Бар на окраине. Главы 16-18

Изабелла Кроткова
Страшная сказка начинается здесь... - http://www.proza.ru/2012/05/28/1879

НЕУЖЕЛИ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС УЗНАТЬ ИСТИНУ - УПУЩЕН?..

Глава шестнадцатая



                Ушел!..

                Осторожной, неслышной тенью я взбежала наверх в надежде догнать его на улице. Распахнула дверь, и в лицо мне дунул пронизывающий ледяной ветер. Передо мной лежал светлый круг, озаряемый фонарем, а вокруг чернел бескрайний простор. И ни души. Сквозь землю, что ли, все проваливаются, выходя отсюда, – в сердцах подумала я. И берутся тоже словно из-под земли…

                Не знаю, почему вдруг в голове очертилась эта мысль, но вопреки здравому смыслу, она не показалась такой уж странной.

                Ушел.

                На сердце вдруг будто упал камень, и на мгновение стало трудно дышать.

                Как во сне, я вернулась в подвал, вновь взяла ведро и швабру, медленно направилась в одну из подсобок и начала механически тереть тряпкой деревянный пол.

                Какие-то волоски на полу. Похожи на кошачьи…

                Внезапно мне показалось, что все вокруг как будто чуть-чуть изменилось. Свет в маленькой комнатке стал еще тусклее, в углах залегли черные тени. Я впервые поймала себя на мысли, что отчего-то боюсь приближаться к этим углам…

                Издалека доносился чей-то заливистый смех, гундосое пение Лильки, звяканье посуды, а мне почему-то захотелось незаметно выскользнуть отсюда и бежать, бежать, не разбирая дороги…

                Я прислонила швабру к двери и остановилась. Состояние страха и опасности сгустилось, и на лбу выступила легкая испарина.

                Сердце вдруг неистово заколотилось, и на какой-то момент я впала в бессознательный ужас.

                Бежать, немедленно бежать!..

                А где здесь люди-то? – вдруг громко, как паровой молот, застучал в голове голос человека в зеленой шляпе. – Здесь людей всего двое. А остальные…

                А кто остальные?!.

                Я безотчетно попятилась к двери.

                …Ну и местечко выбрал ваш кавалер!..

                …Дурная слава идет об этом баре… - мысли начали носиться в мозгу, как угорелые, перебивая одна другую.   
               
                … - Арина! – кто-то потряс меня за плечо.

                Я медленно обернулась. Передо мной стояла черноглазая, черноволосая Полина, похожая на цыганку.

                Что она здесь делает? Она никогда не заходила ко мне в подсобки! Она пришла специально, чтобы помешать мне уйти!..

                - Меня Лидия Никитична за тобой послала. Таня сказала, ты сейчас придешь, а тебя все нет и нет… Ой, а что это с тобой? Ты такая бледная!

                - Бледная?.. – язык едва ворочался. – Не знаю… Сердце что-то щемит…

                - Ой, батюшки! – всплеснула руками помощница по кухне. – Сейчас!

                И она гибко, бочком, выскользнула в полуоткрытую дверь.

                Я выглянула в полумрак узкого коридора. Никого. Кинула взгляд налево, в сторону стойки и зала, откуда пробивался более яркий поток света. Какое-то чувство, не поддающееся осознанию, неумолимо тащило меня прочь из этого места.

                Скорее к выходу!

                Но прокрасться надо так, чтобы не заметили Вовка и Лилька, и еще старик Прохор...

                Я осторожно вышла из комнатки, еще раз оглянулась по сторонам. Сделала решительный шаг и столкнулась с Полиной, державшей в руке стакан с водой.

                - На таблетку, - сунула она мне что-то в руку, - и запей. Это от сердца.

                Я вдруг вспомнила старинную английскую сказку про царство душ, где живому человеку нельзя было съесть ни кусочка и выпить ни глотка, иначе он навсегда останется там…

                Но ведь я же здесь постоянно что-нибудь перекусываю, и ничего, каждое утро живая выбираюсь наверх…

                Чувствуя, что в голове опять наступает уже привычный за последние дни сумбур, я уставилась на Полину. Девушка тревожно смотрела на меня черными, как ночь, глазами.

                - Мне уже лучше, - заверила я ее. – Таблетку возьми назад. Просто попью водички.
               
