Илья Стогоff Русская книга

Мальхан
Илья СТОГОFF «РУССКАЯ КНИГА»  - ООО «Издательство Астрель», М:. Тираж 7000 экз. – 244 стр.

Помню, с каким интересом я читал книгу Стогова «13 месяцев». Со всем пылом неофита он рассказывал свою историю обретения веры. Стогов был обращён в католичество и нашёл себя в лоне ордена доминиканцев.
Чёрно-белые цвета ордена дают наглядное представление о нынешнем взгляде талантливого писателя на окружающий его мир.
Орден доминиканцев был основан почти восемьсот лет тому назад – 22 декабря 1216 года Доменико Гусманом. Орден доминиканцев и сам Доминико Гусман способствовали широкому распространению судов инквизиции.
Доминикацами были и непримиримый проповедник Джилорамо Саванарола (осуждавший гуманистическую культуру и организовывавший сожжение произведений искусства). и первый великий инквизитор Томмазо Торквемада.
Теперь Илья Стогов гордится степенью магистра богословия. 
И мировоззрение его вполне соответствует уставу ордена…

Стогов пишет: «Это было время, когда в южной Франции произошла одна из первых европейских сексуальных революций. Позже то, что происходило, назовут ересью альбигойцев. Рядом с обрядами альбигойцев шоу Мерлина Менсона показалось бы детской пугалкой»  Правды в этих словах маловато. Реальные сведения, дошедшие до сегодняшнего дня, ничем не подтверждают версии о сексуальных оргиях (смотрите «Википедию», статья «Альбигойцы» или «Катары»).

В «Русской книге» автор попытался создать обзорную историю России. На обложку вынесена фраза:

«Вы всё ещё уверены, что знаете историю своей страны?»
Ну-ну…»

Попытаемся (хоть пунктиром) отследить мысли Ильи Стогова.

«Считается, будто Ярославль получил своё имя в честь князя Ярослава Мудрого. Ни об одном древнерусском городе не известно, кем и когда он был основан. Ни дат, ни имён – ничего. А насчёт Ярославля сообщают даже некоторые подробности. Согласно легенде город был заложен на месте, которое называлось Медвежий Угол. «Угол» - потому что здесь в Волгу впадает речушка Которосль, а «Медвежий», потому что местные язычники поклонялись священной медведице. Придя на живописное место князь Ярослав капище язычников разорил, идолов сжег, а медведицу собственноручно зарубил.
Правда это или нет – Бог весть. Историки сомневаются, что Ярослав Мудрый когда-нибудь бывал в этих краях. Киевские князья предпочитали тёплые украинские степи, а не суровые, населённые соловьями-разбойниками восточные леса».

Так как достоверных сведений не сохранилось, то можно строить любые предположения и гипотезы. Лишь бы они не выходили за рамки здравого рассудка.

Далее Стогов упоминает, что и сегодня язычество является официальной религией сразу трёх приволжских республик: Мордовии, Чувашии и Марий-Эл.
Русский белогвардейский офицер случайно нашёл допотопную «Велесову книгу», вырезанную рунами на деревянных табличках. Оттуда русские узнали, наконец, о древних тайнах своей истории. Татарский краевед напал на след выкраденной КГБшниками тысячелетней летописи «Джафгар-тарих». Из неё о древних тайнах своей истории узнали наконец и татары. В республике Коми сокровенное языческое знание «Курыд Збыль» удалось отыскать в сундучке у местной пенсионерки, а в соседней Мордовии подходящей пенсионерки не нашлось, и там древний эпос сочинил лично дядя президента республики. Дядина книжка тоже открывала читателям всякие древние тайны.
Каждая из этих священных книг объясняла: главная ценность на свете – это родная земля. Её следует любить, ей поклоняться, в неё верить. И если понадобится, то за неё следует пожертвовать самой жизнью.
Илья Стогов думает, что тот, кто верит в святую землю, скорее всего, будет просто закопан в этой земле – вот и всё.
До сего дня россияне посещают места древних священных камней – «Синий камень» на берегу Плещеева озера возле Переславля, «Велесов камень» под Ростовом (о котором в путеводителях говорится, что он подрастает в среднем на четыре сантиметра в год). «Петушиный камень» в Угличе, изнутри которого накануне больших несчастий слышится громкое кукареканье. «Кувалдин камень» под Рыбинском, на котором в ясную погоду можно видеть отдыхающих русалок. «Берендеев камень» недалеко от Ярославля, и ещё один «Берендеев камень» под Борисоглебском, о котором древние язычники говорили, будто он – самый первый камень всего мироздания.

Уличает Илья Стогов русский народ в закоснелом язычестве.
Может и справедливо укоряет, но остаются такие подвижники веры, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский, остаются многочисленные праведники и старцы (Иннокентий Московский, Феофан Затворник), остаётся православное монашество.

Детально разобран автором стандартный ассортимент русского сувенирного ларька, где представлены реплики «русской старины». При этом Стогов напоминает, что кокошник – финно-угорский головной убор, неизвестный в древней Руси, балалайка – татарский музыкальный инструмент, официальное название которого – «бас-домбра», а матрёшек русские военнопленные навострились строгать в Японии после поражения в войне 1905 года (Википедия приводит другую версию). Более того – я сам читал некогда такую версию: православный монах прибыл в Японию с миссионерской миссией. Именно этот русский монах и научил японцев делать фигурки лысого мудреца Фукурума.

