все остальные автоматически нет?.. И Таня (ну Таня-то ладно, она грубиянка), и Лилька, и Иван Ильич?.. А приветливая Полина? А добрая тетя Лида? А полуглухой дворник?

                Они все такие приятные!

                Просто Вовка нравится мне больше всех…

                Я начала пьянеть и тихонько зевнула.

                …А вообще, я, наверно, сумасшедшая! Ну какие они нелюди? С чего мне вздумалось проводить расследование, красть один ключ с целью украсть другой, пробираться на пыльную нехоженую лестницу?..

                Подозревать всех в том, что они…

                Кто?

                На каком основании я строю свои нелепейшие, несуразнейшие подозрения? На пьяном бреде странно одетого незнакомца?
               
                С трудом приоткрывая тяжелеющие веки, я от нечего делать стала оглядывать девицу. Она сидела ко мне спиной, и я видела только ее худые позвонки, обтянутые белым свитерком.

                На сцене никого не было – Лилька отправилась на перекур. Вдруг девица громко отставила бокал, приподнялась и стала выходить из-за стола, задев и чуть не перевернув при этом тарелку с остатками салата.

                - …твою мать, я спеть хочу! – громко возвестила она и нетрезвой походкой двинулась к сцене.

                Вовка растерянно вышел из-за стойки, не зная, что предпринять.

                - Ну можно, я спою?.. – ласково попросила она, опираясь на его плечо.   
   
                И, не дожидаясь разрешения, взобралась на подмостки.

                Я увидела ее тонкую фигуру в декольте, вытянувшуюся на сцене.

                Посетители пьяно зааплодировали.

                В этот момент мой фирменный коктейль «Самарканд и Бухара» подошел к концу.

                Все, нечего тут выслеживать, надо пойти поспать.

                Девушка отбросила назад длинные густые волосы, и они водопадом пролились сквозь ее изящную загорелую руку.
 
                «Красавица, ничего не скажешь!» – подумала я, вглядываясь в черты ее лица.  Кого-то она мне напоминает…

                И опять невольно вспомнилась оговорка Ивана Ильича.

                Кровавица.

                Я вздрогнула.

                «Кровавица» медленно поднесла ко рту микрофон.

                И запела. 

                Над прокуренным баром вдруг взлетел высокий голос поразительной, кристальной чистоты.

                Девушка пела, и все, замерев, слушали необыкновенную мелодию, которую выводило оперное сопрано.

                Слушала и я, и голос пронзал душу, напоминая что-то до судорог…
               
                На середине исполнения я узнала музыку. Это была ария Марфы из оперы «Царская невеста».

                Закончив пение, девица неторопливо сошла со сцены, под неистовые аплодисменты и крики подошла к своему столу, положила на его край две зеленые купюры и, пошатываясь, вышла из зала.

                И тут я вспомнила.

Электронную книгу "Бар на окраине" с полным текстом романа можно скачать на сайте "ЛитРес". Ссылка на моей авторской страничке внизу.