                И я хлебнула из стакана. Вода показалась мне солоноватой.

                - Точно лучше?.. – усомнилась Полина.

                - Ага, - кивнула я, немного приходя в себя.

                Может, этот человек – просто сумасшедший?..
                …А не много ли сумасшедших за каких-то три дня?..

                - Ты убрала уже? – спросила Полина.

                Несмотря на то, что страх постепенно разжал свои клещи, мне почему-то не захотелось возвращаться в комнату с темными зловещими углами. Ничего страшного не случится, если сегодня я не вымою в ней пол. Там все равно только старый хлам, и туда почти никто не заходит…

                Кроме какой-то приблудной кошки.   
             
                - Да, убрала, - уверенно подтвердила я.

                - Тогда пойдем, пожуем, - оживилась Полина. – Любишь творожную запеканку со сливовым вареньем?..

                Да ну его, этого мужика в шляпе! Ей-богу, как можно было воспринять всерьез такую околесицу?!

                - Конечно, люблю! – сказала я, повеселев.

                И, влекомая черноокой цыганкой, начала спускаться в кухню.

                Лидия Никитична, увидев нас, широко улыбнулась.

                - Ну, наконец-то! Совсем ты заработалась, девочка моя, перекусить некогда. Я уж Полинке говорю, сходи за Ариной, а то вся еда простынет!..

                И она повернулась к плите, доставая угощение.

                Не успела я усесться за стол, как передо мной очутилась тарелка с изумительно пахнущей запеканкой.

                - Вот, кушай на здоровье!

                - Ей плохо было, - тихо сообщила Полина кухарке.

                - Плохо?.. – обернулась та на меня. - Так тебе, милая, отпроситься надо у Ивана Ильича. Ишь, и впрямь белая какая, ни кровинки в лице…

                - Сейчас получше уже, - покачала головой Полина, ставя передо мной чашку с ароматным чаем.

                - Правда, намного лучше, - согласилась я и даже улыбнулась, -  с такими хорошими людьми все болезни сразу излечиваются!..

                Людьми?.. А кто тут люди-то?.. – опять всплыла на поверхность странная фраза.

                Разговор однозначно произвел на меня неизгладимое впечатление.

                - Нет, все ж-таки надо Ивану Ильичу-то сообщить… - стояла на своем Лидия Никитична, тщательно моя руки и вытирая их жестким полотенцем.

                - Сейчас сообщу, - кивнула Полина, и не успела я возразить, как она стремглав метнулась из кухни.
   


Глава семнадцатая



                Загадочная витая лестница, вопреки ожиданиям, оказалась не очень длинной – три пролета, но небольших: первый в десять ступеней, второй – в семь, а последний и вовсе в четыре ступени. Я стою на последней ступени и упираюсь во что-то. По-моему, это дверь… Сейчас освещу ее фонарем…

                На всякий случай, если кто-нибудь вернется и обнаружит меня, я в качестве алиби притащила наверх ведро и швабру.

                Да, это точно дверь – высокая, из темной породы дерева. Похоже на орех. Я поддала ее плечом – заперто. Потом навалилась на нее изо всей силы. Дверь оказалась еще и на редкость крепкой – и под моим грубым ударом, и под тяжестью тела она даже не шевельнулась.

                Огорчившись неудачей, я немного отступила и тщательно ее осмотрела.

                Дверь была покрыта густым слоем пыли. Тяжелая ручка, похоже, из меди, заросла паутиной. Нечасто сию потайную комнату отпирают…

                А вот, кстати, скважина. Какая-то она необычная – просто узкая поперечная прорезь…

                Будто для игрушечного ключика…

                Того самого, что приклеен под столом!

                Кусочки мозаики сложились, и результат опалил, как огнем. Я еще раз навалилась на дверь – ни на что не надеясь, скорее, для профилактики.

                Неожиданно ступенька под ногой заскользила, и я вместе с ведром, полным воды, кубарем скатилась с лестницы вниз и упала прямо под ноги Ивану Ильичу.

                Швабра вылетела следом и копьем приземлилась на пол.

                Ноги управляющего грозно стояли передо мной. Что-то слишком часто я вижу его в этом ракурсе, - мелькнула глупая мысль.

