Печаль - 13. Причины

Игорь Орловский
                Право, насколько лучше мнение
                Гераклита, называвшего человеческие
                мысли детскими забавами.
                Ямвлих [1]

А какова причина моей абсолютной лени? Попытаюсь поразмыслить.

Когда-то, после моей неудачной попытки войти в Церковь, я выстроил вокруг себя толстые стены, надеясь отгородиться ими от Бога и от людей. И прижился за ними. От разлуки с Богом меня начала мучить нестерпимая боль. От которой я пытался ловить кайф. И начал себя уже заживо хоронить. Нет, лучше других я себя не считал. В принципе не мог считать, потому что поставил себя вне всего и всех – абсолютно сосредоточился на себе, в результате чего ушёл от мiра и от Бога; так сказать, отщепился от общего ствола мiрозданья и обратился в стружку, завитую вокруг пустого места. Другими словами, необходимые для человека теоцентричность с антропоцентричностью заменил на эгоцентричность. Выражаясь языком христианской аскетики, я пребывал в тонкой гордости (обычная гордость – это превозношение над другими).

А что делать человеку в полном одиночестве? Нечего. Нечего, ибо я в самом себе не имею источника жизни. Посему подступает лень, абсолютная лень… Лень пьянящая, вводящая в гипнотический транс и медленно внедряющая в душу хладные иглы безысходности. Страдающую душу, уже заворожённую фиолетово-чёрной мглою, упоённую мрачными водами Ахерона и поэтическим мёдом исчадий тьмы.

Но во время Оно я всё же перестал прятаться от Бога за своими стенами, а начал их ломать. Время решил не тянуть, говоря себе: “Сщаззз, вот только шнурки поглажу…”, а начал действовать немедля. И прекрасно то, что я не погасил в себе депрессию. Она – индикатор выбора неправильного пути. Благодаря депрессии я всё вышеизложенное и осознал. А что бы было, если бы я принял себя таким, как есть, и продолжал бы зацикливаться на себе дальше? Отвечаю:

– психологически – тоска, мрак, бесплодие;

– морально – одиночество, иссякание любви, злоба;

– гносеологически – солипсизм;

– с богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геенна ещё при жизни;

– физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

Какие изумительные (выводящие из ума) плоды! Хоть вирши слагай. Например:

                Солнце померкло,
                земля тонет в море,
                срываются с неба
                светлые звёзды,
                пламя бушует,
                жар нестерпимый
                до неба доходит.
                Старшая Эдда

                Лежит в руинах подсознания тайник.
                Струится в жилах ртуть, кипит в мозгу гнильё.
                Яд нигильфильства до глубин души проник.
                И с сердцем дьявола срастается моё.

                Страшна, как шторм и гроза,
                Вервольфа песнь под луной.
                А ворон ворону глаза
                Клюёт на башне крепостной.
                Покрыла плесень образа.
                И режет нервы женский крик.
                Щекочет мёртвая лоза
                Анчарными шипами лик.

                Все мысли – сонный бред безумца витии.
                Вся жизнь – липкое сплетенье рваных вен.
                Желанье растворить себя в небытии
                Заворожило мою душу, взяло в плен.

                А тошнотворный пламень жжёт.
                I hate my doom, my bloody life!
                У ахеронских чёрных вод
                Ловлю я от мучений кайф.
                В инцесте злоба и чума
                Совокупились под землёй.
                Безмерна глушь, бездонна тьма.
                Срываюсь… Адский хохот, вой…

                Полёт в ничто… Шипенье, шорох и… рояль –
                От запредельных нот растёт в груди тоска.
                Иной реальности поток уносит в даль.
                Моя невеста Смерть желанна и близка.

                Я с нею ложе разделил
                И жадно пил нектар любви.
                Вкусив амброзию могил
                (Прохладной жертвенной крови),
                Её я оплодотворил –
                Свершилось чудо из чудес!
                Родить хватило Смерти сил.
                Но кто ж дитя: ехидна? бес?

                Исчадье странно, мерзко хищно и страшно.
                Надменный взор его презрением горит.
                Я бьюсь в агонии. Ужасно и смешно:
                Ребёнок – змий межзвёздный и гермафродит.

                И вдруг разверзлась моя грудь –
                Бурлил забвения родник.
                Но… не давали мне глотнуть.
                К нему гадёныш мой приник,
                Лакал, зрачки вперяя в мрак.
                И этот час лютейший наш
                Стал бесконечностью… Итак,
                Аннигиляция – мираж…

Всё это осталось во вчерашнем дне. Где-то позади… Но временами, когда моё ленивое тёмное начало берёт верх над светлым и созидательным, бывают минуты особого душевного помрачения. Ум заволакивается неким сном в состоянии бодрствования. И подступает абсолютная лень – родная сестра депрессии. И опять лезет в голову что-либо мрачное и повергающее в печаль. Печаль, чёрная ледяная печаль…

                Налетела страсть…
                Может, низко пасть –
                Взрезать себе вены?..
                Огненной геенны
                В сердце языки
                Леденят мозги…

                Чёрная печаль –
                Огненная страсть.
                Ей меня не жаль –
                Тянет в свою пасть
                В тартар ледяной…
                Боже, что со мной!?..

Вот мне подвернулся под руку французский поэт Морис Роллина – его сонет “Приятель” в переводе И.Анненского:

                Одетый в чёрное, он бледен был лицом,
                И речи, как дрова, меж губ его трещали,
                В его глазах холодный отблеск стали
                Смеялся иногда зловещим багрецом.

                Мы драмы мрачные с ним под вечер читали,
                Склонялись вместе мы над жёлтым мертвецом,
                Высокомерие улыбки и печали
                Сковали вместе нас таинственным кольцом.

                Но это чёрное и гибкое созданье
                В конце концов меня приводит в содроганье.
                “Ты – дьявол”, – у меня сложилось на губах.

                Он мигом угадал: “Вам Боженька милее,
                Так до свидания, живите веселее!
                А дьявол вам дарит Неисцелимый Страх”.


[1] Цит. по: Антология мировой философии. Античность. Минск, М., 2001, стр. 30.
(Ч.1: “Философские учения греков”, гл. “Гераклит”.)




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1613

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1667