Когда-то давно людей объединяла религия.
Приходи в храм и там отыщешь тех, кто станет тебе «своим». Да только последнее время религии что-то вышли из моды. Сегодня ближним принято считать не тех, с кем у тебя общая вера, а того, кто принадлежит к одной с тобой национальности.
Странная штука, эта «национальность». За этим словом каждый раз скрывается совсем не то, что обычно подразумевается. В больших городах никакой национальности у людей ведь нет. Там живут «обычные люди»: те, кто говорит на понятном языке, ест то же, что и все, одевается без особых выкрутасов и следует общепринятым правилам поведения. А национальность, это когда ты не похож на «обычных людей». Отыскать её можно лишь где-нибудь на окраинах: в горах, тайге, на дальних хуторах. Вот там живут те, у кого есть эта самая «национальность».  Они говорят на «национальных» (непонятных) языках, соблюдают «национальные» (странные) обычаи, носят «национальные» (не такие, как у нормальных людей) костюмы, едят «национальные блюда» (всякую гадость) и отмечают свои странные праздники.

«Прошлое моей страны – это такой рукав, в котором можно отыскать туза на любой вкус. В прошлом страны есть что угодно – нет только реальной истории».

В качестве доказательства этого утверждения Стогов приводит историю Петра и Февронии (в очень вольном изложении). Я не отвергаю право Ильи Стогова посмеиваться над простодушными народными мифами. Не так давно француз Лео Таксиль высмеивал «Библию» и «Евангелие». И никто его за это в тюрьму не сажал. Люди имеют право на собственное мнение. А мы (читатели) имеем право сами выбирать ту точку зрения, с которой мы будем соглашаться.
На то и дан нам разум.

Очень своеобразно выглядит история татаро-монгольского ига в изложении Ильи Стогова. Но я даже не буду пытаться всё это пересказывать – могу только сказать одно – московские князья представлены гнусными карьеристами и приспособленцами. А нынешняя Россия – прямая продолжательница Золотой Орды и её нравов. Есть и другие точки зрения - http://www.proza.ru/2006/11/09-122 и http://www.proza.ru/2007/05/28-11 .

Любопытно описание восстановленного по черепу портрета Андрея Боголюбского, который любят печатать в современных учебниках. Высокие скулы, далеко выдающаяся вперёд челюсть, раскосые монгольские глаза.  Отец Андрея, князь Юрий Долгорукий, был женат на дочери половецкого хана Аспы. Так что его сын был половцем куда больше, чем русским. Один из братьев Андрея ушел в степи навсегда и остался там кочевать вместе с турками –огузами. Другой пытался стать грузинским царем, а третий, Всеволод Большое Гнездо, взял в жены осетинку. Сам Андрей женился на волжской булгарине. С каждым поколением славянской крови в жилах залесских князей (позже ставших правителями Московии) оставалось всё меньше. Залесье лежало слишком далеко от русских земель. Почему Киев нужно считать родиной, тут никто не понимал.
По утверждению Ильи Стогова «славянской крови в жилах Александра Невского, считай, и не было, а родным языком был кипчакский».

Особенно интересно это высказывание автора после того, как он говорит о том, что НИКАКИХ ДОСТОВЕРНЫХ ДАННЫХ О ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ДО НАШИХ ВРЕМЁН НЕ ДОШЛО. Усматриваю в этом некоторое логическое противоречие.

Нужных людей московские князья каждый раз находили на стороне.
Потому что собственных  (по мнению Ильи Стогова) у них просто не было. Кремль им построили пленные псковичи и нанятые итальянцы. Летописи составили пленные новгородцы и нанятые украинцы. В бой за Москву шли татары, башкиры, казаки, позже калмыки, ещё позже дикие горские дивизии, а офицерами русской армии до самой революции были в основном прибалтийские немцы.

Только как всё это согласовать с тем, что само русское искусство уходит корнями в седую древность, что даже первые соборы русские зодчие строили на собственный лад (тринадцатиглавый собор св. Софии в Новгороде, сгоревший в первой половине XI века; киевсий собор св. Софии тоже о «тринадцати верхах»).  Мало что могло сохраниться из древних времён – строили наши предки из дерева гораздо чаще, чем из камня. Но те же Кижи могут дать понятие об уровне мастерства, а перед рациональным устройством русской крестьянской избы надо молча снять шляпу.
Вспоминаю имя зодчего XV века Василия Ермолина, построившего в Москве несколько церквей и восстановившего разрушенный собор в Юрьеве Польском. А как быть с живописью иконописца Истомы Савина и рисунками Симона Ушакова? Я не являюсь специалистом по древнерусскому искусству, но у меня есть чем возразить Илье Стогову.

Описание похода Ивана Грозного на Новгород Илья Стогов почерпнул из мемуаров немецких наёмников, помогавших (якобы) решить новгородский вопрос. Чего стоят эти мемуары – можно узнать из книги А. Бушкова «Иван Грозный. Кровавый поэт» - http://www.proza.ru/2011/08/08/84
Могу только упомянуть, что и Таубе, и Крузе, описывая поход опричников на Новгород (в котором они, якобы, принимали участие), помещают Новгород… на Волге!
Хороши «очевидцы и участники»!

Естественно, что Илья Стогов основывает все свои исторические изыскания на той трактовке, которую состряпали немецкие учёные во времена Ломоносова. А критика Карамзина звучит примерно так: «факты – это ведь такая штука… вы ведь понимаете: расставить их можно в любой последовательности… это как кирпичи: можно построить церковь, а можно и ватерклозет».
О том, что «построил» сам Илья Стогов – судить читателям.

Для лучшего понимания разных подходов к одному и тому же вопросу предлагаю читателям ознакомиться с этим текстом: "Как хорошо быть русским!" -
http://nomina-obscura.livejournal.com/993334.html