                Я наивно надеялась, что он поможет мне встать, но ноги даже не двинулись с места.

                Я медленно поднялась с пола, ожидая утешения и легкой взбучки. Выглядеть, по моему представлению, это должно было примерно так:

                - Больно ушиблась? Я же говорил тебе – не лезь наверх! Там темно, и лестница крутая, опасная… А ты прямо как маленькая…

                Но взгляд оказавшихся передо мной темных глаз был столь жуток, что я даже на мгновение забыла о боли. В них плескалась черная ярость, а пальцы сжимались так, словно он готов был схватить меня ими за горло. Он стоял передо мной, расставив ноги, и эти ноги внезапно показались мне огромными, как колонны, а голова его уходила под самый потолок, и из прорезей глаз летели ледяные искры.

                Я высоко задрала голову, соприкасаясь с ними.

                «Кровавица… удушенька…»

                Будто ожили и вдруг придвинулись ближе мрачные стены – вернее, лишь их смутные тени…

                Я хотела что-то пролепетать, но от ужаса слова застряли в горле, и глаза расширились сами собой.   

                - Ариша, - вдруг раздался ласковый голос, и я почувствовала прикосновение руки – Иван Ильич взял меня под локоть. Оторвавшись от качающихся теней, я перевела на него взгляд и опять увидела простоватого мужичка ниже себя почти на полголовы.

                Странно, несколько секунд назад он показался мне чуть ли не гигантом…      
 
                В это мгновение пространство разорвала какая-то резкая песня.

                В тот же миг я открыла глаза и увидела, что лежу в своей кровати в васильковой пижаме, а мобильный телефон на тумбочке надрывается противным писком: «Просыпайся, мой хозяин…»

                Уф, так это был всего лишь сон!..

                Я сладко потянулась в постели, вспоминая, как вчера, сразу после ухода Полины, в кухню явился встревоженный директор и, невзирая на мои протесты, вызвал своего личного водителя и отправил меня домой.

                Я и представить себе не могла такое обращение в библиотеке!..
Наоборот, живая или мертвая, я была обязана явиться на работу, а единственный за шесть лет больничный по причине ожога руки был принят с некоторым недоверием.

                Нет, что ни говори, работа у меня нормальная и коллектив отличный.

                Сделав этот вывод, я потянулась к телефону, прервала, наконец, отвратительный писклявый голос и включила стоящий рядом приемник.

                «Овен. Вы попали в очень опасную ситуацию, выбраться из которой с каждым днем становится труднее. Все еще можно изменить, однако времени на это остается совсем немного…»

                Опять эти черти со своим гороскопом! Я покрутила колесико в поисках приятной музыки, но не найдя ничего подходящего, выдернула шнур из розетки.

                Не успела я этого сделать, как телефон вновь запел, но теперь уже приятным голосом Челентано. Таким образом он извещал меня, что звонит Боря Клоков.

                Кажется, из уже такого далекого прошлого…

                - Алло, привет, Аринка! Есть возможность включить телевизор? Через пять минут по местному каналу будет выступать Вера Андреевна.

                Мог бы и не уточнять, что по местному. Ясно, что не по ТНТ.

                - Да, спасибо, сейчас включу.

                - Как работа?

                - Нормально, только день с ночью путать начинаю иногда, - брякнула я не подумав.

                - Почему это? Тема что ли такая интересная, что даже ночами изучаешь?
               
                Ну нет, до Бориного фанатизма мне далеко, и никакая тема не может быть настолько интересной, чтобы изучать ее ночами.

                - Ну да, увлеклась вот, оторваться не могу, - сообщила я в трубку прямо противоположное своим убеждениям.

                - А что за тема, если не секрет? – заинтересовался Боря.

                - Да какой там секрет… «Концептуализм повести Алана Милна «Винни Пух и все-все-все», - сочинила я на ходу тему исследования, над которой якобы засиживаюсь ночами.

                Боря воспринял сообщение всерьез.

                - Ишь ты! Нешуточная тема! Ну давай включай скорее телек, а то пропустишь интервью!

                Подавив истерический смех, я распрощалась с Борей и включила маленький телевизор, стоящий на столике в углу спальни. И сразу же передо мной возникло строгое и озабоченное лицо бывшей начальницы.

