Клычев Мурат Корнеевич. Реквием

Владимир Пузиков
ПАМЯТИ КЛЫЧЕВА МУРАТА КОРНЕЕВИЧА

9 февраля 2012 года по городу Благодарному Ставропольского края разнеслась скорбная весть: скоропостижно, на 62-м году жизни скончался директор птицекомбината «Благодарненский» Клычев Мурат Корнеевич.

М.К. Клычев - известный в Ставропольском крае человек, с декабря 1985 года жил и работал в городе Благодарном, Почетный гражданин города, депутат Городской Думы, удостоен множества наград за трудовые успехи и благотворительную деятельность.

В начале 90-х годов местный поэт-любитель, бывший директор зерносовхоза "Ставропольский", внештатный корреспондент газеты "Благодарненские вести" Савельев Петр Александрович, пообщавшись с директором птицекомбината «Благодарненский» Муратом Корнеевичем Клычевым, написал стихи.

Стихи мне были переданы Муратом Корнеевичем Клычевым в 2010 году, когда я работал над документальной повестью "Солнце в зените".

Нынче уместно их опубликовать:

«…Мурат Корнеевич, Вы устали? Прибыл я в неурочный час?
Мне об этом ничего не сказали, пригласив интервьюировать Вас».

***

«…Я не могу без движения, к спорту еще не остыл,
Вчера за кубок в сражении сердце сильно перегрузил».

***

«…Много  кубков, успехи серьезные, я бы сказал.
И строите  не для потехи такой красивый спортзал?

Контора новая высится, в цехах, я знаю, – прогресс,
И заграница любит покушать бройлерный деликатес.

Окупится Ваша забота, уверен, в тысячу крат,
Людям  не только работа, а нужен и спорт – это  факт.

Читал и в газетах немало  о Вас много искренних строк.
Мурат, расскажите начало - вашей жизни исток…» 

***    

«…Там, где Кума извергается, мчит ее горный поток,
Всегда меня дожидается селение Красный Восток.

Я – абазин,  на Кавказе есть такой добрый народ,
Братья наши - абхазы, убыхи – древнейший род.

Дед мой погиб, его звали именем славным Ахмед.
В тридцать третьем забрали, так и исчез предка след.

Сейчас всем известно, что было в тридцатых и как,
Но жил Ахмед честно, крестьянин был, не кулак.

Кулацкое это хозяйство: мажара, соха, да быки?
Да, было «богатство» - горы, луга, родники.

Трудные были годы, все не сказать в речах,
Дед мой из крепкой породы - сажень косая в плечах.

И отец Ахмедовой хваткой, плечом мажару вздымал,
а я подражал украдкой, сильным стать тоже  мечтал...»

***

«…Мурат, ну хватит печали, так было угодно судьбе…
Сбылось, Вы – мастер по вольной спортивной борьбе.

Силой Аллах не обидел - клычевский торс и вес,
Если б  Ахмед это видел, внука б поднял  до небес!» 

***    

 «…С высот Кавказского взгорья, вздымая седые века,
В Каспийском жарком приморье стихает  родная река.

Трактом Прикумским старым, горцы суток за пять,
Сюда пригоняли мажары - картофель на жито менять.

Люди в селении Спасском наших кормили быков,
Там  я впервые с опаской, поел русский борщ и блинов.

В сердце моем отозвался уют степного села,
Вот… посетить собирался, да не пускают дела.

Над  речкой у поворота, стоит тот приветливый дом,
Ставни резные, ворота, сиреневый куст под окном…

Найду без сомненья подворье, загляну во все уголки,
Одно лишь мучает горе - не встретят меня кунаки.

Времени много промчалось, пожалуй, за тридцать лет,
В живых никого не осталось, седых кунаков уже нет.

Но память наша растила дружбы той семена:
Юра, Валерий, Данила – в нашей семье имена.

***

Вот коротко – все истоки, рассказом не приморил?
Добавлю, на Дальнем Востоке срочную я проходил.

Климат не райский - гнус, мороз, да поземка  мела,
Судьба с селением Спасским снова меня там свела…

Не мнительный, не суеверный, не знаю я в магиях толк,
Но все ж есть, наверное, Аллахом начертанный рок.

Я счастлив, что здесь очутился - у добрых, хороших людей,
Как будто судьба поселила в краю золотистых степей!»

ГЛАВУ 18-5 "БЛАГОДАРНЕНСКИЙ ПТИЦЕКОМБИНАТ" из книги "СОЛНЦЕ В ЗЕНИТЕ" читать здесь:

http://www.proza.ru/2011/04/03/647

10 февраля 2012 г.                г. Благодарный