Печаль - 6. Суицид

Игорь Орловский
                Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Вот так закончился незамысловатый рассказ Alyss'ы...

А на днях ушёл из жизни один мой знакомый. Повесился у себя дома. Сколько лазил по пещерам – не нашёл смерти. Хотя травмы были. А тут просто у себя дома ночью взял и повесился. Осталась жена с двумя детьми. Почти без средств к существованию – все жили его заработками.

А раньше повесился другой мой знакомый. Тоже спелеолог. И ролевик. Пишущий стихи. И тоже у себя дома. Жена уехала на неделю в Новосибирск к родителям, возвращается – он висит. Уже разлагаться начал. Да ещё хитрым способом – сконструировал целую сложную систему из своего спелеоснаряжения, чтобы висеть в горизонтальном положении. И осталась жена одна. Беременная. Без средств к существованию. И с долгами… С разных сторон слышу голоса: “Вот негодяй! О жене не подумал. Ей то теперь как одной за долги расплачиваться да с новорожденным нянчиться?” А вы не подумали, уважаемые господа, над тем, как бы нянчилась с ним его супруга, если бы он угодил в психушку до конца жизни? То-то и оно – не у всех имеется столько внутренних сил, как у вас, достопочтенные судьи моего знакомого самоубийцы. Если бы вы смогли войти в его внутренний мiр, то совсем по-другому бы на всё это посмотрели.

А ещё мой одноклассник. Не имеющий никакого отношения к спелеологии. Парикмахер. С красным дипломом. Пришёл в гости к своей сестре, заперся в ванне и повесился. Жил он последнее время один. Часто женился и часто разводился. Точнее, жёны от него сами сбегали – он поклонялся большой горькой бутылке. Точнее, её содержимому. Частенько хлебал хмель-опохмель… Последняя его супруга была верующая.

А у четвёртого моего знакомого суицида не получилось. Он решил застрелиться из своего охотничьего ружья. Почистил его хорошенько, проверил, чтобы случайно осечки не вышло. Зарядил. Приготовился. Нажал на курок… А выстрела нет. Почему нет? Быть того не может! Однако случилось то, чего не может быть потому, что не может быть никогда. Вторую попытку побоялся делать – после явного чуда как-то неловко.

Одна знакомая девушка чем-то траванулась (не уточнял, что именно она выбрала). Успели откачать.

Другая – перерезала вены. И в этот момент, каким-то чудом, в комнату вошла её мама. С апатией посмотрела на поток крови и совершенно спокойным голосом попросила дочку закрыть окно. Девушку так поразила реакция мамы, что ей стало уже не до самоубийства. А через несколько лет она пошла в церковь и заявила священнику: “Если Вы меня не крестите, то я наложу на себя руки”. Молоденький батюшка перепугался и совершил священнодействие таинства крещения. Хотя святой Кирилл Иерусалимский учит: “Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришёл ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый даёт невидимое” [1]. А эта моя знакомая от христианства была достаточно далека – училась на астролога в питерском вузе, исповедовала оккультизм. А отец у неё – известный экстрасенс. Жуткий домашний тиран, кстати.

А лучшая подруга третьей моей хорошей знакомой всё-таки убила себя…

Я всех их понимаю – нет сил души, чтобы жить. Я бы тоже наложил на себя руки, если бы уверовал в то, что нет ни невидимого мира, ни Бога. Но вера атеистов слепа – ещё никто не смог объяснить, что надо сделать, чтобы убедиться в том, что Бога нет. Хотя для совершения суицида необязательно быть законченным атеистом – нужно лишь уверовать в то, что если Бог и есть, то Ему нету до тебя абсолютно никакого дела; и после смерти ты сам разберёшься, куда тебе идти. Но не лучше ли, приготовив петлю и встав на табуретку, предварительно спросить Бога о том, почему Он устраивает тебе жизнь именно так, а не иначе, и как тебе к Нему идти. Господь не может не дать ответа ищущей душе. Но вопросить Его бывает просто лень. Наваливается на человека лень, абсолютная лень, от которой кружится голова и ослабевают мышцы. И Бог становится сразу где-то очень-очень далеко. И начинают “звучать тамтамы”:

                А Бог там, там,
                А святые там, там,
                А я здесь, здесь,
                А они там, там…

Суицид…

А как совместить с верой в Бога всю жестокость нашего мiра?

                Я не могу смотреть на то,
                что я должна любить.
                Я перестану видеть зло –
                я перестану жить.

Так написала Astarta – мне выпала честь жить с ней в одном городе. Как я её понимаю!.. В самом деле, как можно смотреть на царящее в мiре зло и не сойти с ума. Да, я уже сам осознал тот факт, что я сумасшедший…

Когда-то давным-давно, когда я ещё был неверующим, и носил на шее крест только в знак протеста против коммунистического режима (который в то время давно уже пал), я тоже два раза пробовал наложить на себя руки. Оба раза помешали обстоятельства. Тогда я страдал от полной бессмысленности жизни в видимом мiре. И, утопая в депрессии, смотрел фильмы ужасов, читал романы ужасов, испытывал кайф от слова “демон” и слушал металл.


[1] Цит. по: Новосёлов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М., 2003, с. 92.




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1338

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/11/13/1397