                - … так сказать, занимаемся различными аспектами культурного просвещения, - затянула она ангельским голоском.

                При этих словах заведующая нервически перебирала бегающими пальчиками поясок на платье.

                - Какие же мероприятия вы провели в уходящем году? – задал вопрос невидимый собеседник.

                Вера Андреевна тяжело вздохнула и начала перечислять:

                - В марте при поддержке Санкт-Петербургского фонда культуры мы провели, так сказать, встречу с членами Союза писателей Крупницким и Сидельцевым. Также мы, так сказать, регулярно проводим литературно-музыкальные вечера в галерее искусств на тему классических произведений, и вообще ведем непрерывную, так сказать, ознакомительную работу со школьниками.

                Ее постоянные ввертывания этого «так сказать» вызвали у меня легкий приступ раздражения. Хочешь так сказать – так и скажи. Нечего каждую секунду повторять, что ты намерена сказать именно так, а не иначе! 

                - Пожалуйста, несколько слов о коллективе библиотеки?

                Ну-ка, ну-ка, интересно!..

                Вера Андреевна еще интенсивнее затеребила пояс старомодного платья.

                - У нас, безусловно, очень дружный сплоченный коллектив…

                Да уж!

                - Все сотрудники имеют высшее специальное образование, а некоторые даже ученые степени. Это настоящие зубры библиографии!

                Ученую степень имеет, по-моему, только впадающая в маразм Маргарита Тихоновна, скромно сидящая за печкой. Хотя в свое время, когда я ходила пешком под стол, Маргарита Тихоновна действительно была зубром библиографии – ее статьи даже издавались в столичных журналах, а это вам не фунт изюма!

                А что же заведующая не упомянула здесь Милу, ведущего специалиста БЕЗ образования?

                - А текучки кадров у вас нет? Ведь известно же, что зарплаты в библиотеках невысокие…

                Вера Андреевна от негодования даже замахала руками.

                - Нет, что вы! В нашу профессию идут люди увлеченные, для которых литература – основная жизненная ценность…

                Это она, наверно, про Катю.

                - Ведь настоящая литература, так сказать, классическая литература – это область безграничного познания…

                И особенно безграничны для познания каталоги косметики.

                - Случайных людей у нас нет. В среде истинных ценителей литературы, так сказать, книжных червей, деньги и материальные блага – ценности второстепенные.

                И Вера Андреевна натянуто улыбнулась, выпустив, наконец, из рук пояс.

                Меня невероятно покоробила ее двуличность. Я сразу вспомнила бесконечные Милины свертки на стульчике, огромного судака, принесенного Катиным мужем, и выражение умиления на лице заведующей. И тут же перед глазами встал ее коронный жест, когда из тоннеля рукава, как поезд на полном ходу, вылетала рука с часами и останавливалась прямо перед моим носом. 

                - Значит, сотрудники от вас не уходят, - подытожил интервьюер, оставшийся за кадром.

                - Нет, - не моргнув глазом, быстро солгала Вера Андреевна, - к тому же, у нас работает система поощрений, так что и зарплаты у нас, можно сказать, достойные.

                Мне стало совсем противно. Не дослушав лицемерных излияний бывшей начальницы, я нажала на кнопку пульта, и ее обеспокоенное лицо исчезло с экрана. Как здорово, что я могу избавиться от ее присутствия в комнате одним только нажатием кнопочки!

                Я представила, как могло бы звучать интервью, если бы Вера Андреевна ответила на все вопросы искренне.   

                - Пожалуйста, несколько слов о коллективе библиотеки?

                - Коллективом я, безусловно, очень довольна. Ведь у большинства сотрудников есть дачи, и я регулярно получаю фрукты и овощи прямо, так сказать, с грядки. Также я люблю принимать в подарок свежую рыбу, мед и другие экологически чистые продукты.

                - Замечательно! А текучки кадров у вас нет?

                - Среди тех сотрудников, которых я уже упомянула – нет. Ведь за их дары я иду им на кое-какие, так сказать, уступки. Хотя, конечно, у некоторых наших ведущих специалистов нет вообще никакого образования, но это не беда. Ведь есть другие, которые с успехом выполнят за них их работу.

                -  Но ведь известно же, что зарплаты в библиотеках невысокие… Или у вас трудятся увлеченные люди, для которых литература – основная жизненная ценность?

