Дракон и Ласковое Слово. Древняя притча о...

Заряна Некрасова
Как странно-целительно действуют сказки! В этом я убедилась недавно сама.
       С маленькой дочкой мы возвращались из Египта, наш рейс задержали на двенадцать часов. Половину из них нам пришлось провести  в аэропорту. Кто имел подобное счастье – знает, что и взрослым вынести его нелегко. Кто-то спал, кто-то ругался, кто-то звонил всем знакомым, кто-то искал виноватых.  Поползли слухи о сломанном самолёте… потом о полёте, который отложен опять…и опять…и опять… Мне было не до истерик, я  развлекала  и отвлекала дочку. Ведь так не хотелось, чтоб это дурацкое ожидание  и эта усталость свели на нет все добрые воспоминания об отдыхе.
    Тихо-тихо я начала рассказывать ей древнюю притчу. Дочка внимательно слушала, а когда сказанье закончилась, тут же  потребовала: «Ещё». Я стала рассказывать во второй: «В давние-стародавние времени …» Ребенок уютно приткнулся на коленях и  толи слушал, толи дремал… А когда я сказала последнюю фразу, то  вдруг с изумлением поняла, что вокруг – тишина. Там, дальше по залу аэропрота, шумели, галдели и переругивались, а рядом – люди затихли, и сидят, и смотрят на меня во все глаза.
Я поняла, что надо рассказывать снова. И вся наша группа (а там были люди за 20, за 30, за 40 лет) прослушала притчу по третьему  разу, всё  так же:  затаив дыхание, буквально открыв рот. Когда история закончилась, с меня потребовали четвёртое повторение. Я повторила – эффект был тот же; никто не зажег сигарету, никто не кашлянул, не двинулся, никто не обратил внимание на «гавкающие» объявление по радиосети аэропорта. Люди  слушали бы, наверно, и в пятый  раз, но иссякли мои силы.
        Вот она, эта притча. А точнее - сказание.
        Может быть, вы мне объясните, что в ней такого удивительного, что она утешила и успокоила разгневанных русских туристов. Я так до сих пор и не знаю точно, в чем ее чудесная сила.

                *   *   *
 
                В давние-стародавние времена на берегу одного озера поселился Дракон. Огромный как дом, с глазами как блюда, ноздрями как блюдца, с крыльями как деревья, когтями как кухонные ножи, зубами - как столовые вилки, да к тому же еще и огнедышащий.
                Сначала он таскал скот из соседних селений, потом принялся за людей. Кто смог – убежал или уехал, а те, кто остался в деревнях, жили в страхе и трепете.
                Лучшие витязи приезжали бороться с ним. Но никому не удалось справиться. Одним он помял железные доспехи, других опалил огнем, а многих просто хватал железными  когтями и унес  в небо. Не помогли ни заклинатели, ни чародеи.
                Плакали люди селений  и не знали, что делать, видно, надо было готовиться к смерти.
                И тут кто-то вспомнили о святом человеке, старце-отшельнике Георгии, который жил недалеко в горах, в пещере совершенно один. И пошли к нему с прошением: «Ты святой человек, все жизнь Бога молишь, он тебя послушает. Помоги нам, спаси от Дракона!» - молили они.
                И пошел с ними Георгий на берег озера и подошел к пещере, где жил чудовищный Дракон.
                Выполз  Зверь: чешуя так блестит, что больно смотреть, шею вытянул - из ноздрей дым как из трубы, лапы с когтями вытягивает,  шипит – и  подбирается к старцу.
                Люди  замерли, издали наблюдая, как Чудище подбирается  к безоружному  Георгию все ближе, ближе, ближе...
                Но сказал человек ему ЛАСКОВОЕ СЛОВО, повернулся и пошел в гору. А дракон...
                А Дракон пополз за старцем на брюхе, торопливо пополз, будто боялся отстать. Как маленькая  преданная собачонка – за хозяином своим.  Так вместе и ушли  они в горы, по узкой тропе – Зверь и Человек. И никто их никогда больше не видел.

               И  отшельника старца Георгия в тех местах стали звать Святым и молиться на него как на спасителя.  И создали  притчи,  и написали картины-иконы про  его деяния. 
               И прошло с тех пор много и много веков. На первых иконах, написанных в те давние времена,  между Георгием и зверем нарисовали веревочку - так древние люди хотели показать, как Человек привязал Чудовище словом. На последующих иконах веревка становилась все толще и крепче, а еще через несколько поколений веревочка превратилась в копье -  и стали Святого Георгия считать укротителем зверя, а потом и вовсе сделали его воином, на коне, да с оружием. Написанное порою живет дольше сказанного, и потому скоро Георгия стали именовать не отшельником, а воином, победителем. Даже на монетах стали рисовать (посмотрите на  обратную сторону наших мелких монет)
               Так молва изменила старую притчу, утеряв ее главный смысл.
               Но мы-то с тобой знаем: не было ни копья, ни верёвки, а было слово,  ЛАСКОВОЕ  СЛОВО, которое человек сказал чудищу.

Продолжение темы о роли сказок и слов - http://www.proza.ru/2011/11/12/189



Рисунок   Леонида  Некрасова