                - Нет, что вы! У нас, в основном, люди случайные. Я бы даже сказала, блатные. У них есть богатые мужья, так что им эта зарплата… Также для них существует система поощрений.

                - Ну а те, у которых нет мужей и дач?

                - Таких немного, и они, конечно, должны неустанно доказывать свою состоятельность и постоянно повышать уровень своей квалификации. Вот в марте они как раз и провели встречу с членами Союза писателей Крупницким и Сидельцевым. А также эта категория сотрудников регулярно проводит литературно-музыкальные вечера в галерее искусств и ведет непрерывную ознакомительную работу со школьниками…

                Представляю лицо журналиста за кадром, услышь он такие ответы! Он наверняка впал бы в кадр вместе с микрофоном! Но Вера Андреевна, как всегда, все сделала правильно. Сказала именно то, что нужно.

                Я вылезла из постели и подошла к широкому окну, завешенному бледно-голубыми шторами. Отдернула их и взглянула на белый морозный день.

                За холодным прозрачным стеклом хлопьями валил снег. Серое небо было затянуто облаками, не пропускающими свет зимнего неяркого солнца. С высоты седьмого этажа я увидела, как внизу крошечные люди, пряча подбородки в воротники меховых шуб, тащат елки. Я бросила взгляд на отрывной календарь, висящий на стене. 27 декабря, четверг. Совсем скоро Новый год, и я опять, как каждую новогоднюю ночь, буду возлагать на него большие надежды, которые опять не сбудутся.

                А может быть, на этот раз все сбудется?..

                Я опять прильнула лбом к холодному стеклу, не в силах оторвать взгляд от новогодней суеты внизу. Из моей квартиры была хорошо видна центральная площадь города. На ней вчера установили огромную елку, и сейчас она горела разноцветными огнями, раскрашивая собою бесцветный день. А возле елки прыгали и кружились веселые и нарядные дети.

                Все сбудется.



                Глава восемнадцатая



                Повинуясь какому-то необъяснимому порыву, я быстро сунула ноги в ботинки, схватила с вешалки старую куртку и бросилась вниз по лестнице, уже по дороге просовывая руки в рукава. Почему-то отчаянно захотелось вдохнуть во всю силу легких этого свежего морозного воздуха, прикоснуться к остро пахнущим еловым колючкам и впитать в себя ощущение предстоящего праздника, самого любимого в году. Запыхавшись, я пересекла площадь прямо перед бегущей машиной, подбежала к огромной елке, уходящей верхушкой в небо, остановилась и тихонько ткнулась лицом в ее хвою.

                И внезапно меня пронзило ощущение, четкое и непреложное, как сама истина.

                Этот год – последний. Следующего может не быть. Лови минуты, дыши ими, как весенней сиренью, как летним дождем, как снежной метелью.

                От пришедшего, будто с небес, откровения я вдруг задрожала, как продрогший щенок.  Полезла в карман за сигаретами и только с третьей попытки смогла прикурить.

                Эй, Арина, что за настроения?!.

                Я поперхнулась горьким сигаретным дымом.

                Неожиданно в голове всплыли пророчества гороскопа.

                «Все еще можно изменить, однако времени на это остается совсем немного…»

                Не пойму, о чем речь, но состояние настолько тягостное, как будто со всем тем, что вижу сейчас, предстоит проститься навеки.

                Если я не изменю чего-то.

                Мысли суетно забегали в голове, из глубины груди застучало сердце, прорываясь к разуму – вспомни все и действуй!

                Откуда-то налетел резкий ветер, он колыхнул еловые ветки, и крупные алые шары зазвенели, стукаясь друг о друга.

                Этот звон прозвучал, как поминальный набат.

                Я стряхнула пепел. Да что это со мной?! Неужели я что-то предчувствую? Или вся цепь разрозненных странных бесед, обрывков фраз, таинственного шепота, обступает меня и затягивает в свое сужающееся кольцо так, что даже дышать тяжело?..

                А ведь, если вдуматься, то каждый раз гороскоп говорит правду! Впервые я краем уха услышала его в тот день, когда он предрекал перемены. И действительно, все изменилось, и не просто изменилось, а поменялось полностью. Наступила другая жизнь.

                Именно в этот день.

                Следующее его предсказание гласило что-то вроде «Сегодня имеет значение все услышанное, даже мимолетно…»

                И как раз после этого я бог весть зачем полезла под стол Ивана Ильича… Неужели это правда? А если все услышанное имеет значение, тогда и шепот у двери, и речи водителя Сергея о дурной славе бара…

                тоже имеют значение.

                Но самую большую тревогу вызывали у меня слова человека в зеленой шляпе. Простые, но пробирающие до самой глубины.

                … А где ты видишь людей-то? Здесь людей всего двое, а остальные…

                Эти слова не шли из моей головы всю вчерашнюю ночь. И они же были первыми, о чем я подумала, проснувшись.

                …и этим двоим нужно держаться вместе. Поодиночке им не спастись. Да и вместе будет сложно…

                Я пыталась забыть эти слова, выкинуть из головы, как случайно услышанную ничего не значащую чушь, дурацкую шутку, но нет. Они прочно укоренились в моем сознании. И если прибавить к ним якобы дурную славу бара, дрожь в руках шофера, который впервые отвез меня туда, то их смысл становится еще более жутким.

                Срок близок, и тогда…

                А что за срок? И что случится тогда?

                Те же вопросы, которые вдруг созрели в моей голове, помнится, задал мужичок в сером – собеседник того, что в шляпе. И на них был дан тихий ответ. Но как раз в эту секунду завопила взбежавшая на сцену Лилька.

                Бог ты мой, как невовремя! Помедли она хотя бы одно мгновение…
                Я начала судорожно припоминать лицо посетителя в шляпе, но сколько ни пыталась вызвать в памяти его образ, передо мной вставало только расплывчатое пятно. Как же мне распознать этого человека, если он придет, скажем, завтра?.. Ведь совсем не факт, что он опять будет в шляпе, пиджаке и свитере…

                Я задумалась.

                В баре в основном, бывают одни и те же люди. У меня нет возможности особенно вглядываться в них – в зале я бываю нечасто, но, судя по их заказам, это завсегдатаи, которые почти всегда берут одно и то же. 

                Мысли завертелись быстро-быстро, как шестеренки в часах. 

                Когда бар закрывается, Таня не утруждает себя уборкой посуды и оставляет ее мне.

                Я вспомнила, что с заднего столика в центре я всегда убираю чашки с недопитым зеленым чаем; с крайнего у двери, где частенько заседает девица в ботфортах (ее я, кстати, почему-то запомнила) – пару бутылок из-под пива «Рыжий мельник», со столика у окна – куски недоеденной пиццы с лососем и маслинами.

                А что же заказывали те двое?..

                Я напрягла память.

                Самих заказанных ими блюд я не помню. На стол я не смотрела…               Но пахло, кажется, запеченной форелью.

                Они ушли не перед самым закрытием, а раньше, поэтому Таня унесла посуду, и больше об их кулинарном выборе я ничего вспомнить не могу.

                Докурив сигарету, я тут же достала следующую, поднесла ее к губам, пытаясь припомнить разговор в подробностях, и вдруг память выкинула, будто открытку из ящика, фразу, с которой он начался.

                - Хорошо-то тут как! – внезапно прозвучал в моей голове голос мелкого мужичка. – В первый раз ем такой вкусный салат со шпинатом!..

                Салат со шпинатом!

                У меня даже ладони вспотели от волнения.

                Я закурила так нервно и судорожно, как будто у меня вырывали сигарету.

                Коль салат ему так понравился, не исключено, что он захочет полакомиться им и во второй раз. К тому же, и салат, и запеченную форель заказывают редко. Все это очень хорошо. Будем надеяться, что когда друзья посетят наше заведение в следующий раз, их вкусы не изменятся. А я буду следить за Таней, выглядывая время от времени из подсобок, ведь бегать то и дело в зал я не могу, да и свободный столик, за которым я могла бы устроиться, бывает нечасто. И если на ее подносе окажутся одновременно оба эти блюда, они почти наверняка будут их заказом.

                Таким образом, в конце концов, я подкараулю их и тогда точно узнаю, кто есть кто.

                Пока не приблизился срок.


                продолжение - http://www.proza.ru/2012/06/01/1480